Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Оккультизм и псевдооздоровительные практики


Лженаука: союз заклинания и реторты

Лженаука на марше или рецидив первобытного мышления

Со лженаукой так или иначе сталкиваются все – это особенность нашего времени. Мирного обывателя то и дело пугают грядущими глобальными катастрофами, уверяют, что вот-вот будет открыт "эликсир бессмертия", знакомят с "новой хронологией" и "общей теорией всего". Но как отличить лженауку от настоящей? Как разобраться в этом обычному человеку, не-ученому, который просто читает прессу и смотрит телевизор? И как смотрят на эту проблему академическая наука и Православная Церковь? Об этом мы беседуем с доктором физико-математических наук Ростиславом Феофановичем Полищуком и протоиереем Александром Степановым.

Есть ли у науки границы?

– Ростислав Феофанович, что такое лженаука?

– Простого, всем понятного ответа на Ваш вопрос не существует. К тому же я предпочел бы говорить не о лже, а о паранауке, так будет точнее. Но в самых общих чертах – речь идет об имитации научного познания. Когда некое учение претендует на статус научного знания, пользуется научной терминологией, но по сути является чем-то совершенно иным – а именно, поэтическим или мифологическим взглядом на природу. Понимаете, наука – это не просто набор неких знаний, а, прежде всего, метод получения этих знаний. И когда этот сформировавшийся на протяжении веков метод нарушается, при всей внешней похожести на серьезную науку получается имитация.

– А как обычному человеку, не специалисту, понять, наука перед ним или паранаука? Например, читая газету, смотря телепередачу, листая в магазине книгу?

– Это сложно. Не существует четких формальных критериев, позволяющих сказать: вот тут наука, а тут – имитация. Чтобы разобраться до конца, нужно самому стать специалистом, заниматься самообразованием, повышать свой уровень культуры. Для думающего, неравнодушного человека это вполне достижимо. Ведь каждому из нас присущ здравый смысл, каждый в чем-то профессионально разбирается. Поэтому, сталкиваясь с новыми, неизвестными тебе вещами, нужно, опираясь на свой жизненный опыт и на логику, расширять свой кругозор.

– А если на это нет времени? Если принять решение нужно сразу?

– Есть, конечно, некоторые косвенные признаки, на которые следует обратить внимание. Прежде всего – это отсутствие критического мышления. Человек не понимает всей сложности мироздания, поэтому в своих рассуждениях, в своих попытках построить картину мира входит в противоречие с тем, что наукой уже давно прояснено. Например, игнорирует закон сохранения энергии – отсюда всевозможные идеи вечных двигателей. Такой горе-ученый постоянно вынужден оспаривать твердо установленные научные факты – ведь их невозможно примирить с его теориями. Поэтому если автор какой-то научной книги или статьи заявляет, что все его предшественники ошибались, что мир устроен совсем не так, что академическая наука дурачит людей – это уже повод задуматься.

Кроме того, сторонники псевдонауки заявляют о том, что официальная наука их преследует, обижает, что они претерпевают гонения. Каждый из них убежден, что осчастливливает человечество. В медицине это называется "бредом сверхценной идеи". Конечно, нельзя этот признак абсолютизировать – всякое в жизни случается, и в истории науки немало примеров, когда научное сообщество голословно отвергало вполне здравые вещи. Вспомним и гелиоцентрическую теорию Коперника, и французскую Академию, постановившую, что камни с неба падать не могут, и великого математика Карла Гаусса, который побоялся публиковать свои исследования по неевклидовой геометрии, в то время как наш соотечественник Лобачевский решился на это – и был осмеян академической общественностью. В общем, тут надо в каждом конкретном случае разбираться. Хотя, в принципе, постоянные упоминания обид и гонений – признак нехороший.

Кроме того, имеет значение и то, где именно вы прочитаете о потрясающем открытии, переворачивающем все прежние представления. Если это – массовый популярный журнал или газета, то уместнее отнестись к такой публикации скептически. Серьезные научные работы печатаются в реферируемых журналах, сама репутация которых служит косвенным подтверждением добросовестности исследователя.

– Что значит "реферируемые журналы"?

– Это значит, что каждая поступающая в журнал статья посылается на рецензию как минимум двум специалистам в данной области науки. Они ее внимательно читают и затем пишут свое заключение, отвечая на вопросы: нет ли в этой работе грубых ошибок и внутренних противоречий, соответствует ли она достигнутому уровню знаний в этой области. Таковы, к примеру, журналы, издаваемые Российской академией наук: "Успехи физических наук", "Астрономический журнал", "Биофизика"...
Рецензирование – неплохой фильтр, отсекающий явно сомнительные материалы. Конечно, стопроцентной гарантии оно не дает, иногда серьезные журналы публикуют и ошибочные работы. В этом нет ничего страшного – ученые порой выдвигают ошибочные гипотезы. Но ошибочная гипотеза – это вовсе не обязательно псевдонаука. Бывают добросовестные заблуждения – как, например, теория "флогистона" в XVIII веке или теория "мирового эфира" в XIX веке. Люди честно искали истину, не занимаясь подтасовками, грамотно ставя эксперимент и применяя логику. Просто данные направления в итоге оказались тупиковыми.

– А как ученый-профессионал определяет, что перед ним – наука или псевдонаука?

– Профессионалу это видно сразу. Прежде всего – заметна элементарная неграмотность, когда человек неправильно использует научную терминологию, не задумывается о правильной организации эксперимента, не замечает, что использует какие-то методы, которые в данном случае неприменимы – например, методы математической статистики не работают при недостаточном объеме экспериментальных данных.

Далее – надо посмотреть, а есть ли вообще у человека работы в данной области науки, когда и где они опубликованы, какие на них были отзывы? Подтверждаются ли его идеи другими исследователями?

Вообще, любая научная работа должна удовлетворять двум обязательным критериям. Во-первых, это верифицируемость, то есть, проще говоря – проверка. Все результаты экспериментов, все расчеты, все данные должны быть проверены независимыми исследователями. Наука не делается только в каком-то одном институте, в одной лаборатории. Если некий эффект действительно существует, значит, он должен быть воспроизводим всюду, где по той же методике поставлен тот же эксперимент.

Второй критерий – так называемая фальсифицируемость. Если ученый выдвигает некую теорию, объясняющую известные факты, то он должен как-то обозначить границы ее применимости, указать условия, при которых теория может оказаться неверной, описать эксперимент (хотя бы мысленный), который ее опровергает. Ведь любое научное знание – не абсолютно. Нет в науке теорий, которые объяснили бы всё раз и навсегда. А псевдонаучные гипотезы как раз зачастую этим и грешат – дают некие универсальные объяснения вещей, которые принципиально непроверяемы, потому что основаны на внерациональной вере.

Новая мифология

– Как Вы думаете, в чем причина появления таких паранаучных теорий? Почему одни люди их увлеченно разрабатывают, а другие – не менее увлеченно им внимают?

- Причин множество, и в каждом конкретном случае бывает по-разному. Конечно, паранаука – это социальная болезнь. Но не только. Есть и культурологическое объяснение. Я сейчас произнесу слова, которые, возможно, кого-то удивят. Так вот, наука в чем-то близка к мифу. Наука работает с абстракциями, которые, если можно так выразиться, виртуальны, которых в реальном мире не существует. Как не существует точек, линий, плоскостей – это всё идеи, обобщающие свойства реальных предметов.

И эти "кирпичики" научного познания, эти абстрактные понятия должны постоянно развиваться, чтобы точнее соответствовать конкретным вещам. Но полного соответствия не бывает никогда. Значит, научные понятия – их можно было бы назвать научными мифами – тоже имеют предел применимости, но мы вынуждены проходить через них к новым, более точным научным понятиям.

Однако тут возникают две опасности. Во-первых, можно забыть о том, что наши научные понятия – всего лишь условности, помогающие нам познавать мир, и вообразить, что они – и есть истина и поэтому уже не должны никак меняться. Если довести эту мысль до абсурда, получится, что "мир обязан быть таким, каким мы хотим его видеть".

Во-вторых, можно абсолютизировать относительность наших научных понятий. Дескать, раз они, эти понятия, не полностью соответствуют реалиям, значит, реалии вообще непознаваемы. А значит, нет уже нужды в научных понятиях, в научном методе – будем искать истину где-то в другом месте. И тот, и другой подходы в конечном счете порождают псевдонауку и характерные для нее мифы, где нет соответствия того, что вы хотите объяснять, тому, что есть на самом деле.

Это, по-моему, и есть философские корни псевдонауки. По сути, это рецидив донаучного, мифологического мышления, но облеченный в наукообразную форму. И неудивительно – ведь кредит доверия к науке у современного человека колоссальный, научные достижения, научная лексика вошли в наш обиход, поэтому люди и облекают свои построения в научную форму. Но сами эти построения порой бывают насквозь мифологичны. Человеческая психология такова, что познание начинается с мифов, воспроизводящих структуры первобытного сознания. И лишь потом эти мифы эволюционируют, вырастают в научное знание. Но эти исходные мифы примитивны – и устойчивы своей примитивностью. Беда даже не в том, что люди их творят, а в том, что с их помощью они пытаются решать серьезные жизненные проблемы. Простейший пример – слепое доверие к рекламируемой в СМИ "нетрадиционной медицине".

Все дело в том, что в эпоху великих потрясений – революций, перестроек, общественных катаклизмов – социальная память слабеет, и в общественном сознании оживают древнейшие, первобытные представления. Это, если хотите, защитная реакция – такие примитивные представления помогают хоть как-то выжить. Увы, зачастую слишком дорогой ценой.

По сути дела, лженаука – такая же социальная болезнь, как коррупция или наркомания. И так же тяжело поддается лечению. Здесь нужен огромный такт, огромное терпение, нужна долгая работа. Никакими кавалерийскими наскоками, никакими насмешками и запретами тут делу не поможешь.

Астрологический прогноз неблагоприятен...

– Но так ли уж опасна псевдонаука? Вы уверены, что это столь же серьезная болезнь, как и коррупция?

– Смотря какие аспекты проблемы мы рассматриваем. Конечно, от того, что простой человек прочитал в газете очередную байку про биополе или о том, что вода обладает памятью, особой трагедии не случится. Если кто-то, начитавшись популярных книжек, придумает свою теорию происхождения Вселенной – ничего хорошего от этого не будет, но и ужасного тоже.

Но когда псевдонауке удается заинтересовать собою власть, происходят по-настоящему страшные вещи. В книге "Ученые с большой дороги" академика Круглякова, председателя комиссии по борьбе с лженаукой, рассказано, что некоторые наши высшие руководители не летали самолетом, если им говорили, что астрологический прогноз неблагоприятен. Известен случай, когда пилотов гражданской авиации отбирали на основании их гороскопов. Или когда МЧС использовало экстрасенсов для поиска людей под обломками... Я уж не говорю о немалых бюджетных средствах, которые подчас направлялись на совершенно безумные исследования...

Тут, разумеется, мы затрагиваем очень сложную проблему – взаимоотношения власти и науки. Ведь, принимая решения в вопросах, связанных с наукой и техникой, политики должны ориентироваться на чье-то авторитетное мнение, на экспертов. Вопрос в том, кто выступает в роли таких экспертов, и насколько к ним прислушиваются. Тут всякое бывает. К примеру, при президенте Ельцине была комиссия по научно-технической политике при Совете Безопасности. И там вполне серьезно обсуждали дичайшие вещи – вроде выведения в медном шаре цыпленка с четырьмя ногами. Мне как-то довелось присутствовать при таком обсуждении, и когда я поинтересовался, есть ли у них в комиссии специалист по структурам первобытного сознания, меня принялись горячо убеждать, что все проверено-перепроверено. Позже выяснилось, что это была некая "секретная программа", которая должна была получить поддержку на самом верху. К счастью, ее так и не реализовали.

Короче говоря, от того, к кому будет прислушиваться руководство страны, зависит и наша с вами судьба. Хорошо, если прислушаются к серьезным ученым. А если к шарлатанам, обещающим скорое и эффектное решение всех проблем? Можно вспомнить сталинские времена, когда на высшем уровне поддерживались чудовищные лженаучные измышления о "живом веществе", а генетику преследовали – последствия чего мы до сих пор ощущаем. Политики тоже люди, им так же, как и всем, свойственно верить во всесилие науки. И на этом могут играть самые разные деятели – начиная с тех, кто просто хочет урвать кусок бюджетного пирога, и кончая теми, кто ощущают себя в силах облагодетельствовать человечество. К счастью, люди, принимающие ответственные решения, все-таки, как правило, действуют трезво и осторожно. Но случается и то, о чем мы говорили...

Еще один очень важный, касающийся всех нас момент – псевдонаучные измышления в области медицины: все эти чудодейственные методики исцеления, таблетки от всех болезней, многочисленные приборы и аппараты. И это ведь широко рекламируется в СМИ и продается за немалые деньги – при том, что чаще всего мы имеем дело с пустышкой, обернутой в яркую наукообразную упаковку. Все эти методики лечения не прошли апробацию в медицинских учреждениях, зачастую лицензии попросту куплены. В результате люди попусту тратят свои деньги, а главное, время. Потом приходят к врачам, а те разводят руками – слишком поздно. Обратились бы раньше... Увы, доверие к псевдонауке уносит человеческие жизни. Лженаука – она ведь требует жертв...

– Вы упомянули комиссию по лженауке при Президиуме академии наук. Что это за структура, каковы ее задачи? Она борется с паранаукой?

– Эта комиссия была создана в 1998 году, руководит ею академик Эдуард Павлович Кругляков, физик. Туда входят очень авторитетные, уважаемые во всем научном сообществе люди – академик Виталий Лазаревич Гинзбург, академик Валерий Анатольевич Рубаков, профессор Сергей Петрович Капица... Осенью прошлого года комиссия была расширена. Ее задача, вопреки распространенному заблуждению – не пресечение чьей-то деятельности, не запрет на публикации, а защита науки от ее имитации. Просто когда какие-то вещи угрожают безопасности страны – скажем, делается ставка на заведомо невозможные источники энергии, на нейтрализацию ядерных взрывов и так далее – комиссия заявляет: это не наука, это не должно финансироваться за государственный счет. Фактически комиссия работает как МЧС: возникает проблема – и членам комиссии приходится ее обсуждать и называть вещи своими именами.

– А какими средствами, по-вашему, нельзя бороться с лженаукой?

– Нельзя действовать голым запретительством. Противостояние лженауке – это трудная, комплексная проблема. Конечно, прежде всего, необходимо просвещение масс. Ученые тоже должны получить доступ к средствам массовой информации. Например, хорошо бы создать телеканал "Знание", где велась бы научно-просветительская работа. Скажем, там мог бы выступать нобелевский лауреат академик Гинзбург. Я был на его лекциях для школьников и видел, как у них глаза горят. И дело не в том, что Гинзбург – академик и лауреат, а в том, что он умеет простыми словами говорить о важнейших вещах – о том, как красиво научное познание и как сложен и прекрасен наш мир.

Церковь против лженауки

Борьба с псевдорелигиями это вопрос просвещения. Отчасти - просвещения и самих пастырей.

Протоиерей Александр Степанов родился в 1956 году в Ленинграде. В 1980 году окончил физический факультет Ленинградского государственного университета. Работал в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе, Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), заведовал лабораторией теплофизики. Кандидат физико-математических наук. Рукоположен в сан священника в 1992 году. Настоятель домовой церкви великомученицы Анастасии Узорешительницы и храма святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских на Васильевском острове. Главный редактор радиостанции Санкт-Петербургской епархии "Град Петров".

Чаще всего, когда говорят о лженауке, то подразумевают конкретные примеры. В области истории – это фантазии академика Анатолия Фоменко, в естественнонаучной области – всяческие торсионные генераторы, биополя и прочее. Церковь к этим вещам относится крайне отрицательно.

Дело в том, что наука в чистом, неповрежденном виде лишена религиозного элемента. Впрочем, религиозный элемент, может быть, проявляется в том рвении, энтузиазме, с которым люди предаются научным исследованиям. И это мы вполне застали в советское время. Я сам как человек, посвятивший долгое время научной работе, как физик, наблюдал это в лучших проявлениях. Действительно, люди науки во многом становились своего рода орденом, научная деятельность воспринималась ими как служение, а не как способ зарабатывать себе кусок хлеба. Это высшее проявление творческой деятельности человека, но она абсолютно лишена религиозной окрашенности.

Ученые руководствуются рациональной методологией, которая предполагает, что тот факт, который мы признаем научным и обсуждаем, всегда можно проверить, воспроизвести. "Бритва Оккама" – так называется второй существенный научный принцип, который запрещает вводить новые сущности, не исчерпав всех возможностей объяснить то или иное явление уже известными. Лженаука, напротив, не следует этим принципам. Например, наблюдается в небе какое-то явление – и его с легкостью необыкновенной объявляют "летающей тарелкой". И тут же строят на этом зыбком основании далеко идущие выводы.

Церковь разделяет две сферы – естественного и сверхъестественного, в которой рациональные методы зачастую не работают, где приблизиться к высшей реальности можно только духовными средствами – в молитве, в таинствах.

С другой стороны, есть естественная сфера – то, что мы называем "природой", то, что ниже человека, потому что человек создан Богом как венец творения. Только он может постигать мир и изменять его. И вот эти две сферы Церковь предельно старается не смешивать. А вот лженаука как раз и возникает на грани того и другого.

К сожалению, грешат этим и верующие люди. Можно понять их мотивы – воспитаны они в почтении к науке, фраза "наука доказала" является для них синонимом абсолютной истины. Вот им и хочется свою, нередко довольно слабую веру подкрепить наукой, которой они с детства привыкли доверять. Например, утверждают, что крестное знамение изменяет свойства воды, что колокольный звон лечит онкологические заболевания, что наука, якобы, измерила массу человеческой души... Я думаю, этим они оказывают Церкви медвежью услугу. Ни с позиций научного знания, ни со строгих богословских позиций их представления не выдерживают ни малейшей критики. Не надо лезть в те сферы, которые принципиально не подлежат научному исследованию. Если мы считаем, что Бог трансцендентен, то есть абсолютно непознаваем, что это реальность, превышающая возможности нашего рационального познания – то зачем же пытаемся Его линейкой измерить?

Но еще большая опасность – это сращение лженауки с оккультизмом. Они ведь с двух сторон подходят к одному и тому же. Оккультизм пытается "одухотворить" природу, а лженаука пытается рационализировать духовную сферу. И здесь они встречаются – и возникают крайне причудливые союзы. С одной стороны, в современный оккультизм пытаются внедрить научную терминологию. Те явления, которые раньше описывались языком демонологии, теперь называют какими-то полями, "тонкими структурами", "энергиями". С другой стороны, в естественнонаучную область вводят духовные понятия, стремятся найти некие соответствия. Например, аура. Это, дескать, то же самое, что и нимб, а он – то же самое, что биополе, излучение и так далее.

И возникает язык, построенный из понятий, относящихся к совершенно разным сферам человеческой деятельности, духовное и рациональное перемешиваются. Возникает бесчисленное множество "теорий", пишется масса книжек. Каждый по своему вкусу конструирует собственную картину духовного и физического мира. А у людей, которые это читают, получается ужасная смесь в головах. Последствия очевидны – человек, привыкший доверять псевдонаучным измышлениям, с той же легкостью поведется и на соблазны оккультизма.

Крайне печально, что порой такая литература попадает и в церковную книготорговлю. Беда в том, что наши церковные книжные лавки часто ставят главной своей целью извлечение прибыли. Поэтому и продается все, что пользуется спросом, что приносит доход. Что угодно найдете – и что Распутин с Иваном Грозным святые, и что ИНН – печать антихриста, и лженауку в христианской упаковке... Наше священноначалие многократно выступало против этого – но легко и быстро такое не лечится.

Беда еще и в том, что, к сожалению, не все священнослужители сами до конца это понимают. В 90-е годы, когда открывалось много храмов, а духовенства катастрофически не хватало, многие священники рукополагались без богословского образования, подчас и без серьезного светского образования. Впрочем, и образование далеко не всегда гарантирует, что человек все правильно понимает.
Возможно, некоторые священники рассуждают так: ну, я этого, допустим, не понимаю – всех этих полей, какую-нибудь христианскую физику. Откроешь – ничего не понятно, что там написано. Но пишет-то, наверное, умный человек, и кому-то это интересно, и вроде бы это в пользу Православия – так почему бы и нет? Пускай читают. Мне лично это не нужно, – рассуждает он, – но вдруг это кому-то поможет прийти к вере?

На самом деле они не отдают себе отчета в том, насколько это действительно вредное явление в церковной жизни. Тут ведь расфокусируется наше духовное зрение. Одно дело, когда все сводится к Единому Истинному Богу, в Троице познаваемому, а другое дело – когда все размазывается, как каша по тарелке, по плоскости каких-то "паранормальных" явлений. В конечном счете это уводит человека от Христа, от Церкви.

Я думаю, что на эти темы нужно говорить, просвещать людей, вооружать их христианским мировоззрением, правильной христианской картиной мира, в которой все должно стоять на своих местах. Это вопрос просвещения. Отчасти – просвещения и самих пастырей. Насколько я знаю, в Московских и Петербургских семинариях и академиях об этом говорят.

Беседовала Ирина Левина

Фома № 7, 2006

 

Из брошюры: Лженаука: союз заклинания и реторты - Челябинск:

Челябинское епархиальное управление, 2007

 

 
Читайте другие материалы раздела "Оккультизм и духовно опасные псевдооздоровительные практики"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru