Миссионерские записки
Тяжелый труд
Мастерство не может существовать без
ежедневного упражнения. Ежедневный тяжелый труд по
развитию мастерства всегда сопряжен с самоотречением,
самопожертвованием. Уже не себе принадлежит музыкант, по
шесть часов в день, а то и больше, терзающий скрипку.
Его занятия трудно назвать работой. Это скорее служение.
Не будем хмуриться и бурчать, что к этим трудам
подмешано тщеславие, гордыня и т.д. В мире людей
тщеславие подмешано ко всему вообще. Но мы обратим лучше
внимательный взор на этот пот и нервное напряжение, на
этот труд затворника, продолжающийся годами.
Жалкие десятки или сотни часов проводит
на сцене во фраке музыкант за всю жизнь. Зато в долгие
годы суммируются часы, проведенные вдали от чужих глаз,
наедине с инструментом и партитурой. Я говорю это не в
целях пропаганды искусства. Вернее, не только в этих
целях. Мне хочется лишь сказать, что если репетиции
заменить на домашнюю молитву, на чтение и размышление, а
концерт – на общение с паствой с кафедры, то там, где в
музыке мы видим Ойстраха, на кафедре увидим Златоуста.
Люди нас не слушают. Люди к нам не идут.
Они до конца онечестивились? А может, с нами что-то не
так? Может, мы хотим жать там, где не сеяли; срезать
гроздья там, где не окапывали лозу? Для явного успеха
нужен тяжелый тайный труд. Иначе музыкант сможет быть
только тапером в немом кино или баянистом на свадьбе,
что тоже неплохо, но искусством не является.
Апостол Павел сравнивал духовный труд с
усилиями атлета. Говорил "не бейте воздух" и "бегите,
чтобы получить венок нетленный" А каждый житель тех
времен знал, сколько пота проливает атлет на
тренировках. Образ прозрачен и параллель очевидна.
Офицер красив в парадной форме, но за
спиной у него грязь учений и пот тренировок. Спортсмен
красив на подиуме при награждении, со слезами на глазах
от звуков гимна. А за спиной у него – целая жизнь,
проведенная в спортзале, порванные мышцы, преодоление
страха, сборы, переезды. Про музыкантов мы уже говорили.
Можем сказать об ученом или о художнике. С какой стати
за священником, желающим привести к вере во Христа
многие души, не должно стоять ничего, кроме образования
в семинарии?
Сокровища
У Церкви много сокровищ. Мы вправе ими
гордиться, но не тогда, когда сокровища сложены в
сундуке, а мы сидим на нем, толком не зная всего, что
находится внутри. Нужно раскрыть и перебрать сокровища,
нужно начать ими пользоваться. Тогда можно будет
немножко и погордиться, за Церковь, а не за себя,
поскольку сокровища накоплены и сотворены лично не нами.
Вот, к примеру, одно из сокровищ.
Называется "возвращение Символа"
Епископ собирает людей, хотящих
креститься, и объясняет им Символ веры. Тот самый,
который им потом предстоит осмысленно произнести на
Крещении. Епископ говорит – они следят по тексту. Они
спрашивают – епископ отвечает. В таких занятиях проходит
несколько вечеров. Затем люди, готовящиеся к Крещению,
собираются вместе перед лицом епископа и "отдают"
Символ. Это значит, что они произносят его вслух и
отвечают на вопросы владыки. Что значит "прежде всех
век"? Как понимать: "воскресшего согласно с Писаниями"?
Когда епископ видит, что смысл Символа усвоен, он может
обратиться к молитве. Вскоре оглашенным придется
"вернуть" ему молитву "Отче наш".
Это так просто и так необходимо, но
именно это простое и необходимое напрочь отсутствует в
повседневности. Сложности могут возникнуть только с
нехваткой времени и множеством оглашенных. Тогда владыка
должен делегировать свою власть и часть трудов
пресвитерам, способным эти труды понести. Больше
трудностей быть не должно. И мы непременно вернемся к
древней практике, к древним сокровищам.
Не захотим вернуться добровольно и
сейчас, будем вынуждены вернуться тогда, когда растеряем
большую часть паствы. Во многих епархиях, например в
Польше, епископы лично ездят на уроки Закона Божия в
сельские школы, где его ждут пять-шесть детей. Им это не
зазорно. Никто не скажет, что, мол, "не царское это
дело". Там каждая душа на счету, все важны, все – в
памяти. Где паствы мало, там людьми не разбрасываются.
Но лучше, все же, вернуться к сокровищам Предания
раньше, то есть до обвального и катастрофического ухода
людей из Церкви. Этот уход будет неизбежен, если мы в
виде главной жизненной задачи примем реставрацию
дореволюционных ошибок и не вынесем никакого опыта из
советской эпохи, то есть не поймем причин ее появления.
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 09.06.2010.
Вернуться на исходную страницу
|