Страсти по Победе (О псевдоправославии в Пензенской области)
В
поселке Победа на 140 дворов аж четыре центра духовной
жизни. Сюда едут со всей России, скупают дома. За три года
цены выросли в 10 раз, а на досках объявлений по-прежнему
белеют листки: "Приобрету дом на ваших условиях".
Михайловская обитель в поселке Победа существует полтора
десятка лет. Но ажиотажный интерес к ней возник именно в
последнее время. Наверное, потому, что продолжается судебное
дело лидера бековских закопанцев Петра Кузнецова.
Разбирательство идет, естественно, не быстро. И коллеги,
вещающие на общероссийские СМИ, скучая, бросают взгляды на окрестности.
А тут еще Победу "пиарят" по православным
епархиям. В Москве и Санкт-Петербурге вышло шесть прекрасно
изданных книг о старце Алексии (Михаиле Ивановиче Шумилине),
которого в Михайловской обители почитают как святого. Книги
распространяют по всей стране. В Пензенскую епархию звонят
сотни верующих, недоумевая, как к ним относиться.
Старец
Мишенька
Шумилин родился глубоким инвалидом. У него не работали ни
руки, ни ноги, тряслась голова. Он не мог есть
самостоятельно. Говорил неразборчиво. Но при нем всегда были
женщины, которые за ним ухаживали, возили в инвалидной
коляске, разбирали его слова.
Жил он с матерью в Пензе, в частном доме на
улице Революционной. Трудно сказать, как возник миф о его
"прозорливости", почему инвалида вдруг стали называть
старцем, но это случилось. И даже во времена социализма к
Шумилиным ходили верующие, приезжали люди из других городов.
Соседи к этому привыкли, но сами Мишеньку всерьез не
воспринимали.
Легенды, сложенные о нем, мягко говоря,
незамысловаты. Например, на крыше его дома всегда сидели
голуби. После его смерти их не стало.
Пенсионерка
Мария Федосеевна Данилина, живущая в Победе, рассказывает,
что 35 лет назад косила она траву с некоей Меланьей, у
которой был рак груди в запущенной форме. Неграмотная
Меланья лечилась, капая в язвы святую воду. И вот на покосе
бедняге стало плохо. Но вместо того, чтобы вызвать "скорую
помощь", она попросила Марию сбегать к старцу Алексию.
Когда Мария добралась до улицы
Революционной, там якобы ее уже ждали.
– Старец сказал: "Откройте скорее дверь. Ко
мне идет Мария от Меланьи", – рассказали гостье приближенные Алексия.
Он ласково поговорил с Марией – и она
чудесным образом поняла его речь. Предложил выпить чаю.
– О Меланье не беспокойся. Ей легче – она сейчас спит.
С той поры Мария Федосеевна и подружилась с Алексием.
Уже ближе к нашему времени возникла у нее
проблема – супруг и сын сильно пили. По этому поводу старец
ей якобы сказал: – Терпи. Уйдут один вслед за другим.
Прошло
несколько лет. И вот три года назад сын отравился
"Максимкой". На четвертый день после его похорон умер и муж…
Вот из таких историй, собственно, и состоят все книги.
Мария Федосеевна лечится популярным в
здешних краях способом – песочком с могилки старца.
Прикладывает к больным местам. И она, и все в округе знают,
что песок завозят, можно сказать, промышленным способом – на
грузовике. Однако считается, что, полежав на "святом месте",
он приобретает лечебные свойства. Некоторые даже заваривают
его кипятком и пьют. А один знакомый журналист, поддавшись
очарованию легенд о старце Алексии, даже…бросил курить,
поев, правда, не песочка с могилки (была зима), а снежка.
В Победе Мишенька с почитателями обосновался
в 90-е годы. Тогда в поселке не было храма. Отчасти
благодаря тому, что здесь поселился старец, к которому
по-прежнему шли паломники, несли пожертвования, пензенская
епархия и возвела Успенскую церковь. Алексий еще при жизни
хотел быть похороненным рядом с построенным храмом. И когда
он умер в возрасте 75 лет (а случилось это 8 января 2005
года), архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет
благословил исполнение его воли.
Кстати, когда старца хоронили, одних
легковых машин в Победе насчитали больше ста. А на
Революционной вообще было людское столпотворение.
Пенза forever
В
недавнем прошлом поселок Победа относился к Бессоновскому
району, теперь это Железнодорожный район города Пензы.
Заметный след в истории области сей
населенный пункт пока не оставил.
Однако если верить пророчествам старца,
которые здесь цитируют и местные, и приезжие, относясь к
ним, впрочем, по-разному, Победа еще скажет свое веское
слово. Когда разразится страшная война, которая пройдет по
всей Руси, когда в огне, воде и под камнепадами погибнут
великие города, уцелеет только Пенза. В нашу область
начнется массовое паломничество. И члены обители так в это
верят, что даже местную речушку, весьма непрезентабельную, называют Иорданом.
