Противодействие ведению основ религиозной культуры
Анализ ситуации, сложившейся в связи с
исполнением решения Президента Российской Федерации Д.А.
Медведева от 21 июля 2009 года о введении изучения в
школах основ религиозной культуры, позволяет утверждать
о наличии серьезных препятствий, в т.ч. сознательного
противодействия ряда представителей Министерство
образования и науки РФ
реализации указанного решения.
1. Идеологическая подоплека противодействия
Причиной противодействия реализации
указанного решения главы государства является конфликт
интересов православной части населения России и группы
идеологически ангажированных чиновников Министерства
образования и науки
России, которым свойственно неприязненное отношение и
нетерпимость к Русской Православной Церкви, в результате
чего, по существу, дискриминируются православные
граждане страны. Этот конфликт развивается уже в течение
нескольких лет по вопросу о добровольном изучении в
государственных и муниципальных общеобразовательных
учреждениях православной культуры (и иных религиозных
культур исторически представленных в России религий).
Многолетнее противоправное
препятствование добровольному изучению православной
культуры в школах со стороны ряда руководящих чиновников
Министерства образования и науки РФ России обусловлено их идеологической
предвзятостью. Имеется много подтверждающих это фактов.
Так, замминистра образования и науки
И.И. Калина в подписанном им Письме Министерства
образования и науки РФ России
от 15.03.2007 № 03-519 требовал формировать у школьников
"планетарное сознание" (известный постулат ряда
оккультных сект), а также рекомендовал использовать "для
обучения правам человека" пособие "Права человека"
(изд-во "Русское слово"), формирующее оскорбительный
образ православных граждан и возбуждающее вражду к
православным, к примеру, в следующем фрагменте: "Школа
учит одному, семья же – совсем другому. Или школа
заставит мальчика отказаться от Бога, или семья делает
из него святошу. В наше время середины быть не может. А
пока будет идти спор, два жернова могут перемолоть,
перекалечить жизнь ребенку. Пусть родители веруют, как
хотят и во что хотят, но не портят мальчику будущего.
Его будущее принадлежит не только им. Волей или неволей
они становятся преступниками перед обществом" (с.
112-113).
Начальник Департамента Министерства
образования и науки РФ И.М. Реморенко в его недавних публичных
выступлениях ("Разное управление для разного
образования", "Идеологический дурман образовательных
документов", "Потерянное управление", опубликованных
также в Интернете [1]) выступал против формирования в
школе у обучающихся уважительного отношения к своей
стране, Конституции России, Государственному флагу и
Государственному гербу Российской Федерации.
Министр А.А. Фурсенко отличился тем, что
создаёт особые преференции пособию "Религии мира:
история, культура, вероучение. 10-11 кл." под ред. А.О.
Чубарьяна, пропагандирующему и навязывающему школьникам
социально опасные религиозные секты саентологии,
Блаватской, "Свидетелей Иеговы" и неоиндуистские секты
(с. 383-384). И это далеко не весь перечень свидетельств
явной идеологической ангажированности этих чиновников.
2. Направления действий противников
инициативы Президента в целях ее саботажа и полного
блокирования
В настоящее время группа
высокопоставленных чиновников Министерства образования и
науки РФ
извращает принятое и озвученное 21 июля с.г. решение
Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о
введении изучения в школах основ религиозной культуры
(православной, мусульманской и др. культур), стремится
подменить суть инициативы и механизма ее реализации,
совместно выработанных и согласованных Президентом
Российской Федерации и Русской Православной Церковью (и
другими религиозными организациями) и отвечающих
сложившемуся социальному образовательному запросу [2]
православного населения России. Это осуществляется
посредством направления ("канализирования") реализации
инициатив Президента в русле, отвечающем собственным
узким идеологическим интересам группы чиновников (в
числе которых мотивация нетерпимости к православному
христианству).
Ситуация усугубляется тем, что
информация о ходе исполнения Министерством образования и
науки РФ
вышеуказанных поручений Президента России, тщательно
скрывается от общественности, что позволит поставить ее
в дальнейшем уже перед фактом принятых решений,
обжалование и обратное "отыгрывание" которых будет
крайне затруднительно или невозможно.
Анализ деятельности и выступлений
представителей руководства Министерства образования и
науки РФ в
последние 2 месяца позволяет выявить следующие
направления искажения и "канализирования" инициативы
Президента в целях ее саботажа и, в конечном итоге,
полного блокирования.
2.1. Принудительное "ужимание" практики
преподавания православной культуры в школах (до
настоящего времени реализовывавшейся в различных классах
– от первого до одиннадцатого, в самых разных
сочетаниях) до совершенно нереального времени изучения –
1-2 четвертей одного класса (максимум – еще одного,
следующего) в течение всего периода школьного
образования (!) якобы в целях федерального эксперимента,
который в дальнейшем" распространится на все классы".
Реально, православной общественности
навязывается сведение реализации курсов православной
культуры исключительно к концу 4 класса. Об этом уже не
раз публично заявлял министр А.А. Фурсенко.
Представленный его заместителем И.И. Калиной в начале
августа руководству Русской Православной Церкви проект
документа "Базисный учебный план..." из пакета принятого
Министерством образования и науки РФ за основу проекта федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС НОО) проекта группы А.М.
Кондакова предусматривает, что учебный курс "Духовная
культура народов России" (включающий в качестве модуля
"Православную культуру") " изучается в 4 классе во
втором полугодии в объеме 1 часа в неделю или в 4-ой
четверти в объеме 2-х часов в неделю " (с. 6) (изъятых,
судя по материалам группы А.М. Кондакова, скорее всего,
из преподавания русского языка).
Как заявил министр образования и науки
Российской Федерации А.А. Фурсенко: "Эксперимент по
преподаванию основ религиозной культуры и светской этики
планируется начать в последней четверти наступающего
учебного года в 18 регионах страны. Эксперимент будет
проводиться для учеников четвертых классов" [3]; "На
период эксперимента предмет будет включен в региональный
компонент учебного плана. Нигде вводиться за счет
базовой части образовательной программы он не будет. В
обязательную программу "Духовно-нравственное воспитание"
должно войти через три года" [4].
Как заявил директор Департамента
госполитики в образовании Министерства образования и
науки РФ И.М. Реморенко: "Преподавание комплексного учебного курса
планируется проводить в течение двух четвертей
общеобразовательной школы: в 4-м классе (IV четверть) и
в 5 классе (I четверть)" [5]. По его словам, "во
исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева
Министерство образования и науки Российской Федерации
подготовило проект распоряжения Правительства России,
предусматривающий организационные меры по апробации в
субъектах Российской Федерации комплексного учебного
курса "Основы религиозных культуры и светской этики"" [6].
При этом в выступлениях Президента
России на совещании по вопросам преподавания в школах
основ религиозной культуры и этики 21 июля 2009 г.
вполне обоснованно не давались детальные предписания
относительно порядка проведения "эксперимента" –
введения изучения православной культуры и альтернативных
предметов. Не было сказано и то, что эти предметы должны
изучаться всего лишь несколько месяцев в четвертом
классе, либо частично (ишь 1-2 четверти) в четвертом и
пятом классах.
Руководствуясь принципом "за 4 года или
падишах, или ишак умрет", всё чаще звучащим в кулуарах
Минобрнауки в связи с инициативой Президента России,
чиновники Минобрнауки необоснованно сводят реализацию
изучения православной культуры к последней четверти
четвертого класса, без продолжения в последующих
классах. Заявления И.И. Калины и А.М. Кондакова в
августе-сентябре 2009 г. дают все основания для такого вывода.
Отведение столь ничтожно, нереально
малого учебного периода в ФГОС НОО (и в целом, в
общеобразовательной школе) на реализацию инициативы
Президента России полностью дискредитирует ее, является,
по существу, способом заблокировать изучение основ
религиозной культуры в школе, поскольку проект
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (для 5-9 классов
общеобразовательной школы) планируется к разработке не
ранее, чем к 2012-2013 гг. Следовательно, возможность
предметно обсуждать и закрепить правовые и методические
основы введения таких курсов и предметов в пятом и более
старших классах объективно появится только через
несколько лет. Однако правовые возможности изучения
религиозной культуры в рамках вариативной части
стандарта были исключены в законодательстве об
образовании ещё в декабре 2007 г., вследствие чего
сегодня в регионах ликвидируется существовавшая
положительная 17-летняя (!!!) практика преподавания
таких курсов.
При этом руководству Русской
Православной Церкви внушается, что будто бы это только
временно предусмотрена организация курса в конце
четвертого класса, а в дальнейшем планируется
продолжение курса в 5 и в последующих классах.
