Корнелий Римский. Послание Киприану Карфагенскому
Память: 16 / 29 сентября
Святитель Корнелий, папа Римский (†253)
- известен как противник священника Новациана за римскую
кафедру, чрезмерно ревновавшего о чистоте вере и
отношению к грешникам. Сохранилось послание Корнелия к
Фабию Антиохийскому и два послания Киприану
Карфагенскому.
***
Корнелий Киприану желает здравствовать.
1. Насколько мы пребывали в тревоге и
скорбели об этих исповедниках, которые, обмануты
хитростью и коварством лукавого и состарившегося во лжи
человека. Были почти введены в заблуждение и отчуждены
от Церкви, настолько мы были обрадованы и возблагодарили
Бога всемогущего и Христа Господа нашего, когда они,
осознав свое заблуждение и поняв коварство человека,
подобного змию, исполненного яда лукавства, возвратились
в простоте воли, как они сами сердечно сознаются, в
Церковь, ия которой вышли. И до этого еще некоторые наши
братья, испытанные в вере, любящие мир и стремящиеся к
единству, сообщали нам уже о смятении одних и смягчении
упорства других, хотя и не столь доказательно, чтобы мы
так легко поверили в их чистосердечную перемену. Потом
же исповедники Урбан и Сидоний сами пришли к нашим
священникам и сказали, что исповедник и священник Максим
хочет вместе с ними возвратиться в Церковь. Но так как
многое вышло за их подписью, о чем ты знаешь от наших
соепископов и из моих писем, то, чтобы не поверить им
легкомысленно, мы сочли лучшим выслушать передававшееся
ими через своих посланцев из их собственных уст и в их
личном присутствии. Когда же они пришли, то были
допрошены священниками о содеянном ими и о том, что
совсем недавно от их имени рассылались всем Церквам
письма, исполненные клеветы и злословия, которые
взволновали почти все Церкви. Они утверждали, что были
обмануты и не знали содержания этих писем и что только
ложью были увлечены в раскол и стали причиной ереси,
согласившись возложить руки на этого якобы епископа.
Когда же за это и за другое, совершенное ими, они
получили выговор, они стали молить о прощении и предании
забвению их поступков.
2. После того как все дело было передано
мне, я решил пригласить священников (присутствовали
также пять епископов, которые и ныне здесь), чтобы,
созвав собор, общим согласием постановить, как следует
поступить в отношении этих лиц. А чтобы ты лучше знал не
только их общее побуждение, но и мнение каждого в
отдельности, я счел нужным направить тебе все материалы,
а также наше суждение, которое ты можешь прочитать в
приложении. После того как это было сделано, в собрание
духовенства вошли Максим, Урбан, Сидоний и многие из
присоединившихся к ним братьев, умоляя предать забвению
и не поминать ничего из совершенного ими прежде, а также
ничего из того, что было ими допущено или сказано, чтобы
ао взаимном прощении они представили Богу сердце чистое
и нескверное, по слову Евангелия: "Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5: 8). Затем, как и
следовало, все это дело было сообщено народу, чтобы все
знали о присоединении к Церкви тех самых, которых долго
видели и оплакивали, как заблудших и погибших. Когда
стало известно их желание, собралось большое число
братьев. Все в один голос благодарили Бога, слезами
выражая сердечную радость, обнимали их, словно сегодня
они были освобождены из тюремного заключения. Мне бы
хотелось привести и их собственные слова. "Мы, -
говорили они. - знаем Корнелия, епископа святой
Вселенской Церкви, избранного Богом всемогущим н Христом
Господом нашим. Мы осознаем свое заблуждение, ибо
пострадали из-за лжи, будучи обмануты хитрым коварством
и суесловием. Но хотя мы и вступили в некое видимое
общение с этим раскольником и еретиком, но душа наша
всегда искренне принадлежала Церкви. Мы знаем, что есть
один Бог, один Христос Господь, Которого мы исповедали,
один Святой Дух, и один должен быть епископ во
Вселенской Церкви". Это их исповедание не могло нас не
тронуть, и, помня о том, что они исповедали Христа перед
властями мира сего, как же можно было после этого не
подтвердить их возвращение в Церковь? Тогда мы повелели
священнику Максиму занять свое место, и других мы
приняли огромным большинством голосов народа. Остальное
мы оставили Богу всемогущему, во власти Которого все и
находится.
3. И вот, брат, тогда мы сразу,
незамедлительно написали тебе об этом, и как можно
скорее посадили аколита Никифора на корабль, чтобы, не
откладывая, передать вам это письмо, чтобы ты, как бы
лично присутствуя среди нашего клира и собрания народа,
вознес благодарение Богу всемогущему и Христу Господу
нашему. Мы глубоко верим, и даже считаем несомненным,
что и другие, поддавшиеся этому заблуждению, вскоре
вернутся в Церковь, увидев, что их главные деятели
находятся в общении с нами. И я полагаю, брат, что это
письмо следует тебе направить и другим Церквам, чтобы
все знали, что обман и лицемерие этого раскольника и
еретика день ото дня рассеиваются. Будь здоров,
возлюбленный брат!
Корнелий Римский, святитель
Святоотеческое наследие
|