Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


"Контрольный выстрел" в образование

Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС - для старшей школы в Госдуме может быть одобрен уже 15 февраля…

Реформа образования набирает обороты. Вершиной ее оказался проект Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Согласно ФГОСу, в школе будет всего четыре обязательных предмета. А именно: "Россия в мире", основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и некий "индивидуальный проект". Более или менее ясно только с физкультурой, во всех остальных случаях просто непонятно, что конкретно собираются преподавать подросткам. Но ясно, что ни о каких систематических знаниях речь не идет.

Все остальные предметы группируются в шесть образовательных областей, изучение которых становится необязательным. Предметами по выбору становятся: русский язык, литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география. Причем из всего этого списка ученик должен выбрать только небольшую часть, его право посещать занятия по "необязательным предметам" ограничивается. Невозможно, например, изучая русский язык и литературу, заниматься еще и геометрией или физикой.

При этом новый федеральный стандарт не отменяет требований ЕГЭ, тем самым создавая очевидное противоречие между тем, чему учат в школе и что нужно сдавать на экзамене.

Очевидно, что подготовка к ЕГЭ должна будет осуществляться через частное репетиторство и значительная часть семей просто не сможет этого себе позволить. Поскольку одновременно планируется резкое сокращение числа вузов и бесплатных студенческих мест в них, то логика реформаторов становится понятной: основная масса населения будет лишена права на образование. На работу у нас теперь можно наниматься после 14 лет, и подростки, которым все равно не светит поступление в университет, будут массово покидать школу уже после 7-го или 8-го класса, где все равно ничему, кроме физкультуры не учат. Кем необразованные ребята смогут работать, и какую такую зарплату им назначат, догадаться нетрудно. Таким образом, ликвидируется не только массовое высшее образование, но всеобщее среднее. Возможно, инициаторы реформы хотели бы загнать молодежь в различные технические колледжи, представляющие собой реинкарнацию советских ПТУ и техникумов. В самом по себе профессиональном образовании нет ничего дурного, но парадокс в том, что никакой новой системы подготовки профессиональных кадров никто не создает, специалистов для этих колледжей не готовят, методик не разрабатывают, массовых капиталовложений в эту сферу не делают.

Наконец, ошибаются те, кто думает, будто от политики правительства можно будет спрятать детей в частных школах. Конечно, власти явно ориентируют образовательную сферу на коммерциализацию - но при обязательном условии общего снижения качества. Федеральный стандарт будет распространяться и на частную школу, в противном случае выдаваемые ей документы не будут признаваться государством. Единственная возможность получения качественного образования, таким образом, будет связана с отправкой детей за границу, что, понятное дело, доступно даже не всем представителям отечественной буржуазии.

Единственным положительным результатом принимаемых властями решений стало осмысление масштабов катастрофы, которое постепенно происходит в общественном сознании. В "Живом журнале" блогером, пишущим под псевдонимом "старушка Ларина", было опубликовано открытое письмо, обращенное к президенту, премьер-министру, руководству Госдумы и прочих ведомств, отвечающих за проведение образовательной политики в стране.

Автор очень вежливо объяснял всем адресатам, что неправильно "объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина".

Также было бы не самой лучшей идеей "объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого "не говорит" ни одна другая наука". То же самое относится и к истории, "без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения". Наконец, "старушка Ларина" напоминала руководителям нашей страны, очень пекущимся о патриотизме и нравственности, что эти пожелания плохо сочетаются с попыткой отменить изучение в школе русской литературы, которая как раз эти ценности в людях и воспитывает.

Как только письмо было опубликовано, под ним начался сбор подписей. За несколько дней к "старушке Лариной" присоединились тысячи людей, поставивших под письмом свои имена и фамилии. Здесь были учителя и рабочие, менеджеры и ученые, молодежь и пенсионеры, - короче, представители самых разных профессий и общественных слоев, разных политических и религиозных взглядов, люди, которых объединил ужас перед происходящим. Сбор подписей продолжается, число единомышленников автора письма растет, как снежный ком.

Подписанты оставляют в "Живом журнале" комментарии, общий смысл которых выражается в формуле: элите, которая строит колониальную экономику и живет от продажи минеральных ресурсов, не нужны образованные люди, не нужны ни наука, ни промышленность, ни, тем более, искусство. Нас хотят превратить в нацию безграмотных рабов. Фактически, вместе с чувством ужаса начинает приходить и понимание того, что кризис образования неразделимо связан с общим курсом развития страны, с той социально-экономической системой, которая у нас сложилась, которую власти собираются развивать и поддерживать. Впрочем, все это происходит исключительно в интернете. Лишь немногие подписанты призывают к забастовке учителей или иным практическим действиям, да и то, в общей, не конкретной форме. Время от времени раздаются проклятия и угрозы в адрес министра образования Андрея Фурсенко, но нет ни одного практического предложения о том, как развернуть кампанию за его отставку.

То, что происходит сегодня со школой и университетами, это уже не преобразование и изменение, а планомерное и безжалостное уничтожение.

Сначала под дружные протесты специалистов ввели единый государственный экзамен, требующий от школьников не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки. Затем появился федеральный закон №83, снимающий с правительства большую часть финансовых обязательств по обеспечению работы школ, больниц и университетов. После этого подготовили законопроект "Об образовании", из которого становится ясно, что бесплатное обучение в аспирантуре уходит в прошлое, а право граждан на получение знаний заменяется возможностью приобретать на рынке "образовательные услуги". Эти услуги иногда будут субсидироваться государством, но в целом мы будет теперь вынуждены их покупать так же, как покупаем, например, помидоры. Те, кто не могут позволить себе приобрести много знаний, должны будут довольствоваться мелочью. Наблюдая за развитием событий, невольно ловишь себя на мысли, что над нами ставят широкомасштабный и многоуровневый эксперимент, значение которого выходит далеко за рамки образовательной политики. Например, проект ФГОС явно является чем-то большим, нежели плодом некомпетентности, безграмотности и, прошу прощения, элементарной глупости. Документ явно скроили люди не самого большого ума, но ведь ему кто-то дал ход! Почему этот откровенно чудовищный документ не был остановлен "на ближних подступах" к Государственной Думе? Напротив, его собираются принять в ускоренном порядке, придав ему силу общеобязательной нормы уже 15 февраля. Поскольку невозможно поверить, будто российская бюрократия на всех уровнях состоит только из идиотов, приходится сделать вывод о наличии вполне осознанного злого умысла. И дело не сводится исключительно к стремлению понизить уровень образования граждан - эта цель уже вполне эффективно достигается с помощью ЕГЭ, она недвусмысленно заложена в законе об образовании и в проводимой реформе университетов. Нет, проект ФГОС имеет собственную, отдельную цель. Он создан для того, чтобы не только покончить с всеобщим средним образованием, но и надругаться над ним, а заодно и надо всеми нами.

Продемонстрировать всем, более или менее образованным и грамотным людям, что они - никто, и звать их никак. Что с ними можно сделать всё, что угодно, и они ничему помешать не смогут.

У проводимого эксперимента есть и другая сторона, можно сказать, всемирно-историческая. Общества с безграмотным и полуграмотным населением вполне могут существовать. И экономика их будет развиваться, пусть и не самым лучшим образом. Правители очень часто сознательно сдерживали и ограничивали культурный прогресс своих подданных. Но никогда и никому со времен падения Рима еще не удавалось повернуть этот процесс вспять, тем более - в мирное время, при отсутствии больших войн, варварских нашествий и массовых эпидемий. Никому еще не удавалось резко сократить в обществе процент образованных людей, сделать грамотное население вновь безграмотным.

Так вот, сейчас в России предпринимается уникальная попытка решить эту задачу. Но уникальность нашей страны, как и в других случаях, весьма относительна: за нашим экспериментом внимательно следят в других странах, и в случае успеха он, несомненно, получит широкое распространение во всем мире. Если удастся создать эффективный механизм, позволяющий в сравнительно короткие исторические сроки организовать одичание населения и покончить с достижениями европейского Просвещения, то, несомненно, он будет востребован и воспроизведен правительствами множества государств, включая и западные.

Все это похоже на кошмарный сон или злую шутку. Но принятие ФГОС запланировано не на первое апреля - решение должно быть принято гораздо раньше. И люди, ограничивающиеся протестами в интернете, не выходят за рамки, заранее отведенные им авторами проекта. Лишь тогда, когда люди, осознав смысл происходящего, начинают действовать, ситуация меняется.

Образовательная реформа подошла к роковому рубежу, за которым либо начало массовых протестов, либо крушение всей системы на глазах у плачущих учителей и растерянных школьников.

В последнем случае проект ФГОС выполнит свою главную задачу, оказавшись "контрольным выстрелом", которым добивают не только российское среднее образование, но и наше гражданское общество. Осталось лишь посмотреть, как нажмут на спусковой крючок. Нам покажут это по телевидению и объяснят, что теперь российская школа станет лучшей школой в мире. А мы еще раз убедимся в своей правоте, с недавних пор поняв: в России слово "реформа" ассоциируется только с различными неприятностями и бедствиями.

Борис Кагарлицкий, директор
Института глобализации и социальных движений

Столетие.Ru - 31.01.2011.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru