Как царица Тамара крестила вайнахов
Тамара Великая – царица Грузии XII-XIII
веках, по свидетельствам современников была личностью
выдающегося ума и приятного характера. Причислена к лику
святых Православной Церковью, список заслуг еe как
политического и общественного деятеля можно перечислять
бесконечно. Отдельное место в ее правлении занимает
христианизация территорий нынешней Чечни, Дагестана и
Ингушетии.
Языческие верования вайнахов
До принятия христианства на территории
Чечено-Ингушетии преобладало местное язычество: известны
такие божества как Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела,
Кужух и другие. Божества олицетворяли силы природы и до
сих пор народы Кавказа используют их в качестве имен.
Отголоски язычества прослеживаются и в клятвах – в Чечне
клянутся солнцем, землей, небом.
Пантеон средневековой Чечено-Ингушетии
достаточно сложен, в связи с тем, что каждое поселение,
село и некоторые семьи могли иметь свое
божество-покровителя. На общем фоне выделяются боги
Дела́, Тушоли́, Мятцил, Сиели, Ерды, Молыз-Ерды.
Верховным богом у язычников-вайнахов был
Дела, в молитвах другим божествам прослеживается их
подчиненная роль к этому богу. Интересно, что поклонение
Дела сохранилось после принятия ислама: его имя из-за
созвучия отождествлялось с именем Аллаха.
Выделяется из сонма богов
Чечено-Ингушетии Галь-Ерда. Его почитали преимущественно
жители Джейрахского ущелья, основу хозяйства которых
составляло скотоводство. Это трудолюбивое божество,
помогающее скотоводам, в древних молитвах которых
отражены и национальные черты характера этого народа:
"Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба, пусть
те люди никогда да не восторжествуют над нами…".
Христианство в Ичкерии
После восхождение на трон, царица Тамара
оказывала большое внимание на нужды Церкви. Сама она
была человеком щедрым и богобоязненным. Во время ее
правления в Грузии были построены много красивых
христианских храмов. Неудивительно, что Тамар хотела
приобщить языческие народы своей страны к учению Христа
(с точки зрения христианства – мессианство является
важнейшей частью учения, ведь не знающие Христа не
спасутся во время Страшного Суда).
Миссия христианской церкви имела не
только религиозное, но и культурное и экономическое
значение – по сути произошло восстановление
международных контактов. С помощью грузинских
архитекторов в Ассиновском ущелье были построены
великолепные храмы, но многие из них канули в лету (о
них нам известно благодаря сказаниям местных жителей).
Из сохранившиеся до сих пор известны три: Таргимский
храм, Алби-Ерда и Тхаба-Ерда, последний самый большой по
площади – более 100 метров квадратных. Во внутренних
помещениях были найдены захоронения, а также крещенская
каменная купель.
По свидетельствам археологов, в XII веке
возле Тхаба-Ерда были построены еще две церкви, об этом
свидетельствует обилие христианских крестов на
территории комплекса.
Кроме археологических памятников на
территории Ичкерии существуют и письменные источники,
подтверждающие распространенность христианства в Чечне и
Ингушетии. Учеными были найдены и проанализированы
пергаменты, которые представляли собой списки грузинской
Псалтыри.
До сих пор большинство дней недели у
чеченцев называются словами из грузинского христианского
календаря, кроме вторника, среды и четверга.
Окончание христианской миссии
Монгольское завоевание XVIII века
уничтожило Грузинское государство и прекратило
миссионерскую деятельность Грузинской церкви.
Культурная, социальная и экономическая жизнь региона
тоже пострадала – пограничные посты монголо-татар
отрезали вайнахов от внешнего мира. Местное население
вернулось к язычеству, а христианские церкви были
переделаны под языческие святилища.
Вплоть до XV-XVI века в культурной жизни
вайнахов преобладал политеизм, пока исламская миссия из
Кумыкии не пришла на территорию Чечено-Ингушетии и через
два века практически все население региона не приняло
учение Пророка Мухаммеда.
Во что же мы веруем?
В мире тонких подмен правда часто
искажается. Поэтому важно помнить, во что же мы,
православные христиане, веруем и как понимаем
иконопочитание. Вряд ли смогу сказать что-то новое, ведь
об этом Церковь уже вынесла свое суждение на VII
Вселенском Соборе и об этом уже написали великие святые.
Святой Иоанн Дамаскин сформулировал суть
православного понимания иконопочитания так: мы не
поклоняемся ни доске, ни краске, ни мастерству
художника; мы видим образ и обращаем свой мысленный взор
к Первообразу – к Богу.
Об этом писал и автор "Катехизиса"
святитель Филарет (Дроздов): "Глядя на иконы, следует
умом видеть Бога и святых, на них изображенных".
И еще одна цитата. На этот раз из
современного документа. В "Практическом руководстве по
приходскому консультированию" сказано: "Ошибочно
полагать, что икона является неким накопителем Божией
благодати, которую можно почерпнуть при необходимости.
Благодать действует не от иконы, а через икону и
ниспосылается Господом верующим в Него".
Но до понимания этого надо еще дойти.
Надо преодолеть путь ложной информации, искаженных
советов, рекомендаций "знающего человека" и многое
другое. Но опять же вспомним, что сказано об этом в
Писании: "Царство Небесное силою берется, и
употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11:12).
Мария Ярошенко
Кириллица - 11.11.2017.
***
Молитва благоверной царице Тамаре Грузинской:
- Молитва благоверной Тамаре, царице
Грузинской. Святая Тамара Грузинская - мать
и небесная покровительница Грузии, благотворителей,
храмоздателей, судей, воинов и прочих государевых
людей, а также творческой интеллигенции. Царице
Тамаре молятся для защиты дома и семьи от бед,
воровства и прочих напастей. К ней, чтимой в ряду
жен-мироносиц, обращаются для защиты от пагубных
пороков своих и близких, от неверия или сомнений в
вере, об исцелении от душевных и телесных недугов, о
полноте и глубине покаяния и о заступничестве перед
Господом для спасения души.
|