Выбрать надежный ориентир
Уже второй год в школах Томской области
начнется преподавание курса "Основы
религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Профессор, доктор
педагогических наук, Татьяна Анатольевна Костюкова
разъясняет почему современным детям крайне важно иметь
представление о религиозной культуре своей Родины.
- Татьяна Анатольевна, не секрет, что
у многих родителей, новый экспериментальный курс
вызывает настороженность и даже неприятие. Как Вы
думаете, в чем причина?
- Настороженность вызвана, на мой
взгляд, прежде всего, незнанием его содержания,
опасением того, что это реанимация "Закона Божия",
преподававшегося в дореволюционной школе. В немалой
степени этому способствует не совсем корректное название
курса, как бы противопоставляющее светское и
религиозное. На самом деле, все его модули являются
светскими, несущими культурологическое знание
подрастающим поколениям. Более того, модуль ОПК
представляет несомненный интерес и для представителей
всех традиционных культур, в нем исключена какая-то бы
ни была конфронтационность, критика других конфессий, к
которым демонстрируется самое уважительное отношение.
- Сейчас много говорится о том, что
курс ОРКСЭ и, в частности, ОПК, носит
культурологический, а не религиозный характер.
Объясните, пожалуйста, в чем принципиальная разница?
- Культурология, как известно, это наука
о теории и истории культуры, первоначально понимаемой
как возделывание почвы, ее культивирование. Одной их
фундаментальных характеристик культуры является
традиция, т.е. исторически сложившиеся и передаваемые из
поколения в поколение обычаи, порядки, правила
поведения. Курс ОПК нацелен на то, чтобы познакомить
ребенка с основным фондом представлений, которые были
свойственны людям, усвоившим православную культурную
традицию. В этом курсе школьники получат информацию о
том, во что верят православные христиане, что говорит о
человеке, добре и зле, долге и ответственности,
милосердии и сострадании православная культура, каков ее
символический язык (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), почему семья считается главной
ценностью... Никаких духовных практик (молитвы,
исповедь, причастие и пр.) в их отношении применено быть
не может. Поэтому, на мой взгляд, напрасны все волнения
по поводу того, что ребенок, выбравший, например, курс
ОПК будет его слушать с тем же погружением, как если бы
ему преподавали курс "Закона Божия", в основе которого
напрямую стоит вопрос веры. Таким образом,
конституционный принцип светскости образования, ни в
коем случае не нарушается, здесь совершенно не о чем
волноваться. На самом деле прикосновение к религиозным
ценностям несет созидание, а не разрушение.
- Как эта информация будет работать?
Как ребенок будет использовать эти знания? Как они ему
помогут в жизни?
- Получив эту информацию, дети позже
смогут подойти к стадии самоопределения – принимать им
эту традицию или не принимать. Как ребенок может
употребить эти знания? Религиозные знания находятся в
ядре любой культуры, какую бы мы не взяли. Российскую
историю, литературу, искусство трудно понять, а,
следовательно, принять, не зная их
религиозно-культурологических основ. И ознакомившись с
ядром культуры, ребенок будет глубже понимать культурное
наследие своего народа, преемником которого он является.
Он с большим основанием сможет стать, по выражению
Николая Бердяева, "зрячим патриотом своего Отечества",
сформировать мировоззренческую и ценностную основу своей
"Я-концепции", включая в неё нравственные идеалы,
воплощённые в образах соотечественников, явивших своей
жизнью примеры духовного подвижничества. К
предполагаемым личностным результатам следует отнести и
развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах и подлинной свободе в православии.
- То есть религиозные ценности
актуальны? В чем их актуальность?
- Если мы задумаемся о целях
образования, то на первый план выходит личностное
развитие ребенка, включающее формирование
ценностно-смысловых ориентаций, прежде всего, принятие и
уважение ценностей семьи, иных культур, конфессий,
готовность к саморазвитию. В этом смысле новый курс
предлагает комплексный ориентир, вбирающий в себя
базовые национальные ценности народов, населяющих
Россию, необходимый для формирования гражданской
идентичности и модели поведения. "Прорыв", который
привносит новый курс, на мой взгляд, состоит в
преодолении существенного недостатка современного
образования, состоящего в том, что оно сегодня не
обладает достаточными возможностями для консолидации
российского общества на основе национальной традиции.
Оно ориентировано только на нерелигиозную духовную
традицию, что разделяет атеистов и других граждан,
принимающих идеалы той или иной традиционной религии. В
содержании общего образования размыты духовные идеалы,
нравственные ценности, моральные нормы, которые
предельно конкретизирует вводимый курс.
Наталья Шитикова
"День добрый"
(Приложение "Томский вестник") -
18.02.2010.
***
Татьяна Анатольевна Костюкова,
профессор, доктор педагогических наук. Закончила
исторический факультет ТГУ, работала учителем истории и
правоведения, организатором внеклассной и внешкольной
воспитательной работы, затем прошла путь преподавателя
высшей школы от должности ассистента до профессора.
Защитила докторскую диссертацию по проблеме
самоопределения личности в традиционных духовных
российских ценностях. В разные годы работала научным
консультантом МОУ "Поросинская СОШ Томского района" и
Гимназии №56 г. Томска по введению программы
духовно-нравственного воспитания и "Основ Православной
Культуры".
|