Чаша Господня и чаша бесовская
Популярное издание "Собеседник"
поместило подробный отчет о том, как двое его
сотрудников – известный автор Дмитрий Быков и
журналистка Валерия Жарова – на Православное Рождество
отправились в Перу, чтобы там на некоем вулкане
совершить магический обряд, имеющий целью навредить их
политическому противнику. На месте они договорились с
шаманом, приобрели магические амулеты и произвели
соответствующие манипуляции – о чем бодро и слегка
прихихикивая, сообщают читателю.
Политическая сторона вопроса нас в
данном случае не интересует – политики, которые
притязают на то, чтобы вести народы и нести
ответственность за жизнь и благополучие людей, такого не
вытворяют. Политическим актом это не является, Дмитрий
Быков – не политик, и с политической стороны тут
комментировать нечего.
Зато тут есть, что сказать с точки
зрения психологической, культурной и духовной. Еще
недавно Дмитрий Быков наставлял Церковь, как ей должно
следовать Христу, выговаривал православным за
обрядоверие, восклицал "Можем ли мы отдать им Христа? Не
наша ли первейшая обязанность – напоминать о религии
отваги и свободы, творчества и самоотверженности,
нестяжательства, риска и любви?".
И вот мы видим его среди обаятелей и
гадателей, ворожей и чародеев, обращающимся к шаману с
тем, чтобы погубить своего врага средствами магии.
Степень диссонанса, которым это выглядит в глазах любого
православного – да что там, любого христианина, даже
любого чтителя единого Бога вообще, невозможно
преувеличить. Христиане согрешают, они могут переживать
и тяжкие моральные падения – но есть вещи, находящиеся
абсолютно за пределами христианской веры. Это не тот
грех, в который можно впасть по немощи или по внезапному
порыву дурной страсти; это обдуманное, хорошо
подготовленное, трудоемкое мероприятие, занявшее немалое
время и потребовавшее немалой решительности. Это не тот
грех, по совершении которого человек в слезах прибежал
на исповедь – это грех, горделиво выставленный напоказ.
Это не грех человека, в ужасных обстоятельствах тюрьмы,
сумы или войны, совершившего нечто ужасное – нет,
абсолютно ничего не вынуждало его совершать. Причем
именно в те дни, когда православные христиане
торжественно праздновали Рождество Христово, Дмитрий
Быков вместо праздничной Литургии отправлялся
практиковать черную магию. Что же, всякий человек волен
избирать свой путь, мы можем только засвидетельствовать,
что с христианством такой путь несовместим.
"Не можете
пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть
участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской"
(1Кор.10:21).
Было ли это актом сознательного
богохуления? Решил ли Дмитрий Быков (и вместе с ним
редакция "Собеседника") обдуманно встать на сторону
врага нашего спасения? По-видимому нет; организатор
"черной мессы" в предреволюционном Париже или
современный африканский колдун, закапывающий отрезанные
гениталии принесенного в жертву ребенка, чтобы
обеспечить успех предприятию своего клиента, как раз
тщательно избегают шутовства – им надо показать, что они
люди серьезные, делающие серьезный бизнес.
Это было не договором с нечистым – а
так, легким флиртом. Современный, продвинутый человек не
видит причин не пококетничать с бесами. Христиане
полагают, (опираясь на Писание) , что это мерзость перед
Богом; атеисты старой закалки – что это суеверие,
оскорбляющее разум. У тех и других есть ценности,
которым манипуляции с магическим "мехом редкой лисы" и
вызывание духов были противны. Беда нынешних обаятелей в
том, что у них просто нет ценностей – даже ложных.
Упертость твердокаменного атеиста может утомлять – но в
некоторые важных отношениях человек еще сохраняет
принадлежность к христианской цивилизации. Он считает,
что существует истина, он считает, что у человека есть
нравственное обязательство ей следовать. "Собеседнику"
просто нет никакого дела до истины – неважно, действует
ли черная магия, неважно, есть Бог, неважно, верны ли
предостережения Писания. Если флирт с оккультными силами
– это прикольно, гламурно, клево и помогает увеличению
тиража, то вперед, в Перу.
Что же, дело ваше. Но давайте обозначим
некоторые вещи. Христианская вера – не только
принадлежность к Русской Православной Церкви,
христианская вера в каком бы то ни было виде –
предполагает определенные обязательства. Одно из этих
обязательств – не искать общения с бесами, уж тем более
не искать его, чтобы причинить кому-то вред. Есть вещи,
абсолютно несовместимые с верой во Христа; абсолютно
несовместимые с верой в Бога вообще – и это одна из них.
Многие христианские мученики пошли на пытки и смерть
именно из-за отказа участвовать в чем-то подобном – даже
когда речь шла о значительно более невинных проявлениях
язычества, чем сеанс черной магии.
"Ну, зачем же такая звериная серьезность
– может огорчиться иной читатель – кто же в наше
просвещенное время верит в злых духов? Это просто
клоунада с политическим подтекстом".
Политический подтекст тут неважен; важна
готовность ради достижения своих целей обращаться к
оккультизму. В шутку? Если вы, например, взяли кредит и
подписали соответствующие документы, неважно, в
насколько шутливом настроении вы были, когда это делали.
Важно, что вы это сделали – и теперь вам придется иметь
дело с последствиями этого поступка.
Конечно, на других людей – тех, кому
пытаются причинить вред магическим путем – это не
действует. Если бы черная магия и вправду убивала,
история мира выглядела бы совсем по-другому. В эпоху
колониализма обнаружилась, как мы знаем, крайне низкая
эффективность туземного колдовства против ружей белого
человека. Могучим племенным чародеям как-то не удалось
напустить порчу на колониальных офицеров.
Однако колдовство, несомненно, оказывает
глубокое действие на тех, кто его практикует – особенно,
когда речь идет не какой-нибудь "целительнице", которая
может и не хотеть никому зла, а именно о попытках
причинить вред оккультным путем. Если призывать в свою
жизнь бесов, они являются. Многим людям, имевшим
безрассудство залезть в эту область, пришлось в этом
убедиться. Конечно, это не повод для отчаяния – тем
более, что отчаяние есть худший грех, чем все грехи,
которые к нему привели. Это причина принести свои грехи
Христу на исповедь и принять Его прощение.
Вы не верите в это? Что же, ваше право,
но давайте хотя бы не будем никого обманывать – если вы
предпочитаете быть чуждыми и внешними, значит,
предпочитаете. Если вы хотите быть христианами –
прекрасно, добро пожаловать, на небесах будет великая
радость. Но тогда есть вещи, которых христиане не делают
– никогда, ни в коем случае, ни за какие деньги, ни под
какими пытками.
Когда человек отправляется к шаману за
амулетами, его предыдущие речи о "религии отваги и
свободы, творчества и самоотверженности, нестяжательства,
риска и любви" выглядят именно такими, какими они и были
– фальшивыми насквозь.
И тут надо сказать, что в мире
существуют очень подлинные и серьезные реальности –
спасение и гибель, ангелы и бесы, Христос и тот, кто Ему
противится. Есть реальности, с которыми не шутят – и
которые не шутят с нами, даже если мы пытаемся с ними
шутить.
Сергей Худиев
Радонеж - 26.01.2012.
Фото - Дмитрий Быков - gzt.ru
|