Осторожно, неоязычество!
Беседа о современных родноверах с сектоведом Андреем Солодковым...
В чем причина, что сегодня становятся
популярными, особенно в молодежной среде, всевозможные
неоязыческие учения, растет интерес к оккультной
языческой практике? Действительно ли язычество –
"начальная" вера русского народа? На каких струнах
человеческой души играют проповедники неоязычества? Как
опровергнуть те обвинения, которые неоязычники
предъявляют Православию: что христианство принципиально
непатриотично, что это религия слабых людей, что оно
агрессивно по отношению к культуре, что,
противопоставляя себя язычеству, оно включает языческие
по сути обряды и паразитирует на языческих праздниках?
На эти и другие вопросы отвечает преподаватель
сектоведения, миссиологии и истории религий Андрей
Иванович Солодков.
![Ритуалы русского неоязычества](../images/sects/pagans/pagans-107.jpg)
Ритуалы русского неоязычества
– Сегодня, когда положение Русской
Православной Церкви укрепилось и ее влияние на общество
возросло, все громче раздаются голоса, призывающие
вернуться к начальной религии Руси – язычеству, лишить
Православную Церковь доминирования. И у многих подобные
призывы вызывают отклик и сочувствие. Андрей Иванович,
на ваш взгляд, почему так происходит?
– Если говорить об "изначальности"
язычества, то это положение определенных теорий,
рассматривающих происхождение религии, ее историю как
некую эволюцию религиозного сознания от примитивного к
более сложному. Мы, православные люди, такого взгляда не
разделяем. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
"Человек был создан в состоянии естественном, пал в
состояние ниже естественного, возведен Христом в
состояние сверхъестественное". Поэтому всю историю
человечества мы рассматриваем не как прогресс, какое-то
самосовершенствование и какое-то устроение Царства Божия
здесь, на земле – это является ересью, которую Церковь
осудила на своих Соборах.
Мы рассматриваем историю как возвращение
человека в утерянный им рай, к потерянному им состоянию
подобия, Христом возведенное в сверхъестественность. Мы
говорим о тоске человечества по совершенству, к которому
Бог предназначил человека изначально. Человек был создан
по образу и подобию Божию. Образ – это бессмертная душа,
подаренная Богом человеку. Состояние подобия –
стремление к Богу. После грехопадения человек утерял
возможность быть подобным Богу, но по благодати –
стремление остается. Поэтому все эти искания
возвратиться к своим истокам – совершенно естественны.
Просто ищут не там, и направлен вектор не в ту сторону.
Еще Тертуллиан сказал, что душа по
природе своей христианка, и человек без веры жить не
может. Но если человек теряет веру, он начинает ее
подменять сурогатами, каковым является неоязычество.
Сегодняшнее неоязычество осуществляет подмену, играя на
этом христианском чувстве. Используя в том числе и
заложенную в человеке память о том, что прежде было
лучше. Все мы знаем, как бабушки и дедушки говорят, что
раньше было лучше. А их бабушки и дедушки в свое время
тоже говорили, что раньше было лучше. Так что это
стремление возвратиться к истокам естественно для
христианской души. И неоязычество использует его. Но,
повторюсь, ведет не туда.
Играет неоязычество и на чувстве
национального самосознания, любви к своей Родине, на
чувстве патриотизма, обвиняя христиан в
непатриотичности, в общем-то, ошибочно.
Если говорить о доминировании в
обществе… Все мы помним слова Христа: "Сын Человеческий,
придя, найдет ли веру на земле?" (Лк. 18: 8).
Православный христианин не стремится к тому, чтобы
одержать над кем-то победу и построить Царство Божие на
земле. Православный христианин стремится, прежде всего,
как сказано в Священном Писании и у отцов Церкви, к
стяжанию Духа Святого. Устроение любого царства
начинается, с точки зрения христианского православного
мировоззрения, с устроения внутреннего состояния
человека.
