Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


Норвежское образование: образование стада, которым можно манипулировать?

Не к этим ли стандартам образования ведут Россию?

Правда.Ru неоднократно рассказывала о судьбе россиянки Ирины Бергсет, у которой норвежские социальные службы отобрали двоих детей. Старшему мальчику удалось бежать в Польшу, куда вслед за ним выехала и мать. Младший сын по-прежнему остается у отца-норвежца, которого его бывшая жена обвиняет в сексуальном насилии по отношению к детям.

Но сегодня мы решили поговорить с ней о другом. По воле драматических обстоятельств старшему сыну Ирины пришлось в течение минувшего года сравнить сразу три системы школьного образования: в Норвегии, Польше и России. Попав в конце концов в обычную московскую школу, первое, что он сказал матери: "У меня такое впечатление, что я поступил в университет".

- Что представляет собой система школьного образования в Норвегии?

- Местное обучение - одно из самых продолжительных. Дети поступают в школу в 6 лет, а заканчивают ее в 19. Начальная ступень длится с первого по седьмой класс включительно. Все первые семь лет у детей один учитель, который преподает им всю школьную программу. Впрочем, это несложно, поскольку объем знаний небольшой. Например, весь первый год дети учат буквы.

Вообще, домашние задания там, можно сказать, почти отсутствуют. В начале недели школьник получает листок с расписанием занятий и заданием на всю неделю. Например, по английскому языку семиклассникам предлагали выучить за неделю шесть или восемь слов - на выбор ребенка. У нас с сыном всегда были баталии по этому поводу. Я заставляла его учить восемь слов, а он, естественно, хотел только шесть.

В принципе, это был повод для него пожаловаться на меня в службу опеки. Потому что заставлять ребенка делать домашнее задание считается насилием. В каждой школе обязательно на видном месте висит плакат с указанием номера телефона, куда ребенок может позвонить и пожаловаться на родителей. А на общем собрании в начале года родителям почти час рассказывают, какие права имеют их дети и что последует в том случае, если эти права будут нарушены.

 - А система оценок там существует?

- В начальной школе, то есть по седьмой класс включительно, никаких оценок нет. И вообще, главный принцип норвежской школы - никакого сравнения между детьми. Дело в том, что в классе часто учатся и умственно отсталые дети, так что не нужно, чтобы кто-то чувствовал свою неполноценность. С одной стороны, это вроде бы правильно, но с другой - у детей нет никаких ориентиров, представлений, к чему нужно стремиться.

Поэтому, например, на уроках чтения никто никогда не читает вслух - это запрещено, чтобы ученики не сравнивали себя друг с другом. Учитель отдельно вызывает ученика в другое помещение, чтобы он прочел текст вслух. Вся система оценки знаний ученика построена на тестах. В домашнем задании по норвежскому языку ученику нужно всего лишь подчеркнуть нужную букву, обвести кружок с правильным ответом, в крайнем случае написать одно слово. Никаких письменных заданий нет в принципе.

- Наверное, учиться в такой школе очень легко и приятно?

- Конечно. Правда, учиться все равно никто не хочет. В том поселке, где мы жили, почти никто не заканчивал школу. Все бросали и устраивались на работу - куда-нибудь на автозаправку или кассиром в магазине. А зачем напрягать мозги, получать высшее образование, если государство и так обеспечит неплохой уровень жизни. Поэтому теперь в Норвегии ощущается дефицит квалифицированных кадров - тех же врачей, которых они вербуют по всей Европе.

При этом местный районный врач должен быть буквально "мастером на все руки", как и учитель в школе. Получить направление к конкретному специалисту чрезвычайно сложно, это считается дополнительной нагрузкой на государство. Поэтому своей очереди на прием к хирургу или невропатологу больной может ждать годами.

Иногда доходит просто до абсурда. Я с ребенком обратилась к местному врачу - посоветоваться по поводу родинки. "А давайте ее удалим", - тут же предложила врач, при этом честно признавшись, что она никогда раньше этого не делала. И вообще не имела никакой медицинской практики - работала экспертом в страховой компании в Восточной Германии, где оценивала травмы клиентов - страховой случай или нет.

Когда я в ужасе спросила, как же она будет удалять родинку, если у нее нет опыта, врач строго ответила: "Вы что, мне не доверяете?" Открыла медицинский справочник (он там у каждого врача) на странице "удаление родинок" и начала мне вслух читать: "Протрите кожу спиртом, возьмите скальпель, ничего сложного!"

С огромным трудом я умолила ее дать мне направление к хирургу в Осло. Там нужную операцию сделали, правда, располосовав ребенку при этом полспины. Чтобы удалить маленькую родинку, хирург наложил шесть швов. Неудивительно, что многие норвежцы ездят лечиться в другие страны.

- Вы говорили, что в Норвегии работали в местной школе. Так что тоже удалось наблюдать систему образования изнутри?

- Да, причем я работала в суперсовременной школе, так называемой школе будущего. Она представляет собой здание, в котором практически нет дверей. Ученики с первого по четвертый класс собираются в одном большом помещении. Там их рассаживают по небольшим группам и дают задания: кто-то поет, кто-то рисует. Например, с первоклашками мы выясняли, что кому приснилось накануне. Идея в том, чтобы у ребенка не было стресса при переходе из класса в класс - вроде как все вместе. Но я видела реакцию одного русского мальчика. В России он ходил в первый класс, а тут его сразу определили в третий. Но все равно ему было дико скучно и неинтересно в школе, он уже все это выучил.

Конечно, в Норвегии есть и школы для элиты. Как правило, обучение там стоит в переводе на наши деньги 75 тысяч рублей в месяц. Но зато и знания будут более углубленные. Там учатся дети обеспеченных людей, для кого образование имеет ценность.

Для всех остальных - минимум знаний. Причем акцент делается только на то, что имеет отношение к Норвегии. Например, на уроках музыки дети изучают исключительно Грига. При этом за все семь лет им даже ни разу не дали послушать его произведения на уроке. Просто раздали детям дудочки, чтобы они заучивали несколько тактов из произведений этого норвежского композитора. Другой музыки в данной программе просто не существовало.

Также и с историей. Такого предмета просто нет. Минимум исторических фактов дети получают, изучая историю религии. Зато сексуальное просвещение начинается буквально сразу. Первоклашкам показывают фильм на тему, откуда берутся дети, где подробно объясняется, как пользоваться презервативом.

- Как Саша воспринял российскую систему образования после норвежской школы?

- Первое время он был просто в шоке. Признался мне, что ему кажется, что он попал не в школу, а в университет. Его особенно удивила речь его сверстников. По словам Саши, они говорят как академики или политики. И это в обычной районной школе! Хорошо, что у нас оказался своего рода "буфер" в виде польской гимназии.

В Польше, конечно, по-разному относятся к Советскому Союзу, но все признают, что советское образование и медицина были самыми лучшими. Сегодня в их школах тоже пытаются привить западное облегченное образование. Но они пока держатся, правда, школьная программа отстает от российской примерно на год.

Так что, благодаря Польше, Саша оказался чуть более подготовленным к российской школе. Но все равно его не хотели брать в восьмой класс из-за слишком большого отставания. Как мне сказал учитель математики, "мы же квадратные уравнения проходим, а у вашего сына вместо математики просто черная дыра".

Но я попросила учителей дать нам один месяц, чтобы наверстать упущенное . И очень благодарна, что нам пошли навстречу. Купила учебники за все предыдущие годы и вместе с сыном мы их проштудировали за месяц. Когда он получил по физике и химии итоговую "тройку" в четверти, впервые начав изучать эти предметы в ноябре, это для меня стало самой настоящей победой!

Светлана Сметанина

Правда.Ru - 14.02.2012.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru