Сила инерции. Основы православной
культуры и российская система образования
Все как-то привыкли считать, что раз в
России в 2000-е появилась твердая власть, то все
решения, принимаемые из Федерального центра,
неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью
для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и
состоит "вертикаль власти", гарантирующая суверенитет и
целостность государства.
Поэтому, когда в августе 2009 г.
появилось поручение Президента Российской Федерации
Правительству "обеспечить решение организационных и
финансовых вопросов, касающихся введения ... с 2012 года
во всех субъектах Российской Федерации в
общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы
православной культуры, основы исламской культуры, основы
буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы
мировых религиозных культур и основы светской этики",
многие православные родители нашей страны вздохнули с
облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в
общеобразовательной школе реализовать право, которое
дает п.1. статьи 5 Федерального закона "О свободе
совести и о религиозных объединениях": "Каждый имеет
право на получение религиозного образования".
Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер
религиозного образования в школе, но "светский" уже не
значит "советский", т.е. атеистический. Это вселяло (и
вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в
школе узнавать о Православии, за которым государство (в
уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.
Эксперимент по введению комплексного
предмета Основы религиозных культур и светской этики,
проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И
закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве
образования и науки был издан приказ утвердить
изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план,
связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким
образом, создала всю необходимую базу для реализации
поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь
реализация общего и среднего образования ведется
субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?
Здесь как будто тоже все в порядке. В
регионах знают свое дело. Характерен пример
Новосибирска, третьего по численности города России:
Министерство образования и науки Новосибирской области
рассылает письмо отделам образования, в котором
указывается на необходимость до 15 апреля провести в
школах области родительские собрания, на которых
родители выбирают для своих детей один из модулей, в том
числе и @Основы православной культуры@.
Автор этих строк сам принял участие в
этом процессе, как один из представителей Отдела
образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что
же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне
школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто
тормозится.
В некоторых школах на местах продолжают
рассматривать "Светскую этику" как базовый предмет
модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из
недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию
о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса
"Основы православной культуры", школа теряет статус светской и
становится религиозной. И эта информация смущает
посетителей независимого форума городских школ. В
некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей
запугивают дороговизной учебников, неготовностью
преподавателей к введению ОПК. В иных школах
сопротивление явное: руководство школы, к примеру,
заявляет, что весь класс будет изучать только один
предмет (и это будет, конечно, "светская этика" или
"основы мировых религиозных культур", они, мол, подходят
всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим
школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы,
работать с расписанием, посылать учителей на
переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо
боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия
и станут сознательно верующими, придя в храм.
Поэтому и можно услышать в отчетах на
местах фразу: "Наша школа выбрала светскую этику".
Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее
руководство) выбрала один из модулей! А ведь "светская
этика" учит детей тому, что добро и зло относительны:
это выбор самого индивида. "Относительное добро" же
бессильно против зла, которым поражено наше общество.
Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку
твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников
Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию
которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и
пособие собственной разработки (имеющее соответствующий
"гриф") – в дополнение к основному учебнику. Всемерно
помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом
деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не
бояться и начинать преподавать и дать родителям право
реального выбора этого модуля.
А как загорелись глаза некоторых
родителей, когда я рассказал им о тех нравственных
ценностях, которые несет детям Православие:
благодарности, дружбе, ответственности, честности,
трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от
учителей простые слова о добродетелях. Без них школа
давно превратилась в "супермаркет знаний", который
скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем
заботливого семьянина и патриота своей Родины.
Безусловно, во многих школах подошли к
выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На
родительские собрания приглашают священнослужителей для
того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как
предмета, учителям дают возможность повысить
квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это
понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь
когда выбор родителями делается свободно, он гораздо
выше "допустимых" для секулярного лобби 20%. Это значит,
что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать
акцент в ОРКиСЭ со "светской этики" на основы культур
традиционных для России религий. И в этом движении
основная составляющая должна быть на пробуждении
активности православных родителей. Ведь именно за ними
выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям
или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от
"строителей коммунизма".
Православные родители должны знать, что
школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ
православной культуры, даже если в классе этот модуль
выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда
нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без
своевременной помощи православных родителей усилия
епархиальных структур Русской Православной Церкви могут
оказаться малоэффективными.
Дмитрий Цыплаков, диакон
Православие.Ru - 05.04.2012.
|