![Неоязычники в Киеве](../images/sects/pagans/pagans-94.jpg)
Неоязычники в Киеве
– Противостояние христианства и
язычества насчитывает многовековую историю. Как только
появляется учение Христа, начинается колоссальное
сопротивление ему. Почему могущественная Римская
империя, принимавшая в свой религиозный пантеон всех
божеств покоренных народов, не смогла примириться с
кротким христианством? С чем это было связано?
– Римская империя – это обожествление
императора, это надежда исключительно на силу и
могущество. И нельзя ставить вопрос так: почему Римская
империя не приняла в свой пантеон Христа? Это
христианство не приняло этих богов в свое самосознание,
потому что, как сказано в Священном Писании, "один
Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4: 5). Бог –
один, и христианское сознание, христианская вера не
может принять, что наряду со Христом могут быть еще
какие-то боги и спасители. Христианская любовь к Богу не
разделима.
Если говорить о современном
неоязычестве, то его истоки – именно в древнем
язычестве, оттуда оно черпает и идеологию, и мифологию,
и практики. Одна из древних языческих систем – индуизм.
И сегодня, когда Россия развернулась от Запада в сторону
Востока, можно ожидать, что неоязычество получит мощную
подпитку от своего старшего брата, если можно так
выразиться, – индуизма. Информационная обработка
общественного сознания сегодня поставлена хорошо, о том,
что надо быть терпимыми и толерантными трубят на каждом
углу. И христианам надо быть готовым к такой ситуации.
Например, индус-язычник скажет, что он готов принять
"Христа" и поставить Его в свой пантеон богов рядом с
Шивой, Вишну, но и вы тоже будьте толерантны: вот вам
наши Вишну и Шива. Конечно, такая толерантность для
православного сознания невозможна. Мы верим в Святую
Троицу – Отца и Сына и Святаго Духа. И нет другого Бога,
кроме Господа Спасителя Иисуса Христа, в Троице Единого
и Безначального.
И Римская империя не могла смириться с
тем, что должен быть только один Бог. Как же так, ведь к
одним богам обращаешься за победой, к другим за
богатством и благополучием, к иным – за помощью в других
вопросах… Она не могла понять, что Бог Всесильный,
Всемогущий и Всеведущий и Он – один. Поклонение богам
означало склонить их на свою сторону, поклонению Христу
– совсем наоборот: изменить себя с помощью Бога. Это
была беда римского самосознания того времени. Они не
могли понять, зачем служить Богу, если Он не
потворствует им.
– На каждом историческом этапе жизни
общества язычество обвиняло христианство в разрушении
культурных ценностей, в отсутствии эстетического
чувства. Более того, слово "христианин" становилось
подчас синонимом слова "невежда". А римский император
Юлиан Отступник вообще издал эдикт, в котором христиане
исключались полностью из культурной жизни общества.
Обоснованны ли эти обвинения?
– Юлиан Отступник. Известно, как и с
какими словами он окончил свою жизнь: пойдя войной в
очередной раз на Персию и увидев, что исход боя решается
не в его пользу, он бросился на копье (по другим
источникам – в него ударила молния; вообще
обстоятельства его гибели более чем странны, и это тоже
о многом говорит)… Так вот, перед смертью он воскликнул:
"Ты победил меня, Галилеянин!" Юлиан Отступник на пороге
смерти осознал, что сейчас он предстанет пред Богом,
понял тщетность веры в языческих богов. И эти слова его:
"Ты победил меня, Галилеянин!" – прозвучали неким
покаянием. Было это покаяние или отчаянный крик и просто
разочарование в своих богах, не могущих спасти человека
от смерти – одному Богу известно.
А говорить о том, можно ли христианство
исключить из культурной жизни, много и долго не нужно,
достаточно только вспомнить, кого православная
христианская культура воспитала.
Чайковский, Достоевский, Пушкин,
Лермонтов, Лесков… Из ученых – Ломоносов, хирург
Пирогов… Эти люди воспитывались в православной среде. С
самого младенчества они знали, что такое Церковь, что
такое Таинства Церкви. Все они были крещенными. Что
могут противопоставить им язычники?
![Андрей Иванович Солодков](../images/people/solodkov-02.jpg)
Андрей Иванович Солодков
Язычники все время твердят, что раньше,
до христианства, было лучше: реки были полны рыбы, леса
полны дичи… А потом пришли греки и всех нас окрестили
насильно, всех нас затолкали в ярмо. Но, во-первых,
давайте вспомним, кто тогда правил нашим государством.
Правил великий князь Владимир "Красно Солнышко". Какова
была его главная идея и цель? Объединить все племена.
Постоянно, как мы знаем из истории, были брани и войны
между племенами. Потому он и свез в Киев идолов для
присоединения к своему пантеону языческих богов Перуна,
Даждьбога, Сварога, Свароча и других, решив, что если
все эти истуканы будут в столице, то это объединит весь
народ языческий. Но объединения не вышло. А нужно было
обязательно найти способ объединить русское государство,
тогда очень разрозненное. Вот и встал вопрос о вере в
единого Бога. Эту историю мы все хорошо знаем.
Православие было выбрано именно как объединяющее начало
народа. Когда некоторые неоязычники пишут, что там было
насилие и массовые убийство – это ложь. Насилие, может,
и было в некой степени со стороны слуг князя Владимира.
Но кто были его слуги? Неофиты. Люди только что ставшие
христианами, а скорее всего только готовящиеся ими
стать. По сути, они были еще язычниками. И если мы
посмотрим, как затем, после Крещения Руси, развивалась
русская история, мы увидим, что держава русская была
сильной, когда у людей было объединяющее их начало –
вера во Христа.
***
***
Такой ответ своей жизнью дает
неоязычникам сам князь Владимир. А ведь он каким был
язычником махровым, можно сказать, но понял, что воедино
государство язычеством не соберешь, тщетны такие усилия.
И потому он обратился ко Христу.
– Христиан часто обвиняют в отсутствии
патриотизма, любви к родине… А вот язычество – это как
раз патриотично.
– Православного человека почему-то
представляют как такое беспомощное существо, которое
только смиряется; думают, что христианин – это раб по
своей сути. Это огромная ошибка. Люди просто не знают,
что такое Православие. В Православии есть заповедь: "Нет
больше той любви, как если кто положит душу свою за
други своя" (Ин. 15: 13). Вспомним наших великих
полководцев – православных людей! В их ли патриотизме
сомневаться?! Святой Александр Невский, святой Дмитрий
Донской, Александр Васильевич Суворов, святой Федор
Ушаков… Ушаков не только не проиграл ни одного сражения,
но в этих сражениях не потерял ни одного корабля. Это
свидетельство того, что он не только отважно бился, но и
своих людей берег.
Недавно на Архиерейском Соборе были
прославлены такие святые, как Андрей (Ослябя) и
Александр (Пересвет)[1]. Мы знаем, кто эти люди. А ведь
они были даже не монахи, а схимники. Но когда
государству стало тяжело, они в своих схимнических
одеждах, взяв в руки оружие, пошли воевать.
Представление о Православии, как о религии рабской –
ложно.
![Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943 год. Художник Михаил Авилов](../images/faith/people&church-227.jpg)
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле,
1943 год. Художник Михаил Авилов
В Православном понимании есть целая
концепция патриотизма. В ней есть пять начал: личность,
семья, нация, государство и Церковь. Эти пять начал
очерчены рукой Бога. Личность, человека сотворил Бог.
Семья – это тоже не искусственное изобретение века сего.
"И сказал Господь: не хорошо быть человеку одному. И
сотворил ему помощника" – жену (Быт. 2: 18). Нации и
разные народы возникли, когда Господь, увидев
Вавилонскую башню, смешал языки – оттуда пошли разные
наречия, и это было наказание, которое, как и всякое
наказание Божие, стало для человека благословением.
Потом, когда люди увидели, что нет государя, народ
израильский просил Бога: "Дай нам государя". И Бог дал
его. И когда приходит Христос, Он на земле устанавливает
Церковь. Это тоже не устроение человеческое, поэтому
Церковь и жива до сих пор. Так что это пять естественных
начал: личность, семья, нация, государство, Церковь,
которые православный христианин поставлен защищать,
молясь о единстве и сохранении этих данных Богом
ценностей, а если будет необходимо – и с оружием в
руках.
Вот такой ответ этому миру на обвинения,
что Православию чужды такие понятия, как долг перед
своей Родиной, долг перед Отечеством. Не чужды! Апостол
Павел в порыве своей ревности и любви к своему народу
восклицает: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за
братьев моих, родных мне по плоти…" (Рим. 9: 3). Не по
вере, а по плоти. Кто такой апостол Павел? Иудей из
иудеев, из колена Вениаминова. Ему не был чужд здоровый
национальный патриотизм, чувство любви к своей нации.
Что же здесь плохого? Человек, который любит свою нацию,
будет уважительно относиться и к другим нациям. Если
человек любит свою мать, он будет уважительно относиться
и к чужой матери. А если он свою мать ненавидит, будет
он уважать чужую? Нет, конечно.
– Андрей Иванович, на каком уровне
продолжается сегодня борьба между христианством и
язычеством? И как мимикрирует язычество?
– Языческие эпосы, которые нам
представляют якобы как документы исторические, вроде
Велесовой книги, – это всё мифы. Никаких книг нет, никто
их никогда не видел. Каким было славянское язычество,
очень сложно сказать. И никто этого не знает. Мимикрия
язычества, попытка выдать собственные фантазии за
историческую реальность, зачастую прибегая к
синкретизму, некому собиранию мифических образов в
разных языческих религиях, выдавая их за самобытность
русского народа. В некоторой степени то, как неоязычники
представляют себе жизнь наших предков, выдавая их порой
за идиотов – это оскорбление нашего народа, хотя и не
просвещенного еще тогда светом Христа, но все же нашего.
А противостояние язычества христианству
сегодня, конечно, есть. И оно ведется целенаправленно
популяризаторами язычества. Одним из известных
проповедников неоязычества был Свами Вивекананда. Он был
индусом, учился в Англии в протестантском колледже.
Именно он стал популяризатором индуизма, а по сути
неоязычества, в Америке и Европе. Ведь индуизм – не
миссионерская религия. Человек должен родиться в
индуизме, потому что по закону кармы ты не можешь
переходить из одной касты в другую. Поэтому Вевиканада
был неоязычником, познакомив Америку, жаждущую экзотики
после рационального протестантизма, с неоинуизмом и
своей интерпретацией адванта-веданты, одной из
философской школ индуизма. Сегодняшние неоязычники
действуют по той же схеме. Берут какое-либо оккультное
еретическое учение и трансформируют его, выдавая за
исконно русское. Тогда Вивекананду поддержали масоны, он
состоял в масонской ложе. Нынешние неоязычники, те,
которые более популярны, можно не сомневаться, находятся
в поле зрения западных спецслужб, враждебно относящихся
к России. Они хорошо знают историю нашего народа. Знают,
что сделать для его разобщения. Разобщить с одной целью,
дабы разделять и властвовать.
– Вы работаете в центре, который
оказывает помощь людям, попавшим в неоязыческие сети. По
вашему опыту, что это за люди?
– Да, это Центр преподобного Иосифа
Волоцкого при храме Преображения Господня в Старом
Беляеве. Туда за помощью обращаются не только
неоязычники, но и те, кто попал в секты
неопротестантского толка. Но с ними, протестантами и их
последователями, разговаривать проще, всё-таки они
идентифицируют себя как христиане, читают Библию. У них
есть основа, они доверяют Священному Писанию, хотя
искажают его своим толкованием. С неоязычниками все
сложней, в том смысле, что смысл разговора порой
отсутствует. Говорить не о чем. Нет основания веры, одни
лозунги и догадки, ссылки на несуществующие исторические
факты. И здесь в большей степени многое зависит от
родителей детей, попавших в секту.
– Что именно?
– Расскажу одну историю. Обратилась к
нам мама, сын которой попал к неоязычникам – к
кришнаитам. Приходит она к нам в отчаянии: "Что делать?"
Священник спрашивает ее: "А вы сами христианка? В храм
ходите?" – "Ну, на Пасху, на Рождество…" И батюшка дал
этой маме такой совет: "Начните сами воцерковляться,
станьте нормальной православной христианкой". Она стала
ходить в храм, причащаться, молиться. Через год приходит
в центр реабилитации со словами благодарности. И сына
приводит, который рассказывает: "Я был кришнаитом, ходил
на неоязыческие шабаши, с барабанами. Мама на меня всё
время кричала: “Ходи в православный храм! Не ходи на эти
бесовства!..” Сама в храм не ходит, а меня туда
отправляет… Я старался с ней не встречаться. Знал, когда
ее смена на работе, прибегу домой, когда ее нет,
быстренько поем, переоденусь и опять убегаю в свой храм.
Так продолжалось долгое время. В доме не убрано, обеда
нет, в холодильнике почти пусто. А тут как-то забежал,
смотрю: чистота какая! Поел, убежал. Прибегаю через
какое-то время – опять чисто. Икона, лампадка горит.
Интересно… Потом смотрю: книги какие-то религиозные.
Ладаном пахнет. Раз пришел – на столе кастрюлька и
записка: “Сыночек, тут кашка молочная. Я знаю, ты не
кушаешь мясное”. Думаю: что такое с мамой произошло?
Однажды пришел – открыто Священное Писание, и там слова:
“Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас”". И как тот парень сам свидетельствовал,
его будто молнией резануло вот эта фраза: "Придите все".
Он решил не убегать в тот раз, дождаться маму. Подумал:
раз "все", то, может быть, и он? Говорит: "Не знаю, что
со мной произошло, объяснить пока не могу. Но я верю,
что и меня Христос тоже призвал к Себе".
Нужно объяснять, рассказывать людям, что
такое неоязычество, кто такие неоязычники. Нужно
рассказывать, что такое книга Истархова "Удар русских
богов" – а это проповедь антисемитизма и фашизма, в ней
цитируется Гитлер. Нужно рассказывать, кто такой
Левашов. Кстати, Степан Комаров, устроивший стрельбу в
храме в Южно-Сахалинске, убивший монахиню Людмилу....
читал книги этих авторов – смесь неоязычества с
оккультизмом, в которых говорится, что православные люди
– амебы, их надо уничтожать, они бесполезны для
общества, что Православие – это религия слабых. И ведь
не знают, что есть такие слова святителя Филарета
(Дроздова): "Бесполезный для царства земного, бесполезен
и для Царства Небесного". Странно, что люди, тянущиеся к
патриотизму, желающие воспитать в себе чувство любви к
своей родине, почему-то не видят и не хотят видеть
русских святых, русской культуры, русской самобытности.
– Язычники упрекают христианство еще и в
том, что многие традиции и обычаи оно переняло у
язычества. Верно ли это утверждение?
– Нет, это не совсем так. Церковь
никогда в своем миссионерском служении не использовало
языческих атрибутов. Православие всегда старалось не
уничтожать ту культуру, которая есть, а привносить в нее
новый смысл. В отличие от протестантской миссии, от
анабаптистов, например. Впрочем, само протестантство уже
при своем появлении спровоцировало войны: вместо
реформации получилась революция – так называемая
крестьянская война в Европе, бушевавшая там 30 лет, пик
которой пришелся на 1524–1526 годы. Вроде бы намерения
Лютера были хорошие: "Библия и только Библия", перевести
Священное Писание на родной язык… Но всё это обернулось
поножовщиной в центре Европы. А когда протестанты
отправились в Америку, то они просто уничтожали коренное
население этого континента – язычников индейцев.
Говорили, что эти земли надо очистить от тех, кто не
достоин того, чтобы жить на них. Они в завоевании
Америки видели Ханаан, некую землю обетованную, а себя –
народом израильским, освободителем от язычников земли,
которую как они считали дает им Бог. Так понимали они
Ветхий Завет, и почему-то именно Ветхий Завет взяли для
себя как руководство к действию. Такая вот была миссия.
И совсем иначе действовали русские
православные миссионеры. Они не подавляли местную
культуру, а в праздники, которые были у этих народов,
они вкладывали новый смысл, преобразовывая их. Например,
святитель Иннокентий – просветитель алеутов и народов
Аляски, тех же индейцев. Это была миссия просвящения
именно языческих народов. Была епархия со своим
епископом, больницами, библиотеками, школами, храмами и
часовнями. Почитайте интереснейшею работу Преосвященного
Климента, митрополита Калужского и Боровского, "Русская
Православная Церковь на Аляске до 1917 года". Это
фундаментальный труд примерно в 600 страниц,
рассказывающий о самопожертвовании православных
миссионеров ради спасения языческих народов.
***
***
![Святитель Иннокентий Вениаминов среди алеутов](../images/ikons/innokentiy_moskowskiy-02.jpg)
Святитель Иннокентий Вениаминов среди алеутов
Чтобы подвести некий итог в ответе на
вопрос о заимствования христианами язычества в той или
иной степени, надо обратиться к истории возникновения
язычества. Расставить, скажем, акценты, что первичней –
язычество или христианство. Есть множество разных теорий
происхождения религий. Заметьте – теорий. Но теория – не
факт. Как некогда писал известный французский
энциклопедист и ученый: "Помни неизменно. Природа не
Бог, человек не машина а теория не факт". Итак, теория
натуралистическая – мол, люди боялись грома и молнии,
поэтому и стали поклоняться этим явлениям природы. А так
как боялись везде, потому везде и поклонялись этим
стихиям. Другая теория – анимизма. Рассуждают ее
сторонники так – не могли первобытные примитивные люди
объяснить такие явления как сон, вот и придумали, что
есть некая тайная душа и т.д. Но это только выдумки и
теории, все было совсем не так. Обратимся к Священному
Писанию. Я упоминал выше вавилонское рассеяние (см.:
Быт. 11). Люди начали распространяться по всему лицу
земли, когда Господь смешал их языки. Они знали о
всемирном потопе, они знали, что должен прийти Мессия,
они знали, что было какое-то отступление от Бога. Но,
распространяясь по лицу земли, они исказили эти знания и
веру порой до неузнаваемости. В египетской мифологии, в
греческой мифологии есть эти мотивы, но это не результат
какого-то эволюционного прогресса человечества к
светлому будущему, а это – результат того, что люди,
распространившись по лицу земли, сохранили те отблески
истины, которая и исказилась до уровня язычества и
поклонения языческим богам.
Поэтому православные
миссионеры, греческие миссионеры, приехавшие на Русь,
когда князь Владимир крестился, видели эти отблески, и
они их не подавляли, а лишь поправляли и исправляли.
Говорили, что дело-то хорошее – праздник Ивана Купалы,
но смысл его не в том, чтобы прыгать через огонь в озеро
и творить оргии, а иной: это крещение, преображение
человеческой души. "Я крещу вас в воде в покаяние, но
Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь
Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:
11). Или, например, масленица. Она вообще взята в
церковный календарь, но смысл ее не просто языческий –
объестся блинов, – а совсем другой. Церковь готовит
православный народ к Великому Посту и эта неделя, в
общем-то, скорби, воспоминание о потерянном рае,
изгнании их рая. И в другие языческие праздники влагался
новый, христианский смысл, утерянный после вавилонского
отступления и рассеяния народов.
– Когда мы читаем мученические акты
ранних христиан, вызывает особое удивление, с каким
мужеством, стойкостью люди принимали смерть и не шли на
компромисс с язычеством, вплоть до – не вкусить
идоложертвенного. Почему же современный мир идет за
язычниками, активно пропагандирует язычество?
– У апостола Павла есть такие слова: "Не
сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением
ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия,
благая, угодная и совершенная" (Рим. 12: 2). Так что то,
о чем вы сказали, – это результат сообразования с веком
сим.
Иногда какое-то язычество проникает и в
жизнь православных христиан. Я думаю, это связано с
некой нестойкостью, или, скорее, с расслабленностью в
вере. Как ее укрепить, что для это необходимо? Сказано:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17). Я, как преподаватель, как миссионер, знакомый с
ситуацией не только в Москве, но и в регионах, хочу
сказать: к сожалению, очень мало времени православные
уделяют изучению Священного Писания и творений отцов
Церкви. Есть некоторые епархии, где такое изучение
проводиться на достаточно высоком уровне. Но, чаще
всего, это какая-то личная инициатива миссионеров мирян,
священников. Поэтому язычество и проникает в этот мир,
заражает так называемых православных людей. Нельзя их
назвать светскими, потому что многие из них крещенные,
но они околоцерковные люди. Приходят по какому-то случаю
в храм изредка. Невежество – причина всякого
отступления.
Так что лучшее противодействие этому
языческому влиянию – здоровая жизнь прихода. Чтобы не
дать элементам язычества проникнуть в церковную среду
или в светское общество – необходима нормальная
приходская жизнь. Литургия, молитва, постоянное изучение
Священного Писания и отцов Церкви. Это основание, это
фундамент.
В нашем миссионерском центре
преподобного Иосифа Волоцкого, о котором я говорил выше,
не только работает приемная центра реабилитации
пострадавших от сектантского заблуждения, но проводятся
занятия для взрослых на миссионерских курсах – по
вторникам и четвергам с 19 до 21 часа, также в
воскресенье. Это целый курс. Мы изучаем Священное
Писание Ветхого и Нового Завета, патрологию,
догматическое богословие – ему мы уделяем четверг, все
два часа занятий. Мы должны знать свою веру. Вера – это
не абстрактное мистическое чувство, она имеет свое
содержание, правильно направляющего человека в этой
жизни к жизни будущего века, к Царству Божию. Человек не
может жить без веры. Вера – это то, что дано человеку
при его сотворении, выражается в Библии словом
"подобие". Но если происходит подмена Бога богами, то
утрачивается целостность личности и происходит некая
рассеянность человеческой души. Итак, лучший способ
христианского противостояния язычеству – здоровая жизнь
прихода: молитва, изучение Священного Писания и отцов
Церкви.
– А почему неоязычество пользуется такой
большой популярностью у молодых людей? Что их привлекает
больше всего?
– Думаю, молодых людей привлекает некий
экстравагантный романтизм, который есть в неоязычестве.
Играет свою роль и свойственное молодым людям
антагонистическое поведение – не принимать что-то
официальное, выступать против признанных обществом
авторитетов. Церковь имеет в некоей степени официальный
статус в обществе и авторитет. А язычество – это нечто
такое маргинальное и подпольное, и у молодого человека
это всегда вызывает интерес. На определенном этапе жизни
– в подростковом возрасте, в период мальчишества.
***
***
Есть, на мой взгляд, одна ошибка,
которую допускают миссионеры в общении с молодежью. Это
некоторое заигрывание в риторике и поведении. Молодые
люди, как впрочем и каждый человек, в этом случае
начинают относится с некой опаской к обращающемуся к ним
миссионеру. Мы в наш век привыкли: раз льстят, значит
что-то хотят у нас отнять. Считаю из опыта работы с
молодежью, что в общении с ней должна быть конкретика.
Она выражается, в первую очередь, в отсутствии всяких
сюсюканий, в четком изложении своей веры и образа жизни.
Нам, миссионерам, вообще христианам – не
надо теряться, не надо опускать руки, надо рассказывать
о своей вере, надо проповедовать, надо объяснять, что
такое неоязычество, – в интернете, на форумах, где
только можно. Используя все современные СМИ, потому что
сегодняшняя молодежь – это дети смартфонов и айфонов. И
не только СМИ. Надо идти к молодежи. Общаться с ними,
трудиться на этом поле, где часто неоязычество и
сектантство просто захлестывают. Искать новые формы, не
меняя основ веры, чтобы достучаться до сердец молодых
людей.
Беседовал Никита Попов
Православие.Ru - 03.03.2016.
|