На пути изучения миссионерского поля:
опыт составления миссионерского календаря
По материалам издания Миссионерский
календарь земли Вятской. Киров, издательство "Веси"
(2019)
Миссионерское поле – сложная область
сочетания пространства, времени и проблем (вызовов)
миссионерской деятельности. Миссионер в своей
деятельности постоянно сталкивается с необходимостью
преодолевать расстояния, границы, учитывать всевозможные
территориальные различия. Не менее важен временной уклад
духовной жизни нашей огромной страны с ее резкими
сезонными различиями и богослужебным кругом. Этот уклад
закономерно отличается от такового в странах, откуда
началось распространение христианства (Ближний Восток,
Малая Азия, Греция). Основные календарные духовные
события в годовом цикле органично вплелись в сезонные
ритмы и традиционные поведенческие циклы местного
населения народов России.
В Аскетических опытах Игнатия
Брянчанинова сила сезонных смен и ее влияние на духовное
прозрение человека ярко показана в главе 18 (Сад во
время зимы). Время в православном сознании
запечатлевается в повторяющейся последовательности
богослужений, которые придавали жизни человека
упорядоченность. Суточный, седмичный и годовой
богослужебные круги по-своему освящали жизнь людей,
связывая их с солнечной и лунной динамикой. Несмотря на
множество публикаций по богослужебному кругу, осмысление
этой темы остается неполным (см., например, прот. Феодор
Гуряк. К вопросу истории суточного круга богослужения.
Богослужение времени, Христианское чтение № 4, 2019). В
этой связи важным подходом на пути решения осмысления
темы времени, временной упорядоченности и
организованности в богослужебной и миссионерской
деятельности является сбор и обобщение эмпирических
данных на местном уровне, непосредственно в регионах и
епархиях, осмысление живого опыта духовной жизни.
Церковный календарь постоянно
развивается, он чутко реагирует на запросы времени, хотя
его богослужебное ядро остается неизменным.
Миссионерская составляющая календаря трансформируется,
учитывая социально-политические изменения в мире и
стране. От региона к региону особенности миссионерского
поля меняются. В настоящее время в России более 200
епархий, каждая из которых характеризуется своими
особенностями истории миссионерской деятельности,
традициями народов, населяющих епархию. Поэтому следует
ожидать, что в основу составления миссионерских
календарей могут быть положены свои источники. Ярким
примером может служить издание Миссионерского календаря
земли Вятской (Миссионерский календарь земли Вятской.
Киров, издательство "Веси», 2019). Краткий обзор
календаря дан в статье протоиерея Андрея Лебедева
(Лебедев А. Н., прот. Опыт составления миссионерского
календаря // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 116–127.
https:// doi.org/10.24412/2309– 5164–2022–1–116–127).
Автор справедливо отмечает, что в миссионерской
деятельности богослужебный круг необходимо сочетать с
событиями общественной и просветительской
направленности.
Содержание календаря Вятской митрополии
включает три части: 1) богослужебную, 2)
церковно-общественную, 3) церковно- просветительскую.
Крайне важным является тесная связь
времени и пространства: события происходят в конкретных
местах, так или иначе отражающих духовно-культурную
историю края, его духовное освоение. Поэтому в календаре
отмечаются храмы, часовни и монастыри Вятской
Митрополии, поклонные кресты, иконы чудотворные и
местночтимые, даются указания на действующие или
нуждающиеся в реставрации храмы, часовни, размещаются
сведения о престольных праздниках (в честь каких
двунадесятых и великих праздников или памяти святых
освящены Престолы), указываются дни памяти, в том числе
местночтимые. Отдельный важный блок — внесение в
календарь новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Также указываются дни и места пребывания святых мощей.
Другими событиями являются: крестные
ходы (дни и места прохождения Всероссийских,
епархиальных или местных Крестных ходов по территории
митрополии), святые источники, дни памяти праведников,
подвижников благочестия и архипастырей,
священнослужителей и мирян в том числе пострадавших за
веру Христову.
Церковно-общественная часть включает дни
памяти святых покровителей профессий, дни общественных
молебнов или панихид по случаю общественных, воинских
или исторических событий, дни церковно-общественных
празднеств (например, день народного единства, день
Крещения Руси, день семьи, любви и верности и др.).
Количество таких дней, связанных со специальными
службами, постоянно расширяется, что увеличивает
возможности для миссионерской деятельности
Церковно-просветительская часть включает
дни памяти известных людей, оказавших влияние на Вятскую
землю и вятских земляков, и иные события и традиции,
которые не вошли в общественную Богослужебную практику
Церкви, но имеют огромный миссионерский потенциал для
взаимовыгодного диалога государства и общества по
сохранению и развитию православной цивилизации в регионе
и России целом (знаменитые земляки, жизнь замечательных
людей культуры и искусства, национальные и народные
праздники проживающих на вятской земле этносов и народов
и др.).
Ценный опыт Вятской митрополии по
составлению миссионерского календаря заслуживает
внимательного изучения и может быть использован в других
митрополиях и епархиях. Тем самым, местный духовный опыт
и местные практики миссионерской деятельности могут
составить основу для развития методов и методологии
православной миссионерской деятельности в Русской
Православной Церкви.
Алексей Гуня
Миссионерское обозрение -
07.06.2023.
|