Состоялась Уфимская епархиальная методическая конференция
Отделом религиозного образования и
катехизации (ОРОиК) была проведена 3 января епархиальная
методическая конференция в Уфимском филиале Московского
государственного гуманитарного университета им. М.А.
Шолохова. На конференции присутствовало 83 человека из всех
благочинии Уфимской епархии.
Перед началом было зачитано Обращение
архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона к
участникам конференции.
На пленарном заседании выступили
руководитель ОРОиК протоиерей Роман Хабибуллин с докладом
"Обзор истории Православной миссии на башкирской земле",
руководитель Миссионерского отдела Максим Степаненко
"Организация и концепция епархиальных образовательных
чтений", сотрудник ОРОиК иерей Вадим - "Основные
ошибки при катехизации", сотрудник ОРОиК, руководитель
историко-миссионерского клуба "Фавор" Шарафутдинов Артемий
"Миссионерский клуб и скаутская методика как формы работы с
детьми", руководитель ВПК им. Александра Невского иерей
Виктор Иванов "Работа военно-патриотического клуба и
методика его организации", методист ОРОиК Ларионова Мария -
"Опыт проведения огласительных и катехизаторских бесед",
старший преподаватель МГГУ им. Шолохова Бигнова Марина
"Особенности вербовочной деятельности сект в Уфе .
После пленарного заседания состоялось три
круглых стола: "Воскресная школа", "Молодежное служение",
"Миссионерское и социальное служение, служение в
пеницитарной системе", на которых обсуждались проблемы
работы воскресных школ, молодежного, социального и
миссионерского служения. В перерыве между пленарными
заседаниями и работой круглых столов перед участниками
конференции выступил вокально-инструментальный ансамбль
"Фавор".
Специально для конференции Отделом
религиозного образования и катехизации были подготовлены
диски с методическими материалами.
Максим Степаненко
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
08.01.2007.
Обращение к участникам Уфимской епархиальной методической
конференции (03 января 2008 года) архиепископа Уфимского и
Стерлитамакского
Дорогие отцы, братия и сестры!
Совсем скоро мы будем праздновать величайшее
событие в истории человечества – рождения Спасителя -
Господа нашего Иисуса Христа! Однако и Его рождение и
крестная искупительная смерть были тщетными, если бы наша
Церковь, Им же и созданная, неустанно не занималась
проповедью Христова Благовестия, спасительной миссией,
духовным окормлением приобретаемых христиан и врачеванием их немощей.
Современные реалии жизни, искушения, вызовы
христианскому благочестию требуют от нас все усиливающегося
миссионерско-катехизаторского и апологетического служения.
Совершенно недопустима миссионерская пассивность на
приходах, нельзя довольствоваться воцерковлением только
пришедших в храм по своей воле, не нашими усилиями, людей.
Фактически каждый приход должен стать миссионерским, и
именно этого требует от нас недавно оформившая и одобренная
Концепция миссионерского служения Русской Православной
Церкви.
Первым, и, к сожалению, до сих пор самым
слабым звеном, является введение человека в церковную жизнь.
Традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей должно
проходить ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) –
оглашение – Крещение – научение (тайноводство). Крещение без
оглашения запрещается 78-м правилом VI
Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора.
Как указывает "Миссионерская концепция…",
воцерковление должно строиться на принципиально важных
богословских основаниях, которые должен глубоко понимать и
принимать новоначальный, а именно:
- признание Богодухновенности Священного
Писания (2Тим. 3:16) и принятие Священного Предания во всей
его полноте, как приоритета во всей жизни христианина;
- убежденное вхождение в Церковь как в тело
Христово, часть Которого является каждый член общины (1 Кор.
12:27), а единый Главой – Сам Господь Иисус Христос;
- свидетельство о Церкви как о радости жизни
во Христе нового человека, облеченного во Христа в таинстве
Крещения (Галл. 3:27) и получившего в лоне Церкви
благодатные дарования для раскрытия своей личности во всей полноте;
- восприятие Евхаристии как центра жизни
православного христианина и христоцентричности всей его жизни;
- осознание смысла участия в богослужении
как соучастника в Таинстве Спасения.
Одним из главных современных искажений
религиозного мировоззрения является "индивидуализация" веры,
когда люди видят в Церкви чуждый формальный институт и мнят,
что достаточно "иметь Бога в душе". В противовес этому
губительному мнению нужно всячески подчеркивать, что Господь
Иисус Христос спасет не каждого человека в отдельности, а
Свое Тело "…Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела"
(Еф.5:23). И потому как с каким усердием христианин
прилепляется к Телу Христову – Его Церкви и будет зависеть
его жизнь в нынешнем и будущем веке.
Другим не меньшим современным искажением
религиозного мировоззрения является учение о множественности
путей к Богу. Священное Писание говорит об обратном "...ибо
нет другого имени под небом, данного человекам, которым
надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12), "…один Господь, одна
вера, одно крещение" (Еф.4:5), "Ибо никто не может положить
другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус
Христос" (1Кор.3:11).
Миссионером должен стать практически стать
каждый православный христианин, кто своим добронравием и
смирением в миру, кто проповедью, кто социальным служением и
т.п. Миссионерское поручение - обязательная часть
общественного служения христианина, оно включает мирян в
миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них
чувствовал свою причастность к общему делу миссии.
Миссионерские поручения могут быть
осуществлены через участие мирян в богослужении (несение
клиросного и алтарного послушания, организации праздников,
крестных ходов и других церковных торжеств); привлечение
мирян у участию в социальной диаконии; организацию
миссионерских кружков; участия в миссионерских походах,
катехизаторской работы; участия мирян в конференциях,
диспутах, благотворительных акциях и т.п.
Обычным явлением должны стать миссионерские
походы (станы) в отдаленные села Башкирии, где люди лишены
полноценной церковной жизни, возможности участия
богослужении, Евхаристии и т.п.
К сожалению, нашими священниками редко
посещаются воинские части колонии, и при посещении мало
уделяется внимание лекциям и проповедям, иногда совершенно
обходят вниманием работников колоний и офицеров воинских
частей, которым требуется духовное окормление не в меньшей
степени, чем их подопечным.
Посещать воинские части и колонии необходимо
еженедельно, но не один – два раза в месяц. Служение в
указанных учреждениях должно быть планируемым и системным,
поэтому в начале каждого года совместно с командованием
части или колонии нужно разрабатывать и подписывать план
мероприятий на текущий год. Для подобного служения просто
обязательно привлечение активных и образованных верующих на
приходах к социально-благотворительной работе в колониях и
воинских частях. И хотя наша первейшая задача Благовестие,
катехизации и духовное кормление, нельзя забывать и о
материальной помощи особо нуждающимся солдатам и заключенным.
У нас в епархии за последние два десятилетия
сложилась система воскресных школ, отработаны программы и
методики преподавания, на многих приходах есть достойные
педагоги-катехизаторы. И все же возможности воцерковления
детей и молодежи далеко и далеко не исчерпаны. С прискорбием
мы можем констатировать отсутствие воскресных школ на ряде
приходах, но чаще совершенно формальное и безынтересное
преподавание в воскресных школах, есть примеры, когда
преподавание поручалось неадекватным в своем православном
мировоззрении людям.
За два десятилетия в наших воскресных школах
прошли обучение тысячи детей, однако как показывает практика
реально в Церкви, на приходе остались единицы… Одна из
причин этого, по нашему мнению, отсутствие четкой системы
воскресная школа - подростковый клуб - молодежный клуб. Для
многих детей с моментом взросления и уходом из воскресной
школы (после 14 лет). Увы, воскресная школа и храм остаются
чем-то "малополезным" детским занятием, выполняемым по
настоянию родителей, и отвергается в подростковом возрасте.
Нам бы хотелось, чтобы вы сделали первые шаги на пути
создания этой системы в нашей епархии.
Для этого необходимо создание единого
методического центра и регулярного совещания педагогов
воскресных школ не менее одного раза в три месяца; создание
единой системы с единой методикой подростковых клубов в
епархии; единого календаря мероприятий для детей и
подростков, которые будут носить общеепархиальный характер.
Жизненно необходимо создание в епархии системы
военно-патриотических клубов во всех районах г. Уфы, и
минимум по одному в каждом крупном населенном пункте
Башкирии. Добрым примером является возглавляемый иереем
Виктором Ивановым Военно-патриотический клуб "Александр
Невский", и которому в 2008 году исполняется 6 лет.
Регулярные победы воспитанников клуба на различных слетах и
соревнованиях свидетельствует о высокой отлаженной
методической и образовательно-катехизаторской практике
принятой в клубе. Приятно отметить, что за эти годы четыре
воспитанника клуба стали учащимися православных духовных
семинарий, многие добрыми христианами, патриотами и воинами.
При миссионерско-катехизаторской работе с
подрастающей молодежью наиболее приемлемым будет
использование двухуровневой системы. С одной стороны это
клубы, где будет проводиться служение с невоцерковленной
молодежью, с другой стороны это клубы, где будут с пользой
проводить время не только в душеполезном общении, но
активнейшей помощи Церкви сознательная воцерковленная
молодежь (например, как это происходит в клубах
"Преображение" и "Фавор").
Социальное служение Церкви необходимо и
важно само по себе в наш век охлаждения любви, к тому оно
является замечательной возможностью для воцерковления и
возрастания добродетели, как и тех, кому помощь оказывается,
так и тех, кто эту помощь оказывает. Священники должны
активно находить у себя на приходе одиноких престарелых
и/или инвалидов и тяжелобольных людей для их духовного
окормления (исповеди, причащения и соборования на дому) и по
возможности материальной помощи. Имена таких людей не должны
исчезать из поминальных списков на проскомидии и молебнов о
спасении, здравия и благополучия. Священники должны быть
постоянными частными гостями больниц и домов престарелых,
т.е. должно быть налажено реальное сотрудничество с
лечебно-социальными учреждениями. Увы, многие лишены по
собственному нерадению или нерадению родственников во время
своего медицинского лечения Таинств, церковной молитвы,
доброго слов пастырского утешения. Святой апостол Павел
указывал на первую причину наших болезней – грех – "жало же
смерти" (1Кор.15:56). Немаловажно и то, что такое служение
будет способствовать предотвращению обращений христиан к
душегубильным оккультным методам "исцеления" у знахарей,
колдунов, псевдоцелителей и т.п. (как-то рейки,
космоэнергетика, йога, цигун, медитация, ритмология и т.п.)
Для успешной реализации социального служения
в епархии необходимо создания единой епархиальной программы
социального служения, регулярного проведения
общеепархиальных социальных акций, налаживанию обязательного
сотрудничества отдела социального служения с приходами и
между благочинными округами.
Эффективная деятельность епархиальных
отделов немыслима без их тесного сотрудничества между собой.
Для координации совместных усилий, взаимопомощи реализации
общеепархиальных миссионерских и социальных акций необходимы
как минимум один раз в два месяца совещания руководителей
отделов, которые два раза в год должны проводиться совместно
с благочинными и настоятелями крупных уфимских приходов и
приходов районных центров Башкирии.
Желаю Вас в грядущем году доброго здравия и
Божией помощи в вашем служение.
С любовью о Боге
Никон
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский,
Управляющий Уфимской епархией Русской Православной Церкви
Резолюция участников епархиальной методической
конференции сотрудников епархиальных отделов Уфимской епархии
(3 января 2008 года)
Участники методической конференции, обсудив
поставленные перед ними проблемы, пришли к выводу, что для
более эффективной организации работы каждого из епархиальных
отделов в отдельности, так и координации их деятельности в
масштабах епархии, необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Начать работу по созданию на базе Отдела
религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Уфимской
епархии, Общества православных педагогов с целью регулярного
обмена методическим опытом и организации взаимодействия с
преподавателями государственных учебных заведений.
2. Организовать регулярные (раз в три
месяца) совещания руководителей и сотрудников всех епархиальных Отделов.
3. Испросить архиерейского благословения на
организацию и проведение осенью 2008 года Первых
епархиальных образовательных Чтений.
4. С целью координации работы всех
епархиальных Отделов силами ОРОиК организовать ежегодную
разработку Календаря епархиальных событий.
5. Рекомендовать директорам и преподавателям
воскресных школ преимущественное использование клубной
методики в работе с подростками и молодежью. Для обмена
опытом в данной области проводить методические семинары один
раз в три месяца. Организовать "горячую линию": наладить
постоянную телефонную связь методиста ОРОиК с воскресными
школами епархии.
Вернуться на исходную страницу
|