Так можно ли праздновать 8 Марта?
Как ни странно, из всех праздников,
установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в
последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько
8 Марта. Одно из первых положений неписаного
"катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х
годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".
По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании
Международный женский день уже давно не ассоциировался
ни с какими международными делами, а стал просто Днем
матери (сестры, бабушки, учительницы...).
Тем удивительнее те бурные эмоции, с
которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые
православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В
одном детском, но вполне серьезном христианском
стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького
ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в
самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей
полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует
закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные
проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.
Видимо, наиболее последовательно и
аргументированно позицию противников 8 Марта изложил
диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный
православный публицист современной России. В нашумевшей
книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена
отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8
Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не
оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и
горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не
менее горячие противники (опять-таки по обе стороны
церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в
целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции
перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в
определенных кругах книжку попросту обозвали
"юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то
пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться –
в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для
православного человека?
Отправной точкой для отца Андрея стал
тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не
имеет исторического обоснования: "ни официальная
историография, ни народные предания не сохранили ничего
о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8
марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в
школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта
трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на
борьбу за свои права. Или в изложении современного
журналиста, "согласно официальной, широко известной
версии "женский день" был приурочен к событиям 1857
года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик
прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой
рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную
с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная
версия существовала.
Другое дело, что исторические события в
основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию
сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не
интересовали. Социально-политическое измерение
праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто.
Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее
зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем
дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в
этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть,
мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а
организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем
мог быть дорог этот день для лидеров европейского
революционного движения рубежа веков", которые и
запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И
более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и
героев не только принадлежность к партии революции и
преданность идеям Интернационала. Еще у них было
этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на
редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского
народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и
призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем,
что евреи играли колоссальную роль в европейском
революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый
отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков , которого
никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля
участия в русском большевизме, увы, непомерно и
несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает
серьезного осмысления.
Но отец Андрей, блестящий полемист,
оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про
"мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но
сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а
наши отечественные "бесы", гениально описанные
Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь
Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин?
(Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи –
из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда,
выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).
Увы, отец Андрей собственную шутку
воспринял как исторический факт и отправную точку для
дальнейших построений. "Представьте себя на месте,
скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная
идея создать женский революционный отряд… И для
консолидации и пропаганды этого движения вам нужен
символический день, который был бы днем
Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет
религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции
требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины,
которые поднимали народ на борьбу с тиранией и
добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой
постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д'Арк.
Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее
вполне естественны ассоциации с историей ее родного
народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь.
Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы,
несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в
революционном движении, Клара Цеткин, обычно
ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная
немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа
преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе).
Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли
мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о
горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?
В новом издании отец Андрей отчасти
скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что
"Интернационал оказался довольно мононационален "
(курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин.
Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под
другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый
читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же
будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара
Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что
8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и
пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно
этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый
праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как
раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется
лунный календарь, и потому время празднования Пурима
скользит по отношению к нашему солнечному календарю
почти так же, как скользит по отношению к нему время
празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи
с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было
принято решение начать праздновать "Международный
женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".
***
Читайте также:
***
Даже если в "тот год" и случилось такое
совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые
попытались навязать свой праздник остальному
человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру,
25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У
любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было
другого выхода – если каждый год дата праздника
Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно,
что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование
Женщины-разрушительницы было решено отделить от
праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта,
независимо от лунных циклов, призывать все народы земли
прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То
есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая
этого)".
Трудновато, конечно, проникнуть в
глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если
принять на веру все предположения отца Андрея – я не
представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный
результат на пути к всемирному прославлению национальной
героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права
отмечается, к примеру, через три недели после Пурима?
Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не
слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют
именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое
главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?
Ведь она – наша, родная, православная
святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно
излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором
– утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви
имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть
теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С
ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка,
Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно"
(стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В
календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует
до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях
Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое
главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из
службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю
святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша
дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же,
Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и
Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели
святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий
Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.
В еврейском тексте книги Эсфирь вообще
ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее,
историческое сказание, чем откровение Божие", –
утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще
категорично: "Это историческое сказание, а не откровение
Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в
каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние
христиане. Это правда.
Но ведь их сомнения Церковь отвергла!
Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим
цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера,
чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило
до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и
послания Иакова (с его убийственным для лютеровского
богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим,
который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца
– "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем
погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала
ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в
Толковой Библии под редакцией Лопухина).
И, как мы видим из службы в неделю
Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша
дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание
еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также
связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом
главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для
нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней
мере, определенной их части, – это и поныне модель
отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные
отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.
Но мы, православные христиане, в
полемике с современными либеральными журналистами,
носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем
осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса
Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета.
"Так безосновательно ли предположение, что в сознании
еврейских лидеров Интернационала женское революционное
движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было
избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни
семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец
Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в
подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно
ответить категорически – безосновательно.
Идея принадлежала нееврейке, проникнуть
в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и
проверить наличие ассоциации "женское революционное
движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный
телепат, а почему именно 8 марта стало для них
суррогатом привычного "семейного праздника", так и
осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее
умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей
делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим.
"Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому
стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка –
почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от
друга. Когда европейские братья по Интернационалу
отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался
"двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные
годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать
праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили,
но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23
февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий
характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8
марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.
Спустя несколько лет соответствующий миф
был создан: "День Красной армии". Память о первом
сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее
ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23
февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими
словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не
имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо
противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится
Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи
тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь
Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное
проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс
праздновать что-то революционное".
Словом, речь не о людях (пусть даже не
очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только
успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России
(собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы
за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.)
1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была
выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст.
стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен
лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики
Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца
Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: [8
марта] был воскресный день, ближайший перед Пуримом.
Предпразднество, так сказать…").
Так что 23 февраля, как и 8 марта,
никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три
бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело,
что весьма сомнительные для Красной армии события под
Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника
Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли
заслуживают всенародного празднования. В истории
русского оружия были куда более значимые победы. А вот
дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет.
Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее
надуманную дату?
Теоретически это вполне возможно,
учитывая условность "23 февраля". А практически –
абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие
изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это
имело бы хоть какое значение для тех, кто привык
праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно
23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то
вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день
началась Февральская революция?
У нас, православных христиан, есть
замечательный, но, к сожалению, пока не ставший
общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц,
празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в
идеале он должен быть "главнее", чем никак не
укорененный в церковном предании "Международный женский день".
Но поздравить маму или учительницу,
особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8
марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам
отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить
коллегу по светской работе с "женским праздником", не
будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам
всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот
день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года
заместитель председателя Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на
Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так
что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным
и выпивкой на работе следует уклониться.
P.S. А как у наших зарубежных братьев во
Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно
за рубежом, поскольку в странах, где революция
захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В
это утверждение следует внести определенные коррективы.
Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": –
Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том,
что эта дата воспринимается здесь исключительно как
день, когда отдается должное борьбе женщин за свои
права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по
случаю Международного женского дня выступил с обращением
в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и
всегда молится за их духовное возвышение во всех народах
Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и
это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и
предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение
мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель
Элладской Церкви.
Димитрий Асратян, диакон
Благость - 08.0.3.2009.
|