"Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения..."
О книге иеромонаха Трифона "Чудеса последнего времени"
"Не многолетние только мудры,
и не старики разумеют правду"
Иов.32:9
Не всегда старость является гарантией богомудрия
Недавно мне попалась в руки книга иеромонаха
Трифона "Чудеса последнего времени". Её привезли (в
нескольких изданиях, да ещё с DVD-вариантом) на наш
епархиальный склад из Дивеева, где и проживает
вышеупомянутый автор. Как цензору епархиального склада мне
пришлось в очередной раз расстаться с определённой суммой
денег и приобрести сие творение. Надеюсь, духовная польза от
рецензии на данную книгу с лихвой окупит финансовые потери
моего скромного прихода...
Об авторе
Иеромонах Трифон немолод – в 2007 году ему
исполнилось 80. Живёт в Дивеево, где "окормляет" местных
казаков. Был собкором небезызвестной газеты "Русь Державная".
Принял постриг и рукоположен в Саранской и Мордовской
епархии, был заведующим издательским отделом, ответственным
секретарём газеты "Мордовия православная". Известность
приобрёл несколько лет назад, когда выпустил первое издание
книги "Чудеса последнего времени". С тех пор книга доросла
до пяти частей, последнее издание (известное мне) вышло во
Владимире в 2007 году. Готовится шестая часть книги.
Основное занятие батюшки Трифона в последние годы – реклама
и распространение своего труда. Он разъезжает по стране,
участвует во всевозможных православных выставках, где
торгует своим творением.
Иеромонах Трифон
с казаками
Судя по книге, батюшка Трифон свят, хотя и
не очень скромен. Рецензент книги, некий "кандидат
филологических наук, доцент С. Морозов" утверждает, что "в
ней нет никакого вымысла, обмана, ибо автор этой книги живёт
строго по Божьим заповедям: "не обмани", "не укради" и т.д.
Он постник, молитвенник, бессребреник" (с.6). Правда, "бессребреник"
не забывает собирать пожертвования со всей страны, якобы на
издание книги, при этом беспокоится, чтобы деньги в письмах
не посылали, а то "они не доходят" (с.5). По свидетельству
очевидца, в Дивеево паломников заманивают к нему домой, где
предлагают купить книгу по "самой низкой цене", а потом
оказывалось, что даже в Москве можно купить её в полтора
раза дешевле...
А кто не верит в нестяжательность батюшки,
для тех приводится в книге история "многогрешной Марии",
которая посетила ярмарку, где о.Трифон продавал своё
творение, и усомнилась в его святости:
"Это всё батюшка для рекламы говорит, –
подумала я, – чтобы побольше продать книг".
К вечеру у меня начало болеть лицо,
появилось какое-то жжение, а к ночи лицо всё распухло. Я
промучилась всю ночь, а утром не узнала своего лица. Оно
было всё опухшее и в страшных красных пятнах. И тут я
вспомнила, что усомнилась в правде о книге старца Серафима.
Утром 22 декабря я пошла к о. Трифону, упала
на колени и слезно просила его простить меня, маловерку, за мой грех.
– Я монах, – ответил мне о. Трифон, – я
никогда никого не обманываю. Неужели ты думаешь, что я ради
этих лишних рублей предстану перед Господом во лжи. Сегодня
вечером помолись. Акафист преподобному Серафиму прочти, и я
о тебе помолюсь. Завтра лицо у тебя будет чистое. Ещё
прикладывай к лицу книгу "Житие старца Серафима".
Я выполнила это послушание и, действительно,
на следующий день болезнь ушла, лицо моё очистилось, и опухоль спала.
Благодарю Тебя, Господи, за то, что ты
просветил меня. Ведь мы зачастую всё меряем нашими скудными
мирскими мерками и видим только то, что находится перед
нашим носом, а вдаль и вглубь смотреть не умеем" (с.151).
К вопросу о "правдивости" отца Трифона мы
ещё вернёмся, а про свою "святость" он регулярно напоминает
устами почитателей:
"В храме (г. Туапсе – А.П.) исповедовал
тогда иеромонах Трифон из Дивеева. Я неожиданно
почувствовала такую благодать, как и в самом Дивееве или в
храмах благодатных. Было легко, радостно и весело! (..)
Господь послал нам сильного духом наставника, чтобы мы
держались на плаву, ибо время наступает стремительно, помощи
почти не найти.." (с.178).
"Благодарна Господу нашему, что послал мне
такого светлого человека – отца Трифона. От него и его книги
исходит необыкновенная сила и вера в Господа Бога,
помогающая нам, грешным, преодолевать свои пороки и
исцеляться" (с.378).
Думается, несколько нескромно приводить
подобные восторги о самом себе, но в случае с о. Трифоном
всё иначе – ведь он напрямую общается с Божией Матерью,
преподобным Серафимом, который являлся ему не раз (даже
путешествовал с ним в машине), другими святыми.
Ангел-Хранитель будит его на ночную молитву "неземными
сигналами" и "шлепком ладони по ногам" (с.156), а бесы воюют с аскетом:
"Однажды часа в 2 ночи я был сброшен с
постели на деревянный пол, на котором не было даже коврика.
Я поблагодарил Господа и за это искушение. Я (...) знал, что
это проделки бесов, слуг сатаны, врага рода человеческого.
Чем усерднее человек приближается к Богу, тем яростнее они
злобствуют, нападают на него. Я сразу вспомнил аналогичный
случай с преподобным Сергием Радонежским" (с.155-156).
Итак, батюшка Трифон, как видно из его собственных слов, в
своих подвигах достиг уже уровня преподобного Сергия...
Такой же духовной высоты он требует и от прихожан, по
свидетельству клирика Саранской епархии:
"Где-то до начала позапрошлого года о.
Трифон наведывался в наш храм раз в полгода и так как
служить не умеет в принципе, то шёл на исповедь. Случайно
попавшие (или специально стремившиеся, соблазнённые седой
бородой с внешним благолепием) к нему на исповедь бабушки
получили от него в качестве епитимьи по 500 или 1000 земных
поклонов, а потом ходили по всем окрестным батюшкам с
просьбой снять с себя эту невыполнимую и тяжелую даже для
молодого человека епитимью" (проректор Саранского Духовного
Училища игумен Силуан Туманов).
Также о. Трифон стоит вровень и с пророком Моисеем:
"В последние годы иногда слышу голос по
утрам, который сообщает мне какую-нибудь важную информацию. Например:
– Такая-то (полностью называет фамилию, имя,
отчество) покончила с собой.
И действительно такой факт имел место в
Москве. Алкоголичку бесы завели в петлю (с.528-529).
(..) Иногда мне показывают Землю в дыму, в
огне. Мир наш катится в пропасть" (с.530).
Интересно, для кого может быть "важна"
информация о уже свершившемся факте самоубийства? Ответ
ясен: только для бесов, которые, видя склонность иеромонаха
Трифона к доверию "голосам", ввергают его в пагубную
прелесть, духовное самомнение.
"Богословие" иеромонаха Трифона
Как уже говорилось, отец Трифон уверен в
своём пророческом даре, поэтому книгу о чудесах он
использует как рупор всех тех популярных еретических идей,
которые гуляют в околоцерковном сознании. Сюда входят:
борьба с глобализацией, точные данные об облике Антихриста с
когтями "в перчатках", мировой компьютер "Зверь", 666, чипы,
ИНН (если возьмёшь ИНН, то увидишь во сне беса, пляшущего со
"злополучной бумагой" и восклицающего: "Ты наша, и крест
твой теперь недействителен!" (с.384-385)), "царь-искупитель"
("Облик Николая II проявился именно на том месте, где обычно
изображается Господь Саваоф, сидящий на престоле" (с.180)),
чин покаяния в Мытищах.
На апокалипсические пророчества дивеевский старец не скупится:
"Будет голод, людоедство. А нас Господь не
оставит. Мы из земли скатаем шарики, а Господь их сделает хлебом.
Будут засухи, войны, стихийные бедствия,
будут отключать газ, отопление, электричество. Спасение
будет в селе, в доме с садом-огородом, козой или коровой. Из
городов будут приезжать банды, грабить, убивать, забирать
продукты. Надо покупать оружие самообороны (через милицию) и
жить общинами, есть свою, не кодированную, не отравленную пищу" (с.5-6).
Правда, есть в пророчествах маленькое
противоречие: если "хлебные шарики из земли", то зачем
огород с коровой, ведь Господь "не оставит", тем более –
"оружие самообороны"?
Якобы по предсказанию прп. Серафима
Саровского, "Царь-колокол из Москвы по воздуху перелетит в
Дивеево. (...) Его звон будет услышан во всех странах земного
шара" (с.31). Воскреснет преподобный Сергий и вознесётся на
небо, воскресшего Серафима Саровского из Сарова в Дивеево
сопровождать будут "Архангелы и Ангелы, а также последний
Государь и первосвященники", всё это покажут по ТВ" (с.32).
Своеобразно учение отца Трифона о спасении и молитве:
"Один час моления с 3 до 5 ночи равен сорока
часам дневного моления, а один ночной земной поклон равен
сорока дневным земным поклонам. Ночные моления – это один из
китов спасения в последнее время, которое уже наступило.
Второй могучий кит спасения – это круглогодичный пост.
Третий кит – самый сильный. Это безбрачие, а в семьях мужу с
женой жить как брату с сестрой" (с.156-157). Вот три кита,
на которых держится "богословие" дивеевского "подвижника" и
плывёт по бурному апокалипсическому океану прелести...
Но батюшке Трифону мало славы пророка и
богослова, он претендует и на роль вселенского папы, ибо
обращается с посланием "к каждому человеку Земли":
"(..) Давайте уничтожим зло на Земле!
14 октября (Покров, день рождения о.Трифона
– А.П.) объявляется Днём Добра. (..) Ноябрь объявляется
Месяцем Добра, а 2008 год – Годом Добра.
Каждый человек, от рабочего до Президента, –
начни с себя, будь добрым! (...)
Спасём же человечество от надвигающейся
гибели. Просьба к тем, кто прочтёт этот листок, размножить
его и рассказать о нём другим.
Иеромонах Трифон и люди доброй воли" (с.531).
Что тут скажешь? Батюшка старенький уже, не
будем строго к нему относиться. Как говорится: мудрость
приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один...
Книга
Книга "Чудеса последнего времени" уникальна
во всех отношениях. По своим свойствам Евангелию очень
далеко до неё, тем более, что отец Трифон даже твёрдо не
уверен, что написано в нём:
"Очнись, человек, открой Евангелие и прочти
"Откровение" Иоанна Богослова" (с.3). Действительно, нужно
как следует "очнуться", чтобы "Откровение" найти в
Евангелии, а не в Новом Завете...
На всех изданиях стоит благословение Владыки
Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского. В конце
статьи мы обязательно вернёмся к вопросу подлинности
архиерейского благословения. Но это для автора и не так
важно: по его смиренному заявлению, книгу благословил сам
преподобный Серафим, он даже явился во сне отцу Трифону,
держа в руке его рукопись, и посоветовал добавить ещё треть
(с.5). Также "книгу благословили и поцеловали старец Николай
Гурьянов и одесский старец Иона" (с.5). Даже скучно
становится читать в каждой псевдоправославной книжонке про
якобы благословения всех возможных и невозможных старцев,
благо для автора, что никто не сможет проверить это,
особенно, когда речь идёт о уже почивших подвижниках.
Для светских читателей сообщается, что
"книга заняла первое место в республиканском конкурсе,
посвящённом 2000-летию христианства", и автор награждён
"золотой медалью". Причём книга с каждым изданием
утолщается, а "первое место" сохраняется по-прежнему, по
инерции, наверное.
Но главная уникальность книги не в этом, а в
том, что она... чудотворна! Автор постоянно на этом
настаивает и приводит множество "свидетельств" в
подтверждение. Вот его слова:
"У меня уйма телефонов людей, у которых
книга мироточит, благоухает, кто исцелился после её
прочтения... У одной москвички она кровоточит" (с.5).
Многочисленные "свидетели" уверяют, что по
прочтении книги исцелились от пьянства, книгу прикладывают к
больным местам и выздоравливают. Боль проходит, даже если
постоять 5 минут около "стопки книг" на ярмарке. Заблудшие
возвращаются на путь истинный, атеисты начинают ходить в
храм, и прочие чудеса "благоухают" от этой великой Книги,
которая, по всей видимости, успешно заменяет многим
христианам Евангелие. Христианки последнего времени
описывают свои ощущения от чтения поистине с эротическим
сладострастием:
"Сначала я её читала взахлёб, а потом, чтобы
продлить духовное наслаждение, уже медленнее. Хотелось,
чтобы подольше длилось возвышенное чувство, которое
возникает при чтении (...)
Вы даже не представляете, что со мной
творилось, когда я её читала: душа плакала о моих грехах и
пела о том, что я узнала о чудесных исцелениях по молитвам
преподобного Серафима Саровского. С трепетом и нежностью я
прочитала эту книгу несколько раз" (с.382-383).
И таких почитательниц ведь не пробьёшь
никакой критикой, только раздражишь своей "злобой", тем, что
помешал им "духовно" наслаждаться...
Останавливаться на достигнутом отец Трифон,
видимо, не собирается: он уже принимает рассказы и
пожертвования для шестой книги, а так как чудеса и знамения
– вещи, вполне привычные в жизни христиан, то можно
составить ещё десяток книг, были бы силы у батюшки на
девятом десятке...
Знамения и чудеса, или как стать миллионером
Отец Трифон утверждает, что собирая материал
для книги, он "стремился избегать непроверенных фактов"
(с.5). Как он это делал – остаётся только догадываться.
Наверное, использовал основную христианскую методологию
верификации (проверки на истинность) – апостольскую:
"уверенность в невидимом". То есть, раз я уверен, что видел
Божью Матерь и Небесный Иерусалим, значит, так оно и было, и
грех вам сомневаться в моих словах!:
"Как-то я указал о.Трифону на то, что
никакого явления ангела на фотографии с Гроба Господня нет,
а просто вспышка фотоаппарата залила светом литого ангела с
подсвечника перед кувуклией. Увидеть эти подсвечники можно
на любом изображении кувуклии. О.Трифон задумался, а во
втором издании написал что-то вроде: "неверующие и
сомневающиеся говорят, что фотография эта недействительна,
но мы верим, что это чудо, и никто нас не разубедит. Никаких
там подсвечников нет"" (проректор Саранского Духовного
Училища игумен Силуан (Туманов)).
Все издания книги изобилуют фотографиями и
подробными описаниями "знамений" с неба: различных свечений,
радуг, отражений, крестообразных сочетаний атмосферных
явлений, души, выходящей из тела, светящихся батюшек и
прочих из разряда, относящегося к "роду лукавому и
прелюбодейному, ищущих знамений" (Мф.,12:39). Святые Отцы
Церкви всегда советовали с великой осторожностью относиться
к подобным явлениям, не вверяться им, чтобы не впасть в
душевное обольщение видениями, на которые такие мастера
нечистые духи. Но отец Трифон учит с помощью своих
соавторов, что, напротив, именно знамения с небес укрепляют
веру, вот только во что? В свою избранность, приобщённость к
чудесному и значительному, что в свою очередь ведёт человека
к духовному расслаблению и прельщению.
Другими важнейшими для спасения знамениями
отец Трифон считает различные мироточения, кровоточения,
слезоточения икон, фресок, книг, причём обильность точения
увеличивает достоверность чуда, по его мнению. Кстати, этот
довод любят использовать все наши царебожники, "распутинцы"
– мол, у нас мироточит "икона" Распутина, это ли не
доказательство его святости?! Но в Церкви нет однозначного
отношения к мироточениям, что они значат и что подтверждают,
может, как раз обратное тому, что кажется доморощенным
"богословам" последних времён.
Жизнь православных людей изобилует (судя по
книге) явлениями Божией Матери, святых, Ангелов, даже Самого
Господа. При этом "явления" Божией Матери считаются
бесспорными на том утверждении (совершенно, кстати,
необоснованном), что бесам не дано, якобы, принимать Её
облик. А раз так, то мы должны всерьёз воспринимать такие,
например, "явления" во сне:
"Я иду через лесок. Ёлочки, белки прыгают,
хвоей пахнет. Начинает темнеть. И вдруг сразу осветилось
всё. Между небом и землёй появляется женщина во всём голубом
и говорит очень громко:
– Ты не волнуйся, у тебя родится внук!
Я отвечаю, что очень мне трудно, нет денег и
возможности. Тут женщина передаёт куда-то ввысь, как по
телефону:
– Она говорит, что у неё нет денег и возможности...
Сверху слышен мужской голос, твёрдый:
– Скажи ей: пусть не волнуется, всё будет
хорошо, помощь всегда будет" (с.84).
Ну, приснилось – и приснилось, с кем не
бывает, но ведь авторы предлагают принимать эти межнебесные
телефонные разговоры как реальные явления Богородицы!
