За исцелением – в школу?
Новые секты
Часто люди, услышавшие такие
завлекательные названия различного рода религиозных
объединений, как "Церковь Христова", "Богородичный центр",
ассоциируют эти центры с православием и относятся к разного
рода проповедникам новых духовных практик с большим
доверием, чем к людям, распространяющим западную дианетику
или восточный кришнаизм. Но антураж – православные иконы и
упоминание святых имен – порой соседствует с махровым
суеверием и полумистическими ритуалами, которые Православие отвергает.
Пресс-секретарь Архангельской и
Холмогорской епархии отец Валерий подчеркнул: "Те люди,
которые недавно объявились в Архангельске и проводят сеансы
исцеления именем святых, благословения церкви на то не
получили. Православная церковь к их деятельности вообще не
имеет никакого отношения".
Инопланетяне ищут адептов
Речь идет о некоем центре "Аштар". У
православных священников есть причины, чтобы столь
решительно от него отмежеваться.
Схема, по которой разного толка центры
и движения множатся, как грибы после дождя, проста:
объявляется некий гуру, проповедник, мастер, якобы
мистическим образом получивший ответы на все житейские и
вечные вопросы. "Учитель" вроде скандально известного
Виссариона или Владимира Мегре создает якобы новое святое
писание, в котором бесспорные истины перемешаны с вздорными
суждениями, явные фантазии – с рассказами "за жизнь", а
оккультные практики подкреплены авторитетом традиционных религий.
"Аштар" – детище некой Людмилы
Шувановой, бывшей официантки, якобы повстречавшей
инопланетянина, именем которого и назван центр. Добрые и
всемогущие инопланетяне почему-то не запрещали госпоже
Шувановой обсчитывать клиентов, они наделили ее
исключительными способностями целительницы. Духовно
прозревшая наставница написала и издала многотомный труд под
названием "Люди, вы нас слышите?", создала круг посвященных
и с головой окунулась в проповедническую и целительскую
деятельность. До глубокой старости основательница новой
религии, как ей было предсказано ее друзьями-инопланетянами,
не дожила, но дело ее процветает.
Сообщения о исцелениях по методике
Людмилы Шувановой самых безнадежных больных соседствуют в
Интернете с предостережениями: у адептов секты отмечаются
случаи психических расстройств. И православная церковь прямо
предостерегает от общения с богопротивными сущностями, к
которым апеллируют последователи центра на своих так
называемых оздоровительных сеансах.
Директор испугался
И куда же подалась организация со столь
сомнительной репутацией у нас в Архангельске, чтобы устроить
сборища и радения? В темную подворотню? На конспиративную
квартиру? Ничуть не бывало. "Аштаряне" пришли в школы.
Директор одной из архангельских школ рассказывает:
– Я принял этих людей по рекомендации
коллеги, директора одной из элитных архангельских гимназий.
Однако когда понял, с кем имею дело, с ними распрощался.
По словам руководителя учреждения
образования, выпроводил незваных гостей он вежливо. Дескать,
коль скоро вы – религиозная организация православного толка,
заручитесь официальной поддержкой церкви. На это визитеры
заявили, что таковая поддержка у них имеется, но
соответствующей бумаги так и не предъявили. Директор был
тверд: вопросы аренды школьных помещений для проведения
мероприятий людьми со стороны решают муниципальные власти.
Туда и следует обращаться.
Поклонницы мистического Аштара, получив
от ворот поворот, ушли не сразу. Блестя глазами, женщины
сказали, что директора, настроенного слишком уж по-деловому,
якобы коснется ангел, ведь они посланы высшими силами.
Тут-то директор всерьез испугался: сеанс гипноза на рабочем
месте в его планы не входил.
По некотором данным, последователи
центра приехали из Саратова, города, где берет начало
деятельность "Аштара". Особо афишировать свои планы и
намерения "аштаряне" не стали, по-видимому, не слишком
рассчитывая на радушный прием. Рекламы их сеансов в прессе
не было никакой. Однако в архангельские школы они наведались.
С руководством школ представители
центра отношения пытались строить таким образом: вы нам –
помещение, а мы оплатим некоторые ваши счета в
благодарность. Чиновники в департаменте образования в курсе
этих событий, но считают, что вопросы аренды школьных
классов и залов – в компетенции учредителя. Власти кого
попало в школы не пустят, да и директора учреждений
образования – люди компетентные и отвественные. Но гарантии,
что все директора устояли перед посулами сектантов, нет.
По некоторым объективным данным,
"Аштар" превращается в коммерческое предприятие. Плата за
сеансы, по утверждению целителей, добровольная, но, находясь
в стрессовом или по крайней мере неуравновешенном состоянии,
с энной суммой расстаются практически все исцеляемые.
Мой собеседник предпочел утаить от
широкой публики свое имя и номер школы. "Да, я опасаюсь, –
сказал он. – Думаю, не случайно после того, как я выставил
за порог этих... странных личностей, в школе за три недели
разбили 28 окон. И опасаюсь я не только за себя. Ведь в
случае конфликта могут пострадать и ученики".
Жнут, где не сеяли
Причины для опасений есть.
Деструктивные центры и объединения бросают вызов всем: все
плохие, они одни знают бесспорную истину и бескорыстно ведут
людей к свету. Любое свидетельсво бывшего адепта,
вырвавшегося из сектантской паутины, по утверждению
сектантов, – злонамеренная ложь перебежчика, любое
заключение экспертов – клевета и подтасовка фактов. При этом
на открытую полемику сектанты не идут, это не в их
интересах. По отношению к критикам "непогрешимых" учений
адепты деструктивных центров применяют старую тактику
запугивания. С их стороны возможны как мелкие пакости, так и
проклятия до седьмого колена.
А ведь сами по себе, без прикрас и
прикрытия, иные секты совершенно не привлекательны. Кого
прельстят расхожие рассуждения и сомнительной достоверности
рассказы? Прикрытием для сектантов становятся заимствованные
идеи и в буквальном смысле чужая крыша.
Доводилось видеть, как муниты
распространяли свои снадобья в больницах, "богородичники"
продавали брошюры в фойе одного культурного учреждения, а
религиозная организация, совмещающая проповедь восточной
религии и западных "размытых" моральных норм, за 50 рублей
просвещала желающих на лекции в музее. Совсем не случайно
прагматичные проповедники стремятся в уважаемые учреждения,
где людей учат, лечат, просвещают.
На уровне подсознания мы уверены: в
школе сеют разумное, доброе, вечное, в музее мракобесию – не
место. Удивляет другое: иные достойные структуры и
организации, выходит, готовы делиться своим бесспорным
авторитетом с первыми встречными за невеликое, в сущности, вознаграждение.
Традиционные конфессии не устают
открещиваться от всех, кто их именем пускает легковерным
пыль в глаза. Ведь такие центры, как "Аштар", которым без
году неделя, примазываясь к многовековой практике и
веро-учению христианства, что называется, жнут, где не сеяли.
Люди-то порой и не понимают, кому они
доверяются на самом деле. В их затуманенном непонятными
ритуалами сознании мешается все: прикосновения ангелов,
инопланетяне на летающей тарелке, как в расхожей
компьютерной игре, неведомый науке вирус "С-убийца". И как
свидетельство святости и благообразия всей этой мешанины –
целитель Пантелеимон на иконе.
Светлана Петрова
"Правда Севера" (Архангельск) - 06.12.2005
|