100 баллов за ЕГЭ – это "через чюр"
"Нез наю", "генирал" и "через-чюр" –
возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах
лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета
журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие
феноменальные результаты продемонстрировали набранные с
помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.
Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах
обернулись скандалом. Подробнее об этом "МК" рассказала
доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева.
– Первокурсники журфака только что написали
проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они
оценки, с которыми поступали?
– Установочные диктанты для выявления уровня
знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не
справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались
чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста
сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая
15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок.
Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его
смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто
невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
– То есть?
– Ну что такое, например, по-вашему, рыца?
Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся),
врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр,
оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й
и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А
между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не
являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я
20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все
диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
– У вас и правда был такой слабый набор?
– В том-то и дело, что формально сильный:
средний балл по русскому языку – 83. То есть не просто
"пятерка", а "суперпятерка", поскольку отличная оценка по
русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это
очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же
сессию, нам скажут: "Вы получили "супертовар". А сейчас
ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как
это вам удалось сделать из суперотличников
супердвоечников?!" Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ
победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить
на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и
москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то
самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью
творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак,
страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
– В чем ее причина?
– В какой-то степени в "олбанском"
интернет-языке. Однако главная беда – ЕГЭ. По словам
первокурсников, последние три года в школе они не читали
книг и не писали диктантов с сочинениями – все время лишь
тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки.
В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба
прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик.
Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях.
Например, полное отсутствие представлений об историческом
процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ
веке, но при императрице Екатерине.
– С этим можно что-то сделать?
– По итогам диктанта прошло заседание
факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры
по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать:
компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка
выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в
нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется
отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной
педагогической запущенности.
– Многих можете потерять?
– Не исключаю, что каждого пятого
первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это
бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый,
бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными
здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой.
Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на
все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не
самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг
другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной
коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы
столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже
на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо,
хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С
некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной
записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
Анастасия Николаева
Московский комсомолец - 16.11.2009.
|