Особая забота Церкви о воинах
Доклад председателя Отдела по
взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными
учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Архиерейский
Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года
Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском
Соборе 2000 г., определили вектор церковно-государственных
взаимоотношений, подчеркнув, что "задачи и деятельность
Церкви и государства могут совпадать не только в достижении
чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной
миссии Церкви". Согласно Концепции, важными областями
соработничества Церкви и государства в нынешний исторический
период являются: духовное, культурное, нравственное и
патриотическое образование и воспитание народа; христианское
попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных
учреждений; труды по профилактике правонарушений, духовное
окормление находящихся в заключении.
Необходимо отметить, что в настоящее
время мир, отодвинув на второй план угрозу ядерной
катастрофы, столкнулся лицом к лицу с проблемой
международного терроризма. Террор явление не новое, но
сегодня он приобрел некоторые новые черты.
Совершенно понятно, что Русская
Церковь, которая всегда была со своим народом, не может
оставаться безучастной к вызовам нынешнего времени. Тем
более что фанатический экстремизм позиционирует себя как
борьбу за религиозно-нравственные идеалы в противовес
современному секуляризованному миру. Голос Церкви со словом
о Христовой любви должен зазвучать ныне с особой силой,
особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему
погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не
придет осознание, что эта опора главная и вечная.
Созданный в 1995 г. Синодальный Отдел
по взаимодействию с Вооруженными Силами и
правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу
занимается строительством отношений с министерствами и
ведомствами, в состав которых входят войска и воинские
формирования, а также координационной, методической и
организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с
органами военного управления.
В соответствии с Уставом Отдела
основными направлениями его работы являются:
- координация взаимодействия
священноначалия и духовенства с военным руководством и
воспитательными структурами по вопросам реализации
соглашений и программ двухстороннего
церковно-государственного сотрудничества;
- оказание практической и методической
помощи командованию и органам воспитательной работы войск в
подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в
воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;
- забота о пастырском окормлении
православных военнослужащих как в местах их постоянной
дислокации, так и во время командировок в районы выполнения
служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих
контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;
- участие в мероприятиях
историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в
рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных
дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий
отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных
Сил, силовых ведомств;
- представление Русской Православной
Церкви в контактах с руководством различных структур
Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе
войска и воинские формирования, а также министерств и
ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и
содержание людей в местах лишения свободы;
- информирование Святейшего Патриарха и
Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в
сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных
учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.
Отдел имеет разветвленную структуру,
работая по пяти направлениям, которые условно можно
обозначить так: "Армия", "Милиция", "Тюрьма", "Остальные
структуры" и "Издательско-миссионерское направление".
Первым официальным актом, закрепляющим
принцип военно-церковных отношений, стало Совместное
заявление, подписанное 2 марта 1994 г. Святейшим Патриархом
Алексием и Министром обороны РФ генералом армии Павлом
Грачевым. В настоящий момент действует Соглашение о
сотрудничестве от 4 апреля 1997 г., также подписанное
Святейшим Патриархом и Министром обороны РФ. Данный документ
предполагает более тесные и разносторонние отношения Церкви
и Армии, что и привело к развитию и детализации этих
взаимоотношений. Более того, импульс взаимодействия между
Церковью и Армией был воспринят и другими силовыми
структурами: Министерством внутренних дел, Министерством
юстиции, Фельдъегерской службой, а также Советом атаманов
войсковых казачьих обществ России, с которыми заключены
аналогичные соглашения, что дает правовое основание для
христианской православной миссии среди личного состава силовых ведомств.
Важным фактором в формировании и
укреплении церковно-военных отношений стали регулярные
личные встречи с начальником Генерального штаба Вооруженных
Сил, начальником Главного управления кадров - заместителем
министра обороны по кадрам, начальником Штаба по координации
военного сотрудничества государств -участников СНГ,
начальником Тыла Вооруженных Сил, начальником 12-го Главного
управления МО РФ, начальником Главного управления
воспитательной работы, Главнокомандующими Военно-морским
флотом, Военно-воздушными силами, Сухопутными войсками и
Внутренними войсками МВД, Командующими Ракетными войсками
стратегического назначения, Военно-космическими силами,
Воздушно-десантными войсками, начальниками военных академий
и университетов, военачальниками других управлений, войск и
воинских формирований. Во время этих встреч обсуждаются
проблемы церковно-государственных отношений, а также
создания условий для удовлетворения духовных запросов
военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах,
воинских частях и подразделениях.
Необходимо отметить, что уровень,
интенсивность и глубина взаимодействия Церкви и силовых
структур Российского государства не однородны. Это зависит
от нескольких факторов. По степени важности они таковы: 1.
Качества личности организатора взаимодействия
(воцерковленность, энтузиазм, коммуникабельность,
скромность, бескорыстие, любовь к подопечным,
ответственность).2. Близость к театрам военных действий
(пребывание в "горячих точках"). 3. Отношение к Церкви, к
личности организатора взаимодействия со стороны руководства
окормляемого соединения. 4. Количество воцерковленных людей
и их активность внутри окормляемой структуры. 5. Размер
материальных ресурсов, направляемых на развитие
взаимодействия с окормляемой структурой.
На сегодняшний день всю тяжесть
ответственности за формирование отношений Церкви с органами
военных округов, флотов, объединений и военно-учебных
заведений несут епархии, на территории которых размещается
та или иная военная структура. Многие епархии для создания
правовой основы для взаимодействия заключили двусторонние
соглашения о сотрудничестве с местными органами военного
управления, а некоторые утвердили и годовые планы
сотрудничества.
Примером плодотворных отношений Церкви
с высшими органами управления Вооруженных Сил служат
взаимоотношения Святейшего Патриарха и Постоянных членов
Священного Синода с высшим руководством государства,
министерств и ведомств, в состав которых входят Вооруженные
Силы, войска и воинские формирования, а также
взаимоотношения Преосвященных архипастырей с полномочными
представителями Президента России в федеральных округах и
Командующими войсками военных округов и флотов.
Об углублении отношений с высшими
органами военного управления убедительно свидетельствует
обретение икон небесных покровителей различными структурами
Вооруженных Сил, Внутренними войсками, которое совершилось
по благословению Его Святейшества. О том же говорят и
многочисленные обращения министерств и ведомств, в состав
которых входят Вооруженные Силы, войска и воинские
формирования, а также военно-учебных заведений и воинских
частей к Его Святейшеству с просьбой о благословении на
строительство храмов и часовен для увековечения памяти
погибших при исполнении воинского долга и всех почивших ветеранов.
Формирование и укрепление отношений с
органами управления соединений и воинских частей возложено
на архиереев соответствующих епархий. От того, какими будут
эти отношения, непосредственно зависит духовное окормление и
просвещение военнослужащих и членов их семей епархиальным
духовенством в военных гарнизонах, воинских частях и
подразделениях.
Современная законодательно-правовая
база и уровень церковно-государственных отношений позволили
создать условия для церковного окормления военнослужащих и
членов их семей практически во всех военных гарнизонах,
воинских частях и подразделениях.
В настоящее время российских
военнослужащих окормляют около 2000 епархиальных
священников, из них около 950 на постоянной основе, хотя не
все они входят в состав епархиальных комиссий, отделов по
взаимодействию с силовыми структурами или являются
помощниками Преосвященных архипастырей. Нагрузка на
епархиальное духовенство распределяется неравномерно. Так,
духовенство Московской епархии окормляет 192 воинских части,
а Екатеринбургская - 174, то есть 8, 7 и 7, 9% от общей
нагрузки 73 епархий. В некоторых же епархиях этот процент стремится к нулю.
В СООТВЕТСТВИИ с Соглашениями о
сотрудничестве, военнослужащие срочной службы имеют
возможность в воскресные и некоторые праздничные дни
участвовать в богослужениях в 156 храмах и часовнях видов и
родов войск, военных округов, соединений, отдельных
военно-учебных заведений и воинских частей, а также более
чем в 400 монастырских и приходских храмах, находящихся
недалеко от мест дислокации воинских частей. Продолжается
строительство новых гарнизонных храмов. В частности, в 2003
г. успешно завершено строительство храмов во всех военных
гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил.
Отрадно отметить, что по ходатайству командования
построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий
монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими.
Для верующих личного состава
группировки войск в Чеченской Республике действует полевой
храм иконы Божией Матери "Благодатное Небо" в Хатуни
Веденского р-на и 5 полевых часовен. Во многих воинских
частях, где военнослужащие из-за значительной удаленности не
имеют возможности регулярно посещать богослужения, созданы
комнаты, в которых священники могут совершать таинства исповеди и причащения.
На встрече с Министром обороны России
С. Ивановым в декабре 2002 г. представители делегации
православного и католического ординариатов Войска
Польского православный ординарий
генерал бригады епископ Мирон (Ходаковский) и католический
ординарий генерал дивизии епископ Славой-Лешек Глудзь весьма
высоко оценили вклад Русской Православной Церкви в дело
возрождения духовного окормления армии. При этом епископ
Глудзь отметил, что Русская Православная Церковь должна
занимать такую же ведущую роль в Вооруженных Силах, какую по
праву занимает Католическая Церковь в Польской армии.
С января 2002 г. стала выходить
ежемесячная газета Синодального Отдела Московского
Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и
правоохранительными учреждениями - "Победа, победившая мир"
(тираж 5 тыс. экз.). По ^благословению ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА
газета сначала распространялась преимущественно в высших,
региональных и местных органах государственного и военного
управления, а с января 2004 г. - в епархиях, монастырях и
приходах Центрального и Южного федерального округа.
С января 2003 г. по благословению ЕГО
СВЯТЕЙШЕСТВА и по Соглашению о сотрудничестве с редакцией
газеты "Красная звезда" к этой центральной военной газете
стало выходить ежемесячное приложение - "Победа, победившая
мир" на 4 полосах тиражом 50 тыс. экз. В связи с этим
заметно расширилась аудитория читателей, которые могут
знакомиться с Православной культурой и духовными основами воинского служения Отечеству.
С апреля 2002 г. ежемесячно выходит
газета "Мир всем", направленная на христианское просвещение
работников УИС и заключенных. Разумеется, тираж еще весьма
невелик, но если епархии озаботятся тем, чтобы газета дошла
до своего читателя, его можно увеличить. Каждый уверовавший
во Христа сотрудник уголовно-исполнительной системы - это
активный помощник священника в тюрьме и зоне, каждый
уверовавший заключенный - это сокращение преступности в
стране, не говоря уже о спасенной душе.
С марта 2003 г. открылся Интернет-сайт
Синодального Отдела www.pobeda.ru, который регулярно
совершенствуется и обновляется. В настоящее время он
насчитывает тысячи гипертекстовых документов, содержащих
доклады на семинарах, конференциях, учебно-методических
сборах и др. методические материалы для духовенства,
окормляющего военнослужащих; а также все номера газеты
"Победа, победившая мир", около 5 Гигабайт видеозаписей,
более тысячи фотографий, около 200 песен духовного и
военно-патриотического содержания.
В настоящее время Интернет-сайт Отдела
ежемесячно посещает не менее 9 тыс. посетителей, что в
среднем составляет не менее 300 чел. в день.
По данным социологических исследований
Главного управления воспитательной работы ВС РФ, в ноябре
2003 г. около 400 тыс. военнослужащих, т.е. каждый третий,
считал себя верующим, нуждающимся в удовлетворении
религиозных нужд (из них православных - 76%, мусульман - 9%,
буддистов -3%, других вероисповеданий 12%). Это в 1, 33 раза
больше, чем было два года назад. Достичь такого
духовно-нравственного уровня Вооруженных Сил стало возможно
благодаря укреплению сотрудничества органов воспитательной
работы с духовенством Русской Православной Церкви.
За 10 лет, прошедших после подписания
Святейшим Патриархом и Министром обороны Российской
Федерации Совместного заявления о сотрудничестве Вооруженных
Сил Российской Федерации с Русской Православной Церковью,
практически во всех соединениях и воинских частях созданы
условия для духовного окормления военнослужащих силами
епархиального духовенства.
Однако не следует излишне радоваться
росту числа верующих военнослужащих. Последствия духовных и
нравственных катаклизмов времен государственного атеизма и
богоборчества слишком масштабны.
К правовой и общественной
незащищенности военнослужащих добавилась и материальная
незащищенность, оказывающая крайне негативное влияние на
морально-психологическое состояние войск. Из-за низкого
материального уровня жизни 30,8 % семей военнослужащих
находится за чертой бедности, 40 % браков молодых офицеров
распадается, 50% семей молодых офицеров не могут иметь
детей, 68% семей военнослужащих могут воспитывать не более одного ребенка.
Бедственным представляется и состояние
контингента новобранцев: около 40% призывников имеют
образование ниже среднего, при этом каждый четвертый нигде
не работал и не учился, около 8% призывников систематически
употребляли спиртные напитки, 5, 4 - основательно пробовали
наркотики, токсические вещества, около 12 - имели приводы в
милицию, 8% - привлекались к суду.
В особенно критическом положении
оказались военнослужащие, принимавшие участие в боевых
действиях на территории Афганистана, Дагестана, Абхазии,
Югославии, Чеченской Республики, а затем уволенные в запас.
Многие из тех, кто не нашел дороги в храм, встали на путь
духовной и нравственной деградации, вызванной употреблением
алкоголя и наркотиков, оказались в криминальных структурах
или местах лишения свободы, покончили с собой.
Так, анализ опыта работы с осужденными
из числа участников боевых действий, проведенный
психологической службой ГУИН в социально-реабилитационном
центре исправительной колонии N 2, Управления исполнения наказаний
Минюста России по Орловской области,
показал, что многие из них страдают психическими
расстройствами, связанными со стрессом во время участия в
боевых действиях Основные черты таких расстройств - духовная
пустота и эмоциональное оскудение, уход в себя, повышенная возбудимость и т.п.
Изменить ситуацию не в состоянии даже
постоянно растущее число военных психологов. Между тем,
мировой опыт свидетельствует, что духовные недуги
военнослужащих, особенно непосредственно участвовавших в
боевых действиях, можно лечить лишь совместными усилиями
военных священников, психологов и психиатров. Поскольку
около 320 тыс. российских военнослужащих -верующие
православные воины, то, следуя зарубежному опыту, уже
сегодня можно было бы ввести порядка 320-400 штатных
должностей для православного военного духовенства и 27-32
должностей для мусульманского духовенства.
Необходимость присутствия православного
пастыря рядом с человеком в погонах, который по долгу своего
служения находится в экстремальных условиях, сейчас
понимается на всех уровнях военного управления, а
положительный опыт десятилетнего взаимодействия Церкви и
Армии доказал свою результативность. Особая забота всех
священнослужителей о человеке с ружьем и о находящемся в
заключении никогда не будет излишней, но всегда благотворно
отразится на всем устройстве народной жизни и отзовется
глубокой сердечной благодарностью всем трудящимся на этой
запущенной ниве.
(Печатается в сокращении).
Красная звезда - 27.10.2004.
|