Ученики чародеев: О чем молчат масоны?
Есть в православном обиходе тема,
которая для одних словно бы неприлична, а у других
вызывает возбуждение и бойцовский задор. Это тема
масонства. В этой области предостаточно мифологии. Между
тем в интернете есть официальные сайты масонских лож
России, имеются книги с исследованиями их деятельности.
Может, не такое оно и тайное, это масонское сообщество?
О "вольных каменщиках", мифических и реальных,
рассказывает Алексей Иванович Болдырев, доцент кафедры
русской философии философского факультета МГУ.
Хранители
Для того чтобы разговор о масонстве был
более-менее серьезным, надо попытаться дать определение,
а что это такое? Хотя бы в самом общем виде. Формально
это не религия, и, вместе с тем, это нечто
"религиозное", в особенности связанное с христианством;
есть в масонстве представления и о Боге, об Абсолюте, об
аскетике, о молитве... Только все эти представления
словно разбросаны на поле широкой религиозной свободы –
кто что подберет. В ряде случаев масон может быть и
пантеистом, и деистом, и даже считать себя православным.
Русские масоны XIX века, например, опирались в своих
духовных исканиях на Библию, святоотеческие писания, а
также некоторые обновленческие течения западного
христианства и мыслителей, стоящих вне прямой церковной
традиции.
Масонов не назовешь клубом по интересам,
поскольку они не ставили своей целью развлечься или
просто обменяться мнениями. Это и не политическая
организация в её чистом виде. По крайней мере, в русской
масонерии до XX века эзотерическое всегда доминировало
над политическим.
Так, путем перебора разных понятий можно
прийти к выводу, что масонство – это особое
религиозно-нравственное движение. Такое определение при
всей его абстрактности вернее всего выражает как
близость к мистике и эзотерике, так и стремление к
нравственному совершенству масонов. Их цель –
самопознание, самосовершенствование, через приобщение к
тайным знаниям о мире, Боге и человеке, но, главное, к
специфической посвятительской практике (инициации). Брат
масон должен быть просвещенным, добродетельным, духовно
развитым гражданином не столько своей страны, сколько
всего мира. И всех, достойных посвящения, он должен
вести к просвещенности, добродетели и духовному
развитию.
Собственно, масонство в его современном
виде и возникло на волне эпохи Просвещения, когда
авторитет Церкви был по многим причинам не просто
подвергнут сомнению, но в значительной степени утрачен.
Вся Европа буквально в одночасье покрылась сетью тайных
обществ. В России, например, в результате петровских
реформ вестернизированное дворянство оказалось оторвано
от Церкви, и без того ослабленной предшествующим
расколом, а священник стал, по слову Пушкина, "не вхож в
порядочное общество". И православная практика духовного
устроения личности казалась нашим дворянам чем-то весьма
архаичным, грубым и годным разве что для простонародья.
Авторитетным для аристократов сделалось
Знание с большой буквы, которое отнюдь не отвергает
светские "науки, искусства и ремесла", и, вместе с тем,
"спасает" от наскоков всяческого вольнодумства и атеизма
все ещё драгоценные для многих истины о бытии Божьем и
бессмертии души. Представления о происхождении этого
самого Знания черпались из самых разнообразных
источников, создавая духовную сумятицу и ничем не
ограниченную самонадеянность. Ведь корни масонского
знания тайны и сокровенны, а, значит, не всем доступны.
К слову пришлись "мудрость египетских жрецов",
христианских гностиков, традиции легендарных тамплиеров
или, например, еврейское средневековое мистическое
учение Каббала. Поддерживалась фантастическая концепция,
что все эти тайны чудесным образом передавались из
поколения в поколение и, в конечном счете, дошли до
масонов. Для чего надо было выстраивать такую генеалогию
масонских идей?
Масоны были ловцами душ. Да и всякая,
даже самая тайная организация нуждается в притоке свежей
крови и в силу этого вынуждена как-то открываться миру.
