На пороге раскола
01 июня 2010 года в Интернете было
опубликовано т. н. "Открытое письмо группы клириков и
мирян об экуменических деяниях Патриарха Кирилла"
"Открытое письмо группы клириков и мирян об
экуменических деяниях Патриарха Кирилла". Как
сообщается, письмо подписано 24 священнослужителями и
352 мирянами и выставлено для дальнейшего сбора
подписей. Авторы данного "Письма" (будем так кратко
называть его в дальнейшем), как они сами указывают,
проходят служение и проживают на территории Молдовы. Как
увидим ниже, это имеет не последнее значение.
Уже из самого названия данного документа
виден его безапелляционный, воинственно-конфронтационный
характер. Оно звучит как обвинительный вердикт некоего
органа, очевидно, считающего себя полномочной судебной
инстанцией в отношении Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси. Кстати, именно так, по обязательной для
клириков и мирян форме, соответствующей высокому и
священному сану Патриарха, подписанты в заголовке к Его
Святейшеству не обращаются – они подчеркнуто грубы.
Весьма примечательная коллизия наблюдается уже в тексте
"Письма". В начале авторы, вроде бы, вспоминают о
церковной субординации (имеющей в Церкви Христовой с
апостольских времен не формальный, а именно священный,
Богоустановленный характер). Они пишут: "Ваше
Святейшество! С достоинством к Первосвятительскому сану,
с болью в сердце, обращаемся к Вам...". Затем, однако,
все более взвинчивая тон, подписанты "Письма" бросаются
оскорбительными по отношению к патриаршему сану,
ультимативными выражениями: "мы отмежевываемся от Ваших
высказываний", "Вы нас не представляете", "мы требуем
Вашего личного покаяния". Поражает сходства тона
подобных ультиматумов с тем, что еще так недавно
выходило из-под пера бывшего епископа, а ныне
раскольника и сектанта Диомида Дзюбана.
От Патриарха псевдоревнители из Молдовы
переходят уже на весь сонм архиереев и духовенства
Русской Православной Церкви: "Также свидетельствуем, что
все те архиереи и священники, которые не поднимают
своего голоса в защиту Матери-Церкви от лукавых
действий, вовлекающих Ее в ересь экуменизма, ведущую в
путь погибели, сами являются поборниками этой ереси и ее
соучастниками, ибо молчанием предается Бог". Дело здесь
не в отношении к экуменизму. Я не случайно сказал, что
еретиками объявляются весь епископат и духовенство РПЦ.
Ведь подписанты "Письма" обвиняют в ереси всех
несогласных с их личным подходом к внешнецерковной
деятельности как таковой, которую они обобщенно называют
"экуменизмом". И совершенно очевидно, что с подобной
ультимативной, изоляционистской и раскольнической
позицией, к тому же, столь удобной для внешних
недоброжелателей не только Русской Церкви, но и
Православия вообще, не согласятся ни архипастыри, ни
священнослужители иных степеней нашей Церкви.
Это ощущение себя в качестве судей
Предстоятеля Русской Православной Церкви, этот
оскорбительный и скандальный тон свидетельствует не
только о крайней степени гордыни и прелести, в которых
пребывают новоявленные обличители. Подобное отношение к
священноначалию, независимо от содержания "Письма",
недвусмысленно карается святыми канонами Православной
Церкви, ревнителями которых столь безудержно стремятся
продемонстрировать себя его авторы. А именно – 55
Апостольским правилом: "Аще кто из клира досадит
епископу: да будет извержен". Если столь строгому
приговору священного Апостольского правила подлежит
досадивший любому епископу, то тем более подпадают под
него бросающие оскорбительные и необоснованные обвинения
Святейшему Патриарху, епископату и духовенству всей
Поместной Русской Православной Церкви.
Что же сказать по сути обвинений,
предъявляемых Святейшему Патриарху Кириллу очередными
"борцами за чистоту" (очередными, ибо сколько их уже в
церковной истории было – кафары, донатисты, беспоповцы,
катакомбники, диомидовцы...)? Обличители вспомнили слова
тогда еще митрополита Кирилла почти двадцатилетней
давности, произнесенные на Генеральной Ассамблее
Всемирного Совета Церквей в Канберре. Эти слова крайне
искажены тем, что вырваны как из контекста выступления
митрополита Кирилла, так и из контекста всей вообще
позиции, которую занимала делегация РПЦ на той
конференции и на иных подобных форумах. Дело в том, что
свое участие в деятельности ВСЦ Русская Православная
Церковь всегда оговаривала тем, что, по вере
православных участников межхристианского диалога, Единая
Христова Церковь уже существует, и эта Церковь –
Православная Церковь, являющаяся Единой, Святой,
Соборной и Апостольской Церковью Символа веры. Строго на
такой позиции всегда стоял будущий Патриарх Кирилл, в
каких бы форумах ему не доводилось участвовать.
Именно таков основной мотив его
экклезиологии, и надо быть просто слепым либо
сознательным недоброжелателем, чтобы этого не замечать.
Характерны слова, сказанные Владыкой Кириллом в одном из
интервью в 2007 г.: "Единство – сама суть бытия Церкви.
Господь Иисус Христос для того ее и создал, чтобы люди в
ней достигали единства с Богом и друг с другом". Я не
случайно подчеркнул сочетание "в ней". Вот о каком
единстве всегда говорил наш нынешний Патриарх! Не об
объединении Церкви с ересями и расколами, но о единстве
в лоне Церкви, созданной Спасителем и существующей до
сего дня и до последнего дня мира – Святой Православной
Церкви. Именно к этому единству, к воссоединению с
Единой Церковью в 1991 г. в Канберре призывал митрополит
Кирилл тех, кто пребывал вне единства, вне спасительного
церковного ковчега, когда говорил о том, что
"православные хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой
Церкви". Да кто из нормальных православных людей не
желает того, чтобы Единая Церковь Христова родилась и в
сердцах тех сотен миллионов католиков, протестантов,
даже сектантов, предки которых некогда покинули
спасительную церковную полноту? Именно для них площадка
диалога с православными, в процессе которого они
получили возможность познакомиться с незамутненной
апостольской истиной Святого Православия, и могла бы
стать колыбелью той Единой Церкви, в которую они
получили возможность вернуться.
Представители священноначалия, как не
трудно проследить из частых заявлений на эту тему,
по-моему, просто устали повторять прописную истину о
том, что межхристианский и межрелигиозный диалог, в том
числе, участие в работе ВСЦ, для православных его
участников является формой свидетельства перед
инославным миром о Православии, формой богозаповеданной
проповеди Истины Христовой ("Шедше в мир весь,
проповедите Евангелие всей твари" – Мк. 16, 15),
неповрежденно сохраненной в Православной Церкви. Дух
самоизоляции, дух "пензенской пещеры", к которому зовут
нас авторы рассматриваемого "Письма", всегда был чужд
Церкви и святым отцам, он противоречил заповеди
Христовой о проповеди "всему миру", т. е. и еретикам, и
иноверцам. С точки зрения обличителей нашего Патриарха,
святой апостол Павел, наверное, тоже должен покаяться в
том, что выступил на языческом афинском Ареопаге, в
окружении статуй античных "богов", да еще и, в качестве
миссионерского приема, похвалил афинян за явно не по
строго православным соображениям устроенный ими
жертвенник "неведомому Богу" (Деяния. 17, 15-34).
Святейшего Патриарха Кирилла пытаются
обличить в "ереси экуменизма". Но в чем эта ересь
состоит? Если в свидетельстве о Православии перед
инославными и иноверцами – то, как мы уже увидели,
ересью является, как раз, противление такому
свидетельству. Если в "теории ветвей", утверждающей, что
Церковь Христова состоит в единстве различных
деноминаций, не состоящих между собою в общении – то
Святейший Патриарх Кирилл не только никогда не разделял
этой действительно еретической экклезиологии, но всей
своей деятельностью, всей своей проповедью единства в
лоне Святого Православия боролся с ней.
Вообще, обвинение ныне здравствующего
Патриарха Московского и всея Руси в "заметной
активизации" участия РПЦ "в экуменическом движении за
последний год" является чудовищной, несправедливейшей
ложью. Вспомните 70-е и 80-е годы или, если были тогда
еще слишком юны, пролистайте "ЖМП" тех лет. Сколько
тогда практиковалось различных совместных молитв, пений
каких-нибудь англиканских или католических хоров на
православном богослужении, даже в монастырях! И эта
смущавшая сердца многих православных верующих практика
наблюдалась во времена Патриаршества предшественников
Святейшего Патриарха Кирилла, времена, которые нынешние
патриархоборцы и церквоборцы пытаются противопоставить
сегодняшним реалиям Русской Православной Церкви в
качестве некоего "золотого века чистоты", с высот
которого наша Церковь, якобы, катится в эдакую
"экуменическую пропасть". Именно так они представляют
дело, я нисколько не сгущаю краски. И вот теперь
несколько слов правды о том, что же на самом деле
сделано Святейшим Патриархом Кириллом в отношении
"экуменической активности" нашей Церкви – правды, столь
усердно замалчиваемой псевдоревнительской и
раскольнической пропагандой.
