Общество приняло и одобрило
духовно-нравственное воспитание в школе
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на
открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений 24 января 2011 года
По предложению лидеров традиционных
религий Президентом России в 2009 году было принято
решение о проведении федерального эксперимента
преподавания курса "Основы религиозных культур и
светской этики" в ряде регионов страны с последующим
распространением его на всю территорию государства с 2012 года.
Главная цель проекта - посредством
общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше
общество знаний о глубинных корнях культуры российского
народа. Впервые после печально знаменитого декрета
Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года "Об
отделении Церкви от государства и школы от Церкви"
учителя получили возможность открыто говорить с
учениками о таких фундаментальных основах человеческого
бытия, как вера, религиозная традиция и культура,
духовная жизнь и нравственность.
Абсолютное большинство (78%) родителей,
чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ,
относятся к преподаванию религиозных культур в школе
положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок
вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону,
например, стал добрее и терпимей. Почти никто из
участников опроса не заявил, что введение преподавания
религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20%
родителей считают, что класс, где занимается их ребенок,
стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что
их дети теперь лучше поймут представителей других
религий, а примерно столько же респондентов высказали
пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше
интересовались религией.
Таким образом, сами факты опровергают
мнение, будто преподавание религии в школах обречено на
провал. Случилось обратное - общество приняло и одобрило
эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном
конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного
столкновения не случилось, да и не могло произойти в
России - стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия
религиозных войн от Средних веков до наших дней.
Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная
родительская аудитория свидетельствует о положительных
переменах в сознании детей, изучающих основы
традиционных религиозных культур.
Убежден, что выявляющиеся в ходе
экспериментального преподавания погрешности легко
устранимы и не сопоставимы с тем положительным эффектом,
который окажет указанная программа на формирование
ценностной ориентации молодого поколения.
Заканчивающийся в этом году эксперимент,
при всех его удачных сторонах, дает повод поразмыслить
над некоторыми концептуальными вопросами и наметить
практические шаги на будущее. В связи с этим хотел бы
ответить на некоторые критические заявления о
принципиальной якобы невозможности преподавания
религиозных культур в светской школе.
Не следует ставить знак равенства между
светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий
ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование
прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя
к той или иной религиозной традиции. Российская
Федерация, как и другие страны Русского мира, является
светским государством, но это ни в коей мере не означает
возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие
люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие,
и приходят в школу как равноправные участники
образовательного процесса.
Всеобщая декларация прав человека 1948
года, основополагающий документ в области охраны прав
личности, утверждает право родителей на выбор типа
образования своих детей. Декларация прав ребенка 1959
года настаивает на предоставлении образования,
соответствующего культурному развитию детей и
содействующего развитию "способностей и личного
суждения". Наиболее значимый после Всеобщей декларации
механизм, регламентирующий поведение государств по
защите прав человека, - Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах 1966 года
- требует от стран-участников предоставлять родителям и
законным представителям детей возможность обеспечивать
последним религиозное и нравственное воспитание.
Хотел бы напомнить и о том, что в
Федеральном государственном образовательном стандарте
нового поколения закреплена предметная область "Основы
духовно-нравственной культуры народов России", частью
которой является ОПК.
Так что основы православной культуры в
школе - это законно и, как свидетельствуют
социологические опросы, приемлемо для общества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
|