Осторожно: религиоведческая афера
От редакции: Насколько нам известно,
сегодня в Москве, в Российской академии госслужбы при
Президенте Российской Федерации проходит симпозиум по
изучению опыта преподавания нового учебника "Основы
религиозных культур и светской этики". На симпозиум,
судя по всему, приглашены только адепты нового курса,
голос критиков они стараются не слышать и не замечать.
Надеемся, что предлагаемая публикация поможет
неангажированным специалистам и чиновникам увидеть
опасности внедрения нового курса в школьные программы.
Проблема преподавания "Основ
православной культуры" неоднократно привлекала внимание
православных публицистов. В последнее время она
обострилась в связи с принятием курса "Основы
религиозных культур и светской этики". Этот комплексный
учебный курс изначально был создан по инициативе
Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и
поддержан Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
Кириллом и лидерами других традиционных российских
конфессий. Второго августа прошлого года Президентом
было дано поручение Министерству образования и науки
России провести этот курс в жизнь.
Кажется - вот наконец-то...
Благие намерения власть имущих. Но известно, куда
временами ими вымощена дорога.
Вспоминается фельетон
Аркадия Аверченко: "Король и поэт". Поэт на один день
заменил короля и первым делом издал указ о помощи слепым
со стороны полицейских. Следствием его явилось
заключение в каталажку всех городских слепцов. Дело в
том, что на каждой из ступенек бюрократической лестницы
его указ искажался: вначале препровождение слепцов до
места назначения, затем "куда следует", затем "тащи в
каталажку". Во многом сходное извращение произошло и с
внедрением данного курса.
С апреля этого года началась
апробация, или "эксперимент" курса в 19 российских
регионах. И кому же поручили его проведение? В очередной
раз лис приставили пасти кур. Одним из организаторов
эксперимента явился некто А.Я.Данилюк. В новейшую
историю российского образования он вошел своей
двадцатистраничной брошюрой "Концепция образовательной
программы "Духовно-нравственная культура" (1-11 класс
общеобразовательной школы). - М., 2007.
Вот какие содержатся в ней "перлы":
"Политическая элита стоит перед дилеммой: допустить
Церковь в сферу государственно-общественного воспитания,
что приведет к снижению в общественном сознании
ценностей образования, науки, к национально-религиозной
дестабилизации страны и навсегда закроет перед Россией
перспективу вернуть статус великой державы..." (с. 6).
Прямо как в фильме "Сказка о потерянном времени: "Доносики
строчим-с". Но уровень этого доносика пещерно низок:
здесь и миф о том, что Церковь якобы враждебна
образованию и науке (хотя русских в ней 80%, а считающих
себя православными - 61%) и сказка о том, что Россия -
многонациональная и многоконфессиональная страна и,
наконец, страшилка о том, что Россия погибнет как
великая держава, если Церковь хоть чуть-чуть приобщится
к сфере государственно-общественного воспитания. В
общем, Емельян Ярославский и Лео Токсиль, как говорится,
"отдыхают".
Вот еще шедевры: "Воспитание новых
поколений россиян в православном духе преуменьшит в их
сознании ценности образования и науки" (с. 5);
"Преподавание... таких предметов, как "Основы
православной культуры",... формирует разные
религиозно-культурные идентичности, вступающие к тому же
в конфликт с научным мировоззрением школьников, учителей
и родителей" (с. 9).
То, что именно в недрах Церкви
формировалось научное мировоззрение, что многие великие
деятели науки и культуры (Кеплер, Мендель,
Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, В.О.Ключевский, - назвать
можно десятки) были верующими людьми и что путь многих
великих ученых до революции начинался в церковной школе,
Данилюка абсолютно не интересует.
А вот уже на грани цинизма:
"Исторический опыт свидетельствует, что обучение
православию в школе само по себе не обеспечивает
духовно-нравственное воспитание граждан. В начале
прошлого века развязали гражданскую войну, а потом
взрывали храмы, убивали невинных те, кто прилежно изучал
Закон Божий в дореволюционной школе".
Начнем с того, что очень многие из тех,
кто развязывал Гражданскую войну, к русскому народу и
православному вероисповеданию не принадлежали. Во
избежание раздувания национальных конфликтов, не будем
упоминать народ, к которому они относились. Фамилии
членов ленинского ЦК в 1918 говорят сами за себя [1].
А те, кто формально были православными,
давно сорвали свой крестик, как Ульянов-Ленин и затем
истерически требовали от своих соратников по партии
"прекратить всякие заигрывания с боженькой".
А вот каков в реальности был уровень
простых исполнителей. Религиозный писатель Марцинковский
вспоминает о том, как он ехал в одном вагоне вместе с
красноармейцами и они хвастались своими убийствами и
грабежами. Он не выдержал: "Да как вам не стыдно? Разве
этому учит Евангелие?" И стал им говорить о Христе. Те
слушали-слушали а затем сказали: "А ты думаешь, нас
этому учили? Нас лишь к крышке Евангелия водили
прикладываться". Вывод ясен: революция и гражданская
война произошли у нас не от избытка и недостатка
православного образования.
Коммунисты со школьной наглядностью
продемонстрировали, какие преступления может совершить
человек, отрекшийся от Бога, либо забывший его. И после
этого сваливать все на православное воспитание? Каким
циником надо быть!
Без преувеличения, подобные
высказывания тянут на 282 статью УК. Данилюк, без
преувеличения, занимается преступлением перед Россией и
Русским народом, как и иными ее народами, пропагандируя
концепцию религиозной креолизации, т.е. уничтожения
чистых религиозных типов и смешения - католиков с
православными, христиан с иудаистами, создавая по сути
дела нового человека - религиозного космополита или
"номада", которому "дороги все речи и всем богам он
посвящает стих".
Именно в креолизаторском
ключе и построено "Учебное пособие для учреждений
системы повышения квалификации" [2].
Авторы Пособия в основу курса закладывают установку о
том, что только с существенной
религиозно-мировоззренческой примесью иудаизма (в первую
очередь) и еще ряда других религий можно позволить детям
изучать основы православной культуры, но главное - что
учителя, допускаемые к преподаванию предмета "Основы
православной культуры", в добровольно-принудительном
порядке должны пройти изучение иудаизма и приобщиться к нему.
Возникает, однако, вопрос: а насколько
современный иудаизм соответствует вере Израиля эпохи
Христа? И насколько он соответствует рецепции Ветхого
Завета в Православной Церкви?
Ответ будет скорее отрицательным.
Даже с чисто исторической точки зрения
мы не можем поставить знак равенства между
интертестаментарным (межзаветным) и современным иудаизмом.
Современное синагогальное богослужение
формируется, начиная с III в., если не позднее.
Пасхальный чин (седер ха песах) опять-таки, складывается
в позднеримское время, если не позднее.
Даже канон Священного Писания
определяется в 90 годы I в. после того, как христиан
официально и торжественно отлучили от синагоги.
А что касается стороны идейной,
догматической. Основой христианской веры является
исповедание Иисуса Христом, Сыном Божиим. "Если будешь
веровать, что Иисус есть Христос, то спасешься".
А что говорит Талмуд? Щадя нервы
читателей, опустим все гнусности, которые Талмуд
изрекает в адрес Господа Нашего Иисуса Христа и Его
Пречистой Матери. Достаточно лишь сказать, что он
называет Спасителя "сыном Пантеры", считает Его вором,
укравшим дар чудотворений из Иерусалимского храма, и
самозванцем, за которого в течение 40 дней суда не
заступился никто [3].
Религиозное отчуждение между Церковью и
иудаизмом было закреплено в каноне Трулльского собора
(12 правило). С другой стороны, в высказываниях Талмуда
мы можем найти не просто уничижительные, но временами и
расистские формулировки в адрес не-евреев, в особенности
христиан. Опускаю их, с целью не раздувать
межрелигиозные и межнациональные противоречия.
Вывод таков: либо преподавателям
придется рисовать розовую идиллическую картину и тем
самым дезинформировать своих учеников, либо говорить им
правду, но тем самым провоцировать "возбуждение вражды и
ненависти" по религиозному признаку" и тем самым
заниматься самой настоящей уголовщиной. Иными словами,
авторы пособия устраивают самую настоящую ПРОВОКАЦИЮ.
Далее. В пособии сказано: "Ребенок
должен иметь возможность "примерить" на себя как можно
большее количество коммуникативных ролей" (с. 7), дети
должны будут "играть" в "симулирование" (с. 56),
"вживаться" в заданные роли (с. 56), "проживать"
связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56).
C православной точки зрения подобная
"игровая постановка" является "мерзостью пред Господом".
Значит, крещеный православный ребеночек должен вместе с
иудейской толпой кричать перед судилищем Пилата:
"Возьми, возьми, распни Его"? Или с теми же иудеями
провозглашать "херем" (т.е. проклятие") минним, то есть
еретикам, в т.ч. христианам? Или медитировать вместе с
буддистами? Или вкушать "прасад в честь Кришны"? Тогда
он перестает быть православным, ибо в одном случае
вместе с иудеями участвует в распятии Христа, в другом -
либо занимается мечтаниями, либо напрямую общается с
демонами. В третьем - вкушает идоложертвенное, вопреки
заповеди св. апостола Павла: "Не можете пить чашу
Господню и чашу бесовскую" (1 Кор. 10:12).
Рассмотрим другой замечательный пассаж
"Пособия": ребенок должен "симулировать" роли
представителей иных конфессий, стремиться к "проживанию
их эмоциональных состояний, "реконструированию" с
помощью воображения их чувств".
Известно, что Православная Церковь
запрещает молиться даже с инославными христианами именно
из опасения "проживания их эмоциональных состояний", то
есть приобщения к ложному мистическому опыту, к тому,
что называется "прелестью" или духовным самообманом.
Достаточно вспомнить эротические элементы в молитве
Терезы Авильской, слащаво-горделивые мотивы в молениях
Франциска Ассизского, чтобы понять мотивы подобных
запретов. А теперь то, что запрещает Церковь, будет в
обязательном порядке навязываться ее малолетним чадам,
неспособным самостоятельно сопротивляться этому натиску и обману!
Без возмущения невозможно
читать ряд пассажей пособия издательства "Просвещение"
"Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя. 4-5 классы: Справочные материалы для
общеобразовательных учреждений" [4].
Кажется, что ее писали во времена хрущевских гонений на
Церковь, или в "Союзе воинствующих безбожников".
"Книга для учителя" внушает воинствующе
атеистические установки о противостоянии "церковных
обскурантов" и "свободомыслия" (с. 17), о выступлениях
церковных иерархов против "наследия... реформационных,
антиклерикальных движений" (с. 22), о "конфликтах между
церковью и писателями, поэтами, композиторами,
протестовавшими против духовной цензуры" (с. 22), о том,
что "все евразийские и восточные деспотии имели во
многом религиозную основу" (с. 24-25), об "освобождении
науки от диктата церкви" (с. 17).
То, как методисты Министерства
просвещения в начале 2000-х годов навязывали для
аккредитации в светских религиоведческих вузах
(например, в ВРФШ СПб) такие спецкурсы, как
"Свободомыслие и атеизм", автору известно не понаслышке.
Но все же студенты - взрослые люди, способные сами
разобраться в проблеме. А здесь этот яд вливается в уши детей.
На самом деле, Церковь настоящей науке
практически не препятствовала, а временами хватала за
руку оккультистов, вульгарных антинаучных материалистов
и спиритов (как однажды это сделал великий русский
химик, горячо верующий православный человек и монархист
Дмитрий Иванович Менделеев). Ну а насчет цензуры...
Неужели скабрезные антирелигиозные стишки типа
"Гаврилиады", от которой отказался позднее сам Пушкин,
были достойны появления в свет?! И не погибает ли сейчас
наше информационное общество от практического отсутствия
отбора и цензуры, когда откровенные помои выдаются за
последнее слово науки и искусства? Но авторам - все
равно. Отставные атеисты не хотят пропасть с голоду и
тряхнуть стариной, соединяя приятное с полезным,
ностальгически вспоминая старые времена и адресуя
учителей к широкому кругу "атеистической литературы,
включающей сочинения отечественных авторов" (с. 16).
В "Книге для учителя" содержится ряд
откровенно оскорбительных, хамских высказываний в адрес
Православной Церкви и иных традиционных конфессий.
Вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно
названо "проявлением идолопоклонства" (с. 22), правда,
стыдливо прикрыто ссылкой на некоего убежденного
христианина. Русской Православной Церкви ложно приписан
некий "православно-языческий синкретизм" (с. 14-15).
