Приходская миссия Церкви
Итоговый документ V Общецерковного
съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.
Преамбула
Господь наш Иисус Христос призывает
Церковь к вселенской миссии, говоря: "идите, научите все
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа"
(Мф.28:19), дабы Евангелие Царствия было проповедано "по
всей вселенной, во свидетельство всем народам"
(Мф.24:14). Церковная миссия охватывает не только
внешний мир, но и, в первую очередь, тех, кто уже
принадлежит к Народу Божьему. "Я послан только (прежде
всего) к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15;24).
Обращение и спасение членов Церкви изначально является
абсолютным апостольским императивом, по словам св. ап.
Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя
Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар
Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям
вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог
наш... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви"
(Деяния св. Апостолов 2:38-39, 47).
Поэтому развитие приходской миссии
является важнейшей задачей миссионера в современном
мире. Согласно определения Поместного Собора 1917-1918
гг.: "Приходом в Православной Церкви называется общество
православных христиан, состоящее из клира и мирян,
пребывающих на определенной местности и объединенных при
храме, составляющее часть епархии и находящееся в
каноническом управлении своего епархиального архиерея,
под руководством поставленного последним священника -
настоятеля". Основываясь на этом определении Священный
Синод Русской Православной Церкви (Журнал №74 от 25 июля
2014 года) благословил: "Приходскому духовенству
надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание
принадлежности к определенной приходской общине,
ответственности за жизнь своего прихода. Чувство
общинности и ответственности за приход может развиваться
через расширение личного общения между прихожанами,
через их повседневное вовлечение в решение приходских
дел и в практическую заботу о приходе".
Миссионерская деятельность не
заканчивается для Церкви и для человека с принятием
Таинства Крещения. Став членом приходской общины
христианин не перестает быть объектом миссии. На уровне
прихода трудно разделить задачи церковного служения
миссии, катехизации и пастырства, поэтому все эти задачи
входят в зону ответственности приходской миссии.
Центром жизни Церкви и прихода является
евхаристическое общение. Полноценное участие христианина
в Евхаристии является целью и результатом православной
миссии.
Приходская миссия является основной
формой миссионерского служения в Русской Православной
Церкви. Приход является тем местом, куда миссионер
призван привести человека, взыскующего Истины. Приход в
лице настоятеля, клира, приходских работников и
воцерковленных прихожан является основным участником и
исполнителем миссионерского служения, целью которого
является создание Евхаристической общины. Приходскую
миссию можно разделить на два направления: миссия на
территории пастырской ответственности прихода и миссия
внутри прихода.
1. Карта миссионерского поля
1.1. Приходская миссия начинается с
создания карты миссионерского поля прихода, которая
органично входит в миссионерские карты благочиния и
епархии. Карта миссионерского поля включает в себя
демографические данные, сведения о религиозном и
национальном составе населения, наличии и деятельности
неправославных религиозных организаций, деструктивных
культов и национальных движений, приоритетных адресатов
миссии (образовательные, медицинские социальные,
исправительные и иные учреждения, требующие
миссионерского внимания). Карта миссионерского поля
должна содержать оценку возможностей сотрудничества с
муниципальными учреждениями, общественными организациями
и промышленными предприятиями. Распределение зон
миссионерской ответственности среди приходов находится в
компетенции правящего архиерея.
2. Организация миссионерского служения в приходе
2.1. Общее руководство миссионерским
служением прихода осуществляется настоятелем, при
участии клира и мирян. Ответственным за миссионерское
служение является приходской миссионер, в случае
отсутствия такового - помощник благочинного по
миссионерскому служению, прошедший подготовку и
аттестацию в соответствии с Церковным образовательным
стандартом по подготовке миссионеров. Настоятелю и клиру
прихода необходимо прилагать максимальные усилия для
создания мотивации, научения и раскрытия миссионерского
потенциала паствы.
3. Внешняя миссия прихода.
3.1. Внешняя миссия на территории
прихода включает в себя:
3.1.1. Просветительскую миссию,
направленную на распространение православной веры в
учреждениях, организациях и на предприятиях,
расположенных на территории прихода. Миссионерская
деятельность в образовательных учреждениях (школах,
колледжах, ВУЗах и т.п.) должны учитывать рекомендации
Синодального отдела по религиозному образованию и
катехизации.
3.1.2. Апологетическую миссию,
включающую в себя работу по противодействию деятельности
религиозных экстремистов, деструктивных культов и
антиклирикалов, защиту Церкви, Её вероучения и
христианского образа жизни, ведение богословской
полемики с неверующими и неправославными.
3.1.3. Социальную миссию, включающую в
себя работу в социальных и медицинских учреждениях –
больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах
престарелых, обществах инвалидов и т.д.
3.1.4. Молодежную миссию, включающую в
себя деятельность по обращению и воцерковлению молодежи
через сотрудничество с молодежными организациями и
участие в молодежных мероприятиях.
3.1.5. Информационную миссию, включающую
в себя деятельность по информированию людей, проживающих
на территории прихода, о новостях приходской жизни,
проведении епархиальных, благочиннических мероприятияй,
выпуск приходских листков, теле-радио программы, ведение
специальной рубрики в местной прессе, создание
приходского сайта.
4. Миссия внутри прихода.
4.1. Все направления приходской жизни
должны иметь миссионерскую составляющую. Литургическая
жизнь прихода является не только целью приходской
миссии, но и мощным миссионерским инструментом. Примером
того могут служить Крещальные, Венчальные и
Миссионерские литургии.
4.2. Важным миссионерским потенциалом
обладают проповеди священнослужителей, разъясняющие
богослужебные тексты и содержание Таинств,
священнодействий и обрядов Церкви.
4.3. При совершении треб
священнослужитель должен помнить о своем миссионерском
призвании и использовать время общения с участвующими в
священнодействии людьми для их воцерковления.
4.4. Необходимо задействовать все
приходские информационные ресурсы для осуществления
апологетической миссии, направленной на профилактику
вовлечения прихожан в деструктивные культы и
реабилитацию их жертв.
4.5. Работа по воцерковлению прихожан
должна вестись с помощью катехизации, проведения
общеприходских собраний и мероприятий (Например: слёт
православных семей. Необходимо организовывать
пространство для встречи семей более воцерковленных с
новоначальными, с целью передачи опыта богообщения и
православного воспитания).
4.6. Социальная миссия, направленная на
оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации. Необходимо регулярно
осуществлять сбор информации о прихожанах, нуждающихся в
помощи, организовывать приходские сестричества,
благотворительные акции социальной направленности.
4.7. Особое значение имеет обучение
церковных работников основам миссионерской деятельности.
5. Формы и методы миссионерской работы
5.1. Миссионерское поручение.
5.1.1. Миссионерское поручение – часть
общественного служения христианина; оно включает мирян в
миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них
чувствовал свою причастность к общему делу миссии.
5.1.2. Миссионерские поручения могут
быть реализованы через:
– участие мирян в богослужении (несение
клиросного и алтарного послушаний, организация
престольных праздников, крестных ходов и других
церковных торжеств), а также установление постоянных
храмовых дежурств мирян и совместно со
священнослужителями для общения с невоцерковленными
людьми;
– привлечение мирян к участию в
социальной диаконии;
– широкую организацию миссионерских
приходских кружков;
– участие мирян в церковных конференциях,
народных лекториях, диспутах, интернет-форумах, в теле–
и радиопередачах, благотворительных акциях и иных
формах общественной активности.
Миссионерская работа предполагает
создание на приходах благоприятных условий для
реализации православной молодежью своих творческих
устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное
общение не только в храме, но и во внебогослужебное
время. Для этого могут быть использованы детские лагеря,
походы, паломнические поездки, группы содействия
немощным членам прихода и многие другие формы
деятельности.
Для проведения миссии в молодежной среде
необходимо иметь в виду следующие основные направления
деятельности:
– приобщение к литургической жизни и
воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;
– просветительская деятельность,
направленная на формирование правильного представления
об иерархии христианских ценностей, создание для этой
цели современной научно-богословской методологической
базы;
– привлечение молодежи к христианскому
служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в
детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям,
переписка с заключёнными и др.);
– создание открытой христианской
социокультурной молодежной среды;
– организация специализированной помощи
молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или
различные виды зависимостей (например, телефонная служба
доверия, частные личные беседы, интернет-форум с
возможностью задать вопрос катехизатору или священнику,
консультации православного психолога, программы по
реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической
зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);
– продуманное использование в
миссионерской деятельности среди молодежи современных
форм творчества: музыкального, литературного,
художественно-изобразительного и т.п.
Возрождение практики оглашения перед
Крещением, привлечение к оглашению активных и
подготовленных членов общины [1];
Составление отчетности, как перед
настоятелем, так и перед соответствующим епархиальным
отделом и планов работы по своему направлению миссии.
Использованная литература
1. "О религиозно-образовательном и
катехизическом служении в Русской Православной Церкви",
п. 2.1. Оглашение./Документ утвержден постановлением
Архиерейского собора 2013 г. п. 31.
***
Вернуться к публикациям "Пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви"
|