Предмет "Основы православной
культуры" призван воспитывать, а не информировать
Со школьной скамьи знакома нам фраза:
"Молодёжь – зеркало эпохи". О том, что молодёжь – это
ещё и наше будущее мы часто забываем. Во все времена и
во всех народах и государствах, которые мы сегодня
называем "Великими", вопросу воспитания подрастающего
поколения всегда придавали основное, стратегическое
значение. Куда сегодня направлен вектор современной
педагогики России, и какое будущее ждёт наше Отечество
уже в ближайшие десятилетия – об этом в беседе с
корреспондентом "ТЕВ" размышляет Олег Александрович
Котиков – заведующий лабораторией "Истоки" Томского
отделения института повышения квалификации работников
образования (ТОИПКРО).
- Олег Александрович, как Вы думаете, с
чем связано решение Президента о введении предмета
"Основы религиозных культур и светской этики" в рамки в
школьной программы? Каковы его цели и предпосылки?
- Совсем недавно Дмитрий Медведев в
своем послании к Патриарху Кириллу (от 01.02.2010 г.)
подчеркнул, что преподавание в российских школах основ
религиозной культуры и светской этики должно иметь
воспитательное, а не информирующее значение. Т.е. цель
президентской инициативы - воспитание высоконравственной
молодежи, но не в рамках искусственной морали, а в
рамках традиционных для России религиозных культур.
Важно понимать, что нравственность
исторически формировалась и формируется у людей в
контексте религиозной духовности. Регулировать
нравственность в обществе только нормами уголовного и
административного права невозможно. Поэтому естественным
будет осуществлять нравственное воспитание в рамках
принятой в обществе религиозной культуры.
История уже многократно доказала, что
уход государства от духовно-нравственного воспитания
смертелен для него. При всем многообразии культур и
национальных традиций было независимое государство, это
был единый российский народ с великой идеей, которая у
нас сейчас в реальной политике как бы отсутствует. И как
следствие этого – расцвет местного национализма и
сепаратизма. Игнорирование адекватного участия
гражданского общества и государства в в
духовно-нравственном воспитании привело к невиданному
усилению религиозного экстремизма и появлению опасных
сект.
После перестройки перестало быть
очевидным, к каким духовно-нравственным ориентирам
российские педагоги должны вести молодых людей. Только
сейчас государство и общество, к счастью, начали
определять эти ориентиры: развивается гражданское
образование, направленное на воспитание активных
граждан; принята Национальная доктрина образования,
определяющая социальную роль образования, утверждена
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. При этом целью
разрабатываемых новых стандартов образования определены
гражданское становление и духовно-нравственное
воспитание.
Комплексный проект модернизации
образования заложил механизмы участия общественности в
формировании и управлении качеством образования. Но, к
сожалению, большинство россиян об открывшихся
возможностях мало знают, и, соответственно, в них не
участвуют, и их не используют. И пока получается, что
духовно-нравственная традиция, которая присуща
конкретному учителю, определяет направление воспитания
детей, а должно быть наоборот: государство и общество
должны определять, как педагог будет воспитывать детей.
***
По исследованиям экспертной группы при
Общественном совете ЦФО, а также статистическим данным
Министерства образования и Министерства здравоохранения социального развития, Института
социологии РАН, НИИ Академии Генеральной прокуратуры:
– по итогам прошедшего года официально
признаны алкоголиками около 60 тыс. детей (для
сравнения: в колониях для несовершеннолетних сейчас
находятся 11 тыс. подростков). Алкогольные напитки
употребляют почти 40% российских школьников. По
количеству детей, употребляющих пиво, Россия сегодня
обогнала даже страны, где этот напиток всегда считался
национальным. Как правило, подростки, начинающие
употреблять пиво, переходят потом на более крепкие
напитки.
– Около 40% школьников знают, как
достать наркотики. При этом средний возраст первой пробы
снизился с 17 до 14 лет.
– Доля курящих школьников с советских
времён утроилась: с 20 до 60%, а возраст первой пробы
снизился с 15 до 11 лет.
– Каждая десятая девочка начинает
половую жизнь с 14 лет, за прошедший год аборты у
15-18-летних составили свыше 10 от всех абортов,
совершаемых в России.
- за последний год число доставленных в
органы внутренних дел несовершеннолетних
правонарушителей составило 1131661.
- 55% молодых людей готовы переступить
через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха.
***
- Кто будет определять систему
духовно-нравственных ценностей в системе светского
образования?
– У нас есть субъекты образовательного
заказа: личность, общество и государство. Есть процедуры
их взаимного влияния и возможности участия в выработке
образовательной политики. Вместе мы и должны
определиться с ценностями личностными, корпоративными
(общественных групп, в том числе религиозных общин),
общенациональными. Государство в лице группы по
разработке нового образовательного стандарта
определилось, выработав и утвердив Концепцию
духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Она содержит описание ценностей
общегосударственных, общих для многонационального народа
России. В образовательной практике родителям и детям
предложено определиться с выбором религиозных или
нерелигиозных оснований нравственности (те самые шесть
модулей комплексного курса "Основы религиозных культур и
светской этики").
Общественным группам, в том числе
религиозным общинам, открыты возможности
просветительской деятельности среди родителей.
Предполагается, что вместе мы придем к
духовному согласию, единству и гармонии.
– Насколько введение "Основ религиозных
культур и светской этики" соответствует правовому
статусу светской школы? Ведь Церковь у нас отделена от
государства?
– Да, в Конституции РФ записано, что
Россия – светское государство. Но что такое светское? В
бытовом и широком понимании – это нерелигиозное.
Правильно же понимание: светское государство – это
государство, в управлении которого не участвует никакая
религиозная организация, и иного смысла тут нет.
Германия, например, светское
государство, и там светская система образования. При
этом во всех государственных (!) школах Германии дети
изучают основы религии – не основы религиозных культур,
а основы своей религии – с 1-го по 12-й классы. В
обязательном порядке. И экзамены сдают.
В Италии тоже светское образование, и
там с 1-го по 12-й класс основы религии преподают именно
священники!
В США совет школы может определять,
преподавать основы религии или основы религиозных
культур в данной конкретной школе, или не преподавать.
Как решит Управляющий совет, так школа свою
образовательную программу и выстраивает.
В России в массовом сознании превалирует
ложное бытовое понимание светскости образования, которое
непременно якобы должно исключить из себя составляющие,
связанные с духовной жизнью, с любой религией. Это
понимание, увы, распространено и среди учителей. В то
время как светское образование должно сначала спросить
родителей: "Вы что хотите, как заказчики образования?",
и спросить общество и государство: "Как нам обучать?".
Тем более что в Конституции РФ обязанностью граждан
является сохранение исторического и культурного
наследия.
Также в Конституции указано, что ни одна
идеология не может быть единственной и для всех
обязательной это относиться и к атеистическому
мировоззрению. Лишенное религиозных корней образование
и, хуже того, воинственно-атеистическое образование –
это тоже нарушение конституционных прав граждан.
Наша система образования отделана от
религиозных организаций не тем, что в школе не должно
быть религии как таковой, а тем, что государственное
образование не контролируется религиозными
организациями, и в школах не совершаются религиозные
богослужения и т.п.
– Но ведь Православная Церковь не
стремиться контролировать государственное образование.
– Зато к этому активно стремятся многие
чужеродные нам иностранные секты. У них и программы
подготовлены соответствующим образом. Поэтому
присутствие в школе культурообразующих традиционных
религий как культурного, социального феномена,
нравственно-воспитательного начала – это вопрос духовной
безопасности общества.
– Я правильно Вас поняла, система
образования уже содержит возможность преподавания
предмета "Основы православной культуры" в школе?
– Конечно! Она сегодня позволяет
преподавать школьникам основы религиозных культур –
любые не запрещенные законом. Есть перечень основных
религий, указанных в преамбуле Закона "О свободе совести
и религиозных объединениях" – вот основы их культур
вводится в образовательную программу. Каким образом?
Сегодня по новым правилам структура
системы образования складывается из федерального и
школьного компонента.
Школьный компонент, в отличие от
федерального, находится в ведении конкретной школы,
которая сама решает, что дополнительно преподавать своим
учащимся, при условии того, чтобы программа прошла
соответствующее освидетельствование, т.е. должна пройти
соответствующие методические комиссии и получить
рекомендации. При этом деньги на это государством
выделяются. Так что заявления некоторых директоров школ,
что у них нет денег на оплату учителей, преподающих
"Основных религиозных культур и светской этики", либо
ложь, либо некомпетентность.
Решение, вводить в школьный компонент
какой-либо предмет или нет, принимает администрация
школы, деятельность которой в свою очередь находится в
подчинении управляющего совета. Сегодня в системе
образования создан механицизм, который позволяет
родителям и детям высказывать свое мнение, даже иное,
чем администрация школы, чем классный руководитель.
В управляющие советы школы должны
входить и входят на ¾ родители, представители
общественности, в том числе это могут быть прихожане
местного храма и даже священники.
Если верующие родители войдут в состав
Управляющих советов, и/или инициируют принятие ими
решения о введении ОПК в рамки школьного компонента,
администрация школы обязана выделить часы и оплатить их.
Вот эту возможность до сих пор Церковь не использует.
Естественно, это доступно не только православным, но и
другим религиозным общинам, оговоренным Законом "О
свободе совести".
Таким образом, будущее
духовно-нравственного воспитания в школе сейчас
находится в руках родителей. Конечно, подобным
воспитанием в первую очередь должна заниматься семья, но
и от вклада, который может внести в нравственность наших
детей школа, отказываться нам не стоит!
Если православные родители желают, то
они могут уверенно и на законных основаниях требовать от
администрации школы преподавания для своих детей Основ
православной культуры. Это право защищено законом и
подкреплено инициативой Президента России Дмитрия
Медведева.
***
Олег Александрович Котиков родился в 1955 году в г. Кемерово. В 1980 г. окончил
механико-математический факультет ТГУ. С 1996 г.
работает в Томском отделении института повышения
квалификации работников образования, старший научный
сотрудник. Заведующий лабораторией духовно-нравственного
воспитания "Истоки". Занимается вопросами
социально-ориентированного образования.
Беседовала Татьяна Павлова
"Томские епархиальные ведомости" № 2, 2010
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 14.03.2010.
|