Комментировать этот бред не считаю нужным.
Раздражает авторов и красота
Православного богослужения, некогда приобщившая к
спасению послов князя Владимира, а чрез них и весь
Русский народ. Ничтоже сумняшеся авторы заявляют, что
"современная церковь стремится придать своим обрядам
большую помпезность" (с. 23). Интересно, а как? Сколько
лет литургикой занимаюсь, литургически-помпезных реформ
не заметил. Органы вроде в храмы не вкатывают.
Богослужебное пение в Римо-католической
церкви оценено как характеризующееся "приторно-слащавым
стилем итальянской школы" (с. 23). Авторы явно не в теме
и в костеле не были ни разу.
Авторы заявляют, что протестантская
этика "оказалась ненужной" (с. 16) и тем самым подло
бьют в спину российским протестантам, которые, несмотря
на чудовищный натиск с запада все же стараются сохранять
традиционные нравственные нормы и в этом ориентируются
на Православную церковь, а не на взгляды и практику
своих европейских единоверцев. Достается и мусульманам.
Пособие навязывает читателю мнение о том, что
религиозность среди мусульман смыкается с фанатизмом,
экстремизмом и терроризмом (с. 15, 24 и др.). Тем самым
они действуют на руку радикальным мусульманским
фундаменталистам и террористам, отталкивая от Российской
государственности и культуры традиционных
мусульман-сунннитов, а также последователей суфизма (в
частности на Северном Кавказе), которые все же стараются
мыслить свою религию в категориях мира, а не джихада
(само слово "ислам" означает "мир", "покорность") и
открыты к диалогу с властью и Русской Православной Церковью.
Подобные формулировки лишь провоцируют
антироссийские настроения среди мусульман и накаляют
обстановку. Зато в пособии всячески пропагандируются
иудейские фундаменталисты-хасиды в ущерб иным
направлениям иудаизма. Понятно, на кого работают
авторы...
И, наконец, авторы пособия откровенно "крышуют"
секты. Так, на с. 53 они с сожалением сообщают, что "в
последние годы население страны стало более негативно
относиться к нетрадиционным для России религиозным
направлениям", в частности - к кришнаитам, свидетелям
Иеговы, мунитам, мормонам. То, что за этими сектами
стоят тысячи разбитых семей, погубленных судеб,
десоциализированных людей, авторов не интересует. А
вершиной религиозности авторы считают... теософию: как
"религиозно-философское учение о "скрытых" способностях
человека и об их развитии, открывающем путь достижения
абсолютных знаний, вплоть до бессмертия,... синтез
новейших научных достижений (главным образом в сфере
психологии и космоса) и сакрального мистического опыта
всех религий и философских систем".
Кажется, все ясно. Вместо
воспитательного курса "Основы православной культуры" мы
получили креолизированный курс, направленный на вливание
в младенческие мозги продуктов всех религий и создание
религиозного космополита, религиозного бомжа, "орудия
всемирного смешения".
Процесс внедрения "Основ религиозных
культур и светской этики" захватили в свои руки
грантоеды - атеисты и теософы, симпатизирующие хасидам и
теософии, но стремящиеся унизить Православную Церковь,
стравить традиционные конфессии с Церковью и властью. И
если мы не мобилизуемся и не воспротивимся этим пагубным
процессам, мы потеряем наших детей. И теперь не только
неверующих, как прежде, но уже и верующих. Ибо их
стремятся ЛИШИТЬ НЕВИННОСТИ.
Владимир Василик, диакон
Русская народная линия - 25.09.2010.
Примечания
1. Желающих разобраться в этом вопросе адресую к работам Мельгунова, Р.Гуля и др.
2. Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова
А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры:
Учебное пособие для учреждений системы повышения
квалификации / Рук. проекта А.И.Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.
3. См. Иисус Христос в документах истории. СПб. 2007. С. 269-291.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.
4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват.
учреждений / Б.X. Бгажноков, О.В. Воскресенский, М.Ф.
Муртазин, Н.Л. Мусхелишвили, В.А. Тишков, Т.Д.
Шапошникова и др.; под ред. В.А. Тишкова,
Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
|