О мерах по борьбе с сектантством. Доклад
Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ.
22 июля 1945 - 10 апреля 1946 гг. Черновые записи и
фрагменты
При современном обсуждении вопросов
реформирования духовного образования полезен опыт как
дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного
образования в советский период. Поэтому будет интересно
познакомиться с фрагментами доклада митрополита Григория Чукова "О мерах по борьбе с сектантством".
Митрополит Григорий Чуков
Сам митрополит Григорий является
представитель дореволюционной духовной школы, а данный
доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали
лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве
(с 1946 года - Московская Духовная Академия) и
Богословско-пастырские курсы в Ленинграде (с 1946 года -
Ленинградская Духовная семинария). На тот момент
духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не
было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после
репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно
умирали, и нужно было растить им смену. Материальное
положение и духовенства, и храмов было несравнимо с
нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей
Церковью, в той или иной мере существуют и поныне.
Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все
имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и
внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям
решать внутри храма. Доклад написан для прочтения
чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические
сведения представлены на самом элементарном уровне.
Раздел "Раскол старообрядчества" в данном черновом
варианте не представлен. Еще ранее - в июне 1944 года,
когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка
Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на
Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако
тогда это не нашло отклика.
Л.К. Александрова-Чукова
***
Сущность всякой секты заключается в
уклонении от правильного православного
религиозно-нравственного учения, а сущность раскола - в
уклонении от православно-церковного руководства, от
церковной дисциплины.
Внутренними причинами этого уклонения
являются: 1) "неразумная ревность" о спасении, толкающая
на искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение
и гордость, производящие распри, словопрения и
разъединения и 3) увлечение разными учениями без
надлежащего руководства.
Внешние причины уклонений от Церкви
коренятся отчасти в исторических, социальных и
культурных условиях быта, а, главным образом, в
сложившихся под влиянием этих условий формах церковной
жизни, не всегда спокойно принимаемых склонными к
безоговорочной критике людьми. Некоторые из этих форм
жизни со стороны наиболее нетерпеливых ревнителей
"истинной церковной жизни" подвергаются особенной
критике вследствие ослабления в последнее время
церковного авторитета или даже утраты у иных
благоговейного отношения к предметам религиозного
почитания и нередко ведут таковых к уклонению от общения
с Церковью.
Обновленчество. Обновленческий раскол в
церкви появился в мае 1922 г. Пользуясь временным
заключением Патриарха Тихона в связи с делом изъятия
церковных ценностей, небольшая группа петроградских и
отчасти московских священников (прот. А.И. Введенский,
свящ. Е. Белков, прот. Красницкий и др.) обманным
образом захватила церковную власть в свои руки. Получив
от Патриарха право на временное исполнение текущих дел,
они, пригласив жившего на покое в Москве еп. Леонида
(Скобеева), объявили себя Высшим Церковным Управлением,
разослали указания по епархиям и, пользуясь общей
растерянностью, захватывали в свое ведение как отдельные
приходы, так и целые епархиальные управления. Под
предлогом оживления церковной жизни, они вводили
богослужения на русском языке, служили при открытых
царских вратах, допускали второбрачие духовенства, и, в
целях якобы более широкого и лучшего выбора
ставленников, вводили женатый епископат. Таким образом,
на первых порах привлекли многих на свою сторону. Но с
возвращением к власти Патриарха Тихона движение это
остановилось, и многие примкнувшие к обновленцам
вернулись снова под главенство Патриарха. Началась
борьба обновленцев с тихоновцами, продолжавшаяся и по
смерти Патриарха в 1925 г.
В связи с этой смутой появлялось
обновленчество и на Украине то в виде автокефалистов,
объявивших себе самостоятельность от Патриарха Тихона,
то в виде самосвятов, посвящавших избранных в архиереи
лиц без участия епископов просто рукоположением
присутствовавших и совершавших богослужение на
простонародном украинском языке.
Постепенно это обновленческое движение
ослабевало. Настоящее время обновленческое Центральное
Управление находится Москве в виде Синода, где
председателем м. Виталий, а одним из активных деятелей
является м. А. Введенский. По местам кое-где (особенно
на юге и в Сибири) еще есть обновленческие епископы и
обновленческие приходы.
Григорианство. В конце 1925 г. группа
православных епископов во главе с архиеп. Свердловским
Григорием (Яцковским) воспользовалась арестом митр.
Петра (Полянского) и, не дожидаясь объявившегося м.
Сергия Страгородского, назначенного митр. Петром в
качестве Патриаршего Местоблюстителя, пыталась также
захватить власть по управлению Русской Православной
Церковью в свои руки. Около них объединились до 10
архиереев, которые некоторое время в своих епархиях
управляли от имени своего Совета, но постепенно оно
(движение - Л.А.) само сошло на нет. Идеологически оно
не вносило ничего нового и являлось только борьбой за
власть.
Иосифлянство. Иосифлянское движение
явилось в Ленинграде как протест против перевода митр.
Иосифа (Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие
незарегистрирования его гражданской властью. Во главе
этого дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп.
Дмитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали
скрытно и некоторые другие архиереи. Отличительной
особенностью этого движения было непоминание митр.
Сергия как Патриаршего Местоблюстителя при богослужении,
и уклонение от поминовения власти. Держалось это
движение в некоторых приходах духовенством и, главным
образом, монашками разных подворий. Как движение
исключительно политическое (непоминание Сергия из-за его
распоряжения о поминовении власти), оно скоро было
прекращено.
Сектантство. В то время как раскол
отделяется от Церкви вследствие разности в обрядах,
сектантство отделяется вследствие самого религиозного
учения, отличного от принятого Церковью и считающегося
Церковью еретическим. Русское сектантство по содержанию
своего учения делится на секты рационалистические и
мистические. К сектам рационалистическим относятся:
духоборцы, молокане с разветвлениями, штундо-баптисты,
толстовцы и адвентисты.
Рационалистические идеи обнаружились в
России издавна (еще с XIV века), особенно
распространились с XVIII века.
В Ленинградской области раньше
существовала секта скакунов хлыстовского типа, широко
распространенная на Кавказе. Из отчетов Епархиального
управления за 1945 г. усматривается, что во многих
епархиях сектантство и раскол не только не исчезают, но
имеют склонность к дальнейшему развитию.
В Ленинградской епархии, часто в
Новгородской и Псковской имеются сектанты - евангелисты,
баптисты, чуриковцы; проявляется в наши дни у некоторых
лиц особый интерес к местам Священного Писания,
говорящим о втором пришествии Христовом, к своеобразному
толкованию библейских пророчеств, к предсказанию
будущего по Священному Писанию. В связи с этим есть
данные для развития секты типа адвентистов. По личному
опыту Саратовской епархии надо думать, что и в других
епархиях сектантские и раскольнические течения также не
только не исчезли, но живут и даже имеют склонность к
развитию в связи с недостатком священников в приходах и
с их недостаточным богословским образованием.
Такое развитие сектантских и
раскольнических течений не только вносит разложение в
среду верующих, отторгая их из ограды Святой
Православной Церкви, но вносит разлад и в само общество
через пропаганду идей, развращающих его сознание и
нравственность, - скопчество, лжемистицизм и т.п.
Ввиду этого, представляется необходимым
и своевременным обратить особенное внимание на эти
печальные явления и принять меры к борьбе с ними.
Какие же меры было бы возможно принимать
в этом отношении в настоящих условиях?
Вследствие такого двойного характера
причин, порождающих секты и расколы, борьба с этими
явлениями должна идти по двум направлениям - чисто
церковному и государственному.
В церковном отношении, прежде всего
1. Должна быть выяснена наличность тех
или иных сект или раскола в каждом приходе епархии через
местное духовенство и таким образом установлены районы
распространения сект в епархии для ориентировки при
назначении в такие места специально подготовленных
священников.
2. После выяснения характера находящейся
в данном приходе секты прежде специального разбора
учения этой секты в своих богослужебных беседах и
проповедях священник должен раскрыть положительное
учение Православной Церкви, особенно тех основных истин
веры, которые неправильно толкуются сектантами.
Священник должен при этом объяснить значение Церкви в
жизни христианина: значение таинств, смысл отдельных
моментов богослужения, особенно осторожно объясняя те
места вероучения, которые ошибочно понимаются
сектантами. [Разработать для местного духовенства
тематику церковной проповеди. Священники приходов, где
есть сектанты, должны сдавать систематически отчеты о
своей работе с ними].
3. Для лучшего ознакомления с
Православным вероучением, необходимо вводить в приходах
общее пение установленных при богослужении молитв всеми
молящимися.
4. Всемерно заботиться о внешнем
благолепии богослужения и его истовости (уставности): не
допускать в совершении богослужения торопливости,
небрежности, уклонения от устава; соблюдать строгую
благоговейность в храме, в алтаре; устраивать церковные
хоры со строго церковными напевами. На это должно быть
обращено самое серьезное внимание. [Обратить особое
внимание на исполнение треб, особенно Таинств крещения и
брака, погребения-отпевания. Перед коллективным
крещением полезно разъяснить значение таинства и
обязанности восприемников и родителей, значение
нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания,
молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных
треб - лучший миссионерский прием, часто воздействующий
глубже и непосредственнее, чем общее богослужение.
Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин,
петь всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать
желающих в церковный хор].
5. В своей духовной работе в приходе
весь причт должен учитывать все положительные черты
жизни сектантов, уделяя особенное внимание наиболее
выдвигаемым ими вопросам (нравственная жизнь, трезвость,
воспитание воли, нравственное значение догматов Церкви и
пр.).
6. Особенно строго должно наблюдать
духовенство сектантских приходов за нравственной
стороной своей жизни, помня, что "слова только учат, а
увлекают примеры". Без собственного личного примера
жизни каждого члена клира никакая успешная борьба с
сектантством немыслима. Поэтому в поведении клира
строгая дисциплина должна быть на первом месте, и такие
поступки, как пьянство и курение, посещение
увеселительных мест, вносящие соблазн в среду верующих,
должны беспощадно преследоваться в интересах борьбы с
сектантством. [Так как многие священники и другие члены
клира пришли из гражданской среды - укрепить дисциплину
и объяснить правила поведения, необходимые для
духовенства в общественных местах, при посещении мест
увеселения особенно в районах, зараженных сектантством,
так как сейчас господствует слишком либеральный взгляд
(например, Маслов появляется на Островах в
легкомысленном окружении)].
7. Церковная благотворительность имеет
большое значение для привлечения сектантов к жизни
Церкви. Поэтому клир прихода должен заботиться об
организации в приходе благотворительной помощи (денежной
и натуральной) сиротам, больным и инвалидам, находящимся
в приходе.
8. Назначенные в сектантские приходы
священники должны непременно предварительно изучить
общий курс
сектоведения и расколоведения, а затем, во
время прохождения службы в приходе, их необходимо
периодически вызывать в епархиальный центр для
консультации по вопросам теории данной секты, и по
методике ведения бесед и обращения с сектантами. Не
лишне ввести и заочный курс обучения сектантства и
расколоведения при Богословско-Пастырский школах
(курсах). [Для привлечения к церкви детей хорошо
устроить им место за решеткой со скамейками, где бы их
не давили и откуда они могли бы видеть богослужение. Для
священников и диаконов, не имеющих богословского
образования, и даже для архиереев, организовать при
Московском Богословском институте заочное обучение,
обязательное для священников и дьяконов до 50-летнего
возраста. Обучаются дома по программе и приезжают 2 раза
в год на консультации и экзаменационные сессии; получают
дипломы, как и студенты. Для заинтересованности выдавать
пособия или стипендию].
9. В епархиальном центре должно быть при
епархиальном архиерее особое ответственное лицо -
консультант-миссионер, который лично и заочно проводил
бы поименно руководящую работу с духовенством по борьбе
с сектантами и, по мере надобностей и возможностей,
выезжал бы на места для такого руководства
10. Чтобы в закрытых приходах не
замирала церковная жизнь, обеспечить их церковным
руководством. Способы возможные: 1) Иметь при
епархиальном управлении разъездного епархиального
наблюдателя - священника с обязанностями обслуживать по
плану приходы епархии. 2) Прикрепить к наиболее
подготовленным священникам по нескольку закрытых
приходов епархии. В закрытом приходе нужно хотя бы 2
раза в год совершать требы, служить в храмовый праздник,
в Рождество, поминальный день и в Великом Посту. 3)
Снабдить главным образом сельских священников материалом
на рясы, чтобы имели приличный вид.
