Не все пути ведут к Богу
Продолжается обсуждение первых итогов
эксперимента по введению в школах "Основ религиозных
культур и светской этики". Никаких достоверных данных о
том, что этот многомодульный предмет породил религиозные
или этнические конфликты, из регионов не поступает. То
есть опасения, что православные, мусульмане и атеисты
пойдут стенка на стенку, не подтверждаются. Фанаты ЦСКА
и "Спартака" в школах дерутся, буддисты с иудеями
- нет.
Однако нас продолжают пугать разделением
школьников. И обычно те, кто пугает, опять подводят к
уже не раз озвученному выводу: выбор между четырьмя
"религиозными" модулями, основами мировых религий и
светской этикой не нужен. Нужен общий курс,
рассказывающий понемногу обо всех религиях, но
объединенный неким общим знаменателем - ненавязчивым
разговором о том, что все религии суть одно. И все они
равно истинны или равно обманчивы. Чтобы, дескать, "не
разжигать". И объединять вокруг главной общечеловеческой
ценности - сытой и беспроблемной жизни.
Директор Института всеобщей истории РАН
Александр Чубарьян прямо так и сказал: "Модули разные, а
Бог-то один, к этому надо подводить уроки религии в
школе". Заслуженный учитель Евгений Ямбург выразился
моднее академика, позаимствовав у ученика термин "разные
провайдеры". И заявил об опасности подачи в школе
религии как средства поиска идентичности и различения
"свой - чужой".
Уважаемый историк и не менее уважаемый
педагог имеют полное право на свое мнение. Которое,
кстати, в 60-80-е годы прошлого века доминировало в
западных элитах. Тогда многие вообще верили в скорое
объединение всех религий вокруг утилитарных ценностей.
Однако тогдашние мечты потерпели крах. Ни экуменический
проект, обещавший "видимое единство" христиан в ХХ веке,
ни различные "парламенты религий" не достигли успеха и
выдохлись.
Кто-то может считать иначе. Но
предлагать эту идейную установку в школах как
обязательную –- значит нарушать права человека. В том
числе право верующих родителей на то, чтобы образование
их детей соответствовало их мировоззрению. Все прекрасно
знают, что Православие и ислам - две наиболее
распространенные в России религии - не считают, что к
Богу ведут все пути. Один ведет, а остальные уводят. О
Боге можно мыслить правильно, а можно неверно.
Православные и мусульмане верят, что Бог открыл им Себя
именно таким, каков Он есть на самом деле. И то, что
последователи двух религий представляют Бога по-разному,
не помешало им научиться жить в мире и одновременно не
заставило их прийти к единому мнению.
Для верующего человека главное - не
"идентичность", не поиск врагов и даже не бесконфликтное бытоустройство, а достижение вечной жизни, которую он
связывает именно с единственной, истинной для него
верой. Вот почему учение о том, что все религии ведут к
одному Богу, а перегородки между ними не доходят до
неба, для большинства верующих не является нейтральным.
Оно - лишь одно из конкурирующих мировоззрений. А
значит, стать в школе "общим знаменателем" не может, как
не может и навязываться в качестве обязательного.
Кстати, "общий курс" - "Христианство,
религия и философия" - в 1997 году пытались ввести в
Норвегии. Атеисты подали в Страсбургский суд и выиграли
дело. Для них христианства в курсе было слишком много.
Многие же христиане были недовольны присутствием в курсе
идей, несовместимых с их верой. Еще раз подтвердилась
жизненность практики, к которой Европа пришла через
нелегкий многовековой опыт: в обществе, где есть люди
разных мировоззрений, школа должна предоставить
пространство для каждого из них. Конфликтность
порождается именно попыткой установить монополию -
религиозную или секуляристскую.
А минимум знаний о разных религиях
нужен. И для этого вполне подходят курсы истории и
обществознания. Которые не помешают юному человеку
считать, что только его религия истинна, а остальные
ложны. Или что все они ведут к некому "богу", который
вроде бы есть у тебя в душе, но обычно спит или, по
крайней мере, дремлет, все тебе прощая и ничего от тебя не требуя.
Всеволод Чаплин, протоиерей
Патриархия.Ru - 03.11.2010.
|