Складывается впечатление, что умственный уровень многих
православных задержался на трёхлетнем возрасте, когда
ребёнок бывает склонен доверять любым сказкам.
Совершенно запросто наши христиане посещают
загробный мир, рассматривают подробности ада и рая, узнают
судьбу абортированных детей (грязных и печальных, живущих в
бараках), беседуют на том свете о судьбах мира с Божией
Матерью, Христом. Общение с умершими – тоже довольно
обыденное занятие, случается даже подвозить на машине
девушку, умершую год назад (с.210)... Толпами люди
воскресают, "зрят", слышат откровения, вообще, с горним
миром, что называется, "на ты"...
А чудеса в жизни христиан случаются на
каждом шагу, нужно лишь крепче верить да молиться. С помощью
молитвы, например, легко стать миллионером:
"Остановившись прямо посреди улицы, я
подняла руки к небу и стала молиться, а в конце молитвы
обратилась к Спасителю:
– Господи, Иисус Христос, сыне Божий,
помилуй нас грешных, пошли нам миллион рублей.
Не успела я договорить до конца последнее
слово, как на меня посыпались с неба купюры. Ровно миллион
рублей послал нам Господь" (с.94).
Думаете, это шутки Коровьева и кота Бегемота
из "Мастера и Маргариты"? Нет, братья и сёстры, это
достоверный рассказ монахини...
Много и других чудес бывает: и бесы приходят
в дом в виде мужичишки плюгавенького, чтобы в телевизоре
поселиться, и торсионные генераторы изобретают, в которые
бесов видно (если мимо будут пролетать); и на мужа-гулёну
аллергия возникает; и чудо-певица Жанна Бичевская, видевшая
царя Николая на кресте распятого и с Господом его
перепутавшая; и святое венчальное полотенце, исцеляющее от
смертельных болезней, и чего только не узнаешь ещё
"возвышенно-духовного"... И все эти басни перемежаются
вполне возможными и реальными случаями исцелений на
источнике, у мощей батюшки Серафима (да и найдётся разве
среди православных кто-либо, сомневающийся в великой
благодати, данной Преподобному?). Смешивание правды и лжи –
обычный принцип усыпления бдительности читающего.
Можно ещё долго перечислять и критиковать
сказки и бредни "Чудес последнего времени", но
трезвомыслящему читателю, думаю, уже всё ясно. Кстати,
напоследок, как и было обещано, вернёмся к вопросу о
"правдивости" отца Трифона и архиерейского благословения на
его труд. Я запросил официальную информацию в Саранской и
Мордовской епархии касательно творчества и личности отца
Трифона, и вот что мне ответили:
"Иеромонах Трифон получил благословение на
издание своей книги обманным путём. В мои обязанности входит
проверка всех рукописей перед публикацией их от имени
епархии. Где-то лет 6-8 назад о. Трифон принёс первый
вариант своей книги (довольно еще "безопасный", без ИНН и
"Мытищ"), Владыке, тот отправил книгу мне. Я исправил около
половины рукописи, но о.Трифон подал первоначальный вариант
архиерею как исправленный. Так появилось благословение, без
согласия архиерея перепечатываемое позже на всех изданиях.
Наш Владыка (и я полностью с ним согласен)
категорически не разделяет непринятие ИНН, чин покаяния в
Мытищах, "царя-искупителя", "бесов, живущих в телевизоре и
компьютере", и прочие сомнительные знамения с неба и чудеса.
Излишне говорить, что исцеляющая сила книжки про чудеса
равна нулю, если даже не уходит в минус.
К сожалению, наш маловоцерковлённый народ по
всей Руси с восторгом принял этот странный набор
околоцерковных сказок, являя вполне языческое отношение к Церкви.
Отец Трифон, как человек весьма преклонного
возраста, но неуёмной энергии, находится за штатом без права
служения за пределами Саранской епархии" Пресс-секретарь
епархии, проректор Саранского Духовного Училища игумен Силуан (Туманов).
Думаю, теперь все возможные сомнения
относительно душеспасительности "чудотворной" книги и
духовного облика дивеевского "старца" должны быть
окончательно развеяны. Но боюсь, что не для всех: "ищущим
знамений" – и Христос не указ, не то, что цензоры...
Алексий Плужников, иерей,
настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда
Русская линия - 31.03.2008.
|