Имеются все основания считать, что
чиновники Министерства образования и науки РФ банально лгут, как лгали
осенью 2007 года, когда протаскивали законопроект,
ликвидировавший региональный и школьный компоненты
стандарта. Никакого продолжения не планируется.
Очевидно также, что введением изучения
православной культуры лишь в конце четвертого класса
невозможно заменить практику изучения православной
культуры в течение многих лет (как это делалось до
настоящего времени), и такое решение не отвечает
сложившемуся социальному образовательному запросу
православного населения России.
В начале сентября 2009 г. был
представлен очередной документ из множества документов в
составе "проекта стандарта" группы А.М. Кондакова –
проект "Концепции предметной области
"Духовно-нравственная культура народов России",
включенной в инвариантную часть базисного учебного плана
общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на
период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. – 1 четверть 5
кл.)" [7], из названия которого следует подтверждение
сказанного выше относительно преподавания религиозной
культуры в четвертом классе лишь в четвертой четверти.
На странице 3 указанного документа
сказано: "В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебных
предметов, входящих в ПО ДНКНР, осуществляется в 18
субъектах Российской Федерации в экспериментальном
режиме в 4 четверти 4 кл. и 1 четверти 5 кл.".
О пятом классе можно говорить
применительно к этой концепции, как уже было отмечено
выше, только после готовности федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы).
2.2. Обременение епархий Русской
Православной Церкви юридически и фактически
необоснованными требованиями как условие реализации
преподавания православной культуры в школах.
Уже неоднократно звучали заявления
чиновников Министерства образования и науки РФ о том, что в федеральный
эксперимент войдут только те регионы, в которых Русская
Православная Церковь сможет помочь другим религиозным
организациям сформировать свои модули и организовать
общую работу над содержанием.
Такое требование следует признать
неправомерным и несправедливым.
2.3. Создание условий и требований к
содержанию и реализации курса православной культуры,
которые будут побуждать православные семьи отказываться
от посещения их детьми указанного учебного курса.
2.3.1. Установление требований к
учителям, не удовлетворяющих социальному
образовательному запросу православных граждан.
Неоднократно высказанная
высокопоставленными сотрудниками Министерства
образования и науки РФ
позиция о том, что православная культура будет
преподаваться в школах только при условии ознакомления
учителей православной культуры с содержанием курсов
исламской культуры, культуры буддизма, культуры
иудаизма, нерелигиозной этики (в объеме полного
прохождения курсов повышения квалификации), подтверждает
известные планы руководства Министерства образования и
науки РФ. Планы,
состоящие в том, что в школе будет один
учитель-"многостаночник", который и станет преподавать и
православную культуру, и культуру ислама, и прочие
религиозные культуры. Чисто технически это сделать
несложно: можно ставить уроки религиозной культуры по
разным дням (последним уроком). И тогда "многостаночник"
будет преподавать православную культуру, к примеру, по
понедельникам, культуру иудаизма – по вторникам, и т.д.
Совершенно отсутствуют требования, связанные с
отношением учителя к преподаваемому курсу: он может быть
агрессивным поклонником атеизма или проявлять ненависть
и нетерпимость к православному христианству и
православным верующим (как Адамский или Гинзбурга), быть
приверженцем "валеологии" и "планетарного сознания" (как
И.И. Калина), или даже быть сатанистом.
Это подтверждается так же и заявлением
руководства Министерства образования и науки РФ о том, что планируется
разработать и издать "Книгу для учителя", включающую под
одной обложкой все конфессиональные и мировоззренческие модули.
Следует отметить, что министр
образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко
уточнил, что речь идет не о привлечении уже имеющихся в
регионах педагогов (большого числа
высококвалифицированных учителей, имеющих длительный
позитивный опыт преподавания православной культуры), а о
массовой кампании самостоятельного (без участия, а
точнее – с изоляцией Русской Православной Церкви)
перепрофилирования учителей обществознания, историков,
филологов в "учителей православной культуры": "Предмет
будут преподавать светские педагоги, скорее всего
историки, русисты, возможно, учителя обществознания.
Думаю, что к зимним каникулам мы уже разработаем
программу их переподготовки" [8].
Такой подход означает полное отстранение
Русской Православной Церкви от участия в одобрении
(согласовании) кандидатур учителей православной
культуры. Тогда как такое участие Церкви вполне
соответствует европейскому опыту организации подобных
учебных курсов в школе, но главное – объективно
обусловлено гарантиями свободы вероисповедания,
соображениями недопущения возбуждения религиозной вражды
и унижения человеческого достоинства граждан по признаку
отношения к религии.
Именно поэтому руководством Министерства
образования и науки РФ принято решение о проведении федерального
эксперимента в тех регионах, в которых нет основательно
развитой практики преподавания православной культуры.
Далее. Пресс-служба Министерства
образования и науки российской Федерации уточнила: "В
конце 2009 – начале 2010 годов во всех
регионах-участниках эксперимента будет проведено
повышение квалификации учителей, участвующих в апробации
проекта" [9]. Совершенно ясно, что невозможно
подготовить за 2-3 месяца квалифицированного учителя
православной культуры (при том, что новый учебник по
православной культуре, создаваемый в рамках реализации
инициативы Президента, как заявляется, будет подготовлен
только к 2012 году).
Очевидно также, что такие организация и
содержание обсуждаемого учебного курса принципиально не
могут удовлетворить православных граждан России, которые
практически со стопроцентной вероятностью станут
отказываться от изучения их детьми курса якобы
"православной культуры", представляющего собой смесь
православия с иудаизмом или индуизмом, либо (что более
вероятно) оккультно-религиозный бред, выдаваемый
учителем за знания о православном христианстве (таких
фактов достаточно много уже сейчас, в частности, при
преподавании предмета Мировой художественной культуры).
Результатом описанного подхода Минобрнауки станут вполне
закономерные и ожидаемые массовые отказы православных
семей от изучения их детьми такого курса. Это приведет к
определенной дискредитации Русской Православной Церкви.
2.3.2. Навязывание учебных пособий и
программ, противоречащих социальному образовательному
запросу православных граждан и посягающих на свободу
совести обучающихся и права их родителей.
В представленной группой А.М. Кондакова
"Концепции предметной области "Духовно-нравственная
культура народов России", включенной в инвариантную
часть базисного учебного плана общеобразовательной школы
в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4
четверть 4 кл. – 1 четверть 5 кл.)" [10] на страницах
11-12 совершенно четко закреплено требование изучать в
качестве элемента курса православной культуры
мировоззренческую кашу из множества иных религий.
Следовательно, школьникам вновь противоправно
навязывается вульгарно-секуляристский (по существу –
атеистический) учебный курс.
Этот вывод подтверждается и содержанием
представленного группой А.М. Кондакова в сентябре 2009
года документа "Примерная программа по
духовно-нравственной культуре России",
свидетельствующего о том, что вместо изучения
православной культуры детям будет навязываться изучение
именно вульгарно-секуляристского "религиоведения"
псевдонаучного характера.
Например, в качестве одной из задач
курса обозначено: "понимание и принятие обучающимися
общего, особенного и уникального в каждой из
традиционных религий и этике, основанной на
отечественных культурных традициях" (с. 2 указанного
документа).
При этом задуманная группой А.М.
Кондакова структура курса выглядит в общих чертах
следующим образом:
"Курс состоит из 4 тематических блоков
Четвертая четверть 4 класса (14 часов).
Тематический блок 1 (примерно – 2 часа),
общий для всех 6 модулей – "Нравственность в жизни
человека и общества".
Тематический блок 2 (примерно – 12
часов) разделяется на модули – "Введение в православную
культуру", "Введение в исламскую культуру", "Введение в
иудейскую культуру", "Введение в буддистскую культуру",
"Основы этики", "Традиционные религии"
Первая четверть 5 класса (16 часов)
Тематический блок 3 (примерно – 8 часов)
разделяется на модули – "Православие в России", "Ислам в
России", "Иудаизм в России", "Буддизм в России",
"Нравственные подвиги россиян", "Традиционные религии в
России".
Тематический блок 4 (примерно – 8 часов)
– "Введение в духовную традицию России" организуется
посредством интеграции содержания модулей на основе трех
базовых национальных ценностей – религия, Отечество,
семья" (с. 3-4 документа "Примерная программа по
духовно-нравственной культуре России").
Очевидно, что введение такого учебного
курса совершенно не соответствует реально существующему
социальному образовательному запросу, противоречит
вышеозначенному решению Президента Российской Федерации
Д.А. Медведева, а главное – грубейшим образом посягает
на свободу совести детей и целый комплекс прав их
родителей. Но руководство Министерства образования и
науки РФ игнорирует
этот очевидный факт.
Следует также отметить, что в
навязываемых сегодня группой А.М. Кондакова и
руководителями Министерства образования и науки РФ программах обращает на
себя внимание постоянное применение манипулятивного
приёма подмены смысла ряда понятий, в частности
использование слова "светская" вместе со словом "этика".
Это выявляет полное непонимание
указанными лицами действительного содержания понятия
"светский" и намеренное идеологическое искажение ими
сути этого понятия, не имеющего никакого отношения ни к
вульгарно-атеистическим, секуляристским курсам т.н.
"религиоведения" ("История религий России" и т.п.), ни к
курсам этического содержания, не связанным с
религиозными ценностями. Понятие "светский", имеющее
отношение к одной из основ конституционного строя,
характеристике государственно-властных отношений, одному
из принципов устройства и деятельности государства,
совершенно искусственно и необоснованно переносится на
предмет, к которому оно не имеет никакого отношения
(учебный курс этики), создавая сочетание несочетаемого и
навязывая ложное и примитивизированное, основанное на
идеологии воинствующего атеизма, отождествление понятий
"светский" и "нерелигиозный" (в смысле – подчеркнуто
изолированный от религии).
Относительно всего сказанного выше,
считаем важным подчеркнуть, что в настоящее время И.И.
Калина стремится осуществлять "обработку" ответственных
лиц Русской Православной Церкви в целях "проталкивания",
навязывания вышеуказанных искажений инициативы
Президента Российской Федерации.
3. Отсутствие в настоящее время правовых
возможностей продолжения преподавания православной
культуры в государственных и муниципальных
общеобразовательных учреждениях вне пределов
обозначенного "эксперимента".
Следует отметить, что в настоящее время
полностью отсутствуют правовые возможности для
продолжения преподавания православной культуры в
государственных и муниципальных общеобразовательных
учреждениях вне пределов обозначенного "эксперимента".
Региональный и школьный компоненты
государственных образовательных стандартов были
ликвидированы изменениями, внесенными в Закон Российской
Федерации "Об образовании" Федеральным законом от
01.12.2007 № 309-ФЗ. Этими изменениями, был ликвидирован
региональный компонент государственного образовательного
стандарта, изменены понятие и структура государственного
образовательного стандарта, но, по существу, оставлен
школьный компонент (при изменении его наименования,
понятия, содержания и процедуры формирования), который
был трансформирован в часть основной образовательной
программы, "формируемую участниками образовательного
процесса". Эта часть основной образовательной программы,
как следует из нормы указанного Закона Российской
Федерации, самостоятельно формируется образовательным
учреждением и другими участниками образовательного
процесса на уровне образовательного учреждения. Подпункт
1 пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об
образовании" (в действующей редакции), устанавливающий
(помимо обязательной части основной образовательной
программы) "часть основной образовательной программы,
формируемую участниками образовательного процесса", по
сути, в новой форме закрепляет частичную вариативность
основной образовательной программы [11].
Однако предоставляемые действующей
редакцией Закона РФ "Об образовании" указанные правовые
возможности реализовывать курсы православной культуры в
рамках части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательного процесса ,
сводятся на нет, полностью блокируются положениями
проекта нового федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования, разработанного коллективом под руководством
академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО
А.М. Кондакова, ныне взятого Министерством образования и
науки РФ за
основу указанного стандарта при его разработке и
планируемом утверждении. Это связано с тем, что
указанный проект стандарта де-факто ликвидирует урочную
(в первой половине учебного дня) часть основной
образовательной программы, формируемую участниками
образовательного процесса, сводя ее к внеурочным
занятиям во второй половине дня. Но это полностью
обессмысливает всякие усилия по организации и
осуществлению курсов православной культуры [12].
Таким образом, для продолжения
существующей 17-летней практики преподавания
православной культуры в российских государственных и
муниципальных школах (с 1 по 11 классы, в различных
комбинациях классов), охватывающей, по данным
специального доклада Общественной палаты Российской
Федерации, на 2006 год 500-600 тысяч обучающихся
(добровольно, с согласия их самих и их родителей), после
принятия нового стандарта не будет никаких юридических
оснований, и, соответственно, такая практика будет
вполне ожидаемо и закономерно объявлена незаконной.