Если для кого-то это является секретом,
то сообщу здесь достаточно широко известный факт: все
знаменитые официальные документы Русской Православной
Церкви эпохи блаженнопочившего Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II составлялись под
руководством и при непосредственном участии тогдашнего
Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и
Калининградского Кирилла. Вот какую экклезиологию
предлагают нам разработанные Владыкой Кириллом "Основные
принципы отношения Русской Православной Церкви к
инославию":
"Православная Церковь есть истинная
Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем
нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым,
Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: "Создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Она есть
Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская
Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во
всем мире, "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,
15)... Церковь Христова едина и единственна... Вопреки
богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию
в христианстве возникли разномыслия и разделения.
Церковь всегда строго и принципиально относилась как к
тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так
и к тем, кто привносил в Церковь разделения и смуту...
На протяжении христианской истории от единства с
Православной Церковью отделялись не только
индивидуальные христиане, но и целые христианские
сообщества... в отделенном состоянии оказались
существующие доныне Ассирийская Церковь Востока,
дохалкидонские Церкви – Коптская, Армянская,
Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II
тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали
внутренние разделения западного христианства...
Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что
спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой...
Отступление от законного Священноначалия есть
отступление от Духа Святого, от Самого Христа".
Как видите, здесь в твердом,
бескомпромиссном, святоотеческом духе исповедуется
единство и единственность Церкви Христовой,
свидетельствуется о том, что никакие иные деноминации,
включая несториан, монофизитов и (внимание, ревнители!)
римо-католиков не являются частью Церкви, но отделились
от нее. Отступление от Церкви называется отступлением от
Святого Духа и Христа, отрицается возможность спасения
вне Церкви. Сильнее выразить веру в единственность
Православной Церкви и гибельность отделения от нее,
мощнее богословски разгромить всякие "теории ветвей"
просто невозможно. Этот текст – пример подлинной, а не
мнимой ревности о Святом Православии.
Архиерейским Собором Русской
Православной Церкви 2008 г. было принято также
разработанное митрополитом Кириллом Определение "О
вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской
Православной Церкви". В нем четко и ясно разъяснены
мотивы участия нашей Церкви в диалоге с инославными и
иноверцами: "Участие Русской Православной Церкви в
двустороннем и многостороннем межхристианском и
межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об
истине Святого Православия, а также ради заботы об
утверждении в мире традиционных нравственных ценностей и
о достижении добрых и справедливых отношений между
народами. Близость этических взглядов большинства
верующих традиционных религий позволяет им совместно
противостоять угрозам нравственного релятивизма и
агрессивного секуляризма, попыткам вытеснить религию на
обочину общественной жизни" . Итак, нет и речи о
каком-либо смешении или вероучительном компромиссе с
неправославными сообществами.
Но и это не все. Рассматриваемое
Определение недвусмысленно высказывается по поводу
практики совместных молитв: "В процессе диалога наша
Церковь не приемлет попыток "смешения вер", совместных
молитвенных действий, искусственно соединяющих
конфессиональные или религиозные традиции" . И такое
строго каноническое определение принимается тогда, когда
в некоторых других Поместных Церквах иерархи и даже
Предстоятели не только совместные молитвы с инославными
совершают, но позволяют себе элементы совместных
литургических действий. А в одной из Церквей нашлись
высокопоставленные архиереи, сослужившие с
римо-католиками (что, кстати, вызвало письменный протест
со стороны тогдашнего председателя ОВЦС митрополита
Кирилла), и за это лишь слегка укоренные своим Синодом!
Т. е. в то время как происходят реальные факты грубого
попрания святых канонов в некоторых Поместных Церквах,
эти факты как-то обходятся молчанием, а Святейший
Патриарх Кирилл, всеми своими усилиями твердо ведущий
корабль Русской Церкви по прямому руслу святоотеческого
Православия и бескомпромиссного соблюдения
догматического и канонического Предания Церкви,
подвергается лживому критиканству, служащему
обоснованием для подготовки нового раскола. Я не люблю
различные теории заговоров, но все сводится к тому, что
кто-то специально, методически и цинично провоцирует
внутрицерковную смуту и маргинальные расколы, чтобы не
дать Русской Православной Церкви по-настоящему окрепнуть
и исполнить свою спасительную и надвременную миссию.
Возвратимся, однако, к деятельности
Святейшего Патриарха Кирилла. В одном из первых
документов его Патриаршества – Определении Поместного
Собора РПЦ 2009 г. "О жизни и трудах Русской
Православной Церкви" – звучат очень сильные, проникнутые
глубокой верой в Церковь Христову, лично меня глубоко
тронувшие слова о "верности единственно спасительной
Истине Святого Православия". Благодаря Патриарху Кириллу
на официальном уровне Поместного Собора было
торжественно провозглашено, что спасительной является
единственно, т. е. только и исключительно, Истина
Православия, и что, следовательно, вне Православия нет
ни Истины, ни спасения. На самом же Соборе Святейший
Патриарх Кирилл подчеркнуто и во всеуслышание употребил
термин "католическая ересь". Скажите, когда в последний
раз кто-либо из Предстоятелей нашей Церкви столь
недвусмысленно и неполиткорректно говорил не о "наличии
разногласий", а прямо – о ереси? Вспомним, как Его
Святейшество в проповеди на Неделю Торжества Православия
совершенно четко сказал о еретическом характере
несторианства, и монофизитство назвал монофизитством, а
не расплывчато "нехадкидонством" или "Древневосточными
Церквами". А в бытность еще Местоблюстителем Владыка
Кирилл произнес блестящую программную проповедь у мощей
священномученика Илариона (Троицкого), в которой, в
частности, сказал: "В начале ХХ века, когда и в наше
богословие стали проникать либеральные идеи, когда
некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных
христианских религий и конфессий, утверждая вслед за
некоторыми западными богословами, что мол, нет разницы
между конфессиями, они – как ветви у одного дерева, и
каждая, мол, несет в себе истину, святитель Иларион в
своем замечательном труде, где он сказал нам нечто
великое о догмате о Церкви, утверждал на основании
святых отцов и всего могучего Предания Церкви Христовой,
что существует только одна Церковь – Единая Святая
Соборная и Апостольская, та, что в нынешнее время являет
себя в Православии" . Это был совершенно очевидный
ответ, какой именно экклезиологии придерживается будущий
Патриарх Московский и всея Руси, но и он был
проигнорирован теми, кто своей целью ставит отнюдь не
установление истины. Между прочим, не лишним будет
сказать, что священномученик Иларион, убедительно и
аргументировано отстаивая истину о Святой Церкви, как
единственном на земле источнике освящающей благодати
Божией и спасения, категорически отрицая благодатность
"таинств" еретиков и раскольников, тем не менее, был
дружески расположен к открытому диалогу с
представителями инославных сообществ, к свидетельству
перед ними о спасительном учении и жизни Православия.
Не лишним будет напомнить о том, что
благодаря твердой позиции Святейшего Патриарха Кирилла
Русской Православной Церковью приостановлен диалог с
теми деноминациями, которые отошли от норм традиционной
христианской морали, ввели институт женского священства.
И это несмотря на жесткую критику, которую вызвало
подобное решение у некоторых либеральных кругов на
Западе и у нас, в Отечестве. Более того, Его
Святейшество первым из Предстоятелей Русской Церкви
вынес вопрос о целесообразности участия в работе ВСЦ, о
допустимых формах межхристианского диалога на
общецерковное обсуждение – в рамках Межсоборного
присутствия, куда открыто и безбоязненно имеют право
обращаться клирики и миряне, у которых в этой сфере
что-то может вызывать смущение и которые готовы к
конструктивной, созидательной деятельности на благо всей
Церкви. Но почему-то авторы "Письма" решили поступить не
так. Очевидно, совсем не любовь к Церкви, не забота о ее
священном единстве руководили ими.
Можно многое еще было бы сказать о том,
что сделал Святейший Патриарх Кирилл для утверждения
подлинной чистоты православной веры, для охранения
нерушимости канонического порядка в жизни Русской
Православной Церкви. Но совсем немного скажу и о том,
чего не сделал Его Святейшество. Составители
провокационного письма не случайно упомянули лишь одно
(как мы уже показали, ложно истолкованное и вырванное из
контекста) выступление Патриарха двадцатилетней
давности. Больше они не смогли "выкопать" ничего. Потому
что нечего. Несмотря на то, что каждый шаг Святейшего
находится не то что под лупой, а под микроскопом разных
"ищущих повода" субъектов, желающих уловить его точно
так же, как Христа-Спасителя пытались уловить книжники и
фарисеи, он ни на йоту не дал такого повода, всеми
своими деяниями являя образец неукоснительного
отстаивания Священного Предания Церкви.
И напоследок, остановлюсь на одной фразе
из "Письма", ради которой, на мой взгляд, оно и было
составлено. "Вы стали политическим лидером, а не
печальником Земли Русской", – так обращается к
Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
группа "православных верующих Молдовы". Не случайно в
начале данной статьи было упомянуто о значимости
происхождения "Письма" из Молдовы. Обвинение в
политическом характере деятельности в адрес поборников
церковного и народного единства русских и украинцев было
типичным для Украины "оранжевой" эпохи, это был такой
своеобразный "гвоздь", при помощи которого старались
пригвоздить всякого искреннего православного
священнослужителя, не готового смириться с торжеством
раскола, сепаратизма, раздирания Святой Руси. И
показательно, что вдруг подобное обвинение, на этот раз
в адрес самого Патриарха, раздается из
"ультраправославных" кругов Молдовы – и именно в момент
прихода там к власти националистических, прорумынских и
прозападных вообще, враждебно настроенных к Русской
Православной Церкви и ее традициям политических сил,
устроивших травлю канонической Молдавской Митрополии.
Молдавские псевдоревнители с
удивительной легкостью переходят от зилотских измышлений
против своего Патриарха к ультралиберальным и
националистическим. Это явно свидетельствует о
синхронности их действий с новыми правителями Молдовы, в
приступе русофобии и ненависти к Святой Руси
устраивающими дни "советской оккупации". И тем, и другим
мешает исполненная спокойной, духоносной силы, твердо
стоящая преградой на пути разорителей Церкви и Отечества
фигура Святейшего Патриарха Кирилла. Обвинение в
политической деятельности звучит в адрес того Патриарха,
который не в самый благоприятный период правления на
Украине оранжевой власти, прекрасно зная, какой град
оскорблений посыплется на него, смело и решительно
выступил на защиту нерушимого единства Святой Руси,
православного Русского Мира, объединяющего народы
России, Украины, Белоруссии и Молдовы, на защиту того
самого народа Божия, печальником и духовным вождем
которого поставил его в нелегкую минуту Сам Господь. Не
с точно ли такими же призывами к объединению Святой Руси
в узловые моменты ее истории обращались святые Патриархи
Московские Иов и Гермоген? Не выступал ли с горячим
обличением отрыва от единой Руси ее исконных территорий
святой Патриарх Тихон? Этих святителей молдавские
"ревнители" тоже запишут в политиканы? Что ж, в таком
обществе не стыдно оказаться достойному преемнику своих
предшественников Святейшему Патриарху Московскому и всея
Руси Кириллу.
Обратил ли кто-нибудь внимание на тот
факт, что Святейший Патриарх Кирилл за первый год своего
Патриаршества совершил более 220 богослужений? Да-да –
более 220. Какого же еще печальника Земли Русской надо
пресловутым "молдавским клирикам" (да не воспримет мои
слова в качестве критики или оскорбления прекрасный и
верный церковному единству молдавский народ – речь идет
лишь о самоназвании обсуждаемой группки)? Боюсь, не
нужен им ни печальник, ни Земля Русская...
К сожалению, самый грустный вывод из
рассматриваемого "Письма" – его авторы и подписанты
готовы к открытому разрыву с Матерью-Церковью, они стоят
на пороге раскола. Если кто-либо из них прочтет эту
статью, прошу их, пока не поздно, одуматься. Ни у
Патриарха, ни у иерархов, духовенства или
многомиллионной паствы Русской Православной Церкви нет к
ним ненависти или злобы. Возможно, многие из подписавших
"Письмо" просто введены в заблуждение. Данная статья
является попыткой приоткрыть глаза на истинное положение
вещей, указать на факты, которые тщательно скрываются
расколоучителями. Завершить ее хотелось бы
замечательными словами Святейшего Патриарха Кирилла,
звучащими одновременно и как предостережение, и как
призыв:
"Мы должны хранить единство не только
Вселенского Православия от каких-либо ересей и расколов,
мы не только должны хранить как зеницу ока единство
нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей
свое право быть единой и неделимой. Мы должны хранить
единство наших приходов и монастырей, помня, что самый
главный критерий оценки деятельности любого христианина
– от Патриарха до простого мирянина – это любовь. Есть
любовь – есть Христос! Нет любви – нет Христа"!
Андрей Новиков, протоиерей
Религия и СМИ - 16.07.2010.
|