Держаться корней
Комитет министров Совета Европы принял
Рекомендацию по религиозному образованию. В ней четко
сказано, что религия может определять мировоззрение
человека и мотивировать поступки. Появление таких слов в
официальном документе Совета Европы – это настоящий
прорыв. Если раньше говорилось о том, что любое
религиозное мировоззрения должно выноситься за рамки
обсуждения общеевропейских проблем и оставаться всецело
частным делом человека, то теперь открыто признается,
что религиозное мировоззрение человека – немаловажный
фактор общественной жизни. На фоне введения в российских
школах изучения основ религиозной культуры и светской
этики принятая Рекомендация становится для нашей страны
предельно актуальной.
В нашей стране сейчас идет широкая
общественная дискуссия по поводу введения в школах курса
"Основы религиозных культур и светской этики". И то и
дело слышатся голоса: "Мы ведь светское государство –
как же можно изучать религию в школе?! Давайте будем
поступать так же, как во всем цивилизованном мире".
Но в так называемом цивилизованном мире,
которым для нас почти всегда является Европа, изучают
религиозную культуру!
Есть очень интересный пример – Германия.
Там появилась проблема, связанная с восточными землями,
то есть с бывшей ГДР: в состав весьма религиозной страны
ФРГ вошла значительная территория, где вопрос
религиозных корней общества десятилетиями не изучался.
Для немцев это стало национальной мировоззренческой
проблемой, и исправлять ее собираются в том числе и
посредством школьного религиозного образования. В ФРГ не
сомневаются, что быть единой нацией при отсутствии
понимания истоков собственной культуры – невозможно.
У нас мало кто знает, что даже в самой
секулярной европейской стране – Франции, с ее поистине
радикальным отделением государства от Церкви и Церкви от
школы, учащимся специально выделяется время для
получения религиозного образования, а в частных школах
оно является обязательным. То есть, возможность изучать
свою религию у школьников имеется, а принцип светскости
регламентирует только механизм осуществления этой
возможности.
В целом ряде западноевропейских
государств в условиях вполне демократичного общества
существует система преподавания даже не "основ
культуры", но конкретной религии. При этом степень
преобладания верующих доминирующей численно религии в
этих странах над атеистами и иноверцами в целом
сопоставима с российской. В качестве примера можно
указать на целый ряд преимущественно протестантских
стран (в которых, заметим, повсеместно протестантизм
является государственной религией). Это –
Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Не
стоит дополнять этот перечень православной Грецией (где
православные все-таки составляют более 90% населения по
официальным данным) или странами с крепкими
католическими традициями, например Италия и Испания (с
теми же, почти 100% показателями). В Великобритании,
даже, возмущение у населения и судебные иски вызывают не
преподавание "англиканских" предметов, а попытки ввести
наряду с ними на местах преподавание ислама или
индуизма.
В целом же в восемнадцати из двадцати
семи стран ЕС религиозное образование является
обязательным, в остальных – факультативным, имеющим в
качестве альтернативы светскую этику.
В России, как мы знаем, – по-другому.
Система религиозного образования у нас последовательно
уничтожалась на протяжении многих десятилетий. В этом
году исполнилось 80 лет печально известному
постановлению советской власти, в котором полностью
запрещалось какое-либо организованное религиозное
воспитание и образование. Так выросло несколько
поколений людей, ничего не знающих о своих корнях,
культуре и вере предков. Стало быть, сегодня нам для
того, чтобы прийти к европейскому пониманию этой
проблемы, нужно в первую очередь озаботиться изучением
собственных корней.
Примечание. Совет Европы –
старейшая в Европе международная политическая
организация (не следует путать с Европейским союзом: это
совершенно разные организации). Одним из самых
значительных достижений Совета Европы считается
разработка и принятие Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод.
|