Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Вопросы православной миссии и катехизации


Приходская миссия Церкви

Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

Преамбула

Господь наш Иисус Христос призывает Церковь к вселенской миссии, говоря: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф.28:19), дабы Евангелие Царствия было проповедано "по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф.24:14). Церковная миссия охватывает не только внешний мир, но и, в первую очередь, тех, кто уже принадлежит к Народу Божьему. "Я послан только (прежде всего) к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15;24). Обращение и спасение членов Церкви изначально является абсолютным апостольским императивом, по словам св. ап. Петра: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деяния св. Апостолов 2:38-39, 47).

Поэтому развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера в современном мире. Согласно определения Поместного Собора 1917-1918 гг.: "Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника - настоятеля". Основываясь на этом определении Священный Синод Русской Православной Церкви (Журнал №74 от 25 июля 2014 года) благословил: "Приходскому духовенству надлежит всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода. Чувство общинности и ответственности за приход может развиваться через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе".

Миссионерская деятельность не заканчивается для Церкви и для человека с принятием Таинства Крещения. Став членом приходской общины христианин не перестает быть объектом миссии. На уровне прихода трудно разделить задачи церковного служения миссии, катехизации и пастырства, поэтому все эти задачи входят в зону ответственности приходской миссии.

Центром жизни Церкви и прихода является евхаристическое общение. Полноценное участие христианина в Евхаристии является целью и результатом православной миссии.

Приходская миссия является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход является тем местом, куда миссионер призван привести человека, взыскующего Истины. Приход в лице настоятеля, клира, приходских работников и воцерковленных прихожан является основным участником и исполнителем миссионерского служения, целью которого является создание Евхаристической общины. Приходскую миссию можно разделить на два направления: миссия на территории пастырской ответственности прихода и миссия внутри прихода.

1. Карта миссионерского поля

1.1. Приходская миссия начинается с создания карты миссионерского поля прихода, которая органично входит в миссионерские карты благочиния и епархии. Карта миссионерского поля включает в себя демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций, деструктивных культов и национальных движений, приоритетных адресатов миссии (образовательные, медицинские социальные, исправительные и иные учреждения, требующие миссионерского внимания). Карта миссионерского поля должна содержать оценку возможностей сотрудничества с муниципальными учреждениями, общественными организациями и промышленными предприятиями. Распределение зон миссионерской ответственности среди приходов находится в компетенции правящего архиерея.

2. Организация миссионерского служения в приходе

2.1. Общее руководство миссионерским служением прихода осуществляется настоятелем, при участии клира и мирян. Ответственным за миссионерское служение является приходской миссионер, в случае отсутствия такового - помощник благочинного по миссионерскому служению, прошедший подготовку и аттестацию в соответствии с Церковным образовательным стандартом по подготовке миссионеров. Настоятелю и клиру прихода необходимо прилагать максимальные усилия для создания мотивации, научения и раскрытия миссионерского потенциала паствы.

3. Внешняя миссия прихода.

3.1. Внешняя миссия на территории прихода включает в себя:

3.1.1. Просветительскую миссию, направленную на распространение православной веры в учреждениях, организациях и на предприятиях, расположенных на территории прихода. Миссионерская деятельность в образовательных учреждениях (школах, колледжах, ВУЗах и т.п.) должны учитывать рекомендации Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации.

3.1.2. Апологетическую миссию, включающую в себя работу по противодействию деятельности религиозных экстремистов, деструктивных культов и антиклирикалов, защиту Церкви, Её вероучения и христианского образа жизни, ведение богословской полемики с неверующими и неправославными.

3.1.3. Социальную миссию, включающую в себя работу в социальных и медицинских учреждениях – больницах, хосписах, приютах, детских домах, домах престарелых, обществах инвалидов и т.д.

3.1.4. Молодежную миссию, включающую в себя деятельность по обращению и воцерковлению молодежи через сотрудничество с молодежными организациями и участие в молодежных мероприятиях.