Отдельные очаги сохранения преподавания православной
культуры в школах будут лишь до первого же представления
прокуратуры о недопустимости нарушения законодательства
Российской Федерации.
Объявленный Министерством образования и
науки РФ
эксперимент предполагается начать через год или даже
через несколько лет, с тем, чтобы к 2012 году "подвести
итоги". К этому времени все педагогические кадры,
занимавшиеся длительное время и весьма успешно
преподаванием православной культуры, уйдут, а их
наработки, их бесценный опыт будут утрачены.
При этом руководство Министерства
образования и науки РФ
всячески стремится заставить всех считать федеральный
эксперимент "генеральной линией работы". Об опыте
системной работы по преподаванию религиозной культуры в
рамках части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательного процесса, никто
более и не упоминает.
Заместитель министра образования и науки
Российской Федерации И.И. Калина в августе 2009 г. на
заседании Комиссии по вопросам преподавания православной
культуры в общеобразовательной школе при Отделе
религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви публично заявил, что генеральной
линией для государства является эксперимент, а
существующий региональный опыт преподавания религиозной
культуры, якобы, может продолжать существовать, его
никто не отменяет. Более того, в своем выступлении на
пленарном заседании Образовательных чтений Центрального
федерального округа "Взаимодействие семьи, школы и
Русской Православной Церкви в духовно-нравственном
воспитании детей и молодежи" (г. Сергиев Посад; 16-18
сентября 2009 г.) И.И. Калина заявил, что он будто бы
опасается, что руководителями на местах факт реализации
федерального эксперимента будет использован как
"провокация" для сворачивания всей сложившейся в этой
сфере в регионах работы.
Эти заявления И.И. Калины, который не
может не знать о ликвидации правовых оснований,
позволявших продолжить существовавшую практику в
регионах преподавания религиозной культуры в школах,
свидетельствуют об обратном – о том, что юридически не
закрепленная и не обеспеченная указанная практика,
несомненно, будет сворачиваться. Это прекрасно понимает
И.И. Калина, цинично пытающийся "перевести стрелки" на
регионы, переложить ответственность за неправомерную
ликвидацию Министерством образования и науки РФ существовавшей в регионах
обширной, вполне законной практики преподавания
религиозной культуры в школах на руководство субъектов
Российской Федерации.
Учитывая сказанное, явной попыткой
ввести в заблуждение являются слова министра образования
и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко о том, что
преподавание истории и культуры религий узаконено и
ведется в большинстве российских регионов уже давно, и
"сейчас мы просто упорядочиваем эту систему " [13];
"Преподавание истории и культуры православия, других
религий уже нормативно в том или ином виде закреплено в
64 регионах на местном уровне... Мы просто упорядочиваем
эту систему. Начинается очень аккуратный эксперимент.
Без фанатизма" [14].
Попытки министра А.А. Фурсенко убедить,
что предыдущие формы преподавания религиозной культуры в
государственных и муниципальных общеобразовательных
учреждениях (в рамках регионального и школьного
компонентов стандарта) были связаны с фанатизмом или
могут быть охарактеризованы с использованием слова
"фанатизм", так же не имеют под собой никаких
фактических и юридических оснований и обусловлены
исключительно его личной крайне идеологизированной
позицией, которую он противоправно привносит в
деятельность системы школьного образования.
Неоднократные высказывания министра А.А.
Фурсенко об осуществляемым под его руководством
"упорядочивании" преподавания православной культуры
требуют прояснения действительного смысла таких заявлений.
Смысл приведенных и иных публичных
высказываний А.А. Фурсенко подразумевает, что ранее в
преподавании религиозной культуры в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях не было
порядка, что преподавание основ православной культуры в
регионах осуществлялось без порядка, т.е. беспорядочно.
Такая позиция выражает одну из ключевых установок
чиновников "от образования", в конечном итоге они
стремятся "упорядочить" – изменить существовавший
порядок изучения религии в школе так, как они считают
нужным, игнорируя существующий социальный
образовательный запрос и права и свободы обучающихся и
их родителей.
Считаем необходимым отметить и тот факт,
что в июне 2009 г. на заседании одной из комиссий при
Правительстве Российской Федерации рассматривалась
развернутая концепция проекта федерального закона "Об
образовании в Российской Федерации", который призван
заменить Закон РФ "Об образовании" и еще целый ряд
федеральных нормативных правовых актов в области
образования и в котором основания для продолжения
преподавания православной культуры в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях на данный
момент не предусмотрены.
Вместо вывода
Необходимо немедленно прекратить
деятельность руководства Министерства образования и науки России и группы
А.М. Кондакова по противодействию реализации инициативы
Президента по вопросу о преподавании основ религиозной
культуры в школах.
Игорь Понкин, доктор юридических наук,
заместитель председателя Комиссии
по защите прав ребенка и других участников
образовательного процесса
Общественной палаты по образованию в Москве
Русская линия - 18.09.2009
Использованная литература и примечания
1. К примеру, см.: Реморенко И.М.
Разное управление для разного образования. СПб-М., 2005;
Реморенко И.М. Идеологический дурман образовательных
документов // www.upr.1september.ru/2002/48/3.htm; www.eurekanet.ru/ewww/info/581.html; Реморенко
И.М. Потерянное управление // www.setilab.ru/modules/article/view.article.php/199.
2. Сложившимся требованиям населения
России или крупных социальных групп к содержанию образования их детей.
3. Переподготовка учителей по курсу
"Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822.
– 01.09.2009.
4. В школах 18 регионов России в
порядке эксперимента появится новый предмет
"Духовно-нравственное воспитание" // www.ami-tass.ru/article/53838.html. – 01.09.2009.
5. Заявление
Пресс-службы Министерства образования и науки российской
Федерации "Об апробации комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и светской этики"" //
www.mon.gov.ru/press/reliz/5660 – 01.09.2009.
6. Заявление Пресс-службы Министерства
образования и науки российской Федерации "Об апробации
комплексного учебного курса "Основы религиозных культур
и светской этики"".
7. Заявлен как проект от 7 сентября
2009 г. Авторы – А.М. Кондаков и др. участники написания
указанного выше проекта ФГОС НОО.
8. Переподготовка учителей по курсу
"Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822.
– 01.09.2009.
9. Заявление Пресс-службы Министерства
образования и науки российской Федерации "Об апробации
комплексного учебного курса "Основы религиозных культур
и светской этики"" // www.mon.gov.ru/press/reliz/5660 – 01.09.2009.
10. Заявлен как проект от 7 сентября
2009 г. Авторы – А.М. Кондаков и др. участники написания
указанного выше проекта ФГОС.
11. Подробнее см.: Заключение
Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, проф.
кафедры конституционного и муниципального права России
Московской государственной юридической академии, д.ю.н.,
проф. Н.А. Михалёвой, зам. председателя Комиссии по
защите прав ребенка и других участников образовательного
процесса Общественной палаты по образованию в городе
Москве, д.ю.н. И.В. Понкина от 17.12.2007 о правовых
основаниях продолжения реализации учебных курсов
религиозной культуры и национально-культурного
образования, ранее преподававшихся в рамках
регионального компонента и компонента образовательного
учреждения государственного стандарта общего
образования. Доступно по адресам: www.rusk.ru/ st.php?idar=112334 и www.moral-law.ru.
12. Смотри:
Заключение зав. кафедрой
экономики МГЮА, д.э.н., проф., в 2001-2004 гг. –
заместителя министра образования РФ Л.С. Гребнева, зав.
кафедрой конституционного и муниципального права РУДН,
д.ю.н., проф., заслуж. юриста РФ, председателя Комитета
по образованию и науке Государственной Думы IV-го созыва
В.В. Гребенникова, зам. председателя Комиссии по защите
прав ребенка и других участников образовательного
процесса Общественной палаты по образованию в городе
Москве, д.ю.н. И.В. Понкина от 22.04.2009 по содержанию
и направленности проекта федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (начальное
общее образование), разработанного коллективом под
руководством академика РАО А.А. Кузнецова и
члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова: www.rusk.ru/ st.php?idar=155259
Заключение д.ю.н. И.В. Понкина по
проектам федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, опубликованным
на официальном сайте Министерства образования и науки РФ 1 июня 2009 г.,
и ситуации, связанной с их разработкой и обсуждением.
Документы доступны по адресам: www.moral-law.ru и www.rusk.ru/ st.php?idar=114319
13. Переподготовка учителей по курсу "Духовно-нравственное воспитание" начнется зимой // www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=31822. – 01.09.2009.
14. В школах 18 регионов России в
порядке эксперимента появится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание" // www.ami-tass.ru/article/53838.html – 01.09.2009.
|