Занимательная религия
С нового учебного года обязательным
школьным предметом станет курс "Основы религиозных
культур и светской этики". В том, как и что будут
преподавать детям, "ВК" разбирался вместе с начальником
отдела духовно-нравственного просвещения института
повышения квалификации работников образования
Татьяной Дорофеевой.
Быть или не быть
Первой вопрос о преподавании в школах
основ религии подняла Русская Православная Церковь как,
пожалуй, наиболее консервативный, традиционный, да к
тому же государство-образующий институт. Включить в
программу предмет "Основы православный культуры" Церковь
хотела лет десять назад, но Минобразования выступило
против. Ситуация изменилась в 2009 году. Президент
России Дмитрий Медведев заявил, что принял решение
поддержать идею преподавания в школах "Основ религиозной
культуры и светской этики". Был найден компромисс,
устроивший все традиционные конфессии в нашей стране.
Новый предмет распоряжением премьера Владимира Путина
ввели в программу и сделали обязательным. Родителям
предложили на выбор шесть модулей: православная,
исламская, буддийская, иудейская культуры, основы
мировых религиозных культур и светская этика.
Молиться дети не будут
"Игнорировать религиозный фактор
невозможно, – считает Татьяна Дорофеева. – Делать вид,
что проблемы нет, – значит, укрываться от
действительности. По прогнозу Московского исламского
университета, к 2020 году в Москве будет 5 млн мусульман.
Кроме того, системы нравственных ценностей, в том числе
традиционных, у нас не существует. И школы оказались в
трудном положении. Как бы мы ни говорили о задаче
учебного заведения давать знания, там всегда идет
воспитательный процесс, который неразрывно связан с
нравственностью. Выдумать нравственные ценности
невозможно. Ни на Болотной площади, ни на Поклонной горе.
Они выстраданы любым обществом в течение столетий.
Систему ценностей несут традиционные религии. Поэтому
изучать их необходимо. Однако предлагаемые предметы – не
закон Божий, а культурологический курс с нравственными
аспектами. Преподавать такие предметы могут только
светские педагоги. Детей не будут заставлять молиться.
Даже патриарх против того, чтобы перегружать вводимый
предмет вероучитель-ными знаниями. В православии есть
такое понятие "невольник – не богомольник". Заставить
верить невозможно. К тому же закон Божий тесно связан с
религиозной практикой, новый курс – нет. На низовом
уровне обучение религии в форме факультатива велось с
середины 90-х. Наш отдел был создан по соглашению
епархии и института повышения квалификации в 1998 году.
То есть уже тогда возникла необходимость курировать
преподавание основ православной культуры".
Минобразования и науки рекомендует
создавать в регионах общественные комиссии, которые бы
контролировали введение нового предмета и куда бы вошли
родители, педагоги и представители конфессий. Более
того, представители религиозных организаций имеют право
посещать родительские собрания, где решается вопрос о
выборе модуля, и участвовать в курсах по подготовке
учителей.
Спешный выбор
В течение двух лет в 21 субъекте
Федерации проводили эксперимент по введению нового
предмета. А с 1 сентября курс будут изучать повсеместно.
В январе Минобрнауки должно было подготовить необходимые
нормативно-правовые акты. Но остается много вопросов,
которые предстоит решить. Первоначально предполагалось,
что предмет будет преподаваться с 1 апреля 2011 года, то
есть с начала четвертой четверти в четвертом классе и
потом в первой четверти пятого класса. Однако все два
года, что шел эксперимент, учителя выступали против.
Ведь так не преподается ни один предмет. Были найдены
кое-какие объяснения. Например, охватывается и
начальное, и основное звено сразу. Или другое,
абсурдное: школьники закончат изучать предмет в День
народного единства, что символично. В итоге здравый
смысл восторжествовал, предмет решено ввести с 1
сентября. Также отказались и от предложения преподавать
урок два раза в неделю. Остановились на одном.
Из-за того, что введения курса ожидали в
апреле 2012 года, в октябре – ноябре 2011-го среди
родителей провели опрос на предмет выбора модуля. Его
нужно было сделать на собраниях, но из-за спешки, по
словам Татьяны Дорофеевой, их зачастую не проводили.
Информацию школы Воронежа и области должны были
предоставить наверх в течение двух-трех дней, и учителям
приходилось обзванивать пап и мам. Случалось так, что
выбор делали не родители, а администрации школ.
В новом опросе будут участвовать
родители третьеклассников. Получается, что первый выбор
модуля и объяснимое беспокойство родителей были зря:
нынешние четвероклассники попросту пролетели, изучать
новый предмет они не будут. Теперь, по словам
Дорофеевой, можно не спешить
и сделать более сознательный выбор. По
закону, на выбор учебного модуля отводится три месяца: с
января по март. Но, когда будет проведен опрос,
неизвестно. Скажем, в лицее № 7, с которым связался
корреспондент "ВК", родительское собрание проведут не
раньше конца марта.
Вы какой религии будете?
В течение прошедших двух лет новый курс
изучили около 480 тыс. российских школьников
четвертых-пятых классов в 9980 школах. В итоге
оказалось, что 42% всем религиям предпочитают изучение
светской этики. 30% выбрали изучение православной
культуры, 18% предпочли мировые религиозные культуры, 9%
– ислам, 1%
– буддизм и менее 1% – иудаизм. Таковы
данные по России. В Воронежской области больше всего
выбрали "Основы православной культуры" (59,9%), второе
место (30,5%) занимают "Основы светской этики", третье
(9,5%)
– "Основы мировых религиозных культур".
Буддизм, иудаизм и ислам предпочли менее 1% опрошенных.
Вопрос выбора модуля, похоже, самый
сложный во всей истории с введением нового
образовательного предмета. Как быть семье, если она
единственная из всей школы выбрала изучение буддизма? В
Воронеже такой проблемы, скорее всего, не возникнет. По
данным первого опроса, в городе не нашлось ни одного
желающего изучать буддизм, иудаизм или ислам.
Предпочтения почти поровну поделили два модуля –
православие (47,5%) и светская этика (41,8%). С другой
стороны, не нашлось и ни одного учителя, способного
преподавать указанные три религии.
Примечательно, что в районах нашей
области такие учителя есть – по одному на модуль по
исламской, иудейской и буддийской культурам. Желающих
изучать чуть больше. Ислам хотят знать 14 школьников,
иудаизм – восемь, буддизм – семь. По сравнению с
желающими в Воронеже и области изучать православие
(10554) или светскую этику (5373) цифры, конечно,
небольшие. И проблему можно будет решить в каждом
конкретном случае индивидуально. Для чего нужно, чтобы
родители были готовы пойти на компромисс, а не
настаивали на своем решении.
В рамках эксперимента в Костромской
области в одной из школ родители ученика выбрали
буддизм. Администрация объяснила, что организовать
индивидуальное обучение невозможно. Предложили либо
ездить в другую школу, либо выбрать модуль "Основы
мировых религиозных культур". Возить ребенка в другую
школу для родителей было проблематично, и они
остановились на втором варианте.
"Новый предмет вводят для того, чтобы
изучали традиционную для того или иного региона религию,
– говорит Татьяна Дорофеева. – У нас, например, такой
является православие, в Чечне – ислам". А не будет ли
потом осложнений, когда ребенок вырастет и переедет в
другой регион? По мнению, Татьяны Васильевны, новый
предмет вводят именно для того, чтобы не было проблем с
миграцией. Ведь невозможно уважать чужую религию, если
ты не уважаешь и не знаешь свою. Когда проводили
эксперимент, опасались, что в классах возникнут
конфликты из-за разделения на группы. Но, по словам
Дорофеевой, за два года не было ни одного.
Страшно быть гуру
Не менее сложный вопрос – подготовка
квалифицированных педагогов. Курсы для них должны
проводить сейчас, с февраля и до августа. В течение
всего года в регионах пройдут конференции и семинары по
подготовке к введению предмета в школах. "Апробация
курса в 21 субъекте Федерации показала, что учителя
начальных классов за редким исключением не готовы
преподавать предмет, – рассказывает Татьяна Васильевна.
– Не позволяет культурологическая база. И в регионе, где
проходил эксперимент, высказали пожелание: пусть лучше
преподают гуманитарии".
На вопрос, насколько учителя региона
готовы вести курс, Татьяна Дорофеева ответить
затрудняется: "Старые педагоги испытывают даже
психологические трудности, все же новый предмет –
мировоззренческий". По ее словам, отдел
духовно-нравственного просвещения с 1998 года провел
около ста курсов, которые посетили приблизительно 2,5
тыс. педагогов. Стоит, правда, учесть, что речь шла о
подготовке учителей для преподавания основ православия.
А как быть в селе, с малокомплектными школами? "Проблема
есть, – соглашается Татьяна Васильевна. – Только
практика может показать, как мы будем выходить из
ситуации. Если посмотреть по сельским районам, там
выбирают один или два модуля (православие и светскую
этику). Если все так распределится, то проблема не будет
острой".
Этикет или этика
Разработкой, созданием и
совершенствованием учебников занимается Минобрнауки. Уже
идут разговоры о том, что учебники несовершенны, что их
нужно дорабатывать. Как рассказала Дорофеева,
содержательная часть одна и та же для всех модулей. В
каждом есть про праздники, обряды, про то, во что верят
люди, исповедующие ту или иную религию. Модуль "Основы
светской этики" – альтернативный.
Выпустили свои серии два издательства –
"Просвещение" и "Русское слово". Первое напечатало
учебники по всем модулям, а второе – только по двум.
Вокруг одного из учебников, "Основы светской этики",
разгорелся нешуточный спор. По словам Дорофеевой,
множество нареканий предъявляют к нему в издательстве
"Просвещение". "Учебник анонимный, сырой, сложный.
Многие категорически против, – рассказывает Дорофеева. –
Один из академиков, атеист, прочитав учебник, сказал,
что он ничего не понял. Там действительно абстрактные
понятия. Четвероклассникам пытаются рассказать с помощью
абстракции, что такое нравственность, что такое мораль,
что такое совесть, без опоры на какую-то конкретику.
Аналогичный учебник от издательства "Русское слово"
более конкретен, но и он не идеален. Там больше этикета,
нежели этики". Действительно, полистав учебник по
светской этике от "Русского слова", корреспондент "ВК"
обнаружил информацию о том, как сервировать стол, как
правильно принимать гостей и так далее. Поэтому вариант
"Просвещения" намного лучше: там больше уделяется
внимания вопросам дружбы, справедливости, добродетели,
свободе, а этикету посвящен всего один урок.
Стоит добавить, что "Основы православной
культуры" писал небезызвестный диакон Андрей Кураев,
творчество и деятельность которого вызывают полярные
суждения – от наград до обвинения в разжигании
межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
Будут ли ставить оценки по новому
предмету? В ходе экспериментов их не ставили, но в
докладе Минобрнауки говорится о том, что многие
преподаватели выступают против безотметочного обучения,
поскольку у школьников пропадает мотивация. На данный
момент, по словам Татьяны Дорофеевой, остановились на
следующем. У педагога на выбор будет два варианта: либо
пользоваться университетской практикой зачетов, либо
ставить всем ученикам только хорошие оценки.
Делаем быстро и на века
Далеко не все школы осведомлены о том,
что вводится новый курс. Один из учителей на условиях
анонимности – признался "ВК", что в их школе о курсе
даже не слышали. А ведь именно сейчас, напомним, с
января по март, родители и школьники должны выбрать один
из шести модулей нового предмета. "Мне ситуация
напоминает предыдущий год. Тогда по инициативе Владимира
Путина решили увеличить количество уроков физкультуры до
трех в неделю. Однако учителей стали искать лишь за
несколько дней до начала учебного года", – сообщил нам
педагог.
Многозначная стабильность
Очень употребительным в связи с
кампанией по выборам президента России стало слово
"стабильность". Оно используется в предвыборных
программах кандидатов. Мы все время видим его на
лозунгах и слышим в выступлениях. Например, рабочий из
сибирского города говорит в объектив телекамеры: "У нас
раньше не было заказов на заводе, не было работы, а
сейчас есть и заказы, и работа, и зарплата. Я за
стабильность, за Владимира Путина". Другой избиратель
говорит с экрана: "Нам не нужны потрясения, революции. Я
за стабильность, за Путина". Наконец, выступает депутат
Госдумы от "Единой России": "Оппозиция раскачивает
лодку, а мы за стабильность, за Путина". Оппозиция
говорит: "Мы за стабильность курса на демократию и
рыночную экономику, голосуйте за нас!". Нетрудно
заметить, что все – за стабильность, но под
стабильностью понимают явно не одно и то же.
Такое явление – многозначность
политических терминов – важный признак того, что
лингвисты называют политическим дискурсом, или, проще
говоря, – языком политики. Особенность любого
политического лозунга – положительная оценка и смысловая
расплывчатость. Сравним: "Мы за демократию!", "Мы за
свободу!", "Мы за честные выборы!", "Мы за свободу
слова!", "Мы за законность!". Ключевой момент: что
понимать под свободой, демократией, честными выборами и
законностью. Проигравшая сторона всегда говорит, что
выборы нечестные. Экстремисты и радикалы, чья
деятельность запрещается государством, утверждают, что
происходит нарушение их свободы. Демократией недовольны
те, кто оказывается в политическом меньшинстве или кто
проиграл на выборах. Свободой слова недовольны те, кому
не дают высказываться, но довольны те, кому дают.
Законностью недовольны правонарушители – они всегда
считают, что их наказывают несправедливо.
Слово "стабильность" в нынешней
президентской кампании относится к тому же ряду – оно
многозначно, и в предвыборной агитации разными
социальными и политическими группами используется в
агитации в разном значении. Стабильный, по современному
толковому словарю Степана Кузнецова, значит "постоянный,
устойчивый, не изменяющийся". Примеры: стабильные цены,
стабильное напряжение, стабильное положение, стабильный
учебник (утвержденный в качестве обязательного по
какому-либо предмету в определенном учебном заведении и
переиздаваемый без серьезных изменений в течение ряда
лет). Здесь слово "стабильность" употребляется в
позитивном ключе. Но оценочность слова "стабильность"
далеко не всегда положительная – оценка, как правило,
зависит от того, с какими словами сочетается
стабильность, что именно оценивается как стабильное.
Например, оценка стабильности будет негативной в
следующих случаях: стабильный неурожай, стабильные
недоплаты, стабильное нарушение прав человека,
стабильные пробки, стабильный рост цен. В таком случае
постоянство – явно не благо.
Как показывает анализ текстов и лозунгов
президентской кампании 2012 года, слово "стабильность"
употребляется разными политическими силами в следующих
значениях:
– Эволюционный путь развития, отсутствие
потрясений, революций, кардинальной ломки общественного
устройства. В таком значении слово "стабильность"
связано с признаками постоянства, устойчивости и
означает сохранение неизменными основных достигнутых
параметров развития общества, отсутствие необходимости
ниспровергнуть существующее общество до основанья, а
затем – как в годы революции. Очевидно, что такой
стабильности хотят все российские политические силы,
кроме, может, крайних радикалов. "Единая Россия" против
революций. А разве КПРФ, либерал-демократы, справо-россы
и либералы хотят сейчас все разрушить? Они хотят
изменений, хотя и различных. Существенно, что
стабильность как отсутствие потрясений, революций,
кардинальной ломки общественного устройства не
обязательно может быть связана в обществе с именем
только одной политической силы, одного человека, ее
хотят сохранить все основные игроки;
– Предсказуемость поведения страны на
внешней арене, неизменность и предсказуемость ее курса,
поведения ее политических лидеров. Владимир Путин
сказал: "Россия – островок стабильности". В его словах
стабильность также связана с признаками постоянства,
устойчивости, неизменности. Такое употребление придает
слову положительную оценку, хотя, например, в мире
"островками стабильности" во второй половине ХХ века
называли и многие диктаторские режимы Азии, Африки и
Латинской Америки. Предсказуемость внешнеполитического
поведения страны и ее лидеров тоже поддерживают основные
российские политические силы;
– Сохранение существующей общественной
ситуации, которая нас полностью удовлетворяет. В таком
значении слово "стабильность" обозначает в современном
политическом языке предвыборной президентской кампании
положительную оценку экономической, политической и
социальной деятельности действующей власти и желание
сохранить власть. "Мы за стабильность, мы за Путина". Не
трудно заметить, что в таком значении слово
"стабильность" никак не связано с основными признаками
стабильности – постоянством, устойчивостью,
неизменностью; в названном значении стабильность –
сохранение, консервация того, что есть. В упомянутом
значении слово "стабильность" употребляется в
предвыборной агитации многими сторонниками партии
власти. Оно означает, что сейчас хорошо и мы хотим,
чтобы и дальше было хорошо. Ясно, что от добра добра не
ищут, как гласит русская пословица. Фактически
предполагается, что ничего в обществе менять не надо, а
кто недоволен теми или иными действиями чиновников,
критикует власть, хочет заменить ее на другую, тот
против стабильности и "раскачивает лодку".
Оппозиция такое понимание стабильности
отвергает: ведь в России много проблем и многое надо
менять, совершенствовать, развивать. Оппозиция против
стабильности как сохранения всего, что сейчас есть. Но
разве требование изменений, продолжения реформ
противоречит стабильности как эволюции в ее первом
значении? Ведь все в обществе видят и признают массу
нерешенных проблем – и социальных, и производственных, и
финансовых, и политических. Их надо решать, а не
сохранять стабильность. Вспомним, кстати, стабильность
брежневского периода, или застой. Жизнь в Советском
Союзе была небогатая, но комфортная, гражданам ничего
делать было не надо, власть решала все сама за всех и
делала что хотела, а все закончилось коллапсом экономики
и политической системы, развалом государства.
Таким образом, практически все
политические силы страны сейчас выступают за
эволюционность нашего политического развития и
предсказуемость внешнеполитического облика, но оппозиция
против сохранения существующего положения дел без
изменений, она выступает за коррекцию проводимого курса.
Вообще говоря, совершенно нормальная ситуация для
практической политики любого здорового общества, для
любой предвыборной кампании в любом государстве.
Требование изменений, развитие реформ – отнюдь не подрыв
стабильности государства, а стремление к продолжению его
развития. Так что понимание стабильности нашими
политическими силами различается, а электорату осталось
определиться, за какую стабильность он выступает, и
голосовать соответственно.
Юлия Реприцева
Воронежский курьер - 16.02.2012.
Фото - В Томской школе № 15 родители и
ученики уже второй год единодушно выбирают основы
православной культуры - Максим Степаненко
|