11. Для усиления работы в данном
направлении совершенно необходимо, чтобы не один только
священник, как настоятель прихода, но чтобы и весь
состав причта соответственно своей подготовке работал в
этом направлении под руководством настоятеля. [Ввиду
отсутствия возможностей для обмена опытом прикреплять
молодых членов клира к более опытным и образованным, для
совета и опыта благочинным усилить работу с ними].
12. В епархиальном центре должна быть
собрана справочная литература по вопросам сектоведения и
расколоведения, которою могло бы пользоваться
духовенство сектантских приходов.
13. Для большего удобства желательно
было бы подготовить ряд методически разработанных бесед
по отдельным темам, касающимся сектантства и раскола, с
указанием в них конкретного материала, мест из
Священного Писания, фактов, приемов и т.п., которыми
духовенство могло бы пользоваться на местах в приходах.
14. Такие методически разработанные
беседы должны быть издаваемы Патриархией наряду с
изданием молитвословов для общего употребления. Полезно
было бы переиздание хотя бы "Миссионерского руководителя
по Библии", составленного диаконом И. Смолиным, журнал
"Миссионерское обозрение" и его же "Меч духовенства в
ограждении от меча лжеучителей".
Кроме всех этих мероприятий,
осуществление которых зависит главным образом от
церковной власти и самого духовенства, очень большое
значение в деле борьбы с сектантством и расколом имеют и
внешние мероприятия общекультурного характера,
проведение которых зависит от гражданской власти. К
числу таковых относится, кроме широкой пропаганды
развития просвещения чрез общеобразовательные школы для
борьбы с темнотою и невежеством, от которых главным
образом зависит уклонение в секты и расколы, следующее:
1. Содействие правительства широкому
открытию храмов, где верующие могли бы получать
удовлетворение своих религиозных духовных нужд из
нормального источника, минуя сектантских и раскольничьих
начетчиков, увлекающих темные массы в крайности
рационализма и мистицизма.
2. Разрешение священникам одного прихода
совершать богослужение в тех соседних храмах, где нет
священников вследствие того, что пока их недостаточно. В
настоящее время такого разрешения нет, между тем эта
мера, дающая возможность удовлетворять духовные
потребности верующих тех приходов, где временно нет
священников, вместе с тем лишала бы возможности
различных самозваных "учителей" проникать в свободные
приходы и вести там свою пропаганду.
3. Содействие к возможно широкому
распространению противосектантский и
противораскольнической литературы. [Просить у
государства: 1) Печатание Библии, Евангелия, кратких
молитвенников с разъяснением молитв, шире распространять
краткий церковный календарь и более дешевый. 2)
Непременно организовать производство нательных крестов и
мелких икон. Наладить печение просфор, чтобы это вошло в
быт].
4. Прекращение издания низкопробной
антирелигиозной литературы макулатурного характера, с
заменою ее исключительно литературой
естественно-научного содержания.
5. Разрешение на открытие нескольких
женских монастырей, куда могли бы собраться рассеянные
повсюду бывшие обитательницы женских монастырей и
подворий. Под руководством надежных настоятельниц и
просвещенных священников эти "монашки" сами питались бы
чистым религиозным учением и лишены были бы возможности
сеять в народе всякие нелепые учения узкого фанатизма,
сектантства и раскола.
6. Поднятие внешнего авторитета
духовенства со стороны низших представителей власти на
местах, нередко в своих отношениях к духовенству
проявляющих линию поведения, идущую в разрез с
указаниями центральной государственной власти, и тем
дающих повод разным бесконтрольным пропагандистам
нарушать желательный правильный и законный ход церковной
жизни в приходах.
Александрова Л.К.
Цитировано по:
Архив
Историко-богословское
наследие митрополита Григория Чукова
Ставрос - 02.05.2012.
|