Об одном современном соблазне, или
Новомученики Российские об отношении к новшествам в
нашей жизни
Последние два столетия сопровождались
значительными изменениями и новшествами в жизни,
изменившими привычный быт человека. Свойственно это и
для нашего времени, и есть среди православных христиан
люди, которые поддаются соблазну смотреть на любые
крупные новшества, появляющиеся в жизни, как на нечто
греховное само по себе. Существует даже целая
псевдоправославная идеология, убеждающая, что будто бы
всё новое и незнакомое - компьютеры, штрих-коды, новые
паспорта, новые способы цифровой идентификации
налогоплательщиков, электронные карточки и т.п. - всё
это дьявольские порождения, и всякий, кто как-либо
принимает их, совершает тем самым тяжкий грех,
становится отступником от веры, принимает печать
антихриста и по смерти непременно отправляется в ад.
Но так ли смотрели на появления
технических и бытовых новшеств святые?
Более ста лет назад святитель Феофан
Затворник писал:
"Для христианина истинное обновление уже
завершено. Все другие поновительные приемы не должны
касаться той его стороны, по которой он есть
христианин...
Быстро идут науки вперед - и пусть. Но
если они допускают выводы, противные откровенным
истинам, то ведайте, что они уклонились на распутье лжи,
и не идите вслед их.
Размножаются повсюду удобства жизни - и
пусть. Но это никак не может изменить той истины, что
узкие врата и тесный путь вводят в живот вечный, и кто
стал бы проповедовать противное сему, тот проповедовал
бы ложь...
Изобретается все к упрочению
благоденствия на земле - и пусть. Но то несомненно, что
это никогда не дойдет до того, дабы уже не нужно было,
по обетованию Божию, ожидать нового неба и новой земли
(2 Пет. 3, 13)...
Так и во всем. Следует утвердить в себе
сознание духа веры и жизни христианской и, храня его
непоколебимым, все несогласное с ним отвергать. Такое
сознание будет для нас то же, что утес среди волн
морских" [1].
В этих строках выражено подлинно
христианское отношение к изменениям в общественной жизни
- воспринимать их самих по себе спокойно, отвергая любые
попытки кого бы то ни было представить эти изменения как
повод для отвержения христианской истины.
К сожалению, подобное трезвомыслие
свойственно не для всех православных христиан.
От таких людей можно услышать, что
"идентификационный номер лишает человека имени",
"принятие его есть грех отречения от христианского
имени", также и "принятие нового паспорта - грех", "в
штрих-кодах - число зверя", "ИНН - малая печать
антихриста", "антихрист вот-вот придёт к власти" и т.д.
О нехристианской сущности такой
идеологии в последние годы уже написано многое, очевидна
и её душевредность - как злоумышленник в древности мог
положить магнит под корабельный компас, чтобы незаметно
от капитана сбить корабль с курса, так и указанная
идеология стремится незаметно переориентировать внимание
православных с вопросов духовной жизни по заповедям
Христовым - на вопрос о том, как максимально скрыть свою
жизнь от электронных систем учета, и борьбу со страстями
подменяет борьбой за право жить по старому паспорту
советского образца.
Хотелось бы сказать, что этот соблазн не
есть нечто, свойственное только нашему времени - он
вставал и перед многими русскими христианами прошлых
поколений. Поэтому очень важно для нас посмотреть на то,
как к нему относились наши святые, а именно,
новомученики и исповедники Российские.
Советская власть вводила множество
новшеств, и, разумеется, были те, кто придавал этому
вопросу религиозное значение и начинал убеждать, что
принимать участие в таких нововведениях есть дело
греховное и погибельное для души. Так, например, при
введении колхозов в народе было широко распространено
мнение, что это дело греховное, и что вступающий в
колхоз тем самым отпадает от Церкви и навечно губит свою
душу. Точно так же рассуждали и о профсоюзах, которые
учредила советская власть. В народе говорили, что
профсоюзников еще больше будут мучить на Страшном Суде,
чем колхозников.
И святители тех лет исполняли свой
учительский долг, разоблачая эти заблуждения, не имеющие
к вере никакого отношения.
Например, священномученик Уар (Шмарин),
епископ Липецкий (†1938), рассказывал: "У меня недавно
был старик крестьянин из села Куймани, который имеет
записавшегося в колхоз сына, и спросил меня, можно ли
иметь общение с сыном-колхозником, так как колхозникам
нельзя ходить в церковь. Я ему на это ответил, что с
сыном связи порывать не надо, и что никто не запрещает
ходить колхозникам в церковь, и что работать верующему
человеку вместе с неверующим не грех" [2].
Другой пример известен из жизни
священномученика Неофита (Коробова), епископа
Ветлужского († 1937). Одна благочестивая христианка,
Анастасия Смирнова работала в больнице и вступила в
профсоюз. А затем, под влиянием назойливых
внутрицерковных слухов про "греховность" и
"душепагубность" профсоюзов, уволилась из больницы.
Вскоре после этого случилось следующее. Она пришла в
храм, где служил святой Неофит. До этого она к нему
никогда не подходила и лично не была знакома. Впереди
стоит народ; Анастасия позади. И вдруг после всенощной
прозорливый владыка через всю толпу говорит:
- Настя, Настя, зачем из больницы-то
ушла, как жить-то будешь?
После этого она вернулась на работу в
больницу [3].
В то время многие думали, что
приблизились, или даже наступили уже, времена
антихристовы, о которых предсказано в книге Апокалипсис
как о предшествующих кончине мира. Вот как отзывался об
этих представлениях преподобноисповедник Владимир
(Терентьев) († 1933): "Мне приходилось говорить с
верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть
только шуточными, так как срок появления антихриста
никому неизвестен и никакого знамения на этот счёт ещё
не было. Появление советской власти я таким знамением не
считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания
русского народа и для вразумления... Как долго будут
продолжаться гонения - не знаю, всё это зависит от воли
Божией" [4].
Подробнее обо всех таких настроениях
высказывается преподобномученик Макарий (Моржов) (†
1931): "Некоторые считают, что пятиугольная советская
звезда есть печать антихриста. Однако я не берусь
утверждать, что это именно так, ибо ещё ничего не
доказано. Некоторые считают также, что грех принимать
кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом
дело богопротивное, но я считаю, что всё это торговые
условия... Спрашивали меня на исповедях, можно ли
вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное,
а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я
отвечал, что нет никакой надобности определять сроки
появления антихриста, а нужно жить по-христиански" [5].
Святой Макарий об этом соблазне сказал
то же самое, что в наше время повторил в отношении новых
вариаций соблазна архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
"Запомни и уясни для себя волю Божию: "Сыне, даждь Ми
твое сердце", - не паспорт, не пенсионное удостоверение,
не налоговую карточку, но сердце. Вот зачем следить-то
надо неусыпно и со всем тщанием - кому мы в жизни
служим, чем живем... Наше сопротивление грядущему страху
одно единственное - наша вера в Бога, наша жизнь по
вере. А все те смущения, смятения и неразбериха для того
так властно и входят в жизнь и потому входят, что нет
живой веры, нет доверия Богу... Живи же спокойно, молись
Богу и доверяй Ему. Господь ли не знает, как сохранить
своих чад от годины лютой, лишь бы сердца наши были
верны Ему" [6].
К сожалению, не все желают услышать
голос святых, и понять, например, насколько абсурдно
выглядит сегодняшняя "борьба" тех, кто считают
"антихристианскими" российские паспорта нового образца,
и утверждают, что надо жить по "нормальным" паспортам
советского образца, - если учесть, что всего несколько
десятилетий назад то же самое подобные "ревнители"
говорили во время выдачи колхозникам этих "нормальных"
паспортов при Хрущёве, а ещё раньше - при замене царских
паспортов на советские.
Наконец, прослеживая ещё глубже во
времени, мы видим тот же дьявольский соблазн и в
дореволюционной России.
Из жития епархиального миссионера
священномученика Михаила (Макарова) (+1918), можно
узнать, что в 1915 году в вверенных его попечению
Тюменском и Ялуторовском уездах, помимо прочих
сектантов, "имелось небольшое количество членов секты
странников-бегунов, утверждавших, что антихрист уже
царствует на земле, надо бежать в пустыню и не принимать
паспортов, как документов антихристовых" [7].
Как видно, диавол действительно не
придумывает ничего нового, а просто заново расставляет
старые капканы для каждого поколения. Да и, собственно,
зачем придумывать что-то новое, если в любом поколении
найдутся те, кто обязательно попадется на старое?
Использованная литература
1. Святитель Феофан Затворник. Созерцание и Размышление. М., 2000.
2. Иеромонах Дамаскин (Орловский).
Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Российской Православной Церкви ХХ столетия.
Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь, 2002. -С. 179.
3. Игумен Дамаскин Орловский. Жития
новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия
Нижегородские. Октябрь. Тверь, 1992.
4. Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и
исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь, 2005. -С. 326.
5. Игумен Дамаскин Орловский. Жития
новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь, 2007. -C. 248-249.
6. Мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) об ИНН // www.pravoslavie.ru/shengen/ioann.htm
7. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. Тверь, 2008. -С. 343.
Юрий Максимов, доцент
Московской духовной академии
Православие и современность – 17.10.2009.
|