О стологадании (медиумизме)
О стологадании печально слышать, что многие,
как будто дети какою-нибудь новою игрою, с жаром занялись
оным, не подумав, чем играют и чем кончиться может игра.
Разделяю ваше мнение, что занятие сие непозволительно.
Представим себе, что сын в доме отца, имея
свободу пользоваться всем, что ему нужно, и многим, что
приятно, не довольствуется сим и, встретив хранилище, от
которого ему не дано ключа, подделывает ключ и отпирает
оное, положим, не для того, чтобы украсть, а только чтобы
посмотреть, что там скрыто. Не есть ли это неблагородно? Не
должно ли быть совестно сыну? Не должно ли быть неприятно
отцу? Вот суд о всяком гадании или ворожбе, в том числе и о
стологадании, по самому простому взгляду на сие дело.
Но если внимательнее посмотреть на опыты:
суд должен сделаться строже.
Я не любопытствую, но общее любопытство, а в
некоторых желание знать истину и отречься от лжи и вреда
приведены в такое движение, что до меня сами собою доходят
многие сведения о стологадальных опытах, и притом такими
путями, что нельзя сомневаться в истине сих сведений.
Одному гадателю стол дал предсказание о
некотором происшествии, которое должно было возбудить
ожидание и могло расположить к некоторым приготовлениям, и
назначил время, в которое сему происшествию надлежало
последовать. Назначенное время прошло, и предсказанного не
случилось. Что, если бы, при вере в стологадание, сделаны
были некоторые приготовления, соответственные предсказанному
происшествию? Это необходимо кончилось бы стыдом, а могло
кончиться и вредом.
Пред одним страстным стологадателем стол
оклеветал близкую к нему особу. Теперь, говорят, борющийся с
подозрением стологадатель и оскорбленная особа проводят
бессонные ночи.
Сих немногих опытов довольно, чтобы понять,
как немало виновны и как ведут себя к неблагоприятным
последствиям непокоряющиеся премудрому и благому Богу,
запершему от нас сокровенное и будущее, и покушающиеся
отпереть оное поддельными ключами.
Но это еще не все. Стологадатели поняли, что
дерево не может понимать вопросов и давать сообразные с
вопросами ответы. Посему они спрашивали, кто им отвечает, и
многие из них получили в ответ имена разных умерших. Теперь
спрашивается: действительно ли стологадателям отвечают души
умерших, которых имена им объявляются, или имена сии
употребляются ложно и под ними скрываются некие неизвестные?
В сем последнем случае сии неизвестные суть лжецы,
приписывающие себе чужие имена, но ложь не принадлежит
чистым существам, отец лжи есть диавол. Итак, стологадатели
осторожно должны размыслить, с кем имеют дело и от кого
хотят узнать сокровенное. Здесь можно вспомнить наставление
Преподобного Антония Великого относительно демонов: Если
выдают они себя за предсказателей; никто да не прилепляется
к ним.
Но если отвечающие стологадателям суть
действительно умершие, то суд о сем деле давно произнесен
самим Богом чрез пророка Моисея, в 18-ой главе книги
Второзакония: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе
Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие
делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий
сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель,
ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и
вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий,
делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет
их от лица твоего…" (Втор.18:9-12). Знают ли сей суд столоволхвователи, вопрошающие мертвых? Помышляют ли, какому
строгому осуждению подлежит дело их? Оно причисляется к
мерзостям, за которые хананейские народы Бог осудил на
истребление.
Если бы кто из стологадателей сказал, что он
не домогается беседы с мертвыми, а просто от стола получает
знаки в разрешение вопросов любопытства или надобности,
справедливость требует сказать и сему: не прав и ты. Ты не
знаешь, кто тебе отвечает, но знаешь, что дерево отвечать не
может: следственно, ты должен заключить, что неизвестный,
тебе отвечающий, есть один из тех, которые наименовали себя
другим, при подобных опытах.
А в четвертой главе пророчества Осии
читается следующее наречение: "Народ Мой вопрошает свое
дерево и жезл его дает ему ответ…" (Ос.4:12). Яснее с
Еврейского: Народ Мой древо свое вопрошает; и жезл его
отвечает ему. Пророк показывает два вида гадания: Древом и
жезлом. Под именем древа, без сомнения, разумеются
деревянные идолы, от которых, неизвестными нам приемами,
получаемы были ответы (см.: Суд.18:5,6). Очевидно, это дело
богопротивное, как соединенное с идолопоклонством. Под
именем жезла отвечающего разумеется гадание посредством
жезлов, по приметам, на которую сторону они падают, быв
поставлены, или ложатся ли замеченною стороною вверх или
вниз, и прочее, что называлось жезлогаданием или
жезловолхвованием. Хотя в сем втором виде гадания не видно
отношения к идолопоклонству, однако и он вместе с первым
осужден пророком, как измена истинному Богу: "…и, блудодействуя, они отступили от Бога своего" (Ос.4:12). От
сего обвинения не может увернуться стологадание, как бы ни
старалось оно изъяснить себя легким и благовидным образом.
Для тех, которые смотрят на стологадание, как
на новое открытие неизвестной доныне силы в природе и на
сем, может быть, думают основать для себя законное право
продолжить над нею исследования, небесполезно заметить, что
их делу не принадлежит честь не только разумного, но и
случайного нового открытия в природе, они только каким-то
образом пробрались в область старого языческого суеверия.
Тертуллиан в 23-й главе своей Апологии Христианства, обличая
мечты языческой магии (magiae phantasmata) и приписывая их
действию демонов, говорит: per quos et caprae et mensae
diuinare consueuerunt: Чрез них и козы, и столы обыкновенно
производят гадания. Он только не объясняет, какие приемы
употреблялись, чтобы столы способствовали гаданиям.
Скажет ли кто, что его стол говорит нечто
достойное принятия? Не должно и сим прельщаться. Дух
пытливый в отроковице города Филиппов говорил о Павле и
Силе, по-видимому, достойное приятия: "…сии человеки -- рабы
Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения"
(Деян.16:17). Но Апостол не только не был сим доволен, но и
не мог перенести сего с терпением: он изгнал духа.
Простите, что я разговорился. Для вас сие не
нужно, но, может быть, сим возбудится ваше внимание, чтобы
ближнему, могущему принять, подать совет Премудрого: "Чрез
меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того
не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не
нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих, о лишнем
не заботься: тебе открыто очень много из человеческого
знания; ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и
лукавые мечты поколебали ум их" (Сир.3:21-24).
Святитель Филарет Дроздов
Pagez.ru
Святитель Филарет (Дроздов). Избранные
труды, письма, воспоминания. - М.: Православный
Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.552-554. //
Печатается по: Сушков Н.В. Записки о жизни и времени
святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. прил.
С. 65-68. У Сушкова отрывок озаглавлен: Выписка из письма от
29 октября 1853 года, - без указания адресата. О причинах
написания письма см. воспоминания академика Ф.И. Буслаева
(Московский журнал. 1999. № 3. С. 20).
|