Спертый воздух сектантской замкнутости неизбежно
обрекает на маргинальность и духовное вырождение.
Поэтому масоны, рекрутируя в свои ряды, часто для вящей
популярности подделывали древние акты, старинные
рукописи, доказывая свое древнее происхождение: "Идите к
нам, мы знаем то, что не знает никто, ибо в профанной
культуре все это давно утрачено"! В конечном счете, в
ряде организаций заявили, что они наследники еще
Первоадама. Что якобы Адам в раю получил высшее знание
от Бога, которое не было до конца забыто после
грехопадения. И среди многочисленных адамовых потомков,
рассеянных Богом по всему лицу земли после вавилонского
столпотворения, это тайное знание по цепочке
передавалось из поколения в поколение. Масон Иван
Перфильевич Елагин, статс-секретарь императрицы
Екатерины Великой писал, что знание масонства "та самая
премудрость, которая от начала мира у патриархов и от
них преданная, в тайне священной хранилась в храмах
халдейских, египетских, персидских, финикийских,
иудейских, греческих и римских и во всех мистериях или
посвящениях еллинских...". Далее перечисляются почти все
известные к тому времени духовные традиции человечества.
Таким образом, масоны высказали претензии на обладание
универсальным подлинно эзотерическим знанием. Именно
масоны, дескать, владеют эффективными технологиями
преображения падшей природы человека.
Но почему религиозно-нравственное
движение, казалось бы проповедующее всем известные
христианские добродетели, филантропию – вдруг тайное? На
этот вопрос не так просто ответить. Есть объяснения
социально-исторические, психологические, есть и
метафизические. Но, даже не углубляясь в них, а
апеллируя к здравому смыслу, можно утверждать: человеку
всегда нравилось таинственное. Кто из нас с детства не
любил секретов? Мир полон интересных загадок, да и сам
для себя человек, кажется, навсегда останется
притягательной и неразгаданной тайной. И вот создаются
разные группы эзотерической направленности, на знамени
которых прямо по Достоевскому написано: чудо, авторитет,
тайна. Своего рода ролевая игра в сокровенную истину. Не
случайно масоны так внимательно относятся к
ритуально-магической стороне своей деятельности, которая
и составляет их основной секрет. Тайные знаки, тайные
обряды... Князю Ивану Лопухину, сенатору и приближенному
лицу императора Павла I было мало чисто масонской
таинственности. Разрабатывая ритуалы в своей ложе, он
даже старался соединить их с таинствами православной
литургии.
Есть еще версия, что тайные
эзотерические общества возникают как результат
неустранимого духовного неравенства. Люди незаурядные
ищут общения с себе подобными, по возможности изолируясь
от всех прочих. Как писал Уильям Блейк (который также
имел отношение к эзотерическим обществам):
"Общаться благородные умы должны бы лишь
друг с другом
Ибо где он, тот, стойкость чью нельзя
поколебать?".
То есть, общаясь с менее благородными
умами, ты якобы жертвуешь качеством своего сознания.
Каменщики
Масоны с самого момента своего
возникновения довольно жестко конкурировали между собой.
Но все они имеют, судя по всему, общее происхождение.
Одна из наиболее авторитетных версий
гласит, что масоны в действительности родились из
братства вольных каменщиков – организации строителей,
которая по всей Европе строила католические храмы.
Откуда, собственно, и название: масон значит каменщик.
Оттуда же и весь их строительный символизм. Масонские
цеховые организации были закрытыми, секреты мастерства
не передавались просто так, человеку со стороны. У
вольных каменщиков тоже были свои ритуалы посвящения,
символы принадлежности к ремеслу и цеху.
