Армия сильное искушение: и в физическом, и духовном отношении
В нашем обществе много говорится об армии,
Слава Богу, ныне армию уже не шельмуют, как это было в
первые годы демократической революции в России.
Мы знаем, что в армии сейчас служат или
те немногие, кто осознанно хочет служить и испытать себя на
воинской службе, или те, кто беден и не может откупиться в
военном комиссариате от воинской службы. Мы не судьи нашей
армейской беде, но общество должно знать и понимать, что
если наши мужчины не пройдут армейскую службу, не получат
армейскую закалку, если наша армия останется местом, где
издеваются и избивают солдата, где старшие чины
недобросовестны и равнодушны к подчиненному, то будет ли
будущее у нашего государства? Защитим ли мы свою Родину в
дни испытаний, или мы не хотим ее защищать?
В Русской Православной Церкви защита
Отечества традиционно является подвигом, а воинское служение
для православного христианина - долгом. Армия учит
христианскому подвигу - подвигу смирения. Один священник в
разговоре как -то сказал, что армия его научила знать свое
место в этом возрасте и в этом месте. Информационная служба
Псковской епархии предлагает воспоминания священников нашей
Епархии о службе в армии и их мнения о воинском служении и службе.
Настоятель Свято - Троицкого Кафедрального
Собора в Пскове, протоирей Иоанн Муханов:
- Я искренне благодарен Господу за все в моей
жизни, и за армию - тоже. Я служил в Промежицах, под
Псковом, в десанте, в разведроте в 1984-1986 гг. Отслужил
там все два года, у меня 21 прыжок, из них десять с Ан- 2,
девять - Ил-76 и два - с вертолета. Ил - 76 летает пять
часов, мы облетали весь Советский Союз и приземлялись в
Пскове. Я служил с прекрасными ребятами. Дедовщина была
осмысленная - усиленная физподготовка, не было никакого
безумия. Я был воцерковленным человеком, но не афишировал
это. Однажды стоял дневальным на КПП, и подъехал мой папа,
батюшка. Он был в отъезде и приехал меня проведать. И вот
молодой десантник, молодой солдат выходит на КПП, кланяется
земно отцу, берет благословение с троекратным целованием,
объятиями отцовскими и сыновьими. Все, кто наблюдал, были
поражены. И через этот случай у меня появился друг, который
крестился у моего отца, игумена Ионы, потом детей своих
крестил у меня, и он сейчас один из самых близких мне людей
на земле. Его детки - мои крестники, я их и венчал.
Я никогда не был против армии. Я только -
за. Сам прошел ее в своей жизни, и мне она дала очень
многое: чувствую, что окреп физически, поменялось мое
отношение к жизни, укрепилась вера. До армии была некоторая
юношеская расслабленность, а в армии она прошла. Годы в
армии не считаю выкинутыми, и я, в полном смысле слова,
говорю от чистого сердца, что армия была суровая, серьезная,
интересная, с профессиональной подготовкой каждый день. И
офицеры у нас были интересные и хорошие командиры, я был в
прекрасных войсках, откуда вернулся старшим сержантом, был
командиром взвода. Мне армия принесла пользу.
Для молодого человека служение в армии было
священным долгом. Разве плохо Родину защищать? Это
замечательно, это прекрасно. Правда, не все люди способны
служить в армии, и контрактники, возможно, тоже не выход.
Может быть, для других государств, где это давно
организовано - нормально, а для нашего - я сомневаюсь. Вот
если бы была срочная служба с содержанием, и солдат знал,
что, отслужив два года, он получит приличное выходное
пособие, не потеряет два года жизни и, не дай Бог, саму
жизнь. Почему контрактникам надо платить, а срочникам - не
надо? Возможно ли платить срочникам? Тогда не нужны будут
контрактники. Я был сержантом и получал 17 рублей
командирских, и за каждый прыжок - 3 рубля, и мне хотелось
прыгать. Из армии вернулся с большими деньгами. Сейчас можно
сожалеть, что наши дети охладели к армии. Думаю, надо
заинтересовать будущих солдат армией, раз сегодня рубль так
важен, заинтересовать денежным пособием: если на предприятии
едут в командировку, там и командировочные и т.д., а в армии
в суровых условиях, почему бы не платить и срочнику? Он
придет из армии, у него уже будет какой - то начальный
капитал, какой - то достаток. Но все - таки первоочередное -
это совестливое отношение всех полководцев. И чтобы офицеры
относились по совести к своей службе. К сожалению, сейчас
рассказывают такие вещи об армии, что просто трудно
поверить. К сожалению. Но у меня осталось от армии только доброе.
Протоиерей Михаил Мельник, настоятель храма
Воскресения Христова в Орлецах, духовник Псковской епархии:
- Номер своей воинской части я никогда не
забуду - 44 156. Я шел в армию как в рай. Это же подвиг -
служение в армии. И отец мне сказал: "Служи, чтоб не было на
тебя жалоб". Нам деньги выдавали. Я зарабатывал сто рублей,
33 рубля высчитывали за пропитание и обмундирование,
остальные делили на пополам - выдавали на руки, а другую -
на лицевой счет. А я знал, как жил отец, семья была большая,
восемь человек, с 1961 года в армию пошел до 1964 года,
потом уже было полегче. Однажды мне надо было послать
деньги, а почта в городе, служил я в Казахстане. Взводный
меня отпустил, но не стал сопровождать. Послал деньги, иду в
воинскую часть, меня патрули остановили: "Вы, солдат, что
здесь делаете?- Иду в воинскую часть, посылал деньги домой.
- А где сопровождающие?". Была зима. Завели меня на "губу",
ремень сняли, заставили туалет почистить, потом позвонили в
воинскую часть, о моем поведении спрашивали, переговорили, я
часа два - три посидел, и отпустили.
Не к чему было придраться. Мне лично не
пришлось терпеть никакой дедовщины. Были случаи, делали
темную - одеяло на голову, и кто руками, кто кулаками, кто
сапогами - кого невзлюбят, или кто украл. Сами разбирались.
Я служил в стройбате, и нам платили за
работу. Так что первое время: кирка, лопата, лом - и весь
диплом. Рыли котлован под пожарное депо семь на семь и
глубиной три метра. А грунт был с камнем, тяжелый. Рыли
отбойными молотками. Потом плотником был: строили дом,
настилали полы, меня взяли учеником электросварщика и
газосварщика. Сколько я этих "зайчиков" нахватался. Глаза
сколько терпели от этого: ночью ляжешь, больно, не уснуть,
потом пойду в лазарет, закапают альбуцида, и сплю нормально.
Получали мы неплохо, некоторые уезжали после
армии на машинах, особенно те, кто работал на бульдозерах. А
там, где я служил, рыли рудники урановой руды открытой
разработки. Кормили нас хорошо, но первые дни мне было не
привыкнуть к местной пище, она мне казалась недоваренной,
сырой. Потом настолько привык, что только давай побольше,
просил добавки. В отпуск меня отпустили - на руках 275
рублей. Когда был в отпуске, то отцу положил на стол 100
руб., а 175 руб. себе взял на билеты, и когда домой ехал, то
в ресторане был: есть - то хочется, возьму себе пятьдесят
грамм коньяка, а сам думаю: "Много нельзя, а то домой не
доедешь". Господь вразумлял.
В армию я пришел с весом 68 килограммов, а
вернулся из армии - 75. Когда демобилизовался, мне было 22
года, у меня на лицевом счету - 558 рублей. Богач. Мы
платили со своих заработков за обмундирование, питание. И
наш замполит седьмой роты говорил, что мы для правительства,
для вооруженных сил самая дешевая армия, потому что мы сами
себя кормим. В войсках получали 3.80, но они были на полном
государственном обеспечении, а мы сами себя кормили, сами
себя одевали и обували. При демобилизации мне дали 558 руб.,
из них 400 руб. бумажку - аккредитив, чтобы я не потерял где
- нибудь деньги, а остальные 158 руб. дали наличными.
Архимандрит Павел (Кравец), благочинный,
настоятель храма Покрова Божией Матери в Дедовичах:
- Для меня армия, к сожалению, была не
исполнением гражданского долга. Для меня армия была
наказанием. Потому что меня, студента Одесского
Технологического института взяли в армию перевоспитать, как
потом я обжаловал, и мне ответили из Политуправления: в виду
того, что я верующий студент в советском вузе и меня
необходимо было перевоспитать. Но в то же время, я не
воспринимаю армию, как наказание - было общение со
сверстниками. Было и жутко, когда перед всем строем воинской
части, где - то двенадцать рот, на стадионе был отдан мне
приказ снять крест. И когда я отказался снять крест, сказав,
что выполняю разумные приказы, а этот приказ не входит в
разряд разумных, то командир части подошел и с такой злостью
рванул мой крест, что у меня надолго остался шрам на шее от цепочки.
В армии я получил очень многое, хотя, уже
можно признаться, я хулиганил. Удирал в самоволку по большим
праздникам. Удирал в храм, на Литургию: Архиепископа Павла
из Астрахани перевели тогда, и он стал моим духовным отцом.
Сразу после армии он меня постриг в
монашество, рукоположил, и переход от армии к гражданской
жизни у меня не получился, а сразу переход от армии - к
духовной жизни. Так что я благодарен армии.
Игумен Спиридон, Свято - Благовещенская Никандрова обитель:
- Служил в строительных частях, штукатурил, и
сейчас приходится показывать нашим работникам, что и как
делать. Год служил в Узбексистане, год - под Москвой. Армией
я, в общем-то, доволен. Там отношения во многом зависят от
того, как себя поведешь, как относишься к окружающим. Если
ты молодой - тебе нужно смиряться, если ты слишком заносчив
- тебя будут смирять, поэтому надо знать свое место, и что
можно, а что нельзя.
Игумен Макарий, Свято - Успенский Святогорский монастырь:
- Я призывался из церкви. После школы пошел в
церковь прислуживать алтарником, и у меня справка для армии
из церкви. И в армии меня все как-то уважали. Служил на
Кольском полуострове, в Мончегорске.
Вставал на молитву ночью, когда все спят,
набирал фляжку воды, она была святая, я верил и знал, что
все естество освещается, и у меня не было такого маловерия,
что надо идти в храм и освещать. Все реки, все источники все
Божье, все освещается. У меня фляжечка с водой всегда была.
И мне никто не запрещал молиться. И акафисты, особенно в
выходные дни, сядешь в Ленинскую комнату и читаешь. Или
лежа, в казарме, как получалось.
Я был сержантом, и у меня в отделении никого
не притесняли. Был один баптист, отказывался присягу
принимать. Его стращали, стращали и дизбатом стращали, но
потом вызывает меня начальник штаба: "Сержант Швайко, вот
такое дело, если не уговорите принять присягу, то никаких
увольнений и отпусков". А какие в Мончегорске увольнения? Я
и не ходил, и в отпуск ни разу не ездил, хотя было 12
поощрений, из них три отпуска. Вот мне и сказали: пока не
будет подпись солдата под присягой... Ну, мы с ним
поговорили, как верующий с верующим: у нас тоже у
православных Закон, тоже клясться нельзя. Баптиста я
уговорил, клятву не надо было произносить, а надо было
расписаться. Он все понял, расписался.
Священник Димитрий Куминов, секретарь Епархиального управления:
- Служил я в Печерах, в десанте, отдельный
учебный полк с 1992 по 1994 годы. Армия ставит любого
человека, особенно молодого, когда он остается один на один
сам с собой, со всеми своими недостатками, добродетелями в
условия, очень непростые. Все протекает на весьма
ограниченной территории, вся армейская жизнь в казарме, в
мужском коллективе, где все обостряется, все качества
человеческие. Слабые ломаются, какие -то шероховатости
характера пообтесываются.
Все, что есть доброго в человеке, сразу
обнажается, и, наоборот, все, что есть недоброго, греховного
тоже выявляется. И открываются такие неприятные вещи,
которые в других условиях нормальных, комфортных человек
никогда бы и не узнал про себя. Я - верующий человек,
молюсь, полгода жил в монастыре, и оттуда ушел в армию. Для
меня армия, в первую очередь, была школой мужества, когда я
должен был привыкнуть все делать сам. Практическую часть я
должен был делать сам: отжиматься, бегать, но особую
сложность представляет в армии общение. Поставить себя так,
чтобы тебя уважали, не упасть лицом в грязь - в мужском
коллективе это одна из сложнейших задач.
Мои успехи, как верующего человека, а я
успевал в воинской службе, естественно, были бельмом в
глазу. У меня были во всех областях службы хорошие
показатели, меня отпускали в увольнительные, начальство ко
мне относилось как к разумному человеку, спрашивали у меня
совета, беседовали на религиозные темы. А мои товарищи,
которые были в подвигах воинской службы ниже и хуже,
завидовали. В греховном мире любой человеческий успех другим
человеком воспринимается болезненно, и это закон, к сожалению.
Как у человека верующего, у меня не было
проблем, офицерский состав уважал меня, а жизнь монастырская
учит рассудительности - в армии эти вещи ценятся выше всего.
Воин должен быть рассудителен, потому что в армии приходится
много думать головой. В нынешней ситуации избежать дедовщины
невозможно, потому что это явление, свойственное жизни
общества. Там, где нет должного взаимодействия между
офицерским и солдатским составом, неизбежно возникают
неуставные отношения. В противном случае, все рассыплется.
Меня били, я не отвечал, пока был молод, но
пришло время - стал отвечать, когда стал "дедом". Иначе тебя
на нормальном языке, не понимают. В армии процентов на 90
слов не понимают, поэтому приходится вразумлять. Люди
приходят в армию из другой жизни и за краткий срок нужно
сделать их воинами, а в большинстве своем, они привыкли жить
по собственному желанию, здесь же нужно ходить строем,
выполнять приказы, есть из общего котелка и делать все по
команде. Быстро перестроиться не получается, и поэтому
приходится убыстрять процесс физическим воздействием, или
упражнениями. В моем случае - крайность, когда человек не
понимал иначе. Но если я не добьюсь результата - с меня спросят.
Идти в армию или не идти - однозначно не
ответишь. Разные люди. Для отдельных людей, творческих,
армия противопоказана, как, например, быть музыканту, если
ему в армии пальцы переломают? Для кого - то армия полезна,
кого - то сломает. Много зависит от военкоматов, они,
подобно старцам монастырским, должны подходить к этому делу
- призыву в армию. Армия дает практическую закалку, человек
учиться делать в любой ситуации то, что необходимо: будь то
хозяйственный вопрос, будь то выяснение отношений, или
организация собственной жизни, самодисциплина, а также отказ
от вещей, не имеющих ценности для человеческой жизни, и
проверка тех ориентиров, которые в армии проверяются. И все
наклонности проявляются. В армии надо от чего - то
отказываться, искать компромисс, чтобы найти свое место,
свою нишу, приемлемую для тебя. В армии с особой остротой
понимаешь, что ты стоишь на самом деле. Экстремальные
ситуации порождают четкую самооценку, даже если сам человек
не понимает, окружающие это видят.
Пресс-служба Псковской епархии - 29.12.2005.
|