Личный опыт против "цитатника Мао"
Православное образование без идеологии и "церковной"
субкультуры
Как подготовить миссионера и
чем отличается катехизация от миссии, об этом
"Нескучному саду" рассказал руководитель отделения
духовно-нравственного и социально-культурного
просвещения Патриаршего центра духовного развития детей
и молодежи Юрий Белановский.
4 октября открывает учебный год
Общедоступный православный лекторий при Патриаршем
центре духовного развития детей и молодежи. Как и всегда
в помещении московского Дома Журналистов перед
слушателями выступят известные церковные и светские
ученые, популярные московские пастыри и "общественники".
Уже почти 10 лет подряд курс лектория становится той
дверью, через которые сотни молодых людей приходят к
Церкви. Без лишней идеологии им предлагается за год
познакомиться с церковным учением и практикой. О
миссионерских и образовательных программах центра нам
рассказал руководитель отделения духовно-нравственного и
социально-культурного просвещения ЦДРМ Юрий Белановский.
- Патриарший центр духовного развития
детей и молодежи существует уже около 12-ти лет.
Тезисно, что предлагается в ваших программах?
- Центр когда-то создавался, как
межведомственная структура с разными направлениями
служения: миссионерстким, катехизическим, социальным
творческим, досуговым. И все это направлено на разные
аудитории, где дети и молодежь – приоритетны. На
практике Центр реализует сразу четыре направления:
приобщение к литургической жизни,
учебно-просветительские программы, в рамках которых люди
знакомятся с основами вероучения, творчество и досуг,
поскольку люди не могут висеть в вакууме, им нужно
общаться, что-то делать, для этого есть разные кружки,
студии, клубы, и последнее направление – это служение, в
том числе два крупных проекта: социальный – "Даниловцы"
и "Реставросъ", рабочие отряды, которые помогают
восстанавливать храмы. В московском Доме Журналиста
работает Общедоступный православный лекторий - это наш
основной образовательный проект, он и задает, если так
можно выразиться, нашу идеологическую базу. Подобранный
нами состав преподавателей, лекторов читают "основной
курс", знакомят пришедших с церковным вероучением,
историей церкви, ее богослужебной практикой. Круг
преподавателей сложился достаточно давно, это как
правило известные московские священники или
общественники, со временем, конечно, происходит
вымывание за счет занятости преподавательского состава.
Круг людей, готовых протянуть курс хотя бы из 10 лекций
можно перечесть по пальцам. Кстати, преподаватели
получают деньги за свой труд и в этом заключается наша
принципиальная позиция. Основа курса - это знакомство
с Евангелием, знакомство с основами литургической жизни,
введение в богословие и актуальные вопросы церковной
жизни, под каждый из этих курсов мы ищем преподавателей.
По Библии мы сотрудничаем с замечательным ученым и
переводчиком Андреем Десницким, которого мы чудом нашли,
по богословию и некоторым другим темам с отцом Антонием
Лакиревым, это очень образованный и известный
подмосковный священник. Введение в богослужение будет
преподавать руководитель нашего Центра Игумен Иоасаф
(Полуянов). Что касается "Православия в современном
мире" – это тема целого круга лекторов.
- Кто приходит в центр, довольны ли
вы своей аудиторией?
- К нам в основном приходит молодежь,
чаще студенческая или только-только вступившая в
профессиональную жизнь, но имеющая достаточное
количество свободного времени. Довольны ли мы нашей
аудиторией? Да, безусловно довольны, потому что это
самая активная аудитория, активная именно в силу своей
небольшой занятости и некоторой социальной
безответственности, что ли: у них нет семьи, они не
включены в жесткий рабочий график. Это люди, которые в
состоянии деятельно участвовать в программах, активно
служить Церкви. Но надо сказать, что молодежью дело не
ограничивается. Есть много детских проектов, работаем и
с пожилыми людьми.
- Как меняется аудитория год от года?
- Ротация происходит регулярно. Здесь
нужно сказать немного о той схеме по которой мы
работаем. В целом, мы очень похожи на дом пионеров:
живем учебным годом, находимся не в спальном районе, а в
центре города и так получается, что за год большая часть
нашего состава обновляется. Есть, конечно, направления в
которых люди участвуют подолгу, например, творческий
клуб "Мелос" или добровольческие движения, но в основном
пришедшие участвуют в жизни центра год-два, потом
уходят. С самого начала мы не ставили цель иметь
постоянный состав участников, ведь мы всего лишь
структура содействующая воцерковлению людей. Мы не
заставляем никого ходить в Данилов монастырь, мы не
предлагаем им духовников – мы знаем, что большая часть
людей уже ходит в свои храмы к своим священникам, и
достаточно быстро они начинают жить самостоятельной
жизнью в своих приходах. Мы одна из тех дверей, через
которую новообращенные входят в Церковь.
- А сам типаж посетителей меняется? В
начале 90-х православные лектории посещала
университетская молодежь, студенты МГУ, интеллигенция, в
конце 90-х неформалы, рокеры, кто ходит теперь?
- Аудитория лектория очень смешанная
и все-таки, как я уже сказал, много лет основная масса
это студенчество, причем, как правило, представители
ВУЗов, гуманитарных и технических одновременно, примерно
в равных пропорциях. В какой-то год из МГУ может и вовсе
никого не быть, а в какой-то из Университета может быть
сразу 10 студентов, в том году было 6 человек из МФТИ, в
общем, палитра очень разная.
- Какова степень церковности тех
людей, которые к вам приходят?
- Обычно это люди, которые уже
доверяют Церкви, очень редко, когда кто-то приходит
совсем на "нулевой" стадии. Как правило, они уже успели
походить по храмам, или только начали ходить в свой
храм, но какие-то прочные связи у них там еще не
образовались. Это те люди, которые ищут сверстников,
круг общения, через который им было бы удобно
знакомиться с православной жизнью.
- О каком количестве идет речь?
- Всего у нас работает более 30-ти
проектов, ежегодно в образовательные, творческие и
досуговые проекты приходят порядка тысячи человек. К
концу года большая часть расходится, часть остается на
будущий год, это внутренняя ротация. В целом за годы,
пока мы существуем через образовательные программы
прошло около восьми тысяч человек, может быть больше.
- То есть вы как детский сад
промываетесь ежегодно потоком, они выходят...
- Да, это очень хороший образ, мы как
детский сад, который готовит ребят к "школьной жизни".
Сперва они разрознены, но потом видят таких же
сверстников как они сами, учатся общаться в этой среде:
между собою, со священнослужителями, участвовать в
каких-то церковных программах, обретают некоторую
взрослость и ответственность...
Мы никого не "зомбируем"
- Последнее время все чаще говорят о
церковной субкультуре: черные юбки, платки, "спаси
Господи" ...
- Субкультурности мы как раз
стараемся избегать. Изначально у приходящих ее, как
правило, нет, так как они близки к нулевой точке и еще
не успели на себя принять одежду церковной субкультуры
или "храмового благочестия". У нас ежемесячно служатся
так называемые "молодежные Литургии", куда мы приглашаем
всех участников наших программ, там ребята видят
монастырское богослужение, участвуют в нем, после
богослужения обязательно совместная трапеза или
чаепитие... но это далеко от той "храмовой" субкультуры,
о которой Вы говорите.
- То есть к концу года они так и не
становятся ее носителями?
- По разному. Но мы никого не
"зомбируем", каждый из поступивших на Лекторий или
учебные курсы ходит в свой храм, и там он перенимает
церковные обычаи и культуру принятые на его приходе.
Хочу сказать, что все зависит от прихода. Бывают случаи,
когда человек приходит обычным, а через некоторое время
вдруг начинает проповедовать разную ерунду про заговор
масонов или агитировать за что-то странное, но в
конечном счете это его выбор и не наше дело изыскивать
места, где он этого понабрался. Впрочем, и у нас бывает
разномыслие, дискуссии и даже споры, порой достаточно
жаркие, ведь в центр приходят очень разные люди.
Главное, что наш коллектив объединяет - это дело, это
то, что мы все очень дружны, хотя и не обязательно
совпадаем друг с другом по каким-то взглядам.
- Церковная культура существует в
разных изводах: в национально-патриотическом, в
рафинированно-интеллигентском, получается, что
пришедшего на Лекторий можно индоктринировать в любом из
этих ключей...
- Наша позиция заключается в том, что
главная задача центра – это свидетельство о Христе и
Церкви. Патриотизм или еще что-то - это личное дело
каждого человека, мы не берем на себя такую
ответственность акцентировать внимание на чем либо
подобном.
Миссия от первого лица
- Какое место среди ваших программ
занимает Школа молодежного служения?
- Школа молодежного служения родилась
из двухгодичной системы подготовки. Когда-то был просто
годичный лекторий, который действует и теперь, и была
возможность продолжить обучение, для тех, кто хотел бы в
заниматься какой-то миссионерской или катехизаторской
работой. Мы предлагаем достаточно большой список
организаций где требуется такого рода специалисты, это и
социальные и учебные учреждения. На данный момент, с
точки зрения внутренней системы так оно и осталось.
Программа подготовки миссионеров-катезиаторов была
одобрено Синодальным отделом по катехизации и
религиозному образованию. Сейчас обе эти образовательные
программы оказались разведены по разным "брендам":
лекторий - это лекторий, а Школа молодежного служения
- это на данном этапе миссионерское и катехизаторское
служение.
- Как звучит та специальность, по
которой вы готовите ребят?
- Мы готовим по сдвоенной программе
катехизатор-миссионер, так как на практике не разделяем
два эти служения. На мой взгляд, трудно разделить на
практике миссию, катехизацию, социальную и молодежную
работу. Наш опыт показывает, что один и тот же человек
посещает образовательные программы и участвует в
социальном служении. Когда мы начинали подготовку
миссионеров-катехизаторов, миссию еще не мыслили
отдельно от катехизации и даже в Свято-Тихоновском
Университете был факультет Миссионерско-катехизаторский.
Он назывался именно так. Все мы живем в городской
реальности, а тут миссия и катехизация переплетена так,
что очень сложно провести грань. Чем отличается
миссионерская акция от катехизаторской работы? Тем, что
первая связана с пробуждением интереса, и бывает обычно
разовым приложением усилий, а вторая - напротив
достаточно длительным процессом. Вместе и то и другое,
по-сути, это содействие воцерковлению человека. Я думаю,
система приходского служения должна быть построена на
принципах схожих с НКО. Что-то вроде сетевого проекта на
основе активных групп с большой степенью
самостоятельности.
- В чем заключается подготовка
миссионеров-катехизаторов?
- Подготовка
миссионеров-катехизаторов - это уже второй год
обучения и мы исходим из того, что человек к этому
времени прошел базовый курс, что он способен
самостоятельно читать и авторитетные святоотеческие, и
современные книги, что он имеет какое-то представление о
тех вопросах, о которых собирается рассказывать. Поэтому
наш слушатель изучает методику миссионерской и
катехизаторской работы: принципы и формы миссии и
катехизации, основы групповой работы, основы риторики,
как организовать миссионерскую акцию, библейскую группу,
библиотеку на приходе, диспут, киноклуб и т.д. Важная
составляющая – практическое знакомство с проектами и
подшефными учреждениями Патриаршего Центра.
- Сейчас миссионерская работа иногда
воспринимается несколько в комсомольском ключе: тогда
катехизис оказывается в роли "цитатника Мао", а
Церковное учение становится некой идеологией, которую
нужно навязать...
- Да, есть некоторые миссионеры,
которые особенно отличаются таким подходом, я как-то
держал в руках их листовки, в которых проповедь
сводилась практически к таким словам, что если ты не
принял того, что написано, ты отверг спасение и гореть
тебе в аду. Как-то один из таких миссионеров читал
лекцию и большая часть аудитории покинула помещение, не
выдержав идеологического накала и тона лектора, он
обратившись к оставшимся "своим" сказал: тем хуже для
них, они погибли! Лично я против "Мао".
- Как должна быть поставлена
подготовка катехизаторов, чтобы она не превращалась в
курс молодого бойца, который потом будет все громить
вокруг себя на лево и на право?
- Если говорить не о самом учебном
курсе, а о том, каким должен быть миссионер, то я лично
уверен, что нужно отказаться от образа идеализированного
Православия и идеализированных авторитетов. Нужно больше
внимания обратить на реальных миссионеров, на их
маленькую, но живую и глубокую правду. Иногда хочется
крикнуть, оставьте в покое Святых Отцов, их творения –
не цитатники! Отцы обращались к живым людям, чтобы
тронуть их сердце, сейчас же их высказывания больше
используются как молоток, чтобы забивать гвозди в гроб
человеческого личного опыта, свободы, искренности,
сомнения и т.д. Я чту Святых Отцов, но конкретных и
поименно, нельзя чтить и изучать Святых Отцов "вообще".
Я уверен изучение святоотеческого наследия – это
фундамент миссионерского служения, но миссия не сводится
к пересказу прочитанного. Миссия прежде всего разговор
лицом к лицу, личное свидетельство о своей вере во
Христа.
- Как построены ваши программы?
- Мы стараемся идти от задач, у нас
нет цели выучить какой-то корпус текстов. Очень важна
групповая работа. Кроме того, наших миссинеров-катехизаторов мы учим общаться, работать с
аудиторией. Я думаю, что пусть лучше человек будет
говорить так, как он лично понимает веру и как он ее
пережил, пусть будет говорить какие-то вещи, даже
спорные, но он их будет говорить именно от себя,
признавая, что это его позиция, а не истина в последней
инстанции, что есть и Священное Писание и Предание и
опыт других православных христиан. Что если появится
кто-то более авторитетный, он готов изменить свою точку
зрения. Это принципиально иное положение миссионера в
группе, это диалог. Конечно, мы должны понимать, что
есть область знаний, в которой миссионер разбирается на
голову лучше своих подопечных, и эти знания он
предлагает им, но каким образом? Он говорит, что эти
знания для него лично авторитетны, многократно проверены
опытом Церкви. Станут ли они авторитетными для
слушателей? Заранее сказать трудно.
Юрий Белановский
Нескучный сад - 21.09.2011.
|