Деготь мракобесия в бочке с благодатью
В наше время, когда, несмотря на бурное
развитие православного книгоиздания, спрос на
вероучительную и душеполезную литературу значительно
превышает предложение, мы часто забываем слова св.
старца Амвросия Оптинского. "Читая духовные книги без
указания, – писал преподобный своим чадам, – вы
опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо
неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше
весьма основательно. Поэтому... не читайте без разбора
всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания,
но таких сочинителей, которые не подтвердили своего
учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов,
которые признаны Православной Церковью за твердо
известные и без сомнения назидательные и
душеспасительные".
Наше время иногда иронически называют
"вторым" или даже "третьим Крещением Руси". Что само по
себе странно и вызывает тревогу за духовное настоящее и
будущее страны, историческое развитие которой
противоречит Православному Символу Веры. В Десятом члене
Символа, как известно, говорится: "Исповедую едино
крещение..." Чем же вызвано такое вопиющее
несоответствие и справедливо ли оно? Увы, справедливо.
Разумеется, десятилетия безбожия не прошли даром. И не
только они. Сетуя на тяжёлое наследие коммунистических
гонений, мы, к сожалению, выпускаем из виду то, что
предопределило эти самые безбожные годы: безобразное
духовное состояние "народа-богоносца" к 1917 году,
которое и позволило большинству представителей русского
народа в одночасье превратиться в гонителей и
презрителей веры, уничтожавших храмы, убивавших
священников и глумившихся над святынями.
Глубокий анализ причин и хода страшного
насилия над исторической судьбой России не входит в
задачи этой статьи. Мы постараемся рассмотреть лишь один
аспект современного массового "ре-воцерковления"
русского народа, особенно отчетливо проявившийся в
православном и околоправославном книгоиздании. Речь идет
о многочисленных книгах, объединенных общей тематикой
"Подвижники благочестия XX – XXI вв." Как правило, такие
"жития" (разумеется, в кавычках) составляются из
"воспоминаний духовных чад" и описаний разного рода
чудес (и "чудес"), "совершаемых по молитвам" того или
иного старца. К несчастью, большинство подобных
сочинений – крайне невысокого качества, о чем уже
неоднократно говорилось со страниц православных СМИ.
Причем, если жизнеописания лжесвятых более-менее
опознаваемы для православного читателя, то другой,
наиболее распространенный тип подобных писаний гораздо
опаснее.
Берясь за свидетельство о благочестии
того или иного подвижника, действительно прожившего
богоугодную жизнь, согревавшего теплом своей
любвеобильной души людей, приводившего их к покаянию и
т.д. – у многих авторов-составителей, по меткому
выражению рецензента, "нередко возникает соблазн
заставить светлый образ подвижника "поработать" на
собственном поле". Эта фраза, сказанная свящ. Алексеем
Плужниковым о книге "Старец Иероним", как нельзя более
точно определяет духовную проблему, вынесенную нами в
заглавие статьи.
Книга "Старец Иероним" – сборник
воспоминаний об известном духовнике Санаксарского
монастыря (Мордовия) схиигумене Иерониме, почившем в
2001 году – впервые вышла в том же году в Самаре по
благословению архиепископа Самарского и Сызранского
Сергия, после чего выдержала множество переизданий. Ее
автор-составитель –
Антон Жоголев, редактор самарской
православной газеты "Благовест". В аннотации
подчеркивается, что "Антон Евгеньевич лично знал отца Иеронима". Замечательное, но незначительное для
литературных, исторических и духовных достоинств книги
обстоятельство специально педалируется. Цель этой
педализации становится понятной уже при чтении
предисловия, в котором автор-составитель начинает атаку
на читателя, влагая в уста старца (действительно бывшего
при жизни молитвенником и любвеобильным утешителем)
следующее: "Последние годы жизни санаксарского старца
совпали с горячим обсуждением в церковной среде двух
судьбоносных вопросов: канонизации Царской Семьи и
отношения к проблеме ИНН.
Естественно, схиигумена
Иеронима часто вопрошали о его отношении к этим
проблемам. Как по первому, так и по второму вопросу он
неизменно занимал чёткую и твёрдую позицию. Задолго до
канонизации Царской Семьи он неустанно призывал своих
духовных чад молиться Царю Николаю. Он говорил, что
"когда Царь – святой, то он у Царя Славы Христа выше
других угодников Божиих". Он носил у себя на груди
медальон, сделанный из серебряного Царского рубля с
ликом Царя-Мученика Николая. А 2 сентября 1998 г. в
Нероновке он вдруг свой "иконописный рубль" повесил мне
на грудь, сказав, что это большая святыня (преподобный
Кукша Одесский, как известно, таким вот рублём даже
освящал воду!). После этого безценного дара, как позднее
мне сообщил келейник иеродиакон Амвросий, старец стал
носить подаренный ему кем-то медальон уже с золотым
Царским рублём! Известно и то, что отец Иероним не
благословлял своих духовных чад принимать ИНН. И ещё
задолго до всевозможных исследований, научно и
несомненно доказавших наличие "числа зверя" в
штрих-коде, указывал на духовную опасность этого
зловещего начертания" (с.5-6).
Обращает на себя внимание то, что
"преподобный Кукша Одесский, КАК ИЗВЕСТНО, (кому
известно??) таким вот <царским> рублём даже освящал
воду! Несомненно, изображение человека, прославленного в
лике святых (пусть и сделанное ДО канонизации) может с
православной точки зрения служить иконой: таковы,
например, фотографии Царской Семьи или епископов рубежа
XIX – XX вв. – будущих священномучеников, или даже
чеканное изображение св. мч. Царя Николая на монете. Но
в изложении А.Е. Жоголева выходит, что "царский рубль"
равноценен... ни много, ни мало – самому Кресту
Христову!
"Царебожничество" у известной части
"православной общественности", как правило, соседствует
с апологией Григория Распутина и призывами к канонизации
этого "святого старца".
Не обошла данная проблема и
книгу "Старец Иероним": "Незадолго до этого случая мне
подарили очень хорошую книгу о Григории Распутине. Анюта
прочла ее. Страдание, смирение, кротость, незлобие и
любовь даже к врагам мученика Григория так поразили
дочь, что она стала каждый день читать ему молитву,
твердо веря в святость и предстательство Григория
Ефимовича у Престола Пресвятой Троицы. По молитвам
мученика у нее чудесным образом разрешился конфликт с
учительницей. И теперь Аня с детской простотой и
доверием стала молиться, чтобы мученик Григорий дал ей
сарафан. Через несколько дней, совершенно неожиданно,
Валера купил дочери красивую белую кофточку и длинную
черную юбку" (с. 161). Этот "благочестивый" текст
предваряет крайне душепопечительное рассуждение о том,
как девочка Аня долго упрашивала родителей купить "очень
православный, длинный и скромный сарафан". Но мать,
считая почему-то (в книге это никак не мотивировано)
просьбу дочери "происками лукавого" (?!), упорно
отказывала ей, опять-таки, не объясняя, по какой причине
(из текста можно заключить, что средства у семьи были).
Вопрос о "прославлении" Г. Распутина не
сходит со страниц православной (а чаще
околоправославной) прессы, ещё чаще он фигурирует в
частных разговорах наших соотечественников. Особенно
тех, которых едко, но справедливо называют "ушибленными
о Православие". Между тем, достаточно один раз задаться
вопросом – откуда взялась его фамилия, да и фамилия ли
это? Почему "старец Григорий" вошел в историю под
прозвищем "Распутин"? Ведь его подлинная фамилия –
Новых.
Еще более поучительным будет задуматься о том,
кто выступал против Распутина и его влияния на
Царицу-Мученицу и тех, кто хвалил его – и все дальнейшие
вопросы отпадут сами собой. Распутина обличали будущие новомученики – свщмч. Владимир Киевский, свщмч. еп.
Гермоген (Долганев), прпмч. вел. кн. Елизавета Федоровна
и т.д. А также наиболее уважаемые люди из царского
окружения – например, П.А. Столыпин и помощник министра
двора А.А. Мосолов, люди чести, долга и кристальной
честности. Надо отметить, что сам Государь, судя по
всему, Распутина не жаловал, а только терпел из-за любви
к супруге. Для царевны Ольги Николаевны это был один из
самых ненавистных людей – ведь Распутин разрушил ее брак
с великим князем Дмитрием Павловичем. Среди же
сторонников Распутина святых нет – разумеется, кроме
Императрицы Александры Федоровны. Зато его хвалили
всяческие проходимцы и темные личности – в том числе и в
священном сане.
Конечно, Распутина использовала
оппозиция, раздувая миф о его всемогуществе и всевластии
(в действительности его "записки" с просьбой снять или
поставить того или иного сановника не имели такого
распространения и силы, как принято думать). Григория
Ефимовича изображали хуже, чем он был. Однако основной
источник, характеризующий его жизнь – донесения
полицейских агентов, в обязанности которых входило
следить за Распутиным и составлять отчет о том, что они
видели. Источник этот весьма беспристрастен и
объективен, что были вынуждены признавать даже советские
историки. За короткое время накопилось толстенное досье
на Распутина, из которого следовало, что "старец" ведет
себя вопиюще безнравственным образом: пьянствует,
предается разврату... Эти донесения исходили от людей,
которые просто выполняли спокойно свою работу.
Григорий Распутин действительно был
очень незаурядным человеком. В юности он вел порочный
образ жизни, затем неожиданно решил изменить свою жизнь,
отправился в паломничество по монастырям, действительно
пытался стать праведным человеком. Но он никогда не имел
серьезного духовного окормления, а, попав в Петербург,
он, не устояв перед соблазнами большого города и
"почитания" со стороны известной части общества, вновь
пустился во все тяжкие, в том числе в плотские грехи.
Разумеется, тот факт, что св.
Царица-Мученица относилась к Распутину с великим
благоговением, не может не смущать православные умы. Но
на это легко возразить словами протодьякона Андрея
Кураева, однажды заметившего, что настоящий святой по
своей великой простоте и любви может поверить в
россказни о том, будто Распутин был благочестивец и
Божий человек, а не пьяница и развратник и негодяй.
Святой (или святая) по ясности собственной души не имеет
подозрительности, всегда готов поверить в лучшее мнение
о человеке, чем в худшее, и радоваться этим "добрым"
вестям. Более, чем вероятно, что личная чистота Царицы
Александры закрыла ей в данном случае глаза. И весьма
возможно, что мог верить в святость Распутина и
благочестивый подвижник, старец Иероним (Верендякин).
Но, как справедливо отмечает о. Алексей Плужников,
"совершенно безнравственно искреннее заблуждение святого
человека вписывать на своё раскольническое знамя и
размахивать им на митингах!" Это и многие другие
(заметим, едкие, но корректные и сдержанные)
характеристики "Старца Иеронима", данные рецензентом –
свящ. Алексеем Плужниковым, – автор-составитель книги
Антон Жоголев воспринял в штыки. Не имея аргументов
против критики о. Алексея, а также других, поддержавших
священника, рецензентов и издателей, Жоголев начал
сыпать в их адрес угрозами и бранью.
Вероятно, с его
точки зрения, сам факт личного знакомства со схиигуменом
Иеронимом должен означать личную непогрешимость г-на
Жоголева в изложении жизнеописания и наставлений старца.
На эту удочку и по сей день попадаются многие
православные читатели... Остается лишь вновь
процитировать слова прп. Амвросия, которыми мы начали
статью: "Читая духовные книги без указания, вы
опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо
неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше
весьма основательно.
Поэтому... не читайте без разбора
всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания,
но таких сочинителей, которые не подтвердили своего
учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов,
которые признаны Православной Церковью за твердо
известные и без сомнения назидательные и
душеспасительные".
До тех пор, пока А.Е. Жоголев и его
многочисленные корреспонденты не подтвердили своего
учения (которое не всегда ловко вкладывается в уста
старца Иеронима) чистотою и подвижничеством собственной
жизни, книгу его имеет смысл изъять из продажи в
православных лавках, как содержащую множество
сомнительных и/или душевредных фрагментов. Фрагментов,
искажающих светлую память о благочестивом старце,
санаксарском схиигумене Иерониме (Верендякине).
Дарья Болотина
Православная книга России - 11.08.2009.
|