Шарлатанка
С "матушкой Анной" я познакомилась на
выставке "Православная Русь" три года назад. И "околдовала"
меня поначалу эта лжемонахиня несказанно: была она улыбчива,
радушна и велеречива. И я, развесив уши, как спаниель,
устроилась с ней в сторонке, дабы взять интервью по всем
правилам журналистского искусства.
Закрепляя возникшее
доверие, она назвала полный адрес несуществуюшей под Киевом
обители "Святых жен-мироносиц", настоятельницей которой она
якобы являлась: Киевская область, Бориспольский район, хутор
Петровский, ул. Березовая, 42. Но первое, что несколько
удивило - "матушка" стала рассказывать не о своей обители,
не о сестрах, подвизающихся там, а только о себе любимой. Я
прослушала путаную легенду о том, что она - прямой потомок
знаменитого княжеского рода Горленко-Жеваховых. При этом она
нацарапала мне свой мобильный телефон и подписала "Мария
Свитан", объяснив, что Свитан - фамилия в замужестве, на
которое ее благословил о. Павел, сказав: "Се твой муж, отец
твоих детей", дабы она могла передать свою княжескую фамилию
сыновьям, чтобы сей замечательный род не прервался. Ее,
видно, не смущало, что трудновато дать сыновьям фамилию
Горленко-Жеваховых, коли сама прозываешься - Свитан.
На просьбу рассказать поподробнее об
обители Светлана Константиновна (гражданка Украины), она же
- "матушка Анна", она же - "мать Мария" (так ее надо
называть, если звонить в Киев), она же "м.Варвара", она же
"м.София" - отозвалась охотно. И поведала, что в стародавние
времена св. кн. Ольга устроила под Киевом первый женский
монастырь, который располагался внутри горы. Правда,
посетовала "игумения", сейчас в Успенском храме бывшего
горного монастыря склад боевой техники, и их туда не
пускают. А потому решили они новую обитель устроить в лесу,
недалеко от колонии строгого режима (что очень символично).
Закупили трактора и распахали с сестрами поля, засеяли их
всем, чего только душа пожелает, разводят коз, а из их пуха
вяжут носки и варежки для заключенных и священников. (Уж и
тепло, наверное, и тем и другим от несуществующих даров!) А
кур, уток и индюков в призрачной обители - видимо-невидимо! Невидимо...
Дальше - больше. "Игумения" так
разошлась в своих фантазиях-откровениях, что сгоряча
ляпнула: "Я недавно побывала на Афоне". "Как на Афоне? -
опешила я, твердо помня, что женщинам туда путь заказан. -
"А меня пустили, - торжествовала мадам Свитан. - Я же не
женщина, я - монахиня, к тому же урожденная
Горленко-Жевахова". (Да хоть "мама римская", запрет
действует даже на особ королевских кровей!). "Как только
шлюпка пристала к берегу, - заливалась соловьем лжемонахиня,
- ко мне подошел старец Силуан и спросил: "Это ты, дочка,
Горленко-Жевахова? Пойдем, я проведу тебя в монастырь".
"Нельзя ведь, - засмущалась я. "Тебе можно", - ответил он.
Конечно, мне показали не весь монастырь, а провели по крутой
тропинке вокруг горы, где ходить можно, только, держась за
канат, да еще отвели в специальную келью, где "проходят
посвящение" монахи". Этот ритуал "матушка" красочно описала:
келья стоит на краю пропасти и не падает благодаря дереву,
которое растет внутри нее и поддерживает. Стенки, обращенной
к обрыву, - нет. И потому, если монах, решивший провести
здесь ночь в молитвах, вдруг засыпал, он... падал в
пропасть. "Матушке Анне" провести ночь в келье не разрешили,
поскольку она еще "не достигла степеней известных".
Увлеченно рассказывала
"мать-настоятельница" и о подвигах бедовой юности своей.
Согласно ее версии, в советское время много священников было
отправлено на Кавказ в ссылку, а она, как "потомок
грузинских князей Жеваховых" проживала в Абхазии со своим
отцом. И вот ее, совсем юную девушку, использовали как
курьера, перевозившего ссыльным священникам деньги и
церковные ценности по всем отдаленным районам Грузии,
Запорожья и Краснодарского края. А чтобы ее ни в чем не
заподозрили уполномоченные, с нее совлекали скромные наряды,
приличествующие православной, рядили в короткую юбку,
красили лицо и... вперед! Ну, чем не детектив? Заслушаешься!
Через год, "матушка" взахлеб
рассказывала, ее перевели служить в Россию, и она под
Москвой "открыла" старинное кладбище, где хоронили только
опричников царя Ивана Грозного. И теперь "матушка" собирала
деньги на строительство там церкви, а также "занялась
канонизацей Грозного царя". Ради этой высокой миссии ее
специально с Украины в Россию перевели.
Ей бы романы-фэнтези писать, этой
шарлатанке в рясе, - заработала бы гораздо больше, чем на
гнусном обмане доверчивых православных людей, которые как
дети жадно ждут чудес, исцелений, откровений, прощения всех
грехов (желательно, без особого молитвенного труда с их
стороны), да просто доброго участливого слова. Все учла
госпожа Свитан. Не учла только, что Бог поругаем не бывает,
а все тайное рано или поздно становится явным.
Кстати, г. Свитан не только присвоила
себе игуменский сан, схимонашество, различные ученые степени
и княжескую родословную. Действовала шарлатанка, как в
известной песенке: "только, только этого мало... " И
лжематушка решила, что ей не помешает "родство" с
православным писателем Сергием Нилусом (назвалась внучатой
племянницей) и святым Иоасафом Белгородским (объявила себя
праправнучкой, в подтверждение показывала "доставшуюся ей в
наследство" писанную эмалью на серебре икону св. Иоасафа,
написанную когда-то для Александра III). Прикрывшись такой
броней, она развернула бурную деятельность, и над всем этим
можно было бы просто посмеяться, но вскрылись вещи
посерьезнее, чем неуемный полет фантазии. Шарлатанка
красовалась на выставках с посохом и архиерейским крестом,
на котором Спаситель изображен вниз головой. "Крест этот, -
пожаловалась "матушка", отчего выражение лица стало как у
огорченной обезьяны, - у меня московские священники пытались
отнять. Да только я его никому не отдам - я его заслужила,
мне его вручил мой духовный отец старец Власий". Кроме того,
лжеигуменья собирала пожертвования на несуществующей
монастырь, на требы, которые никогда не были исполнены, на
чтение неусыпаемой Псалтири (а стоит это недешево). Но один
факт поразил своим цинизмом более всего: к сожалению, редкая
женщина в наше время не делала аборт, и вот, спекулируя на
чувствах стыда, раскаяния и жгучей жалости к загубленным
детям ныне пришедших к Богу и осознавших весь ужас
содеянного матерей, лихая "матушка" бралась отмолить их
грех... за определенную мзду. А для пущей достоверности
выставляла икону "Плач Иисуса Христа по убиенным во чреве
младенцам", которую ей якобы привезли афонские монахи, с
которыми она "познакомилась, когда была на Афоне". Кроме
того, ряженая мошенница подделывала церковные документы,
принимала исповеди (от имени старца Власия в том числе), на
дому, помазывала маслом, благословляла...
И ни у кого почему-то не возникло
вопроса: а имеет ли она право проделывать все это? а
существует ли на самом деле такая обитель? и существует ли
на свете игумения Анна? и знает ли схиархимандрит Власий о
существовании такой "духовной дочери"? И еще много-много
других вопросов возникает. И среди них такие: неужели мы
настолько доверчивы, что любая аферистка - пронырливая, с
хорошо подвешенным языком, может обвести вокруг пальца
тысячи православных мирян, беззастенчиво залезая в их карманы, подрывая доверие к Церкви?
Деятельность лжеигумении пресечена (ею
заинтересовалась прокуратура), но сколько их еще, ряженых
слуг сатаны, безчинсвует на нашей земле...
Ирина Рубцова
Православный Санкт-Петербург - 21.07.2005.
|