Секты появляются потому, что Православная
Церковь не смогла влюбить свой народ в свою родную веру
Диакон Андрей Кураев отвечает на вопросы
Марка Минина - ведущего программы "Умные люди" (г. Томск)...
Умный человек среди "Умных людей" (рядом
с о. Андреем авторы программы Марк и Маргарита Минины - Продюсерский центр "Восьмой день") - фото Максима Степаненко
- Секты как проблема давно возникла?
- Секты – это духовная болезнь, у которой
нет начала и конца. В жизни одного человека бывают периоды,
когда он здоров, однако в духовной жизни человечества
периодов абсолютного здоровья не было. У человека какие-то
болезни появляются в детстве, какие-то в зрелом возрасте,
какие-то в старости. Точно также можно сказать и о духовной
жизни нашего общества и Церкви. Первые секточки начали
появляться уже с самого начала Христовой Церкви, например,
большинство посланий апостола Павла – это обличение
появляющихся ересей и лжеучителей.
Есть заразные инфекционные болезни, и есть
внутренние незаразные заболевания. Также есть секты, которые
разносятся каким-то внешним носителем, например, кришнаиты,
а есть секты, которые рождаются от "авитаминоза" мозга, от
глупости, из-за нехватки информации, от неадекватной
культуры мысли или переживаний.
- Секты - это всегда суррогат?
- Иногда это совершенно "качественный
продукт", но в котором не хватает изюминки. Например,
христианство и ислам. Я согласен со всем, что мусульмане
говорят о Боге: Он Един, Он непостижим, Он бесконечен. Как
христианский богослов я соглашусь – конечно, да. Исламское
вероучение для нас становится предметом полемики, лишь когда
исламский богослов начинает отрицать: у Бога не может быть
Сына, Единый Бог не может быть троичен в лицах.
Моя христианская вера содержит в себе
провокацию, обращенную к обычному человеческому опыту. Наш
человеческий опыт говорит, что три не может равняться
одному, а христианство это утверждает! Но это знание о
"провокационности" моей веры удерживает меня от осуждения в
адрес несогласного со мною мусульманина или иудея. Я
понимаю, что их опыт естественного человеческого
рационального богословия не может вести их дальше. Для того
чтобы идти дальше, необходим опыт Божественного откровения
или сверхъестественного дара, но приобретение этого опыта
человеком зависит от Бога, а не от того, хороший человек или
плохой.
Точно также, все чему учат баптисты,
совершенно справедливо. Христос – истинный Бог? - Аминь!
Евангелие - слово Божие? – Опять Аминь! Христос - наш
Спаситель? – Снова Аминь!
И вновь проблемы начинаются тогда, когда они
начинают отрицать: Таинств не надо, икон не надо, постов не
надо, крестить детей не надо, молиться за умерших родителей
тоже не надо... Мне вспоминаются слова одного персонажа
Михаила Булгакова: "Что же это за страна у вас такая, чего
ни хватишься - ничего нет!"
Баптист неправ в том, что отрицает
незнакомый ему опыт, а тот опыт, который у него есть – это
доброкачественный опыт. То, что он любит в своей вере, это
хорошо, это не суррогат.
Но есть другие религиозные течения, в
которых сами основы уже мутированы. Вот, казалось бы, очень
близкое к баптистам движение харизматов, нео-пятидесятников
(Примечание МС. Их секты обычно имеют в название
словосочетание "церковь евангельских христиан").
Их религиозные доктрины очень похожи, но там
есть нечто, что радикально искажает духовную жизнь – это
установка на немедленный духовный кайф. Выходит, что
неопятидесятники – это шаманисты во внешней словесной
христианской упаковке. То состояние, в которое они вводят
себя, мало отличается от измененных состояний шаманов,
вводящих себя в транс с помощью грибов, табака, ритуального
танца. Пятидесятники осознанно или неосознанно используют
многие техники введения в измененное состояние
(эриксоновский гипноз и т.п.). Их экстатические говорения на
языках, "смех в Духе", падения и т.п. – это психический
феномен, и к духовности, настоящему сошествию Святого Духа
все это не имеет никакого отношения.
- Секты опасны вообще? Секты опасны по
отношению к кому? К человеку? К гражданину? К стране? Кто с
ними должен бороться?
- Это те опасности, в которых некомпетентны
ни ГИБДД, ни ФАС, налоговая служба, ни МВД, и (говорил
шепотом)… даже ФСБ. Государству лучше сюда не соваться….
Свобода совести должна оставаться.
Да, мы ведем полемику. И общество не должно
запрещать эту полемику. Раз разрешаются обществом разные
взгляды, то должна быть и полемика, в том числе диспут
православных и протестантов, православных и мусульман и т.д.
Государство может сотрудничать с религиозными организациями,
но может и воздержаться от сотрудничества.
Так, сейчас в эпоху кризиса одним банкам
государство дает помощь, другим не дает, но оно их не душит,
эти остальные банки. Дескать, заболели - это ваши проблемы,
и мы не будем помогать.
Вот точно также государство может для себя
решить: вот эта религиозная организация "рукопожатна", а вот
эта нет. А какая-то опасна, и не хотелось бы с ней знаться,
но не дружить выйдет дороже себе: мало ли что учудят. У
государства могут быть свои интересы и свои критерии
сотрудничества. Но если государство дружить, это еще не
значит, что адептов этой секты будут арестовывать и посылать
дальше Сибири.
Также, государство может распространять
информацию по своим каналам, и медийным, и профессиональным,
скажем в собраниях врачей или учителей, о тех или иных
возможных реальных угрозах, но не духовных, а
социо-культурных.
Есть такая секта "Свидетели Иеговы" и то,
что они понимают Библию иначе, чем православные, простите,
это не дело в которое должна вмешиваться Государственная
Дума или прокуратура. Но дело государства – заботиться о
безопасности своих граждан, откуда бы эти возможные угрозы
не исходила. От ртути, разлитой в метро, от зараженной реки
или от секты. Если эта секта так интерпретирует Священное
Писание, что появляется угроза для свободы, для психического
и физического здоровья людей, которые входят в эту секту,
тогда есть основания для того, чтобы взять ее деятельность
под контроль.
"Свидетели Иеговы" утверждают, что, по их
мнению, Библия запрещает переливание крови и пересадку
органов. И на совести этой секты тысячи преждевременных
смертей во всем мире. И здесь государство имеет право
настаивать, чтобы во всех больница, вузах, школах, прошли
собрания, где врачи совместно с педагогами и религиоведами
рассказали об опасности, которые вытекают, казалось бы, из
их абстрактного богословского мнения.
В Иркутске 15 лет назад рожала женщина,
потеряла много крови, и врачи, спасая жизни ее и дочери,
перелили ей чужую кровь. Но роженица состояла в секте
"Свидетелей Иеговы", и, едва выйдя из роддома, подала в суд
на эту больницу. Хорошо еще, что в данном случае врачи
вмешались, а вот за рубежом врачи принципиально предпочитают
не связываться с сектантами, и оставляют иеговистов наедине
с их верой и с их смертью…
- Какая-то странная свобода выбора?!
- И все же она должна быть сохранена! При
разработке закона о Свободе совести была заложена статья, по
которой, если религиозная организация понуждает своих
последователей к отказу от медицинской помощи по религиозным
мотивам, то прокуратура имеет право возбудить уголовное дело
против такой организации. И когда этот закон был принят, тут
же в Москве пошел судебный процесс против "Свидетелей
Иеговы". И прокуратура, к счастью, проиграла это дело.
Именно к счастью, по моему мнению. На суде обнажилось
противоречие двух законов: "О свободе совести" и "Об основах
здравоохранения", в котором сказано, что у пациента есть
право выбора методов вмешательства в свое тело. И судья
счел, что норма закона о здравоохранении выше нормы закона о
Свободе совести в этом вопросе. Если бы судья решил по
иному, то я бы воспринял это как угрозу мне, православному
христианину.
Так как я тоже не соглашусь делать с мои
телом все, что ни пожелает врач. Например, имплантировать в
мое тело микрочипы. Но вот я не соглашусь, а врач меня
пошлет к какому-либо экстрасенсу: "Вам уже ничего не
поможет, ни лекарства, ни операция, однако у нас ведет прием
лучший ученик Кашпировского, биоэнерготерапевт
международного класса. Сейчас я вам выпишу направление в
кабинет 666. Пойдите туда - он вам чакры прочистит, и карму
подправит!". А я же говорю ему - нет! Меня спросят – это
ваше личное мнение? Я отвечу, что это не только мое личное
мнение, но вообще мнение Православной Церкви, запрещающей
лечение у колдунов даже когда те в белых халатах! И вот уже
появляется повод запретить всю Русскую Православную Церковь.
Так что - не рой яму другому, сам в нее
попадешь!
Однако врач имеет право в больнице
рассказать медсестрам, что на них охотятся сектанты. И это
так и есть! У "Свидетелей Иеговы" есть стратегическая
программа работы с медсестрами, потому что именно они ближе
всего к больному, и при случае могут дать религиозный совет,
подложить журнальчик "Сторожевая башня" и т.п. Больные же
практически всегда находятся в стрессовом состоянии и
подвержены внушению. Так что главврач должен и имеет право
провести соответствующую антисектантскую беседу. Для
профилактики. Чтобы чьи то религиозные заблуждения не
принесли физический вред людям.
- Что способствует распространению
сектантской заразы?
- Причина это мы сами, точнее, наш
поврежденный духовный иммунитет. Перед вами сидит ходячее
хранилище многих штаммов вирусов и микробов. Я езжу по всей
стране и ближнему зарубежью, я служу в московском храме, и
после Литургии, как диакон, должен потребить все оставшиеся
в Чаще Святые Дары, после чего ополоснуть Чащу водой, и эту
воду тоже выпить, т.к. это все святыня и выливать ее в
канализацию нельзя.
С медицинской точки зрения это значит, что
вся "инфекция" наших прихожан, причащающихся из одной Чащи
должна попасть в меня и вызвать у меня множество болезней.
Однако я до сих пор жив, и не страдаю никакими инфекционными
болячками.
Для того чтобы инфекция начала развиваться у
меня, она не просто должна найти меня. Что-то должно
разладиться внутри у меня самого. Так что если наш
национальный организм стал беззащитен перед сектантскими
вирусами, то проблема именно в нас.
Православная Церковь не смогла влюбить свой
народ в свою родную веру. Мы слишком пассивны. Мы слишком
увлеклись строительством храмов, вместо того, чтобы идти к
людям. Это не в последнюю очередь наша вина.
А ведь сектанты – это хорошие люди, я бы
даже сказал, лучшие люди. Это не равнодушные потребители
тележвачки. В их жизни есть (или хотя бы был) поиск, они
хотят приобрести что-то высшее в своей жизни. Нет, это не
Лёни Голубковы из рекламы МММ!
Это редкий тип людей! И тем более мне
горько, что эти прекрасные, талантливые люди, не пожелавшие
вжатыми в диван ягодицами жевать попкорн
телевизионно-гламурный, начинают полушариями мозга
пережевывать попкорн сектантский. Маловкусный, а порой и
ядовитый.
- Хорошо, наша вина в том, что преумножаются
секты. Как с этим нужно и можно ли бороться? Идти к людям?
- Да, идти к людям! При этом помня, ради
чего мы к ним пришли. К детям и к сектанткам надо идти не с
установкой отобрать и закрутить, но ради того, чтобы
подарить им что-то сверхценное и очень важное. Очень важно,
как мы сами переживаем свою веру. Мы понимаем ее как забор,
на котором огромными буквами написано "Нельзя!"? Как сборник
запретов? Или моя вера – это неоценимая помощь, помогающая
проходить по жизни, перелетая через все препятствия? Боюсь,
что большинство наших не только прихожан, но и священников
переживают и проповедуют Православие как постоянное
"нельзя"…
- Это говорит о чем, о недостаточной
образованности служителей Церкви?
- Нет. Дело не в информации, а в
переживаниях. Я скажу страшные слова. Мы, православные
христиане, не очень… православны. Слово "Право-Славие"
означает правильное умение славить Бога. Молитва
славословия, в отличие от молитвы просительной или
благодарственной, это не та молитва, которую создает наш ум.
Это песнь души, невесты, которая соприкоснулась с Богом, с
Женихом: "Спасибо Тебе, Господи, что ты есть!". Струна ведь
не сама издает звук, к ней должен прикоснуться палец или
смычок. Если музыки нет – значит или струна порвалась, или
смычок не дотянулся. Так что если христианин не делится
своей радостью о Боге, не окрыляет близких, но своими
страхами запугивает окружающих, если у него в глазах
постоянно выражение тоски, скорби или угрозы, значит со
Смычком его струна разминулась. И тогда Право-Славия в нем
нет, и есть натужная и отталкивающая имитация духовной
жизни. Томичи, вы вглядитесь в глаза своего владыки
Ростислава! И поймите, что такое найденное и сохраненное
православие!
- Как я понял, Вы настаиваете на том, что
государство не должно заниматься борьбой с сектами,
вмешиваться в религиозную жизнь людей. Однако мы постоянно
получаем информацию о трагических случаях, связанных с
деятельностью сект: о самоубийствах адептов, о лишении людей
имущества…
- Государство имеет право и должно собирать и
сообщать информацию об этих случаях. Делать ее
общедоступной. Если доказано, что исток той или иной
трагедии религиозный, что причина трагедии не личная дурь
того или иного проповедника, а именно религиозная доктрина
данной секты, тогда государство может противодействовать
такой секте.
Однако и тут есть важный нюанс… В какой
степени женщине, выбросившейся из окна, именно это внушил ее
проповедник? Это было ее личное трактование слов ее
наставника, или его советы логически неизбежно вытекали из
сути религиозного учения их секты. Дело в том, что мне
известны случаи, когда православные священники доводили
своими словами людей до самоубийства. Они их пугали концом
света, дескать, ты приняла новый паспорт, ИНН, социальную
карточку – спасения для тебя не будет. Но ведь мнение
архиерейских Соборов, Священного Синода и Патриарха по этим
вопросам совсем иное, не-пугливое и не пугающее…Евангелие и
даже "Апокалипсис" не имеют к этим бездумным заявлениям
никакого отношения. Но точно такую же осторожность нужно
проявлять, когда речь идет о жизни других религиозных общин.
Не должно быть двойных стандартов.
- Очень часто за ширмой различных
псевдорелигиозных организаций прячутся агенты влияния
зарубежных спецслужб. В этом Церковь будет единой, защищая
свою страну и народ?
- Церковь не должна играть в шпионов. Но мы
будем благодарны, если наши спецслужбы будет нам сообщать о
таких случаях. Например, я знаю, что когда в начале 90-х
годов существовал еще дееспособный Черноморский флот, и
Севастополь был закрытым городом, в порт зашел американский
миссионерский корабль. Появились афишки – дети, приходите к
нам, мы вам расскажем о Христе – все внешне мило и гламурно.
Но имела место маленькая деталь: детей попросили заполнить
анкету - домашний адрес, ФИО родителей… их место работы.
Если бы это было в городе Урюпинске, подобная анкета не
вызывала недоумения. Но это был Севастополь! Зачем
миссионерам знать, кто у ребенка папа, в какой воинской
части на какой должности он работает? Это значит, что за
этими "миссионерами" явно стояли спецслужбы.
- Как часто наши российские чиновники или
по глупости, или неведению, или из корысти открывают двери
сектантам?
- Да, очень часто, при этом чаще всего из
корысти… Сектанты готовы оплачивать дома, залы, бесплатные
поездки: "Для обмена опытом, с вашей супругой, пожалуйста,
приезжайте в наш молодежный лагерь в Калифорнии!". И в этом
первый пример дал Михаил Сергеевич Горбачев, своими
поездками по сектантским сборищам, например, к Муну.
К сожалению, печальная традиция продажности
не иссякла …
А вообще самым опасным для общества является
не какой-либо религиозный культ, а культ потребительства и
наживы. Я сейчас особенно остро переживаю слова "Православие
или смерть", хоть он и уже успел набить оскомину.
Например, есть компания "Альфа-групп" (ее
известный представитель "Альфа-банк"), возглавляемая
господином Михаилом Фридманом, у которой есть сеть магазинов
"Перекресток", в которых продаются вполне хорошие товары по
приемлемым ценам. Год назад захожу и вижу, что среди
сотрудников торгового зала нет ни одного русского,
европейского лица – все работники не то вьетнамцы, не то
китайцы.
Понятно, что легко гастарбайтеров завести,
трудно их потом будет вывести из страны. Столь же понятно,
что Фридману легче заплатить мизерную зарплату
гастарбайтерам и увеличить свою прибыль, а что потом будет
дальше с Россией, ему наплевать. У него, в отличие от нас,
есть запасная Родина.
Французские социологи утверждают, что когда
в определенном квартале число лиц, антропологически
отличающихся от коренных жителей, превышает 12%, местное
население начинает себя ощущать в состоянии оккупации. Да,
русская эмиграция внешне ничем не отличается от парижан. Но
так уже нельзя сказать о выходцах из Марокко. Это другая
культурная традиция, модель поведения, манера и даже
громкость речи. Все это вызывает дискомфорт у коренных
жителей, и усиливает напряженность в обществе.
Один "государев муж", представившийся
советником президента, год назад заявил, что по подсчетам
наших экспертов к середине XXI века более половины населения
России станет приверженцами ислама вследствие эмиграционных
процессов, и поэтому термин "мусульманская угроза" не из
нашего лексикона. Если бы он сказал, что "вследствие
демографических процессов" в России станет больше мусульман,
я бы это более спокойно воспринял. Если у татар и башкир
будет больше рождаться детишек, я был искренне рад их
счастью, в том числе и потому, что это будут люди, выросшие
в нашей российской социокультурной среде, люди, нечуждые
русской культуре. Однако заманиваются иные, незнакомые нам
племена… И почему заманиваются? Просто кому-то хочется
больше денег. И предпринимателям, и чиновникам, которые
ежегодно продают миллионы этих виз. И контролирующей их
милиции… По официальным данным только в одной Москве в этом
году выдано 650 тыс. рабочих виз, а в Московской области –
450 000. Т.е. в Московский регион за год въехал и
растворился в нем миллионный город! Все это происходит
вследствие коррупции среди чиновников.
Вот так отсутствие нравственной и
религиозной мотивации, отсутствие реального патриотизма,
затягивает русский народ в бездну, в которой для нас нет
будущего.
- Вы сказали, то у сектантства как явления
нет начала, значит, и не будет конца? Это явление будет
постоянно в течение всего существования нашей цивилизации?
- Да, это так. Секты и были, и будут. С
разной скоростью они вспыхивают и умирают. В начале 90-х
годов проходу не было от Аум Сенрике или рериховцев, которые
присутствовали в Томске на деньги Городского совета издавали
свою газету "Знамя мира". Где они сейчас? Секты приходят и
уходят, но сам феномен сектанткой ментальности, как
заболеваемость язвой будет всегда…
- Но язву то научились лечить…
- Поэтому важно, чтобы именно в Церкви были
такие реабилитационные центры, куда люди могли бы прийти и
отдышаться. Нельзя из секты уходить в атеизм, т.к. начнется
"кессонная болезнь", сопровождающаяся потерей всех
ценностей. Нельзя разрушать пусть даже дефектную веру
человека ради дискотеки с бутылкой пива. Можно разрушить
храм, но только если на этом месте будет построен еще более
красивый и величественный храм. Поэтому реабилитационные
центры для сектантов должны быть именно в Церкви. Туда могли
бы обратиться люди с сомнениями в своем прошлом выборе,
люди, для начла просто желающие сверить услышанные ими
рассказы о православии с подлинной верой Церкви. "Наш гуру о
Православии нам сказал так... Это правда?". С этого в
вопроса для многих начинается путь из секты в православие…
- Один мой знакомый, человек радикальных
взглядов заявил мне как-то, что от сект нас могут спасти
только черносотенцы… Он прав?
- У Александр Сергеевича Пушкина был
эпиграмма:
О, как священная религия страдает!
Вольтер ее бранит, Кутузов защищает
Иногда можно сказать: избави меня, Боже, от
друзей, а с врагами я сам справлюсь. Христос не посылал
апостолов с черной сотней. Он не сказал апостолам: сбор
аудитории вам обеспечит атаман Наливайко с казаками и
нагайками. Надо уметь быть беззащитным.
Примечание МС. Упомянутый в эпиграмме
Кутузов – это Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767-1829)
был старшим сыном адмирала и директора Морского корпуса И.
Л. Голенищева-Кутузова и родственником знаменитого
полководца М. И. Кутузова. С ранней юности Кутузов был
ревностным масоном. В историю русской литературы Кутузов
вошел как свирепый противник H. M. Карамзина, которого
считал якобинцем и революционером. Когда историк привез в
Петербург для напечатания первые тома "Истории Государства
Российского", то Кутузов, по словам Д. И. Хвостова,
"торжественно по службе как попечитель Московского
университета представил министру просвещения выписку из
сочинений г. Карамзина с показанием мест, где открывается
пагубное о вере и о нравственности учение, и сверх того,
извещал о сем служебным же письмом графа Аракчеева".
Ненавистником Карамзина Кутузов попал также в знаменитую
сатиру А. Ф. Воейкова "Дом сумасшедших".
Материал подготовил
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 11.12.2008.
Вернуться на исходную страницу
|