Дар целительства - истинный и ложный
Недавно мы познакомили наших
читателей с удивительной книгой архиепископа Иоанна
Белгородского и Староосколького и Марии Городовой "Любовь долготерпит", а
несколько месяцев назад в продаже появилась вторая часть
книги – "Корабль спасения", первая часть уже завоевала
сердца читателей, а во второй части книги авторы продолжают
начатый разговор. Мы познакомим наших читателей с некоторыми главами книги.
- Владыка, в Евангелии много
примеров исцеления Христом, что Он исцелял людей силой
Творца. И для того чтобы это исцеление произошло, нужно наше
личное участие в нем – участие верой. И тогда "по вере вашей
да будет вам". Мы говорили о том, что если страдает дух, то
заболеет и тело. Владыка, Христос врачевал не только
физические болезни, воскрешал из мертвых, Он исцелял и
духовные немощи. Давайте сегодня поговорим о духовных болезнях. Что это такое?
- В Евангелии рассказывается
о том, что, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, Его
встретил человек, одержимый нечистым духом, которого никто
не мог связать даже цепями, "потому что многократно был он
скован… но разбивал оковы, и никто не в силах был укротить
его" (Мк. 5:4). Увидев Иисуса издалека, человек прибежал и
поклонился Ему, но тут же вскричал громким голосом: "Что
Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю тебя
Богом, не мучь меня!" (Мк. 5:7). Но Иисус говорит: "Выйди,
дух нечистый, из сего человека" (Мк. 5:8). Смотрите, что
происходит: Христос точно знает, что произошло с этим
человеком, какие силы одолевают и держат его. Он Творец, Он
знает природу этих сил, дальше идет диалог Христа с духами
злобы поднебесными. И тут важно то, что и они, эти духи,
тоже узнают Христа, они даже обращаются к Нему: "Иисус, Сын
Бога Всевышнего", и, признавая Его силу, подчиняются Христу,
покидают тело больного, потому что слабы перед Богом.
Смотрите, они просят Христа, чтобы Он не выгонял их из этой
страны, а послал в свиней, пасущихся рядом. Как сказано:
"Иисус тотчас позволил им" (Мк. 5:13), нечистые духи вошли
в свиней, и тогда все стадо, а их было около двух тысяч,
устремилось с крутизны в море и потонуло.
- Понятно, что Христос узнает их
и повелевает ими силою Творца, а в нашей жизни,
где проходит граница между медициной и Церковью? Какие
вопросы в компетенции священника, какие по ведомству врача,
и где здесь место целителя-экстрасенса?
- Христос все время говорил
своим ученикам: "Исцеляйте людей", то есть это одна из
миссий Церкви в этом мире. Церковь называют лечебницей для
исцеления грехов, и, врачуя грех, мы исцеляем и тело.
Церковь устраняет первопричину, но она не может и не должна
брать на себя какие-то несвойственные ей функции, подменять
медицину. Тут невозможно дать общих советов, это очень
тонкие вещи, и только духовник может определить, когда
человек должен обратиться, например, к психиатру, а когда к
духовнику. Существует наука, называемая "Пасторское
богословие", которая позволяет определить степень вмешательства в духовного человека.
- Значит, между медициной и Церковью нет антагонизма?
- Нет, конечно. В истории
христианства было очень много врачей. Врачом был евангелист
Лука, придворным врачом был святой великомученик целитель
Пантелеимон. А знаменитый святитель Лука Войно-Ясенецкий,
канонизированный нашей Церковью, сочетал в себе гениальность
хирурга (его труд по гнойной хирургии считается
классическим) со служением Богу – он был архиепископом.
Причем он жил в годы жесточайших гонений на Церковь, был
преследуем за веру, и во время Великой Отечественной войны,
оказавшись в ссылке, написал письмо Сталину, в котором
просил, чтобы его как хирурга направили на фронт, и обещал отбыть свой срок после войны.
- А целители? В прошлых
беседах мы уже рассказывали, что Христос наделял своих
учеников даром целительства. Многие сейчас утверждают, что и
они имеют этот дар, "полученный свыше". С каким явлением мы имеем здесь дело?
- Да, Христос наделял даром
Своих учеников, апостолов. Сначала их было двенадцать, потом
семьдесят. Апостолы, а дословно с греческого "апостол"- это
посланник, получали от Бога дары Святого Духа, в том числе и
дар целительства, и, как сказано, даже "от тени их"
исцелялись люди. И тут очень важен следующий момент: когда
Христос наставляет своих учеников, призывая их на
апостольство, "ходя же, проповедуйте,…больных исцеляйте,
прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте"
(Мф. 10:7-8), то Он объяснял им, как это надо делать:
"даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8). Ведь апостолы
получили эту благодать как Дар Святого Духа, значит, и
использовать его должны были так же.
- То есть это существенно, как использовать
духовный дар, данный человеку, в том числе и дар целительства?
- Конечно, ведь если бы это превратилось в бизнес, то
непонятно было бы, каким бы духом это делалось и осуществлялось.
- Владыка, читатели часто
спрашивают, как можно определить, стоит ли идти к тому или
иному знахарю, целителю, магу, экстрасенсу? По-видимому,
один из критериев, который дал Сам Христос, – "даром
получили, даром и давайте", мы уже назвали.
- Да, как правило, истинные
целители никогда не устанавливают расценки за свои
исцеления. Но здесь дело в другом. Все эти маги, целители,
которых сейчас так много, рассказывают нам о космических
силах, астральном и тонком теле и т.д. Там есть все, но нет
личного отношения между Богом и больным. Просто предлагается
открыть в себе какие-то способности, впустить себе в душу
некие силы, их называют силами космоса или как-нибудь еще,
по-видимому, здесь есть разные школы. Но вся проблема в том,
что в духовном мире есть Божий мир и мир падших ангелов,
изначальная цель которых уничтожить человека. И вот тут
возникает проблема: человеку предлагается вступить в контакт
с силами, природу которых он не знает. И бывает так, что
этого контакта он достигает. Ситуация становится
действительно трагической, когда человек, будучи духовно
неподготовленным, пользуясь этими методиками "развития,
открытия в себе каких-то способностей", вступает в контакт с
этими силами, впускает их в себя, даже не представляя, с чем
он имеет дело. Часто эти "целительницы", "маги" ссылаются на
авторитет Церкви: и свеча рядом, и икона, и атрибутика
церковная, и кажется внешне, что все нормально. Они даже говорят, что ходят в храм…
- А как понять, что это только декорация?
- Да, это всего лишь внешняя
атрибутика, если больной при этом не имеет личного отношения
с Богом, со Христом. А раз так, то обращение как раз
происходит к совершенно другим силам.
- То есть тогда и свеча, и
икона не больше чем рекламный трюк. Если объясняется, что
исцеление происходит не силой Бога, а как следствие каких-то
манипуляций, действий, или как результат некоего заговора,
который "самый древний" или "никому не известный,
передаваемый по наследству". Молитвы, например,
даны всем, они есть в каждом молитвослове.
- Да, но тут нужна вера, а
это труднее. А в таких отношениях между целителем и больным,
веру заменяют деньги, тут совсем другие отношения.
Достаточно заплатить, и не нужно делать над собой никаких
усилий. То есть это опять попытка обойти какие-то сложные
проблемы не меняя себя, не пытаясь прежде всего в себе
открыть дверь сердца и впустить туда Христа.
- Для этого нужно усилие – усилие веры.
- Но дело в том, что чаще
всего люди, прошедшие через такое целительство, все равно
потом приходят в церковь, но часто уже искалеченные,
подвергшиеся какому-то духовному насилию или даже
зомбированные. Например, человек пусть даже и исцелился от
каких-то ревматических болей, но ведь если он до того просто
не мог ходить физически, то теперь физически он как раз,
может быть, и ходит, но в результате вмешательства в
духовную жизнь он может быть искалечен духовно. Есть
целительство от Бога, совершаемое по вере людей, а есть то,
которое происходит даже не по вере, а от безысходности.
Человек безысходен: ему все равно к кому обратиться. И вот
это "все равно" приводит к потере веры в Бога. Целительство
по вере заключается в том, что человек надеется на то, что
только Бог окажет ему помощь, он вверяет себя Ему. А
целительство от безверия, это когда человек, разуверившись
во всем, не видит перед собой Христа, и от безысходности
готов обратиться к кому угодно. И если в первом случае
человек отдает Христу свою веру, и тогда "по вере вашей да
будет вам", то в случае, когда он обращается к любому
целителю, нетрудно понять, чем он платит за это. Ответ один – душой.
- А почему?
- Потому что когда мы идем к
Богу, мы идем к своему Творцу, к Тому, Кто призвал нас к
жизни. А во всех остальных случаях, мы в конце концов идем к
тому, кто у нас эту жизнь отбирает.
- Значит, вопрос "обращаться
к знахарю или целителю, если ты или твои близкие заболели?"-
это вопрос того, насколько ты веришь в Бога?
- Да, и степени твоей воцерковленности. Потому что для людей воцерковленных,
вопрос "идти или не идти" даже не стоит. Потому что на самом
деле это вопрос: кому ты больше доверяешь – неизвестно
какому целителю или Богу? Верующий, если заболел, понимает,
что это испытание его веры. Он, после того как поставлен
врачебный диагноз (а очень важно не самому его ставить, а
довериться врачу, ведь мы говорили, что хороший врач – это
инструмент в руках Божьих), придет в Храм, поисповедуется.
Если он считает, что его болезнь – это следствие греха, и он
хочет найти духовную первопричину, пойдет на беседу к
духовнику. Потому что если он сам начнет искать,
анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После
исповеди он причастится и примет участие в молебне. А потом,
в дальнейшем, в зависимости от результатов может и пособороваться.
- А разве соборование производят не только перед смертью ?
- Нет, это неправильное
понимание. Соборование – это Таинство, специально
направленное на то, чтобы исцелить человека и духовно, и
физически, чтобы, видя его веру, дать ему особые благодатные
силы, которые могли бы его исцелить. Сейчас возвращаются
традиции, когда перед операциями служат специальные чины и молебны.
А люди невоцерковленные,
скорее всего, сначала придут туда, где легче, где можно
заплатить деньги за какие-то магические действия,
манипуляции и получить исцеление. Но в таком случае ссылка
на авторитет Церкви – это просто гарантийное письмо и все. К
сожалению, всегда будет кто-то попадаться, а бизнес
целительства будет всегда существовать.
- Но ведь мы не можем отрицать, что
есть люди, одаренные, обладающие харизмой целителей.
- Конечно, нет. В "Дидахии"
сказано, что одному дан дар пророчества, другому дар
апостольства, третьему дар целительства или дар изгнания
бесов. Бывает, что к нам обращаются люди, которые
действительно чувствуют в себе этот дар. Они говорят; "Мы
исповедуемся, причащаемся, но чувствуем, что в нас это есть
и понимаем, что этот дар нужно использовать осторожно". Это
действительно так, ведь если человек стихийно узнал, что он
может своими молитвами, именно молитвами, а не какими-то
действиями, кому-то помочь, кого-то исцелить, то, если он не
подготовлен, он может этого испугаться. А если он
неверующий, то он начнет бояться этого, потому что иногда,
от того, что он кому-то помог, он может заболеть сам. А вот
вопроса "надо или не надо этим заниматься" не существует.
Потому что это не вопрос личного выбора человека – в этом
случае надо идти к духовнику и спрашивать, есть ли на это воля Божья.
- Но, наверное, такому дару надо соответствовать ?
- Конечно. Целительство – это дар,
который человек стяжает. Как говорил преподобный
Серафим Саровский: "Стяжайте дар Духа Святаго и вокруг вас
спасутся тысячи". Ведь человек, которому дан такой дар, он
как проводник: один перегревается оттого, что засорен чем-то
нечистым, а другой настолько чист, что ему многое дается.
Почему, например, "молитвы на изгнание бесов" читаются
монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий
духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой
начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это
очень высокая степень ответственности за больного, а
во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе.
То есть священник идет напрямую, как говорится, "идет на Вы"
с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: "сей же
род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21),
подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь
определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли
исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его:
"Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и
тяжко страдает;…я приводил его к ученикам Твоим, и они не
могли исцелить его" (Мф. 17:15 – 16). Иисус приказал бесу,
бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, "в тот час"
(Мф. 17: 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со
Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли
исцелить юношу. "Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо
истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное
зерно и скажите горе сей: "перейди отсюда туда", и она
перейдет, и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17:20). Он обличает их в том, что они маловеры, и
потому не могут пользоваться своим даром
- А что же делать человеку, если он понимает,
что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба?
- Вот как рассказывается в
Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши.
Когда отец больного просит Христа: "Если что можешь, сжалься
над нами и помоги нам" (Мк. 9:22), Христос отвечает: "Если
сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему" (Мк.
9:23). И тогда отец воскликнул со слезами: "Верую, Господи!
помоги моему неверию" (Мк. 9:24).
Хор, петый в Московском благородном
собрании по случаю прекращения холеры в Москве
Велик Господь! Земли и неба своды –
Свершители судеб Его святых! Благословен, когда казнит народы,
Благословен, когда спасает их. Пославший нам годину искушенья
Не до конца рабов Своих карал; Нам воссиял желанный день спасенья,
День милости Господней воссиял. Велик Господь! К Нему сердца
и руки! Ему хвалу гласи тимпана звон! Ему хвалу
играйте песен звуки! Господь! И свят Его закон! (Н. М. Языков. Февраль 1830 года).
Молитвы от недугов и болезней Святому великомученику и целителю Пантелеимону
Тропарь, глас 3-й: Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли
Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 5-й: Подражатель сый Милостиваго и исцелений благодать от Него
прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами
твоими душевныя наша недуги исцели, отгоня присно борца
соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.
Молитва: О, святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога Милостиваго
подражателю! Призри благосердием и услыши нас грешных, пред
святою твоею иконою усердне молящихся, испроси нам у Господа
Бога, Емуже со ангелы предстоиши на небеси, оставление
грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя и
телесныя рабов Божиих ныне поминаемых, зде предстоящих и
всех христиан православных, ко твоему заступлению
притекающих: се бо, грех наших ради, люте одержими есмы
многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же
прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити
всяк недуг и всяку болезнь: даруй убо всем нам святыми
молитвами твоими здравие и благомощие души и тела,
преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко
спасению потребная, яко да сподобившеся тобою великих и
богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго
во святых Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Беседовала Мария Городова
Православие и Мир - 05.06.2008.
|