Миссионерские записки
Задача-минимум
При всех нуждах эпохи и при всех вызовах
современности, стоящих перед лицом пастыря и
проповедника, нельзя не признать, что не все одинаково
способны на борьбу с грехом и ложью во всеоружии
духовного опыта и житейских знаний. Есть молитвенники,
есть проповедники, есть организаторы, есть простые души,
драгоценные перед Богом именно своей простотой. Не всем
Бог дает все, и "дары различны, но Дух один и тот же" (1
Кор. 12:4).
Чтобы не было уныния от осознания своих
способностей, чтобы не хвататься за дела непосильные,
нужна мысленная ограда. Попробуем выстроить хотя бы ее
часть.
В своем минимальном пределе Церковь
обязана сохранить саму себя, то есть сохранить
исповедание Христовой истины, молитву и таинства. Это
должно сохраниться, даже если нет тонкой апологетики,
терпеливой миссии и неустанной проповеди. На этот
минимум способен каждый пастырь. Древние сказали, что
"между поэтами есть место не только Гомеру". Мы знаем
лучше всего из числа апостолов Петра и Павла, Иакова и
Иоанна. Оставшихся из двенадцати можем знать не всех и
тем более не помним все имена апостолов из числа
семидесяти. А ведь они – носители благодати, очевидцы
чудес, иерихонские трубы, сокрушившие стены ветхого
мира. Это означает, кроме прочего, что есть много менее
известных, или мало известных, или даже забытых людьми
тружеников, которых помнит Бог и труды которых Он оценил
по достоинству.
Стоит в одном из уголков Божиего мира
небольшая церквушка. Служит в ней не блещущий ни
талантами, ни святостью простой священник. Принимает
исповедь, крестит младенцев, венчает браки, приносит
Богу в воскресенье и праздники Бескровную Жертву. Вокруг
него и его прихода бушует мир. Сходят с ума люди, убивая
себя алкоголем и наркотиками, ругаются с мужьями жены,
ходит молодежь с немыслимыми прическами и малопонятным
сленгом. Цветут буйным цветом секты, уверенные в своей
избранности, охотящиеся за душами. Эфир наполнен
телефонными разговорами, радиоволнами и падшими духами.
А в храме у незаметного батюшки – горстка прихожан. Он
не спорит с сектантами, не вытягивает со дна жизни тех,
кто упал туда добровольно. Он – не харизмат и не оратор,
он – не подвижник, просто – обычный батюшка. Но именно
он и его приход хранят Истину в ее последнем пределе. Он
и его приход с регулярными службами – это столп, на
который опирается небо. Естественно, что ни в чьих
глазах, равно как и в своих собственных, он никому таким
не кажется. Это великое чудо и великая милость
смиренного Иисуса.
Современный человек трудно приходит к
Богу. В силу своей внутренней сложности и запутанности
человеку непосильны прямые и простые пути. Нужно
истосковаться и измучиться, обмануться на религиозных
подделках, поработать пастухом на "стране далече" и
поесть свиной пищи (вспомним притчу о блудном сыне),
чтобы дозреть до покаяния и домолиться до Православия.
Бог эту ситуацию допустил, Бог ее терпит. Дерзну
сказать, что иногда в этом длинном и петляющем пути
заключена прямая воля Божия. И вот для всех тех, кто
находится пока вне пределов нашего взгляда, кто
прорывается к Церкви, ползет к ней, преодолевает
препятствия, нужны простые и малоприметные храмы,
"зернохранилища Вселенского добра и риги Нового Завета"
(О. Мандельштам).
У А. Майкова есть такие стихи:
И ангел мне сказал:
"Уйди, оставь их грады,
В пустыню спрячься ты, чтоб там огонь лампады –
Светильник Истины до срока уберечь.
Чтобы когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и света пожелают –
Им было б чем светильники возжечь".
Слова в стихах обращены к некоему
подвижнику, покидающему мир. Священник же мир не
покидает, но он тоже призван хранить лампаду непотухшей.
Это нужно ради тех, кто еще не в храме, но уже на пути к
нему. Если бы мы могли парить в небесах, подобно птицам!
И если бы мы видели не только при помощи зрачка и
хрусталика, но и при помощи любящего, верующего сердца!
Что увидели бы мы?
Мы увидели бы мир, подобный бушующему
морю, а маленький храм с неказистым священником словно
каменный утес посреди пучины. Мы увидели бы многих жертв
кораблекрушения, которые на досках, на обломках корабля,
в надувных жилетах и без них, вплавь добираются до
утеса. Их манит сияющий крест и огонек в окнах. Они
изнемогают от борьбы со стихией и хотят спастись. Для
них и существует храм. Ради них Господь сообщил
каменному утесу несокрушимость перед лицом волн. Они –
будущие прихожане.
Поэтому священник не должен отчаиваться,
видя свою паству малочисленной. Это временное явление.
Со всех сторон к храму движутся люди, ощутившие, что они
погибают без благодати и без таинств.
В своем последнем пределе как минимум
задач священник должен сохранить свой храм и приход.
Сохранить ради молитвы, литургии и исповедания Истины.
Все облеченные саном и благодатью священства способны на
это, невзирая на различие способностей и дарований. Дело
это столь драгоценно, что "хорошо служившие приготовляют
себе высшую степень и великое дерзновение в вере во
Иисуса Христа" (1 Тим. 3:13).
Само существование Церкви есть миссия
без всех внешних признаков миссии. Кто-то может идти в
далекие страны на проповедь или писать богословские
книги только благодаря тому, что великое множество
неизвестных миру пастырей просто и бесхитростно
совершают свой повседневный труд. Такая ситуация будет
продолжаться до самого Страшного суда: одни будут
благовествовать силою многою, другие будут обеспечивать
эту "многую силу", поддерживая мистическое бытие Церкви.
Тем более что сама царица служб – литургия – будет
совершаться тоже до последнего предела, как написано:
"Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сею,
смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор.
11:26).
Ткачев Андрей, протоиерей
Православие.Ru -
10.08.2010.
Фото - Сельский храм. Вологодская
область - Валентин Жигалин
Вернуться на исходную страницу
|