Предполагают также, что в эпоху
Просвещения в цеховые организации каменщиков стали
проникать люди с идеями эзотерическими, чтобы придать
этим идеям весомость и организационную оформленность с
помощью почтенного и авторитетного сообщества. Так
реальное, т.е. оперативное масонство наполнилось
специфическим духовным смыслом, превратившись в
масонство спекулятивное (умозрительное). Обычно называют
дату рождения масонского движения – 1721 год. Это
официальный съезд в Лондоне всех масонских организаций
данного типа. Почему это все происходило в Англии и
почему там зародилось масонство, сказать сложно, в
литературе на эту тему отчетливых высказываний нет.
Возможно, так сложилось потому, что Англия менее всего
испытывала влияние Римского престола и в силу этого
располагала большей религиозной свободой.
Ученики
Есть легенда о том, что Петр I привез
идеи вольных каменщиков из своего путешествия в Европу.
Но это ничем не подтверждено. Наиболее достоверные
сведения сообщают о капитане Джоне Филипсе, который
основал ложу в России в 1731 году, принимавшую в свои
ряды только иностранцев живших в России. Со временем
стали появляться и другие ложи, прельщая новомодной
аристократической забавой и отечественное дворянство.
На протяжении десятилетий европейские
масоны разрешали своим русским братьям так называемые
работы в ложах только на первых трех степенях
посвящения: "Ученик", "Товарищ", "Мастер". Работами
называлась деятельность по самосовершенствованию и
постижению масонских истин, воспитание в себе нового, по
представлениям масонов, человека, и распространение
масонских идеалов.
Первичная ячейка масонской организации
могла называться еще "ателье" или "мастерская", и такие
названия восходят к временам, собственно, каменщиков,
которые собирались на отдых после работы в недостроенное
помещение храма – "ателье". В разных системах, в разных
"ателье" масонства было свое особое деление на "градусы"
восхождения к совершенству, но, как правило, первые три
степени посвящения – это первичное масонство, называемое
"иоанновским". Оно еще не выражает какой-то глубинной
сути всего движения в целом.
"Иоанновское" оно потому, что святой
Иоанн Богослов был в центре их интересов, возможно в
силу того, что в текстах апостола (Евангелие от Иоанна,
Откровение) много таинственных и мистических моментов,
которые составляют определенные трудности для
толкования. Для масонов святой Иоанн Богослов был
наиболее "эзотерическим".
Некоторые русские масоны лишь в 1781
году сумели добиться статуса так называемой независимой
провинции и права быть допущенными к высшим степеням
посвящения. Это значило, что русские масоны становились
не просто терпеливыми путешественники по предложенным
путям самосовершенствования, но и со-творцами этих самых
путей. Вскоре была создана сиентифическая (то есть
научная) ложа "Гармония". Это был проект воспитания
светски образованного и вместе с тем отрешенного от
страстей мудреца, добравшегося до тайн мироздания, перед
которым открыт путь не только восстановления утраченной
природы райского человека, но и прямого отождествления с
Богом. Участник ложи "Гармония", упомянутый нами князь
Иван Лопухин писал, что человек может "центрально
слиться с высшим солнцем чистого света". Религиозный
перфекционизм и ересь человекобожия расцветали в
масонских ложах пышным цветом. Православие оставалось
всего лишь "внешней Церковью", равно как и все
"историческое христианство".
Товарищи
Общеизвестно, что архитекторы В.И.
Баженов и М. Ф. Казаков были масонами. В их проектах
как-то отражается масонское мировоззрение: размах и
устремленность вверх колоннад, их расположение,
особенная строгость классицизма. Вообще
архитекторы-масоны оставили заметный след в русской
культуре. Непривычная взгляду псевдоготика Владимирской
церкви в Быково, которую проектировал и строил В. И
Баженов, предположительно его же – дом Пашкова. М. Ф.
Казаков был архитектором Казанского собора в
Санкт-Петербурге. На фронтоне собора – треугольник с
изображением солнца. Солнце – универсальный символ связи
масонства с дохристианской традицией и намек на то самое
слияние, про которое писал И. Лопухин.
Екатерина II всякого причастного к
тайному обществу не любила, прекрасно понимая, что
существование тайных обществ – это возможность утечки,
как сейчас сказали бы, стратегически важной информации
дипломатического, военного характера, тем более что все
акты признания русские масоны получали из-за границы.
Из-за нерасположения к нему "матушки-императрицы"
Баженов не смог осуществить строительство царицынского
дворца, а потом и вовсе был отстранен от дел.
После 1789 года, когда в России
появились первые беженцы из Франции, заявлявшие, что
"всю эту смуту" (Великую Французскую революцию) устроили
масоны, понятия "масон" и "вольнодумец" окончательно
слились в сознании образованного общества. В результате
по указу от 1 августа 1792 г. масонские ложи были
запрещены. Потом, после периода благоволения Павла I,
масонство запрещалось высочайшим рескриптом Александра I
в 1822 году, а при восшествии на престол царя Николая I
запрет на тайные общества был воспроизведен. Это было
тем более актуально после декабристского бунта, хотя
вопрос о принадлежности декабристов к масонам не решен
до сих пор.
Вообще, идея колебать троны земных царей
вполне в духе европейского левого масонства. Само слово
"конституция" первоначально получило широкое хождение в
масонской среде. Идея Соединенной Европы – тоже
масонская. Слово "товарищ" пришло оттуда же. Есть
мнение, что принцип "Свобода, равенство, братство"
позаимствован у масонов-радикалов. А вот правые масоны,
к которым принадлежал Лопухин, как раз критиковали
"пагубную систему мнимой вольности", чтили иерархию и
революционному действию противопоставляли духовное
деяние.
Cовременники
Архитектура, религиозно-философские и
художественные тексты, некоторые идеалы
Просвещения...Что еще оставили масоны прошлого в
культурной и социальной жизни современности? Сегодня
феномен масонства и его идейное содержание изучают в
курсах гражданской истории, культурологи и истории
философии, на спецкурсах по мистическим учениям. В
Москве проводятся тематические экскурсии, связанные с
масонской историей и архитектурой. Общеизвестна
взаимовыручка в среде масонских братьев. Масоны стали
героями кинофильмов.
Но история масонства еще не закончилась.
По крайней мере, набрав в поисковике нужные слова, вы
легко войдете на сайты современных лож, красочно
оформленных и нацеленных на удовлетворение всяческого
любопытства.
Например, на сайте Великой Ложи России
вы прочтете, что она "...упорядочивает совместную
работу, направленную на раскрытие высшего духовного
начала в человеке и познание универсальных принципов
бытия". Члены этой ложи верят в "Высшую Силу" под именем
Великого Архитектора, идут вместе по "трудной дороге
самопознания", политикой и миссионерством не занимаются.
А еще: "Ведущим в Ордене является ритуал. Прохождение
ритуала – индивидуальный опыт каждого из братьев. Ритуал
– это аллегория, система символов в действии. Он не
может быть полностью выражен иными способам. В строгом
следовании ритуалу и принципам регулярности находит свое
выражение верность традициям Ордена". Все это очень
напоминает ролевую игру. А интерфейс сайта как будто
позаимствован у компьютерной игры в жанре стратегии.
Читаем, как стать масоном. Для этого
нужно: быть старше 21 года, иметь "добрый нрав" (то есть
высокие моральные качества) и располагать ощутимым
капиталом. Последнее связано с благотворительностью,
которой занимаются масоны, и с регулярными денежными
взносами. Кандидат должен "верить в Бога, бессмертие
души и в высшее предназначение Человека во Вселенной".
Почему масоны, позиционирующие себя как
тайная организация, так открыто о себе заявляют, можно
объяснить словами Ф. Ницше: "Я научился не выдавать себя
молчанием". Поэтому все, что написано о масонах, надо
рассматривать с осторожностью. Они многое придумывают о
себе, может быть, даже и разоблачения самих себя.
Алексей Болдырев
Нескучный сад - 07.07.2011.
|