Приход к вере методом "от противного" или Почему в Церкви корежило биоэнергетика?
Когда я поступал в МГИМО, то был атеистом,
потом увлекся так называемой биоэнергетикой, начитался
книжек о раскрытии тайных возможностей человека, о биополе.
Я всем этим заинтересовался, потому что хотел таким образом
вылечиться: у меня с детства аллергия. И папа посоветовал
такую книжку. Вдруг получится? Основное положение теории
было в том, что все твои переживания и стрессы оставляют
след в твоем энергетическом поле. Можно путем манипуляций с
маятником определить причину каждого из них и "залатать" это
повреждение.
У меня были успехи. Когда я задавал подсознанию какой-то
вопрос, маятник в моей руке начинал совершать четкие
колебания вдоль секторов диаграмм в книге. Я все копал-копал
причины моей аллергии, "убирал" их, всплывали более ранние.
Была и помощь, но весьма своеобразная. Чувствуешь облегчение
какое-то время, а потом резкое ухудшение. Я, помню, довел
себя до такого состояния, что мне было стыдно выходить из
дома: мое лицо покрылось кровоточащей шелухой…
Я советовался с автором книги, она восхищалась моими
"открытиями", моим "дарованием", предлагала сделать новую
редакцию своей книги. На первом курсе с нами учился
парень-наркоман. Я его лечил по фотографии, заряжал ее,
диагностировал. Причем, я был уверен, что делаю доброе дело
и какие могут быть проблемы?
И вот как-то я решил прочитать Евангелие, причем я поставил
себе задачу дочитать до конца. В конце концов, я же должен
быть образованным, подкованным человеком! Во время чтения у
меня в голове возникала мысль: "Ну когда ты прекратишь
читать эту гадкую книгу? Прекрати читать эту гадкую книгу".
Я сначала не обратил внимания, думал, что это мои
собственные мысли. Когда я прочитал Евангелие, то ужаснулся,
что вот есть грех, наказание за грехи, вечные мучения. Но
духовного перелома еще не было.
За свою жизнь я был в храме всего пару раз в своей жизни: на
венчании своей сестры (причем, я раз 7 выскакивал из храма:
мне было дурно) и на отпевании своего двоюродного брата (это
было в классе 8-м). Ну и, разумеется, на своем крещении в
младенчестве, но этого я, конечно, не помню. Родители
рассказывали, что еще в детстве меня было невозможно
затащить в храм: я брыкался, упирался, царапался, ругался
совершенно непонятно, почему. Все попытки были безуспешны. А
тут вдруг автор книги по биоэнергетике повела меня в храм.
Но не для покаяния и встречи со Христом, а как на
бензозаправку, подзарядиться энергией. Это было где-то в
начале Рождественского Поста, помню, стоял жуткий мороз.
Идти мне не хотелось, я откладывал этот поход в храм
довольно долго, эта старушка меня уговаривала.
Я попал на Литургию, встал где-то в углу. Вдруг у меня ни с
того, ни с сего жутко разболелась голова. Было так плохо,
просто невыносимо, что я едва сдерживался, чтобы не уйти. Я
смотрел на певчих церковного хора – среди них было много
молодежи – и заметил, что-то они какие-то необычно
радостные. Я никогда не видел на лицах людей такой радости.
Вся атмосфера в храме, пение, запах ладана… Было такое
ощущение, что эти люди находятся в каком-то светлом мире, а
я за его вратами. Мне тоже хотелось радоваться, но я
чувствовал, что не могу, что я как-то бесконечно далеко от
всего этого. И меня охватило такое чувство, что захотелось
зарыдать. Я всеми силами старался сдержать слезы, рядом еще
эта "оккультная старушка"… Она всю службу "грузила" меня
какими-то своими новыми откровениями, открытиями. Но
увидела, что со мной что-то не то творится, и предложила
выйти их храма. Я ответил, что не выйду, и продолжал
бороться со слезами. Я до сих пор вспоминаю это удивительное
чувство. Не знаю, можно ли назвать те слезы покаянными, я
ведь тогда толком не знал, что такое грех. Нет, конечно,
знал "не убивать, не воровать" и на этом все заканчивалось.
Потом мы очень долго ждали священника, вокруг него толпилось
много прихожан, ребят. У всех к нему были какие-то вопросы,
им хотелось чем-то поделиться. Мои чувства тогда уже
улеглись, Литургия закончилась. Я ужасно стеснялся говорить
со священником, меня охватывал безотчетный стыд. И потом
следующие разы мне было очень стыдно ходить в храм. Вроде бы
я современный образованный человек, а вдруг кто увидит, что
я в церковь хожу? Но ноги сами меня несли.
...Когда мы, наконец, дождались священника, он сказал мне
простые слова, которые я тогда не понял: "Пойми, в мире есть
всего две силы: Божественная и дьявольская. Третьей силы
нет". Только сейчас я понимаю, что он говорил о тех самых
"скрытых способностях человека", что это все обман. Нельзя
так просто, напряжением воли, через какие-то магические
ритуалы самому их раскрыть – такого не бывает. Хотя,
впрочем, нет, бывает: тот, кто "играл" моим маятником может
дать и силы, и способности, но потом потребует оплатить счет
– не деньгами, а душой...
Священник сказал мне купить книжку об исповеди, прочитать ее
внимательно и прийти через неделю на Всенощную, на исповедь.
Я согласился. К счастью, я разговаривал со священником
наедине. И почувствовал в этой бабушке что-то неладное, не
особо ей рассказал о беседе с батюшкой. После этого я в
течении недели пытался найти книжку, которую мне посоветовал
священник, но все как-то не получалось: я возвращался из
института поздно, храм в это время был уже закрыт, а в
другой мне было совсем стыдно идти. Здесь я уже кого-то
знал, перешагнул порог.
Ну, вы сами представляете, что такое исповедоваться молодому
человеку! Это просто что-то невозможное, из ряда вон
выходящее. Какое позорище! Ужас! Я знал, что исповедь
происходит после вечерней службы. И пришел, как и обещал
батюшке. Помню, так смешно было: я переступил порог храма с
гордым осознанием того, что меня пригласил священник. Важно
так вошел… а потом не знал, куда себя деть, чувствовал себя
не в своей тарелке. Стою, как пенек, посреди храма, и думаю,
куда же мне спрятаться? Служба-то еще не началась.
Заговорить, что ли, с кем? Но не решился. Встал на свое
прежнее место в углу храма, простоял всю службу.
Помню, снова ужасно болела голова. Я толком не запомнил
Всенощную. После службы я встал в поле зрения священника,
который исповедовал в правом приделе храма, чтобы он меня
увидел и пригласил подойти. Стою минут 10, 20, полчаса, а он
на меня внимания не обращает, только подзывает исповедников
по очереди. Я удивился, даже можно сказать, обиделся. А
батюшка все исповедовал и исповедовал. Отстоял я в ожидании
его почти до часу ночи. Наконец, подхожу к нему и говорю так
насуплено: "Знаете, я так и не нашел ту книгу". Он улыбнулся
моему рвению и сказал приходить в следующее воскресенье. Я
пришел домой ужасно поздно, пришлось разбираться с
родителями.
У меня дома была православная литература, оставшаяся от
бабушки. Да и мама в свое время интересовалась Православием,
но была не воцерковлена. Там я нашел-таки эту книгу "Грех и
покаяние последних времен" архимандрита Лазаря (Абашидзе),
это грузинский автор. И мне попалась на глаза статья про
всех этих экстрасенсов, биоэнергетиков. В память врезались
слова, что такие люди относятся к Православию как к низшей
ступени развития духовности: "Это какая-то полуязыческая
религия, а вот у нас – истинные познания тайных сил. Поэтому
пользуйтесь ими и живите по нашим рецептам". И я словно
увидел себя в зеркале, эта книга помогла мне принять резкое,
четкое решение больше не возвращаться к оккультизму и
рассказать об этом на исповеди. Как раз в ней я прочитал,
что такое грех. Если бы я прочитал это раньше, в другом
настроении, то отнесся бы скептически, как атеист или
агностик, как "современный образованный молодой человек". Но
в тот момент я воспринял это в сердце.
То, что произошло дальше, явилось для меня таким сильным
стимулом, что отступать было некуда. В течении недели, когда
я генерально готовился к исповеди, начали происходить вещи,
которые меня шокировали. Как образованный человек, я не мог
поверить в их существование. Если такое рассказать
неверующему человеку, он наверно скажет: "О, парень, ты
сбрендил! Или не выспался, тебе все это приглючилось",
понять это может лишь человек, имеющий в духовной области
свой личный опыт.
А суть в том, что после принятия решения об исповеди и о
том, что я порываю с биоэнергетикой, в ту же ночь (с
четверга на пятницу) я проснулся от странного чувства, как
будто на мне кто-то сидит и душит меня. Но это был не сон: я
видел окно, зимнюю ночную улицу за ним, освещенную фонарями.
Я не мог понять, что это было за существо, испытывал ужас
вперемешку с удивлением, растерянностью. Потом инстинктивно
протянул руку, схватил иконку Спасителя и положил ее рядом с
собой. И тут же все это прекратилось, я нормально заснул.
Днем тоже были интересные моменты: я просто приползал из
института, ложился спать, и мне снились кошмары: то кто-то
гнался за мной, то какой-то жуткий человек вылезал из
зеркала прямо на меня. Я пытался понять, что происходит, и
не мог.
В следующую ночь с пятницы на субботу повторилось то же
самое, что и в прошлую. Я спал на боку и проснулся оттого,
что меня кто-то дергал, просто тряс за плечо. Потом этот
кто-то перевернул меня сильным рывком на спину. Я смотрю
наверх, вижу свою комнату и больше никого, но реально
чувствую физическое воздействие: словно кто-то зажал мне рот
сильной рукой. Я пытаюсь кричать, позвать родителей, но не
могу. И эта рука зажимает мне рот все крепче. Я еле
дотянулся до той иконки, и она меня снова спасла. Вообще от
таких ужасов можно вполне сойти с ума, но Господь меня
уберег. Я вдруг понял, кто мне препятствует – это же бес,
настоящий! А я-то думал, все это детские сказки...
Я просто бегом побежал в храм на исповедь. На Всенощную не
попал, было уже часов 10 вечера. Но тот священник, с которым
я уже общался, к которому немного привык, уехал по каким-то
делам. Вместо него исповедовал другой батюшка, который
сначала мне совершенно не понравился. Потом, спустя
некоторое время посещения этого храма, я понял, что это был
замечательный священник, но тогда я совершенно растерялся. С
одной стороны, безумный стыд рассказать все грехи, которые я
осознал и вспомнил, а с другой – если я сейчас это не скажу,
то может быть, и не доживу до завтра с этими ночными
кошмарами.
Помню, стою, слезы по щекам бегут, подошла моя очередь
исповедоваться. У меня нашлись силы все рассказать. И после
этой исповеди ночные ужасы больше не повторялись. Я стал
понемногу воцерковляться.
Так что можно сказать, я попал в Церковь методом "от
противного", спасаясь от общения с бесами. Но я думаю, у
многих был такой опыт: когда осознаешь, что такое духовное
зло, тянешься к добру.
Автора рассказа зовут Олег
Историю записала Елена Меркулова
Журнал "Фома" - 21.04.2004.
Фото - "Православная беседа", 2003
|