Комоедица - фальшивая Масленица
Миф о "дохристианской Масленице -
Комоедице" запущен в народ авторитетом академика
Рыбакова и авторитетом АН СССР.
Борис Кустодиев. Масленица
"Комоедицы вплотнyю пpимыкают к
весеннемy pавноденствию и к дpевней, дохpистианской
масленице. Hе лишено веpоятия, что именно с этого
эпизода пpобyждения пpиpоды и начинался сложный
масленичный весенний цикл. <...>
Дохристианская масленица по времени
совпадала с архаичными комоедицами – праздником
пробуждения медведя, когда, как уже говорилось, белорусы
плясали ритуальный танец в шубах мехом наружу".
Рыбаков Б.А. "Язычество древних славян".
-
М.: Наука, 1980.
Но!
Но о Комоедице говорит всего один, ОДИН
источник. Неоязычники стесняются его цитировать целиком.
Почему? Давайте прочитаем сами.
Священникъ Симеонъ Нечаевъ. "Нѣчто изъ
религіозныхъ обрядовъ и суевѣрій въ Бѣгомльскомъ
приходѣ, Борисовскаго уѣзда". Минск. Епарх. Вѣдом. 1874
г., № 7, ч. неофиціальная, стр. 229—230
"Праздник комоедицы.
Праздникъ этотъ всегда бываетъ на канунѣ
Влаговѣщенія Пресвятыя Богородицы и посвященъ въ честь
медвѣдя. Въ этот день приготовляются особыя кушанья,
именно: на первое блюдо приготовляется сушенный рѣпникъ
въ знакъ того, что медвѣдь питается по преимуществу
растительною пищею, травами; на второе блюдо подается
кисель, потому что медведь любитъ овесъ; третье блюдо
состоите изъ гороховыхь комовъ, отъ чего и самый день
получилъ названіе комоѣдицы. Послѣ обѣда всѣ — старъ и
малъ ложатся, не спятъ, а поминутно, самымъ медленнымъ
способомъ перекатываются съ бока на бокъ, какъ можно
стараясь приноровиться къ поворачиванію медвѣдя.
Церемонія эта продолжается около двухъ часовъ, и все это
дѣлается для того, чтобы медвѣдь легко всталъ съ своей
зимней берлоги. Послѣ обѣда крестьяне уже не занимаются
своими дневными работами — празднуютъ. Извѣстно, что по
убѣжденію крестьянъ, медвѣдь на Благовѣщеніе
пробуждается отъ спячки, встаетъ съ своей берлоги. Вотъ
и встрѣчають его съ благожеланіями.
Начало свое этотъ праздникъ ведетъ, безъ
сомнѣнія, отъ временъ до-христіанскихъ и служитъ
вѣроатною аргументаціею того, что въ этой мѣстности
покланялись медвѣдю. По преемственному разсказу
старожиловъ, въ мѣстности этой были громадные лѣса и
непроходимыя дебри, въ которыхъ велось множество
разнородныхъ дикихъ звѣрей, изъ которыхъ своею силою и
ростомъ медвѣдь наводплъ страхъ на людей. А такъ какъ
медвѣдь есть и плотоядное животное, а потому причинялъ
много вреда, истребляя домашнихъ животныхъ; то, чтобы
умилостивить его, люди этой мѣстности и вздумали
чествовать медвѣдя. Доказательствомъ справедливости
таковаго предположенія служитъ доселѣ сохранившійся
день, въ который совершалось чествовапіе Медвѣдя. Это
праздникъ комоѣдицы".
Священникъ Симеонъ Нечаевъ. "Нѣчто изъ
религіозныхъ обрядовъ и суевѣрій въ Бѣгомльскомъ
приходѣ, Борисовскаго уѣзда". Минск. Епарх. Вѣдом. 1874
г., № 7, ч. неофиціальная, стр. 229
Прочитали?
Ответьте теперь сами, что общего
с Масленицей?
Название иное;
Дата иная;
Обряды иные;
Блюда также иные.
Что общего? Ничего.
Выводы
Комоедица - локальный белорусский
праздник. Очень и очень локальный, известный лишь по
одному приходу одного белорусского уезда. Праздник,
связанный с конкретной местностью, о чем источник прямо
говорит несколько раз. И к Масленице он не имеет
отношения.
Федор Бабенко
В Контакте - 19.03.2019.
|