В поисках волшебной кнопки
К нам приехал с "сеансами" вычитки отец
N. Он уже был лет десять назад, и храм, вмещающий до
трех тысяч народу, тогда буквально ломился от публики.
Как будто в захолустную провинцию явился цирк "Дю
Солей". Народ валом валил на "церковное шоу".
Я не
касаюсь сейчас самого чина, но только говорю о том
нездоровом ажиотаже, который сопровождал эти молебны.
Духота, жара, вопли, стоны, крики болящих, плач детей,
толчея, обмороки и... пополнение епархиальной казны за
счет продажи "билетиков счастья". Когда я высказал
сомнения по поводу действенности подобных массовых
мероприятий, кто-то возразил мне: "Как же, ведь и
Господь говорил в Евангелии, обращаясь к ученикам:
"Бесов изгоняйте"". Но никто почему-то не вспомнил, о
чем Господь говорит дальше: "Даром приняли, даром
давайте". Но я сейчас даже не об этом хотел поговорить,
а об одном распространенном заблуждении.
В последние дни у меня состоялось
несколько встреч, подобных следующей:
- Батюшка, благословите к отцу N пойти
на вычитку.
- А вы что, страдаете беснованием?
Хрюкаете, лаете, может быть, пену испускаете?
- Да нет... Но, знаете, мне кажется, у
меня порча...
- Ладно... допустим, "порча". А вы не
пытались понять: почему Господь попустил такому
случиться и что вам нужно делать для того, чтобы от этой
беды избавиться? Вы исповедовались когда-нибудь?
- Нет.
- Причащались?
- Нет.
- Так как же вы хотите, чтобы Господь
вам помог, если вы сами ничего для этого не делаете?!
Ведь нам помогает не какой-нибудь
"батюшка", не "особый чин" или "молитовка", а Сам
Господь, если только мы Его слушаем. Христос так и
говорит: "Что вы зовете меня: Господи, Господи! - и не
делаете того, что Я говорю" (Лк. 6:46). То есть нужно
не только верить в Бога, но и знать свою православную
веру, читать Евангелие, исполнять заповеди, молиться
дома и в храме, соблюдать посты... Вроде бы простые
вещи, но если мы и этого не соблюдаем, тогда возникает
вопрос: а что дает нам право называться православными?
Вера? Но вера без дел мертва есть. И если шофер путает
педали газа и тормоза - он не шофер, как бы он ни
называл себя сам. И столяр, который не знает, чем циркулярка отличается от фрезы, - не столяр. Мы все
понимаем, что в жизни нужно соответствовать своему
званию. Вот и православные люди должны соблюдать
какие-то элементарные условия христианской жизни. И не
только внешние условия, но и внутренние, главные из
которых - любовь к Богу, стремление к Нему, желание жить
по Его правде... Тогда благодать Божия помогает нам
правильно строить жизнь, защищает от многих напастей и
содействует в преодолении трудностей, без которых жизнь
любого человека, не только христианина, невозможна.
Люди приходят на вычитку, полагая, что
им "подпортили ауру", что им нужно "подчиститься",
защититься от завистников... И лучшим средством в
решении этих "астральных напастей" они считают какой-то
особенный "чин". Да и в другие дни самые популярные
вопросы в храме: "Какую молитву читать? Какому святому
молиться? Какую службу заказать?" - свидетельствуют о
том, что люди ищут какие-то действенные, но внешние,
"разовые" средства, чтобы избавиться от тех или иных
неприятностей.
И дело не в отце N, которого у меня нет
никаких оснований подозревать в чем бы то ни было, и не
в тех несчастных, которые в самом деле страдают от злых
духов. Проблема в нашей общей расположенности искать
разрешения от бед в волшебной "молитовке", "иконке",
"обряде", "дедушке" - словом, в волшебной кнопке, на
которую можно было бы нажать без особых хлопот, чтобы
все встало на свои места.
Но нет в Церкви такой волшебной кнопки,
и невозможно разом избавиться от проблем, возникших в
результате долгой греховной жизни, неправильного
отношения к Богу, к своей душе, к ближним. А значит,
нужно последовательно и целенаправленно менять свою
жизнь. И для этого необходим труд повседневный и
постоянный, о чем и говорит Господь: "Царство Небесное
силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"
(Мф. 11:12).
Почему на вопрос о том, какие существуют
заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь:
"Не убий, не укради"? Почему называют именно шестую и
восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью,
не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к
любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает
те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. "Я
не убил, не украл - я отличный парень, и оставьте меня в
покое!" А седьмую заповедь "Не прелюбодействуй" знаете,
почему пропускают? Да очень "неудобная" в наше распутное
время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая
из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая
сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить
по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не
освобождает от ответственности. Это верно и в отношении
духовной жизни, и именно потому, что знание (или
незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего
доброго или худого произволения.
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога
оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но
человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких,
потому что заповеди - это не какие-то кандалы: вот, мол,
и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно
соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии - это именно
условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной
жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди
нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.
До сих пор люди, приходящие в храм,
ссылаются на пресловутую "советскую власть", когда "нас
не учили", хотя этой самой власти нет уже 20 лет. И
возможностей для познания собственной веры сейчас более
чем достаточно. Нужно только понять, что вера - это не
какое-то приложение к жизни, а ее основание, фундамент,
то, на чем мы с Божией помощью строим свою вечность. И
другого времени для этого строительства, корме кратких
дней земной жизни, не будет. Только бы не быть
равнодушными!
"По вере вашей да будет вам", - говорит
Господь. Так неужели те духовные средства единения с
Богом, которые нам предлагает Церковь: исповедь,
причастие, пост, молитва, соблюдение заповедей, -
неужели эти средства недостаточны для решения самых
острых проблем, неужели что-то может быть еще выше и
действеннее святых таинств?! Да ведь и прямо
кощунственно так думать. Но вот, привычка, маловерие
делают и величайшие таинства для нас чем-то привычным и
бездейственным. И причина тому - в нашей
расслабленности, в нашем самоволии, в нежелании понимать
и принимать волю Божию. И тогда начинаются поиски
заветных "молитовок", особых "иконок", "святых на разные
случаи", магических "старчиков"...
Только мы забываем, что скорби случаются
с нами даже не для того, чтобы мы от них мгновенно
избавились, а чтобы с их помощью смогли понять что-то
важное, относящееся к вечной жизни вечной души; и не
будь этих скорбей, мы бы никогда не изменились. Мы
думаем о земном, меряем все мерками житейского интереса,
но все-таки давайте помнить слова Господа, реченные
через пророка: "Как небо выше земли, так пути Мои выше
путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55: 9).
И вместо того чтобы лезть из кожи, осуществляя свои
планы, давайте хоть иногда смиренно молчать всем
сердцем, вслушиваясь в "Божии мысли", а затем и просить
сил для их исполнения, стараясь следовать "Его путями".
И для этого нам вовсе не нужна волшебная кнопка.
Дмитрий Шишкин, иерей
Православие.Ru - 31.01.2011.
|