Паломничество,
может, и не массовое, уже началось. По данным председателя
местных садоводческих обществ Андрея Капралова, уже 20
процентов здешней недвижимости принадлежит верующим. А
недавно сюда (по областной программе газификации) протянули
газовую ветку, и цены, как выражаются местные бабушки, взыграли.
Еще три года назад можно было купить домик
за 100 тысяч рублей, теперь и миллиона не хватит.
Впрочем, дома скупают не только
представители Михайловской обители. После смерти Алексия в
стане его приближенных произошел раскол.
Сейчас в Победе аж четыре духовных центра!
Во-первых, Успенская церковь.
Во-вторых, Михайловская обитель, где в
руководителях бывший программист Александр Жуков, ныне отец
Рафаил, и бывший милиционер, сотрудник ОБХСС из Тюмени
Григорий Алексеев, ныне отец Гавриил.
В-третьих,
как его называют победовцы, женский монастырь. Это несколько
милых девушек, немногим старше 18 лет. В матушках у них
некая Нина Александровна из Заречного, а в молельном доме
служит отец Никодим.
– Энти – нищие, – объясняют местные жители.
– Кажись, старообрядцы. Дома покупали с освещением, а потом
обрезали провода. Живут при свечах да лампадах.
Наконец, четвертая группа представлена
единственным человеком – некоей Ольгой Цыгановой. Когда-то
она была бухгалтером у последователей старца Алексия.
Говорят, после его смерти претендовала на власть. Но сами же
верующие от нее отказались.
Сейчас Ольга помещена в СИЗО. Вместе с
другой женщиной она ходила по домам, вела душеспасительные
беседы, и некая старушка отдала ей свои сбережения – 60
тысяч рублей. Впрочем, следствию еще предстоит доказать в
суде выдвинутые против Ольги обвинения, в том числе, что она
выманивала деньги у "жертвы", а не сама "жертва" отдала их добровольно.
Не Погановка
Несмотря на пророчества о конце света из уст
последователей Михайловской обители, увидеть в них еще одну
угрозу вроде бековских затворников очень сложно. И к тому же
уж слишком пророчества патриотично-провинциальные.
Миролюбие
"альтернативщиков" подтверждает и заместитель начальника
милиции общественной безопасности Железнодорожного РОВД Олег
Викулов: – Живут с местными давно, никого не трогают.
И даже Пензенская епархия не клеймит обитель
позором, хотя и подчеркивает, что старец Алексий никогда не
был схиигуменом, как провозглашают его почитатели.
Тем не менее официальные власти, обжегшись
на молоке, дуют и на воду. Михайловскую обитель проверили по
линии милиции, ОБЭП и ФСБ. Выяснилось, что возведенные
обителью здания (а строительство здесь идет ударными
темпами), не зарегистрированы в официальном порядке. Если
они не будут узаконены, их, в принципе, могут снести.
…Сколько
человечество живет, столько оно мечтает о чуде. Рассуждать о
причинах и следствиях вечного стремления людей выйти за
рамки обыденности мы не будем. Но вера в старца Алексия, как
нам кажется, именно из этого разряда.
Михайловская обитель и Успенская церковь
стоят рядом, буквально через тропинку.
Вечером 28 июля (2008), когда мы приехали в
поселок Победа, Успенская церковь была закрыта. Внутри
церковного двора – тишина. Лишь две пасущиеся козы жалобно
блеяли. Выяснилось: батюшка Александр (Якунин) с семьей
уехал на отдых. Имеет право – отпуск.
Однако через дорогу жизнь кипела. Визжала
пила, стучали молотки. Подошла фура, груженная строительным
материалом. Подъехали две иномарки. Судя по номерам, одна из
Башкирии, другая из Краснодара. А в молельном доме шла служба.
Марьям Енгалычева
Пензенская правда - 01.08.2008.
Официальная позиция Пензенской епархии
О чудесах нам не известно
Ответственный секретарь Пензенского
епархиального управления игумен Серафим Домнин:
Нам в епархию звонит огромное число верующих
со всей России, которые прочитали книги о старце Алексии. У
людей возникает недоумение. Кроме того, первые книги были
изданы якобы по благословению архиепископа Пензенского и
Кузнецкого Филарета. Он уже официально это опроверг.
Никакого благословения архиепископ не давал.
Так называемая Михайловская обитель не
принадлежит епархии. Она не зарегистрирована в органах
юстиции, как надлежит любому православному приходу. Как нам
известно, эти люди не имеют законного рукоположения. И
совершаемые ими обряды и таинства не могут быть названы
действительными. Они называют старца Алексия схиигуменом.
Этого не может быть по определению. В священнический сан не
может быть рукоположен инвалид. О чудесах старца Алексия нам не известно.
|