Опять нужны прорабы духа
Интервью с главой пресс-службы
Украинской православной церкви Василием Анисимовым
- Василий Семенович, намеченный
на 8 июля Собор УПЦ вызвал традиционную бурю споров,
страхов, версий. Чем ты можешь это объяснить?
- Тем, что Православная Церковь в
Украине пользуется огромным авторитетом и влиянием,
поэтому многим интересно, что в ней происходит. С другой
стороны, к Церкви продолжают относиться, как к
политической партии или общественно-политической
организации, где в руководстве идет постоянная борьба
влиятельных группировок, плетутся интриги, молодые и
алчные пытаются проглотить великих и мудрых и т.д. По
этой матрице светские СМИ и "раскатывают" церковную
проблематику. Но ведь понятно, что законы политики к
Церкви непреложны. Уже на следующий день после Синода я
двадцать комментариев дал о нелепости избрания
местоблюстителя, замены старших членов Синода молодыми и
т.д., но ведь мало кто слушает, и море
конспиралогических версий гуляет в сети.
- Я имею в виду не светские СМИ,
а верующих, причем, из многих епархий. Почему всякое
подобное собрание вызывает страхи и опасения, что на них
примут что-то непоправимое и опасное для Церкви,
разрывающее ее единство. Откуда это недоверие к
священноначалию? Ведь опять мы видим обращения, призывы
к стояниям.
- Ты знаешь, до прихода к власти
оранжевых таких опасений не было. А потом появился
страх, что наши епископы дрогнут, их переломают, и он
был небезоснователен, поскольку власть при Викторе
Ющенко много и основательно интриговала против Церкви, о
чем сегодня глава его тогдашнего секретариата Виктор
Балога сам не без удовольствия рассказывает журналистам.
И вот эта инерция страха продолжается, множество звонков
поступают в пресс-службу, даже факсы длиннющие с
подписями прислали верующие Запорожской, Черниговской и
еще каких-то епархий: не допустите автокефалии! Хотя это
вообще не предмет соборного обсуждения. Да и власть ныне
проправославная, правда, с некоторыми досадными
униато-раскольничьими вкраплениями. Она понимает
Церковь, уважает ее единство и никакого давления на нее
не оказывает. По крайней мере, до сих пор. Что же
касается Собора, то архиепископы Митрофан и Александр
провели пресс-конференцию, на которой изложили его
программу.
- Но многие вопросы остались
открытыми. Скажем, если это второй Собор за 19 лет, то
почему о нем заявлено за неделю до проведения? Это ведь
надо провести епархиальные собрания, избрать делегатов,
которые будут выражать мнение своей епархии по соборным
вопросам, которые еще и не сформулированы. Или
заявлено, что Собор утвердит решения всех и Архиерейских
Соборов и Священных Синодов УПЦ за 19 лет. Как это
возможно сделать за пару соборных часов, если на их
зачитку уйдет не один день? Очевидно, что кто-то и для
чего-то гонит коней.
- А почему бы не принять вполне логичное
объяснение: юбилей Блаженнейшего, приедут поздравлять
все архиереи, представители епархий, монастырей. Можно
воспользоваться этим и провести собор, где Блаженнейший
Митрополит, как объявлено, выступит с анализом
жизнедеятельности Церкви за 19 лет, подведет некоторые
итоги, определит перспективы. Уже ради этого стоило
Собор созывать. Думаю, это будет самой главной его
частью. Я знаком с Блаженнейшим с первых дней его
пребывания в должности Предстоятеля, сам написал не одну
сотню материалов по церковной проблематике, и мне очень
интересны оценки самого Блаженнейшего Митрополита
пройденному пути и нынешней ситуации. А все остальное не
столь актуально. То же утверждение решений Архиерейских
соборов и Синодов УПЦ. Разве их кто-то не признает или
подвергает ревизии? По практике любого управления
последующие решения поглощают предыдущие, так что нет
особой необходимости все предыдущие решения утверждать.
- А почему собор назван
юбилейным? В обосновании говориться о 20-летии Томоса о
независимости в управлении, которое отмечалось в прошлом
году, 20-летии Харьковского собора, который будем
отмечать в будущем году, 45-летие архиерейской хиротонии
Блаженнейшего Владимира и 20-летие независимости
Украины, которые выпадают на этот год, а также
1150-летие Киевской Митрополии, которое намечено
опять-таки на будущий год. О последнем юбилее, кстати,
вообще ничего неведомо.
- Юбилейным Собор можно назвать потому,
что он приурочен к 45-летию архиерейской хиротонии
Блаженнейшего Митрополита Владимира и состоится во время
юбилея. Что касается 1150-летия Киевской митрополии, то
это какая-то ошибка. Я звонил матушке Серафиме, которая
возглавляет у нас синодальную комиссию по
культурно-историческим вопросам, она тоже не знает, о
чем идет речь. Крестил Русь и основал Киевскую
митрополию святой равноапостольный князь Владимир, и он,
естественно, никак не мог этого сделать за сто лет до
своего рождения. Очевидно, вкралась какая-то ошибках в
формулировках.
- Большинство споров касаются
готовящихся изменений в Устав УПЦ, что обосновывается
изменениями в церковной жизни, в законодательстве
Украины. Ты эти споры тоже считаешь неактуальными?
- Надо решать главные вопросы, а они
заключаются в том, что мы продолжаем жить по
атеистическому Закону "О свободе совести и религиозных
организациях", принятому в 1992 году. Согласное ему
Церковь лишена статуса юридического лица, поэтому
юридически нет никакого "Устава УПЦ", а есть уставы
Киевской Митрополии, епархий, монастырей, приходов,
синодальных отделов и т.д. На недавней встречи
религиозных лидеров с президентом Украины Блаженнейший
Владимир предоставление Церкви статуса юридического лица
обозначил, как главное требование Украинской
Православной Церкви к государственной власти. Надо
добиваться принятия европейского религиозного
законодательства, которое действует и в России, а под
него уже переформатировать уставы церковные.
А в рамках действующего
законодательства, признаться, я и не знаю, что так уж
мешает Церкви выполнять свою миссию. Об этом
Блаженнейший Митрополит говорил священнослужителям и при
оранжевых: кто вам препятствует служить, нести Слово
Божие человеку, в приюты, больницы, тюрьмы, старым и
молодым, сеять доброе и вечное?
- Насколько я понимаю, в
изменениях к Уставу речь идет не о
церковно-государственных отношениях, а о
внутрицерковных. Говорят, что окружение Блаженнейшего
этими изменениями хочет при любых раскладах сохранить
себя при власти.
- Мало ли что говорят. Мы не знаем ни
изменений к Уставу, ни их обоснований. К сожалению, их
пока не знают и в епархиях, которые делегируют своих
представителей для решения судьбы этих изменений. Так
что это пока споры "не о чем". Конечно, делегаты могут
ставить любые вопросы и принимать любые решения. И
обосновывать их в букве и духе Церкви Христовой.
Я думаю, что в любой организации, а тем
более в Церкви, люди должны сохранятся при власти,
благодаря своему высокому духовному авторитету,
профессионализму, выдающимся трудам, а не уставными
должностями. Как Блаженнейший Митрополит, Святейший
Патриарх, наши старшие архиереи-подвижники. У кого-то
возникают сомнения или даже мысли, а могут ли они в
свете каких-то уставных изменений нами руководить?
Вот анафематствованный Михаил Денисенко
(Филарет), понимая, что никакого духовного и
нравственного авторитета в Церкви у него нет, пытался с
Евгением Петровной навечно юридически узурпировать
власть в Церкви, чтобы продолжать самодурствовать,
роскошествовать и безобразничать. Запрещал несогласных,
бесился, чем, кстати, вынудил людей бежать в раскол. Я
говорил с родоначальником автокефалистов Димитрием
Яремой, их первым "епископом" Боднарчуком и многими
другими, все называли моральный облик и поведение
Филарета с Евгенией Петровной главной причиной своего
ухода. И сколько властолюбцы сил не прилагали, чтобы
"юридически" обезопасить себя, все закончилось
Харьковским собором и отлучением от Церкви.
- Но, судя по всему, Филарет не
очень-то и бедствует?
- А что, кто-то завидует его небедному
"счастью"? Кстати, на Соборе планируется принять и
обращение к раскольникам. Важно, не оставлять усилий и
призывать людей к Богу и правде.
- Однако украинская власть,
вопреки прогнозам, решила оставить расколы в покое, и
даже "тайно" их поддерживает.
- Власть и не должна заниматься
раскольниками, для это есть правоохранительные органы. А
они и впрямь не перестают удивлять. Ты знаешь, я много
лет вел в газете правоохранительную тематику, встречался
с руководителями СБУ, МВД. Генпрокуратуры, на коллегиях
присутствовал. И сколько помню, на всех совещания
давалась установка: в борьбе с оргпреступностью
действовать на опережение. У нас же правоохранители как
пасли задних, так и пасут. Вот очередной раскольничий
"архиерей", какой-то филаретовец из Луганска объявлен в
розыск. Прибыл на дорогущим кабриолете, пустил пыль в
глаза, обвел вокруг пальца "луганских пацанов", что,
говорят, в принципе невозможно, "кинул" их на несколько
сот тысяч долларов и смылся. Вот ищут теперь. До этого в
международный розыск объявили коллегу Филарета –
"патриарха Киевского и всея Руси-Украины" Моисея Кулика.