3.1.5. Информационную миссию, включающую в себя деятельность по информированию людей, проживающих на территории прихода, о новостях приходской жизни, проведении епархиальных, благочиннических мероприятияй, выпуск приходских листков, теле-радио программы, ведение специальной рубрики в местной прессе, создание приходского сайта.

4. Миссия внутри прихода.

4.1. Все направления приходской жизни должны иметь миссионерскую составляющую. Литургическая жизнь прихода является не только целью приходской миссии, но и мощным миссионерским инструментом. Примером того могут служить Крещальные, Венчальные и Миссионерские литургии.

4.2. Важным миссионерским потенциалом обладают проповеди священнослужителей, разъясняющие богослужебные тексты и содержание Таинств, священнодействий и обрядов Церкви.

4.3. При совершении треб священнослужитель должен помнить о своем миссионерском призвании и использовать время общения с участвующими в священнодействии людьми для их воцерковления.

4.4. Необходимо задействовать все приходские информационные ресурсы для осуществления апологетической миссии, направленной на профилактику вовлечения прихожан в деструктивные культы и реабилитацию их жертв.

4.5. Работа по воцерковлению прихожан должна вестись с помощью катехизации, проведения общеприходских собраний и мероприятий (Например: слёт православных семей. Необходимо организовывать пространство для встречи семей более воцерковленных с новоначальными, с целью передачи опыта богообщения и православного воспитания).

4.6. Социальная миссия, направленная на оказание социальной помощи прихожанам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо регулярно осуществлять сбор информации о прихожанах, нуждающихся в помощи, организовывать приходские сестричества, благотворительные акции социальной направленности.

4.7. Особое значение имеет обучение церковных работников основам миссионерской деятельности.

5. Формы и методы миссионерской работы

5.1. Миссионерское поручение.

5.1.1. Миссионерское поручение – часть общественного служения христианина; оно включает мирян в миссионерскую деятельность прихода, чтобы каждый из них чувствовал свою причастность к общему делу миссии.

5.1.2. Миссионерские поручения могут быть реализованы через:

– участие мирян в богослужении (несение клиросного и алтарного послушаний, организация престольных праздников, крестных ходов и других церковных торжеств), а также установление постоянных храмовых дежурств мирян и совместно со священнослужителями для общения с невоцерковленными людьми;

– привлечение мирян к участию в социальной диаконии;

– широкую организацию миссионерских приходских кружков;

– участие мирян в церковных конференциях, народных лекториях, диспутах, интернет-форумах, в теле– и радиопередачах,  благотворительных акциях и иных формах общественной активности.

Миссионерская работа предполагает создание на приходах благоприятных условий для реализации православной молодежью своих творческих устремлений и потребностей, что предусматривает взаимное общение не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть использованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы содействия немощным членам прихода и многие другие формы деятельности.

Для проведения миссии в молодежной среде необходимо иметь в виду следующие основные направления деятельности:

– приобщение к литургической жизни и воцерковление молодых людей, недавно пришедших в Церковь;

– просветительская деятельность, направленная на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей, создание для этой цели современной научно-богословской методологической базы;

– привлечение молодежи к христианскому служению (трудовая помощь храмам и монастырям, работа в детских лагерях, помощь ветеранам, немощным людям, переписка с заключёнными и др.);

– создание открытой христианской социокультурной молодежной среды;

– организация специализированной помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или различные виды зависимостей (например, телефонная служба доверия, частные личные беседы, интернет-форум с возможностью задать вопрос катехизатору или священнику, консультации православного психолога, программы по реабилитации пострадавших от алкогольной, наркотической зависимости, а также бывших членов деструктивных сект);

– продуманное использование в миссионерской деятельности среди молодежи современных форм творчества: музыкального, литературного, художественно-изобразительного и т.п.

Возрождение практики оглашения перед Крещением, привлечение к оглашению активных и подготовленных членов общины [1];

Составление отчетности, как перед настоятелем, так и перед соответствующим епархиальным отделом и планов работы по своему направлению миссии.

Использованная литература

1. "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви", п. 2.1. Оглашение./Документ утвержден постановлением Архиерейского собора 2013 г. п. 31.

***

Вернуться к публикациям "Пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви"

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной миссии и катехизации"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru