Мои впечатления от семинара "Реабилитация пострадавших от оккультизма" Изяслава Адливанкина в Уфе
8
ноября 2012 года в Уфе прошел семинар Изяслава
Александровича Адливанкина – сотрудника
Душепопечительского центра святого Иоанна Кронштадтского,
руководителем которого является игумен Анатолий
Берестов.
Изяслав Адливанкин автор книги "Нашествие. В окружении сект и оккультизма".
Он одним из первых поставил вопрос о лечения игромании.
До этого события я читала книги и статьи
о. Анатолия Берестова [1], и поэтому представляла, о чем
будет семинар. Кроме того, работая в сходном
направлении, отчетливо представляю себе тяжесть и
ответственность труда по реабилитации пострадавших от
оккультных сект, всю сложность и масштабность проблемы
даже одной жертвы, через центр же Душепопечительского
центра святого Иоанна Кронштадтского проходят за год
несколько тысяч человек.
Таким образом, опыт выступающего в
области реабилитации жертв деструктивных культов,
безусловно, заслуживал внимания. К сожалению, с трудами
самого докладчика мне ознакомиться не удалось. Посему
прошу учесть, что в моем пересказе некоторых мыслей
Изяслава Александровича могут содержаться неточности,
вызванные как несовершенствами устной передачи
информации, так и некоторыми погрешностями моей памяти и
конспекта. Впрочем, те тезисы, которые вызвали у меня
некоторое недоумение, я, по-видимому, поняла адекватно.
Лектор отметил, что мы живем в мире,
который нельзя назвать материалистической культурой, это
мир, где оккультное стало нормой и часто привычкой. В
том числе и для крещеных православных христиан.
Последние нередко не различают оккультного контекста тех
или иных методик лечения, психологического воздействия,
занятий единоборствами. Оккультизм Изяслав Адливанкин
определил, как мировоззрение, миропонимание в
соответствии с определенными принципами.
Первым, из которых, с его точки зрения
является идея единого Бога для всех религий. В целом,
принцип единства, не синтеза, а именно объединения
разнородных частей – одна из довлеющих черт оккультизма.
Так, теософия провозглашает себя синтезом науки и
религии; а современные оккультные доктрины претендуют на
воплощение универсального учения о природе всех вещей в
мире, на открытие универсальных связей между предметами
и явлениями. Единый же "бог" для всех религий по мысли
Изяслава Адливанкина представляет собой невозможность
для верующего обратиться к Христу, поскольку
подразумеваемая в молитве сущность будет совершенно
иной.
Второй краеугольный камень современного
оккультизма – материальность мысли. Многочисленные формы
визуализации, мысленные контакты с оккультными
сущностями, лечение фантомами здоровых органов – всего
лишь разнообразные проявления этой идеи.
Третий принцип – спекуляции на
христианстве. Оккультизм всегда делает именно (только)
христианство своей мишенью и одновременно заимствует из
христианской практики свои методы воздействия. Одним из
таковых, можно считать практику инициаций как
кощунственное заимствование таинства священства.
Инициация - первотолчок силы, передача оккультной
энергии, обеспечивающая потусторонним воздействиям
прямой контакт с объектом. Инициация невозможна без
свободного волеизъявления субъекта, дающего согласие на
проведение с ним какой-либо манипуляции. Это может быть
лечение у экстрасенса, посвящение в рэйки, гадание и
т.д.
В настоящее время Русская Православная
Церковь, подвергается непрямым атакам со стороны
оккультных доктрин и групп, доминирует стратегия
"мягкого влияния", вторжения через "открытые двери" в
душах прихожан и клира. Психологическая помощь, боевые
искусства, православное казачество, даже миссионерская
деятельность ("Альфа-курс") могут стать "дорогой",
которая приводит к "отпадению" от Православной веры, от
живого тела Церкви.
***
Читайте также по теме:
***
Отметим, что изложенные выше тезисы не
только не вызывают сомнений, но и совпадают с
наблюдениями и выводами других религиоведов, а так же с
многолетними исследованиями, которые проводились мной и
моими коллегами в Башкортостане.
Реабилитация пострадавших от оккультных
доктрин сложная и ответственная работа. Несомненно, что
трудности, встречающиеся на этом пути трудно
переоценить. От специалиста требуются не столько
религиоведческие знания, сколько психологическая
готовность к сложному кропотливому труду, который
невозможен без профессиональных знаний психолога и
готовности к сотрудничеству со стороны "клиента".
Прозвучавшие тезисы условно можно свести
к двум группам: советы общего характера и особенности
православного метода реабилитации, которые практикуют в
центре святого Иоанна Кронштадтского.
Первые можно свести к следующим тезисам.
В работе нужно отталкиваться от личности человека, с
которым ведется работа; следовательно, необходим сбор
начальных сведений, позволяющий определить, как и почему
этот человек пришел к оккультному мировоззрению. Учение
секты, его содержание не имеет значения само по себе -
вести теологические дискуссии и споры с "культистом" не
имеет смысла, поскольку его "картина мира" кардинально
отличается от общепринятой, необходимо заронить в нем
сомнение в истинности его доктрины.
В общем, большинство прозвучавших
тезисов общего характера идентичны приемам светской
реабилитации, используемых профессиональными
психологами.
Собственные приемы реабилитации обращены
практически только к православной аудитории. По мнению
Изяслава Адливанкина они и являются залогом успехов в
реабилитации сотрудников Душепопечительского центра.
К таковым относиться специальный чин
присоединения к православию через отречение от
конкретных оккультных доктрин и их лидеров, а так же, в
исключительных случаях, миропомазание. Объясняется
необходимость таких действий реальностью оккультного
мира и его потусторонних воздействий.
Неполнота/неточность отречения позволяет
оккультным силам сохранять слияние на человека,
поскольку его мышление продолжает использовать привычные
термины, под которыми скрывается зло. Например, рэйки -
оккультная система, которая позволяет управлять
невидимыми энергиями, и исцелять болезни. С точки зрения
некоторых православных людей целительство с помощью
методов рэйки не является противоречащим православному
образу жизни и учению русской православной церкви.
Сохраняя приверженность принципам рэйки, человек
продолжает оставаться "доступным" (пребывает в
бесообщении) оккультным силам и после формального
отречения от них. Ведущий отметил, что, несмотря на
действенность, их методика требует дальнейшей
разработки.
Изяслав Александрович указал, что одним
из ключевых вопросов, с которых следует начинать работу
по реабилитации - это: "почему Бог допустил отпадение от
веры для этого человека? Почему Он счел возможным
допустить такое испытание в его жизнь? Какие качества и
идеи, какое состояние души сделали это возможным?" [2].
Это верные вопросы, позволяющие
установить причину внутреннего неблагополучия, которое
привело человека в сети оккультных доктрин. Только
осознав причину события можно приложить усилия, которые
приведут к исправлению ситуации.
На общем фоне положительного
впечатления, мое искреннее недоумение вызвало
дальнейшее развитие ведущим темы реабилитации. По его
мнению Бог допускает
приход в секту для тех людей, которые и без этой
оккультной доктрины причинили бы больший вред обществу.
"Доктрина превентивного устранения" напомнила мне один
светский круглый стол, где подводя итоги проблемы
психологии сектантства, доктор философских наук вдруг
заявил: "В секту попадают неблагополучные, неумные,
низко интеллектуальные люди или неуравновешенные
личности, умный, образованный человек никогда не станет
сектантом". Это заявление встретило одобрение и
оживление у светской аудитории, впрочем, и участники
семинара Изяслава Александровича, так же выразили
согласие с данным тезисом.
Отметим, что большинство специалистов
считают, что стать адептом секты может как раз
практически любой человек. Спектр доктрин новых
религиозных движений и культов столь широк, что каждый
может найти себе "картину мира", которая захватит его
воображение, а поведением человека, оказавшегося в
сложной жизненной ситуации, управляют одни
психологические механизмы, которые одинаково уязвимы у
всех людей независимо от уровня интеллекта,
образованности и психического благополучия.
С другой стороны такое деление
автоматически делает тех, кто попал в секту низшими
существами, недостойными тех благ, которые Бог дарует
обычным людям. Здесь наказание предшествует греху.
Такое положение дел нравственно обесценивает
реабилитацию, делая ее в какой-то мере не богоугодным
делом.
Изяслав Адливанкин привел пример,
который иллюстрировал приведенный выше тезис, но лично
мне он показался неубедительным. Женщина, ранее
состоявшая в секте
Виссариона, самостоятельно вышла из
нее и публично озвучила свое негативное мнение об этом
культе. Затем она совершила множество неблаговидных
поступков, пока, наконец, не занялась созданием фильмов
для детей с глубоким, оккультным смыслом, оказывающим на
последних вредное влияние.
Не совсем ясно почему тогда Бог допустил
ее "отпадение" от Виссариона и совершенно непонятно,
стала ли она снимать фильмы с оккультным содержанием
благодаря пребыванию в секте или же собственным душевным
качествам, сформировавшимся еще до ее прихода в секту
Виссариона? Как именно можно это
определить?
Хочу надеяться, что Изяслав
Александрович имел в виду нечто другое и просто неудачно
выразил свою мысль. Или я что-то не понимаю в
православии…
Марина Бигнова
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 17.11.2012.
Справка. Бигнова
Марина Ринатовна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического и гуманитарного образования УФ МГГУ им. М.А. Шолохова, сотрудник
Информационно-консультативного центра по изучению
проблем духовно-нравственного воспитания молодежи.
Примечания
1. "Число зверя на пороге третьего
тысячелетия"; "Православные колдуны: кто они?"; "Под
маской православия"; "Православие и теософское учение о
карме" и т.д.
2. Это не прямая цитата из речи, а краткая передача смысла достаточно крупного фрагмента лекции.
Фото - Изяслав Адливанкин - РИА Новости
|