Никифор Константинопольский. Послание ко Льву Третьему, папе Римскому
Память: 13 / 26 марта (перенесение мощей), 2 / 15 июня
Святитель Никифор Константинопольский,
исповедник (около 758 – 828) был выдающимся церковным
деятелем своего времени, "украшением века и кафедры",
защитник иконопочитания. Оставил обширное духовное наследие – труды исторического, догматического и канонического содержания.
***
Всесвятейшему и блаженнейшему брату и
сослужителю господину Льву, папе старого Рима, Никифор,
Божиею милостью епископ Константинопольский, радоваться.
Поистине велик и досточуден и всякой
похвалы достоин верный тот и благоразумный раб, который
описывается в притчах священных евангельских
повествований. Поставленный от господина своего над
имением его, он рассудительно управляет порученным ему,
расходует не чрезмерно и расточительно, а на пользу
вверенного ему, производит издержки целесообразно,
выдает вовремя своим сорабам определенную часть
содержания, доставляет и соразмерно распределяет каждому
прибыль и за это снискивает себе полную благодарность и
благоволение владыки, получает от него награду и
обещание быть поставленным над всем, что он мог вверить
его управлению. Весьма способный и честный, он вместе с
верностью соединил и обнаружил и заботливую мудрость. С
одной стороны, выказывая преданность и благодарность
своему господину и не теряя ничего из вверенного ему, а
с другой надлежащею рассудительностью, трезвостью ума,
внимательностью и честностью совершая сбережения в
нужных расходах, он, уже удостаиваемый как бы владычного предстательства, услышать должен и: "добре, рабе благий
и верный: о мале был еси верен, над многими тя
поставлю", и получить справедливое повеление войти "в
радость господа" своего (Мф 25, 23). Таковы дела и
награды того раба.
Я же оказываюсь не из тех, кто может так
управлять и направлять, а из тех, кто имеет нужду быть
управляемыми и водимыми, поскольку весьма мал я и всех
ничтожнее, и совсем недостоин столь высокой участи и
такого жребия, и потому полагаю, что Церковь, которая по
апостолу есть дом Божий, отнюдь не должна была быть
вверяема человеку столь слабых и бедных дарований и еще
нуждающемуся в божественных наставлениях, чтобы, не
говоря о другом, сказать только о главнейшем. Не
благоустроив себя самого и не возвысившись над низменным
и земным, я отнюдь не должен был бы брать на себя
управления и попечения о душах, ибо даже и те, кто не
перестает стараться о собственном усовершенствовании,
едва в состоянии оказываются хорошо управлять другими. И
вместе с тем, признавая и считая себя недостойным сего
дара и благодати, как желал бы я, чтобы мне,
недостойному блаженства оного (верного и благого раба),
по крайней мере не заслужить страшных бед и
противоположной участи и противоположного настроения
того лукавого и злого раба, который, по причине великой
беспечности своей и невоздержания, не думал о прибытии
владыки, стал жесток и несносен для своих сорабов и
водился с пьяницами, за что господин его, неожиданно
явившись и рассекши его пополам, сопричислил его к
лицемерам (Мф 24:45 след.), или того, который,
получив талант, зарыл его в землю и скрыл, за что
подвергся тяжкому обвинению, так как не только не добыл
приращения и прибыли, но и причинил вред капиталу, и за
это был ввергнут во тьму кромешную (Мф 25:30). О, пусть
и я, оказавшись в числе подобных, не соделаюсь примером
для многих и да не послужу позорным зрелищем для всех,
но, обличенный и осужденный Всевидящим и Испытующим нас,
по перенесении должных наказаний за нечестивые дела,
заглажу их в достаточной мере, чтобы те, кто окажутся
повинными в подобном же, побуждаемые моими страданиями,
образумливались и старались об исправлении.
Но так как по соизволению и по попущению
Божию я подклонил себя под иго Его и принял эту
должность и служение вопреки своему желанно, даже
некоторым образом по принуждению, то расскажу
обстоятельства моей прежней жизни и до какого положения
дошли они, о чем знают почти все здешние. У каждого
свое занятие и дело, малое или большое, на какое всякий
сам должен определить себя, по собственной своей воле и
по собственному избранию себе деятельности. И так как
многообразны у людей взгляды и намерения, различны нравы
и несходны обычаи, то и выборы образа жизни весьма и
весьма различаются и доходят до бесконечного
разнообразия и многообразия. Одни решаются подъять
горькую и скитальческую жизнь ремесленников; другие
занимаются земледельческим трудом; некоторым достается в
удел погоня за наживой и обогащением посредством
торговли или страсть к путешествиям и опасностям в
мореплавании; иные же, чтобы не говорить отдельно о
каждом, отдаются другим разным занятиям. Но есть и
другие, немногие и избранные, кто, возлюбив жизнь,
исполненную подвижничества и любомудрия, очищают души
свои и тела и этим путем удостаиваются приближения к
Богу и стремятся к участи небесной и блаженной; или,
украшаясь изучением наивысших наук и искусств и
отличаясь высокою нравственностью, обращают души свои в
жилище муз; и, наконец (тот или другой род жизни
выбирается), как каждому приятно или желательно и куда
направляют его природные склонности.
Обстоятельства моей жизни следующие.
Едва я миновал юность и успел достигнуть возмужалости,
как оказался в царском дворце и получил должность, и
притом не какуюнибудь незначительную и ничтожную, а
отправляемую рукою и пером, ибо я сделался царским
писцом (нотарием), каковых мы обыкновенно называем на
латинском языке: "a secretus". Прослужив в ней некоторое
время, связанный человеческими делами и придя к сознанию
непостоянства сей жизни, я начал размышлять и возбуждать
в себе мысли о том, как трудно и неудобно занятым такою
службою отдаваться предметам высочайшим, особенно если
кто не окажется лишенным наилучшей надежды. И я стал
считать одно ребяческим, а другое важным с первым
начал прощаться, а ко второму, по мере сил, стремиться
и полагал, что лучше видеть себя преуспевающим в этом,
чем оказаться блистающим в том. И как и я сам себе законополагаю касательно себя, так и славнейший из
пророков наставлял, что все в сем мире суета сует и
какое изобилие человеку во всем труде его, имже трудится
под солнцем (Еккл 1:23), сказал другой мудрец преходит образ мира сего (1 Кор 7:31), возвещал сосуд
богоизбранный. Зная, что и другие священные писания
возвещают подобное этому, и вместе с тем принимая во
внимание изречение, которое мы узнали от одного из
прославленных внешних (языческих) философов: "Лучше
вести простую жизнь, чем обладать величайшею властью,
если не имеешь совершить ничего достойного", я презрел
настоящую славу, как исчезающую подобно театральной
сцене.
Тогда я немедленно же обратился к
исследованию самого себя, и посему, с помощью Божией,
отказался от этой должности, удалился из царского дворца
и от городского шума и поселился на вершине одной
отдаленной приморской горы, утесистой и едва доступной.
Таким образом, я удалился от столицы на несколько стадий
около Пропонтиды и здесь старался устроить свою жизнь,
как мог, предаваясь уединению, ибо к немуто я больше
всего и стремился, и мною обладала столь сильная любовь
к уединению и спокойствию, что я решил встретить конец
жизни не в другом каком месте, но здесь. Но ведь
невозможно, чтобы все происходило согласно нашим
намерениям, и бывают случаи, где господствует
необходимость и где предприятия получают тот исход,
коего хочет Бог. Это именно и случилось со мной. Я не
достиг того, что предполагал. Не знаю, для каких целей
(кои ведает Соизволивший и Попустивший это Бог) я был
отторгнут от любезного мне уединения и приведен снова в
царский дворец, свидетель в этом Бог, определением и
решением занимавших тогда царский трон [1], общего
церковного священного собрания и сената. Вот онито (так
как в то время уже переменил жизнь предстоятель
столицы [2], как человек, заплативший долг человеческий)
с непоколебимою и неумолимою властью и возвели меня на
священный сей трон, хотя я сильно не желал и
отказывался, так что дело сие было устроено скорее
принуждением, чем по согласию.
Итак, поскольку я подъял иго сие против
желания и принял на себя заботы о душах недостойно не
так, как подобает любви, то я боялся прежде всего
разнообразных и хитросплетенных козней изобретателя зла
и нападения злых и невидимых духов, чтобы они, застав
меня беззащитным и не вооруженным доспехами добродетели
(ибо они знали меня как человека еще неопытного в
духовном и божественном, или видели меня упражняющимся и
подвизающимся в борьбе с ними) и нанося раны стрелами
греха, не начали разгонять богоизбранное стадо Церкви и
приводить в беспорядок ее благоустроенные ряды,
издеваясь над поражением невежественного и неискусного
военачальника. А потом, увидав неприязненность
начальства и враждебность ненавистников, я стал замечать
коварство и злокозненность тех, кто весьма старательно
следит за нашими делами, хорошо или нет обстоящими. Не
видя в своих глазах бревен и не желая очищать с них
гной, но усердно занимаясь чужими сучками, они ради дел
совершенно ничтожных, пустых, не стоящих никакого
внимания, нет честиво вооружают свои языки против
предстоятелей и отовсюду нападают жестоко и в высшей
степени несправедливо.
Но приняв на себя такой подвиг, к какому
помощнику и защитнику прибегну, как не к попустившему
сие Богу? У Него прошу сил и помощи чтобы Он воззрел
милосердным и благосклонным оком на смирение мое,
поддержал меня десницей Своей и руководил по воле Своей
и ко спасительному управлению вверенных мне. И если Он
медлит (явить помощь) в настоящих трудных и скорбных
обстоятельствах, то или по нашему недостоинству и ведя
нас к совершенству, или же для обнаружения
злокозненности и неприязненности тех (наших врагов) в
отношении к нам, так чтобы не таилась хитро скрываемая в
душе злоба их, но вышла наружу и сокровенное стало
явным.
Если брат от брата помогаем, яко град
тверд (пребывает) и напоминает нам, по словам Соломона,
основаное царство (Притч 18, 19), то я призываю на
помощь молитвы многих других, а более всех я прибегаю к
священным молитвам и предстательству перед Богом вашего
наиболее желанного о Духе и священного братства, ибо они
(молитвы) приносят нам величайшую пользу и помощь и как
бы приближают нас к Богу, когда возносятся они вами к
небесному и мысленному жертвеннику, во время ли вашей
чистой беседы или слушания, молчания или возглашения,
как внимали Моисей и Самуил, или другой кто подобный им
в духе. Посему пособите моей немощи и возденьте вверх
святые руки ваши.
Мы верим в присущую вашему дерзновению
силу; в то, что вы привлечете нам небесное благоволение
и низведете милосердие Божие для укрепления и ободрения
существа слабого и немощного; для мужественного
сопротивления облеченных в броню веры и защищенных
шлемом к началом и ко властем и к миродержателем тьмы
века сего, к духовом злобы, с которыми нам предстоит
брань (Еф 6:12); для сохранения нам силы души крепкою и
непоколебимою, а также и для успешного и смелого
противодействия непокорным и противящимся и для
усыновления их как чад церкви; для устроения словесных
овец избранного стада Христова и уготовления им
пристанища в божественной ограде Церкви и через то для соделания их недоступными волкам, свирепо терзающим их,
отмеченных знаками единомыслия и единодушия, недоступных
для козней и невредимых, дабы они покорялись главе всех
нас Христу Архипастырю и подклоняли Ему свои послушные
выи; для нашего очищения и просвещения и для создания
нас совершенными порождениями совершенного света, так
чтобы мы могли и другим передавать просвещение и
очищение; для дарования нам слова в отверзении уст во
исполнение слушателей Духом и для неленостного и
усердного проповедания силы наших таинств при помощи
Того, Коего благодать проясняет язык гугнивых и может
направлять ноги хромающих, укрепляя и утверждая их к
успешному проповеданию Евангелия; для преумножения
вверенного нам таланта и своевременного возвращения
Владыке долга с приращением, и для того, чтобы работать
нам в прекрасном винограднике, получить одобрение за
работу и, терпеливо подъяв тяжесть и бремя трудов и
мужественно перенесши дневной жар, быть причисленными
при распределении платы к тем, кои входят без договора
около одиннадцатого часа (Мф. 20:1 сл.); для того, чтобы
просветилось зрение ума нашего и чтобы мы, смотря
духовным оком, соделались слушателями пророческого гласа
и усердными слугами божественных заповедей; чтобы,
восприняв дар Духа, снимали и уничтожали нечистоту с ока
душевного, затемняющую в нас духовное, и тем ограждали
себя со всех сторон и постоянно сохраняли себя
недоступными для вражеских стрел; могли бы
(своевременно) предвидеть меч, когда он бывает насылаем
Богом на грешников, и, если Бог попустит что, замечая
опасность и умилостивляя Божество, бежать от гнева как
самому проповеднику так и тем, кому будем проповедать, а
если не это, то по крайней мере спасать свою душу
подобно праведному Лоту, который постарался спасти душу
свою от огня (Быт 19:22).
Пусть же ваши молитвы и духовная помощь
будут направлены сюда. Здесь представляется удобный
случай послушать великую трубу истины, громогласного
глашатая Евангелия, славного Павла, который, наставляя
древних верующих Рима, веселясь духом, хвалясь и
величаясь по причине ревности и теплоты их веры, которые
прославляются и возвещаются во всем мире, говорит:
благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко
вера ваша возвещается во всем мире (Рим 1:8). Но так
как и наша евангельская вера чиста, непорочна и выше ее
нет другой, то она не ограничивается пределами Римскими,
не заключается даже пределами мира, но далеко выходит за
них, и, пользуясь пророческими и апостольскими словами,
можно оказать: во всю землю изыде глас вещания их и в
концы вселенные глаголы(Пс 18:5; Рим, 10:18)
проповедующих. Должно сказать еще более сего: она
признается даже на небе высшими и духовными силами. Ведь
если Церковь одна как на небе, так и на земле, и
существует оправданная Церковь первородных на небесах (Евр
12:23), как это слышим оттуда (с небес), и град
оправданных верою, вышний Иерусалим (Евр 12:22; Откр
21:20), коего основатель и создатель есть Бог,
примиривший небесное с земным, разрушивший средостение
ограды (Еф 2, 14), подъявший на плечи Свои погибшего и
через неизреченное снисхождение Свое соприсоединивший
его к оставшимся целыми (Мф 18:1214): то посему мы
справедливо составляем единое и нераздельное целое,
когда верою своею тварь сходится в разумении и
единодушии. Ведь не в Иудее только знают Бога.
И мы, унаследовавшие новое имя Римлян
[3], построенные на одном и том же основании веры,
именно на основании всемудрых апостолов и пророков, имея
краеугольным камнем Спасителя нашего Христа и Бога, ни в
чем в вере не уступаем старейшим Римлянам; ибо в Церкви
Божией нет счетов, как нет ни Иудея, ни Еллина, ни
варвара, ни скифа, ни раба, ни свободнаго (Кол 3, 11),
но все мы едино во Христе. Посему и нами также (как и
другими) да превозносится, да величается и да хвалится
божественный Павел, соединяя новое со старым и слагая
одно (целое) учением и проповедью. Следуя его учению и
наставлениям и мы на них утверждаемся, укрепляясь
исповеданием веры нашей, в коей стоим и хвалимся, и наше
понимание преславной и пречистой религии с открытым
лицом громко возвещаем; ею мы служим Богу и твердо
храним ее, ибо всегда дышим ею, как воздухом; ею мы
укрепляемся и при отшествии из здешней жизни,
поддерживаемые и хранимые вышнею благодатью, ибо нет
другого пути, которым можно было бы успевать и
благоустраивать настоящую жизнь или достигать в жизни
будущей благ, уготованных достойным.
Итак, я исповедую веру во единого Бога
Отца Вседержителя, Творца всего, Владыку и Господа; и в
Сына Его единородного Господа нашего Иисуса Христа,
истинного Бога, предвечное Слово, безначально и
неизреченно, способом непонятным для всякой духовной и
чувственной твари, от Него рожденного; и в Духа истины
живоначального и всесвятого Троицу единосущную,
преестественную, невидимую, непостижимую, нераздельную,
неизменную, простую, неделимую и несложную,
непрестанную, вечную, бестелесную, чуждую количества и
качества, равночестную, равнославную и равнобожественную,
недоступную осязанию и прикосновению, безвидную,
бесконечно благую свет всегда светлый, пресветлый и
сверхсветный всегда пребывающую равною и одинаковою,
всевидящую и всесовершающую силу, всех разумных и
духовных тварей духовно и неделимо излиянием
божественного света озаряющую сообразно восприемлемости
озаряемых, к бытию и благобытию сохраняющую, познаваемую
не в одних именах только, но и в самих делах, единым
Божеством и властью и царством славимую и поклоняемую от
всякой видимой и невидимой твари.
Из созерцаемых в Троице (ипостасей) Отец
не имеет ни начала, ни причины Своего бытия, ибо ни от
Кого не происходит и в самом Себе имеет бытие, Сын не
безначален, ибо Он от Отца и началом Сына служит Отец,
как Его (Сына) причина. Если же иметь в виду начало во
времени, то Он (Сын) и безначален, ибо Он есть Творец
времен и не подчинен времени. Рождением вечно и
нераздельно воссияя от Отца, Он есть сияние славы и
отображение Отчей ипостаси[4]. Дух Святой от Отца имеет
бытие не рождением, а исхождением, будучи вечно
созерцаем со Отцом и Сыном. Он не безначален по
исхождению от Отца, ибо и Его начало есть Отец в смысле
причины; но и Он безначален по времени.
Итак, один Бог Отец, из Которого все, и
один Господа Иисус Христос, через Которого все, и один
Дух Святой, в Котором все. Из трех совершенных единое
всесовершенное и пресовершенное Божество. Они отличаются
друг от друга определенными и личными свойствами, ибо
когда Каждого из Них, хотя и нераздельных по природе
вследствие единства Своего существа, мы отдельно мыслим
в нашем уме, то исповедуем Его Богом и веруем, что Он
исполнен всех свойств Божества. И Трем, соединенным Друг
с Другом, мы поклоняемся, как единому Богу, троичному по
ипостаси, по единому по существу. И почитаем мы
единоначалие, а не бесчинное и взаимно враждебное
многоначалие еллинского безумия и глупости. Единоначалие
же не ограничивается только Одним Лицом, как думают
несовершенные и грубые иудеи по своей глупости и
неразумности, но выражает равночестность природы,
согласие мысли, тожество движения и направление Каждого
к одному и тому же, что для природы тварной невозможно,
как говорит великий богослов Григорий, чем единство и
соприродность созерцаемого в Троице Божества нисколько
не разделяется. Да будет нам чуждо и да отсечется от нас
зломыслие и безумие неистового Ария. Троица нераздельна
и славою и вечностью, не длится и не различествует.
Точно также богоначальные ипостаси и не прелагаются, и
не переходят одна в другую, но каждая из них пребывает
неизменною и неслиянною и вечною, и потому да будет
также отвергнуто и отброшено и ложное слияние
(божественных ипостасей) суемудрого Савеллия.
Почитаю и поклоняюсь прежде всех веков
предопределенному таинству воплощения, в последние
времена явленному на спасение всего рода нашего и
совершенному через великое нисхождение и неизренное
домостроительство единого лица животворящей Троицы
Христа истинного Бога нашего, дабы откуда явилось нам
бытие по неизреченной благости Его, оттуда же даровано
было нам и благобытие. Исповедую и верую, что единое из
лиц живоначальной и блаженной Троицы Божий Сын и Слово,
всегда сопоклоняемый и сославимый с Отцом и Святым
Духом, как единосущный и сопрестольный, движимый
бесконечным человеколюбием и милосердием к Своему
созданию, благоволением и милостью Отца и благодатно и
содействием Святого Духа, снизошедший с небес, обращался
с людьми, дабы нас, осужденных некогда за грех,
лишившихся райского блаженства и подвергшихся тлению,
спасти благодатно и соделать общниками божественной
природы. Вселившись в утробу Девы в истинном и
собственном смысле богородицы, перед очищенной Духом
(Святым) по душе и плоти, и восприяв в Себя от нее всю
природу нашу, как сотворивший вначале человека, Он
явился Богом воплотившимся, пребыв тем, чем был,
Богом.
Сверхестественно и неизреченно родившую
и после рождения Он сохранил девою, причем ее природное
девство нисколько не изменилось, в истинное показание
того, что и после события Его рождения она пребыла
чуждою изменения. Соприродный Отцу, став единосущным нам
во всем, кроме греха, Он восприемлет семя Авраама,
подобно нам приобщившись плоти и крови (Евр 2, 14. 16).
Плоть Он воспринял одушевленную разумною душою, отнюдь
не предсуществовавшую до момента соединения, но вместе с
разумною душою, веруем, воспринята Христом и
одушевленная ею плоть, и не по благодати Он обитал в
нас, но соединившись весь со всей природой человека:
соединение сие совершил Он неслиянно и нераздельно, и
сверхестественно, так что соединенные естества божеское
и человеческое сохраняют свои природные свойства и
отнюдь не перелагаются одно в другое, хотя вследствие
такого сверхестественного соединения естеств мы и
употребляем в речи эти имена одно вместо другого, ибо в
мысли только, а не на деле, полагаем, различаются они.
Веруем, что при этом сохраняется полное
единство ипостаси, пребывая нераздельным и неразличным, и да отвергнуто будет чудовищное слияние и смешение
естеств (во Христе) обманщиков Евтихия и Диоскора.
Посему исповедуем Одного и Того же сотворенным и
несотворенным, вечным и временным, небесным и земным,
описуемым и не описуемым, страстным и бесстрастным, не
имеющим ни отца, ни матери по неизреченному,
безначальному и предвечному рождению от Отца, а по
таинственному и непостижимому единению с нами два Его
рождения признаем непостижимыми и превышающими всякое
разумение; ибо Он, будучи в образе Отца (Флп 2, 6)
Единородным Сыном, сущим в лоне Отца (Ин 1, 18), то есть
в сущности Отца, предвечно из Него воссияв, в конце
веков уничижил Себя и образ раба принял (Флп 2, 7), то
есть наше естество.
Итак, ипостасное единство во Христе
соединяет одно естество с другим, из которых состоит
Спаситель, то есть видимое и невидимое, страстное и
бесстрастное, но отнюдь не то одно, то другое отдельно.
Одного и того же исповедуем истинно совершенным Богом и
совершенным человеком, придавая Ему различие природ и
познавая Его одним и тем же и после воплощения, не
разделяя на двоицу сыновей, по причине различия
соединившихся в единство ипостаси природ, почему да
будет удален из божественной ограды Несторий, но
признавая, что Он совершает все своим богомужным
действованием. Как Бог, Он совершает божественное
знамения и чудеса, а как человек, Он же Сам воспринял
добровольно страдания и поношения. Поэтому вместе с
двумя природами последовательно и необходимо славлю и
два Его природных действования, как проявляющие и
представляющие оба эти Его естества, или природы,
согласно благочестивым и боголепным преданиям наших
богомудрых отцов. Равным образом чту и две воли или два
природных хотения одного и того же Господа и Бога нашего
Иисуса Христа. Волю же признаю в Нем соответственно той
и другой природе Его, из которых и в которых Он
существует и познается, и в добровольном пришествии на
спасительное страдание (признаю Его) как действующим,
так и повелевающим.
Верую, что Он распят не в том естестве,
которым блистает со Отцом, хотя и говорится, что распят
Господь славы, в смысле взаимообмена свойств (того и
другого естества), но по нашей земной природе, по
которой Он воспринял наш земной состав и сделался ради
нас клятвою, чтобы явить нас общниками Его
благословения: и смерть (от?) злодеев благоволил Он
претерпеть по плоти, чтобы жало смерти грех (1 Кор 15,
56) осудить в плоти Своей (Рим 8, 3) и чтобы
ниспровергнуть имеющего силу смерти, то есть диавола (Евр
2,14). Верую, что преданное погребению тело Свое Он
сохранил нетленным, нимало не удаленным от таинственного
и неизреченного единения, хотя в трехдневный промежуток
оно отделено было от Его разумной души, с которою Он и
нисходил в ад и сущим в темнице духам, как сказал
верховный и божественный Петр, сошед проповедал
воскресение (1 Пет 3, 19), даровал освобождение и
искупление, соделался начатком для нас нетления, как
перворожденный ожил из мертвых, ибо воскрес, как Бог,
поправ смерть, открыв путь для всякой твари к
воскресению, и совосставил (совоскресил) нас, павших
падением греха.
Верую, что после воскресения Он предстал
женам и провозвестил им радость, уничтожив печаль,
пришедшую к нам от жены; явился и Своим божественным
ученикам, удостоверяя тайну Своего воскресения; показал,
что Он пребыл таким же, каким был и до воскресения,
через принятие пищи и прикосновение мудрого Фомы к
божественным ребрам Его; вознесся на небеса и воссел
одесную Бога Отца с плотью, с которой опять придет в
боголепной славе и власти над всеми тварями, и воссядет
как судья, воздавая каждому по его жизни, ибо всем нам
надлежит явиться перед судилищем Христовым (2 Кор 5,
10).
Потом верую и в воскресение плоти, когда
будет преобразование мира, чтобы смертное наше облеклось
в бессмертие и тленное оделось в нетление (1 Кор 15,
54).
Исповедую и одно крещение во оставление
грехов, совершаемое по евангельскому и божественному
преданию во (имя) Отца и Сына и Святого Духа. Со всяким
благоговением и верою соблюдаю и чту эти честные догматы
православной и священной религии нашей и таинства
согласно возвышенному и чистейшему богословию,
преданному нам божественными наставниками, и
спасительное о нас домостроительство Бога Слова, и все
другие подобные и с ними (догматами) согласные учения.
Принимаю и испрашиваю ходатайства и
молитв перед Богом прежде всего и особенно пречистой и
всенепорочной Приснодевы Владычицы нашей Богоматери,
потом божественных и небесных сил, святых и всеславных
апостолов, блаженных пророков, славных и победоносных
мучеников, богоносных отцов и всех святых, от века
благоугодивших Господу, которые всегда живут в Нем, ибо
праведных души в руце Господа (Прем 3, 1), приобретая
отсюда наибольшее спасение души и тела.
Поклоняюсь и лобызаю честные их мощи,
как подающие исцеление душевных и телесных немощей.
Воспеваю честное и божественное их житие и славные их
подвиги и борьбу, чту их гробницы и венчаю их высшими
почестями, потому что за славу Спасителя всех нас Бога
они проливали кровь свою и из любви к Нему презрели
временную жизнь, став подражателями животворящих и
спасительных страданий Его, лобызаю, вместе с честною
иконою Спасителя всех Христа и пречистой Богоматери, и
честные и святые изображения их, и воздаю им поклонение
по достоинству.
Кроме того с любовью принимаю и чту
святые и вселенские семь соборов и все божественные,
преестественные и спасительные догматы, на них
определенные и возглашенные святыми и богоносными отцами
нашими, которых некогда Дух Святой поставил пасти и
управлять церковью своею.
Вопервых собор Никейский, собравшийся
из 318 славных отцов наших против нечестивого и
безумного Ария, которого изгнав из Церкви, собор
провозгласил нам истинную и правую веру через священный
и божественный символ. Бога Слово и Сына Божия
православно определил он (почитать) не тварью, как Арий,
а единосущным Отцу и собезначальным, как Бога истинного
и Творца всего.
Затем, после этого, собравшийся в
царствующем граде собор из 150 боговдохновенных отцов,
который низложил нечестивого духобора Македония,
пространнее изложив смысл священного символа и дал
пояснение слов о Духе Святом, утвердив, что Он есть Бог
истинный, единосущный Отцу и Сыну, а не тварь, и
безрассудного и безумного Аполлинария Лаодикийского
отлучил от церкви.
После этого принимаю святой собор,
собравшийся прежде в Ефесе из 200 священных учителей,
против суемудрого Нестория и его богохульств, по
низложении которого собор премудро определил, что во
Христе Боге нашем одна ипостась и две природы
неслиянно и нераздельно, Оного и Того же объявил Богом и
человеком и святую Марию исповедалал Богородицею в
собственном и истинном смысле.
Затем принимаю священный собор
божественных и богоносных, сошедшихся в Халкидоне, 630
отцов, который осудил нечестивых Евтихия и Диоскора и их
исполненное мрака и тьмы слияние, предав их анафеме, и
Христа Бога нашего благочестиво провозгласил совершенным
Богом и совершенным человеком в двух природах и одной
ипостаси неслиянно и нераздельно.
Далее принимаю пятый святый собор из 165
святых отцов, опять в этом Богом хранимом граде
собравшийся, который посек нечестивые мысли Феодора и
Нестория, а также Оригена, Дидима, Евагрия и
последователей их худомыслия, прежде многими содержимого
в тайне, а тогда же дерзко возродившегося и
распространившегося, ибо благодаря им они болтали вздор
и следовали более Иудейской и Еллинской вере, чем
Христианской.
Затем принимаю шестой вселенский собор
170 священных мужей, в том же царствующем граде
собравшийся, который провозгласил как свойства природе
во Христе, так и природные действования и хотения, и
анафемствовал Феодора, епископа Фаранского, Гонория,
Кирия и Сергия, Пирра, Павла и Петра, по Божию попущению
на свою погибель получивших священство в церкви, также
Макария, наименованного предстоятелем Антиохии, и
Стефана, его ученика, кроме того Полихрония, старца с
ребяческим умом, которые учили, что у Христа Спасителя
нашего и Бога одна воля и одно действование.
Наконец принимаю после сего опять
собравшийся вторично в Никее в наши времена седьмой
священный собор 150 отцов, который запечатлел все
предшествовавшие святые соборы и догматы их и принял
искони преданное Церкви поклонение честным и священным
иконам, определив, чтобы им поклонялись подобно
изображению животворящего креста. Отлучили мы от Церкви
пустословивших о поношении и низвержении их и обвинявших
христиан в том, что они поклоняются им, как (языческим)
богам, то есть Феодосия, Василия, Сисинния, по Божию
попущению начальствовавших епископскими престолами.
Вот эти перечисленные святые вселенские
соборы принимаю и догматы и труды всех славных и
блаженных отцов признаю, как учение чистое и основание
спасения, принимаю тех, которых признает кафолическая
Церковь, и отвращаюсь от тех, от коих она отвращается.
Отвергаю и совершенно отметаю тех, кои от Симона Волхва
и кои даже доныне остаются всецело отпавшими от
благочестия; анафематствую отвергших предание святых,
присоединившихся к развращенным и погибельным учениям и
дерзнувших всеять ядовитое семя плевел на пашне
православной веры и всех последователей их, как
поругание для Церкви Христовой, гнушаюсь и подвергаю
анафеме.
Так провозглашаем мы свой образ мыслей
перед вами, блаженнейшим и богонаученным, для чего
пользуемся этим нашим писанием, как бы живым глашатаем,
следуя искони господствующим постановлениям церковным,
составляющим залог любви во Христе и единодушия и
единомыслия друг с другом. Ваше же любезнейшее о Господе
братство да отвечает нам, вопервых, молитвами к
Господу, а потом и подобающими речами, и утверждающими и
вразумляющими делами, дабы с вашими законоположениями и
наставлениями нам устоять твердо и непорочно в
совершенно одинаковой с вами вере, сохраняя все ее тайнства, искони преданные, неповрежденными, всех
словесных овец священного стада, стоящих внутри пределов
церковного двора, собирая воедино божественною свирелью
и стройным гласом апостольского и духовного учения и от
нападения зверей сохраняя невредимыми назнаменованных
помазанием и именем Архипастыря Христа.
А опущенное нами восполните сами по
братолюбию и любвеобилию вашему, дабы ваш преизбыток
восполнил скудость нашу, и чего недостает нам в словах
и делах, то священнолепною по жизни вашей и честною
властью устройте и прибавьте, отнюдь не скупясь
ниспосланными вам дарами благодати, ибо не оскудение
приносит щедрое их раздаяние, а, напротив, воздаяние в
свое время многих и славных плодов. Укрепляя нас, как
слабейших, богодарованною своею силою и направляя стопы
наши на стезю Евангелия, не переставайте давать нам
полезные и спасительные советы, дабы мы, имея единение и
согласие в исповедании, равно как будучи соединены и
связаны союзом любви, сохранили между нами
нерасторженным и дар мира во вверенном нам служении,
который доставляет Церкви нераздельность и согласие,
чтобы поэтому мысленный град Великого Царя, окруженный
стенами и укрепленный, пребывал непобедимым и
неразрушимым при всех нападениях и ухищрениях невидимых
врагов, рыщущих кругом и ищущих поглотить коголибо из
вписанных в нем и назнаменованных Духом. Этим врагам
противопоставим оружие не плотское, а духовное, щит веры
и меч слова, то есть слово Божие, чтобы пращею духа
уничтожить осадные орудия и машины греха, обращая в
бегство и далеко преследуя свирепую дерзость их, как
удостоенные Божественной охраны и помощи, которая и
составляет наше спокойное и мирное житие; чтобы и в
пакибытии[5] при последней трубе нам удостоиться
неосужденно встретить Начальника жизни нашей, грядущего
со славою Отчею, со святыми ангелами Своими, встретиться
с девами разумными в брачном чертоге, стать
причастниками ангельского пира и сделаться наследниками
уготованных достойным благ во Христе, истинном Боге,
предстательством пречистой и непорочной Его Матери и
всех святых. Аминь.
Тому, что мы так поздно выступаем с
изложенным выше, пусть никто не удивляется и не обвиняет
нас за это, но да ведает боголюбезное братство ваше, что
в данном случае, не было презрения и попрания
епископского обычая и что не из лености мы нарушили то,
что подобает и прилично мужам Церкви, но жестокое и
суровое решение (царской) власти повелело насильственно
препятствовать нам пользоваться узаконенным обычаем. И
да будет снисходительна ко мне священная душа ваша, если
я должен подвергаться какомулибо порицанию за косность,
ибо вы сами по собственному опыту знаете, как нелегко
бывает сопротивляться властям, когда они увлекаются
собственными своими желаниями и стараются исполнять все
свои замыслы.
Власть думала, что имеет благовидный
предлог остановить возложенное на нас священное
служение, и распускала слух, что сами вы порвали общение
с Церковью. Так как и сами вы испытали эти насилия, то
можете быть снисходительны к тем, которые против воли
оказались в подобных же обстоятельствах. И вследствие
этого, думаю, не нужно много слов для защиты, но в свое
время вам будет описано здешнее положение дел; да и
теперь происходящее и совершающееся уже говорит о нем.
Так как запор сокрушен, ворота открыты, камни
преткновения устранены с дороги и вся она становится
широкою, ровною и беспрепятственною, то удаляются,
наконец, и прискорбные обстоятельства, устраняются
соблазны, исчезает теперь горделивость, прекращаются
возникавшие отсюда препятствия и свободный свет воссиял
Церкви. Вследствие этого оказывается возможность для
проявления любви и для совершения и исполнений принятого
церковного обыкновения.
Но есть и такие, которые не радеют о
божественном и ради собственной славы стараются забывать
о суде, который им угрожает от Бога. И так как им
доставляет удовольствие стремиться к славе и блеску, то
они злоумышляют друг против друга. Мы же, стараясь о
славе Божией, чести Церкви, единомыслии и охранении
священных законоположений, твердо держимся своих
обязанностей и за провозглашаемого ныне[6]
благочестивого, державнейшего императора нашего,
истинное чадо Церкви, сияющего богоугодными нравами и
добродетельною жизнью, воссылаем усиленные молитвы и
прошения к венчавшему и наставляющему его Богу, чтобы
даровал ему мирное житие и царствование, сохраняя его на
многие лета, украшая его победными трофеями над
варварами, помогая ему счастливо править христианской
державой, укрепляя его ревность к православию и пособляя
ему в сохранении божественных заповедей и в приобретении
чести и славы для детей во время пребывания его во
власти.
Настоящее наше соборное послание к
вашему возлюбленному и любезнейшему братству вручаем
Михаилу, преподобнейшему митрополиту христолюбивого
города Филадельфии. И хотя мы убедились из
предварительных речей и бесед его, что вы встретите и
примете его радушно, все же мы просим вас, чтобы и ради
нашего смирения ему были оказаны вами подобающий прием,
честь и покой. Он и по отношению к вашей любви исполнен
всякого расположения и искренности, и в делах церковных
выказывает ревность и усердие, равно как и отличается
превосходством в слове, жизни и добродетели. Онто и
должен, если Бог поможет ему и подвигнет вас, принести
нам знаки любви и единомыслия, то есть честное писание
ваше в ответ на настоящее, для великого духовного
утешения нам и для укрепления дружеского нашего
расположения о Господе.
Приветствуем всех сущих с вами
многочисленных братии о Христе. Сильный о Господе,
молись о нас, святейший и блаженнейший брат, имея
посредником и помощником перед Богом общего нашего
предстателя и покровителя, великого и верховного
Апостола, коему не поленись возносить молитвы за нас,
недостойных рабов его.
В знак же посредствующей между нами
любви о Господе посылаем братскому вашему блаженству
золотой энколпий, одна сторона которого обложена
хрусталем, а другая украшена эмалевым изображением, а
внутри он имеет другой энколпий, в коем заключены
частицы честных древ; стихарь белый, фелонь нешвеную
каштанового цвета, епитрахиль и ручник вышитые
золотом. Все это, при содействии и руководительстве
Божием, смиренно посылаем вам на память, хорошо обвернув
тонким полотном и запечатав свинцовою печатью.
Никифор Константинопольский, патриарх
Цитировано по:
Творения Святого Отца нашего Никифора,
архиепископа Константинопольского. Минск, 2001
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Император Никифор
2. Патриарх Тарасий.
3. Средневековые греки называли себя Ρωμαϊίοι и гнушались названия Ελληνες, которое
обозначало язычников.
4. Лицо, особа.
5. Воскресение, вторая загробная жизнь.
6. Император Михаил I (с октября 811 по июнь 813 г.).
***
Труды святителя Никифора Константинопольского:
|