И так они скоро все разбегутся с наворованным, а потом
ищи-свищи. Правоохранители же и не чешутся, хотя
прекрасно знают, что в раскольничьей самозваной
паразитической "иерархии" каждый второй – проходимец,
каждый первый – аферист. И начинать надо с самого
Михаила Антоновича Денисенко(Филарета), пока он еще
жив-здоров, при памяти и не в бегах. Помочь ему все
скелетики из шкафов подоставать, а там уже все так
запущено, что без Генпрокуратуры и нечистый ногу
сломает. Довести до конца дело о гибели его
предшественника – Романюка, выяснить, наконец, где
Филарет спрятал церковную кассу, "золото партии" и
прочее. А то ведь сбежит – будем искать ворованное, как
янтарную комнату, десятилетиями. И нам надо подвигать
правоохранителей к этой мысли. Неплохо было бы и
обращение на Соборе по этому поводу принять.
- Ты упомянул филаретовского
"архиерея", пустившего пыль в глаза дорогой иномаркой,
но ведь молодой житомирский архиерей УПЦ тоже поразил
всех, прибыв на кафедру на трех новеньких "Лексусах",
причем цена одного больше 110 тысяч евро. Это все горячо
обсуждали в Интернете. Указывалось, что машина местного
губернатора чуть ли не в десять раз дешевле. Чем ты это
объяснишь?
- Можно было бы пошутить, что хоть в
чем-то мы сблизились с раскольниками. На самом деле это
беда. Понимаешь, тот гигантский авторитет, который
Церковь за 19 лет обрела в обществе, и у простых людей,
и у элиты, и у власть имущих, складывался кропотливыми
трудами, скромностью, интеллигентностью, подвижничеством
Блаженнейшего и очень многих людей старшего поколения. А
вот Лексусоманией, роскошеством, чванством, леностью,
глупостью можно пустить его по ветру в считанные годы.
Это как в жизни: одни вкалывают, недоедают, недосыпают,
зарабатывают, скапливают, а другие это проматывают и
транжирят. И даже не ценят того, что транжирят, ибо не
ими заработано. Одни привлекали людей к Церкви и Богу,
другие своим поведением и отношением, напротив,
отворачивают.
Справедливости ради надо отметить, что
это не один архиерей прибыл в Житомир на трех
"Лексасах", а несколько. А региональные руководители
стали ездить на дешевых иномарках не потому, что
ударились в скромность, а потому, что есть негласная
рекомендация украинской власти не раздражать свой
бедствующий народ чиновничьей роскошью. И житомирские
журналисты должны бы это знать. Кстати, и на Соборе
можно было бы тоже какое-то решение принять, осуждающее
лексусоманию.
- Но ведь это, согласись, не
решение проблемы.
- Есть некие сквозные умонастроения,
одинаковые для церковных и нецерковных людей, с
которыми, по моим наблюдениям, сложно бороться. У меня
сосед в селе – богатый человек: отгрохал настоящее
поместье, с замком, теннисными кортами, полем для
гольфа, нарыл озера с фонтанами, как в Версале, детей
обучил в Англии, квартиры им купил на Прорезной. Он мог
запросто полететь с женой на выездной матч киевлян в
Рим, задержаться на недельку, заехать на несколько дней
в Париж, Вену, и вернуться с новыми идеями обустройства
того же поместья. Однажды привез какие-то диковинные
лилии из Голландии для своих прудов. Он лет на пять меня
старше, очень устремленный. Я его как-то спросил, чего
он так роскошествует? Он мне очень интересно объяснил:
его родители были простыми людьми, всю жизнь вкалывали
от рассвета до заката, и моря-то никогда не видели, -
словом, не располагали и мизерной долей его возможностей
ездить, покупать, возводить, удовлетворять любопытство и
желания. Такими же были и их родители и т.д. А вот он
располагает гигантскими возможностями, и за весь свой
род отыграется. Так и наши иные священнослужители пока
за всех новомучеников, невыездных, преследуемых
предшественников не откатаются, не отоварятся, не
наотдыхаются, не налечаться, пыль в глаза не пустят, и
не пресытятся – не остановятся.
Вот даже наши информационные проблемы
взять. Разговорился как-то с одним владыкой, но какой
темы не коснусь – он ничего не знает, ни церковных
событий, ни новостей, ни выступлений Блаженнейшего, ни
актуальных речей Патриарха. Я даже как-то
раздосадовался. А он говорит, что ты хочешь – ты тут в
Киеве, все знаешь, в курсе всего, а мы-то далеко в
провинциальной глуши. Я отвечаю, что ежемесячно высылаю
ему информационный журнал, где все это собрано и
изложено. А он так простодушно говорит: так у нас этого
никто читать не хочет! Ни информацию, ни богословов, ни
Блаженнейшего, ни Патриарха.
Читать, знать, быть информированными,
умными, просвещенными, культурными, образованными – не
хотят, это не престижно, а вот "Лексус" - другое дело,
на него не жаль ни сил, ни времени, ни средств. Но это
какое-то всеобщее наваждение. Я бываю в наших творческих
союзах, культурных учреждениях, в Академии наук и т.д.–
везде невостребованность, непрестижность, заброшенность.
Таковы ныне наши культура, наука и творчество. И это
реальные проблемы, которыми никакими уставными
изменениями не решить ни Церкви, ни обществу. Здесь
опять нужны прорабы духа.
Радонеж - 05.07.2011.
|