Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные
поучения
Память: 18 / 31 марта
Святитель Кирилл Иерусалимский (350–386)
– участник Второго вселенского собора, автор ряда
богословских, например, 18 огласительных слов,
истолковывающих смысл Символа веры, и также пяти
тайноводственных слов, где он истолковывает обряды
совершения и смысл таинств и т.п.
***
Содержание
[К новопросвещенным, на слова из Петрова
Соборного первого послания, от сего места: Трезвитесь,
бодрствуйте (1Пет.5: 8), даже до конца того послания.]
1. Желал я и прежде, о истинные и
вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных
сих и небесных тайнах. Но так как точно знал, что зрение
более слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени,
чтобы найти вас через этот искус более приготовленными к
слушанию проповедуемого и тем бы удобнее ввести вас мне
в светлейший и благовоннейший цветник этого рая. Да и
подлинно вы учинились более способными к принятию этих
Божественных таин, сподобясь Божественного и
животворного Крещения. И поскольку должно предложить
трапезу совершеннейшего учения, то мы постараемся тому
научить вас, чтобы вы познали этих таин силу,
совершившуюся над вами в этот вечер Крещения.
2. Вы сначала взошли в преддверие
крестительного притвора, стоя лицом к западу, слушали,
по повелению простирали руку и как бы находящегося тамо
сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории
Ветхого Завета находится прообразование этого. Ибо когда
фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель,
угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда
Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства
египетского. И кровью агнца мазаны были перекладины и
косяки дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов,
имеющих знамение крови (см. Исх.12:22, 28), а таким
образом чудесно спасен был народ еврейский. Но когда
враг преследовал уже освобожденных и увидел море, для
них сверхъестественным действием разделившееся, бежал,
однако, поспешно за ними, тогда, внезапно будучи покрыт
волнами, потоплен в водах Чермного моря (см.
Исх.14:22–30).
3. Молю тебя прейти от этих вещей
древних к новым, от прообразования к истине. Там Моисей,
по повелению Божию, в Египет пришедший; здесь Христос,
от Отца в мир посылаемый. Там пророк, да изведет из
Египта народ угнетаемый; здесь Христос, да избавит
человеков, грехом отягощаемых в мире. Там кровь Агнца
отвратила губителя; здесь кровь Агнца пречистого (см.
1Пет.1:19) Иисуса Христа соделалась прогнанием бесов.
Тот мучитель гнал до моря древних людей; и тебя лютый,
бесстыдный и началозлобный демон преследовал даже до
оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а этот в
спасительной воде исчезает.
4. Но еще ты слышишь, повелевается тебе,
простерши как будто к находящемуся близ тебя руку,
сказать: отрицаюся тебе, сатано. Хочу сказать и то, для
чего вы лицом к западу стояли, ибо это нужно. Поскольку
место видимой тьмы есть запад, сатана же, будучи тьма,
во тьме и державу имеет; для того, прознаменовательно
смотря на запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного
князя. Что же, стоя, всякий из вас говорил? Отрицаюся
тебе, сатано, тебя, злого и лютейшего мучителя. Ты
говоришь: я уже силы твоей не боюся. Ибо ее разрушил
Христос, приобщившись крови и плоти моей, да через это
упразднит смертью смерть, да не буду я через всю жизнь
повинен работе (см. Евр.2:15). Отрицаюся тебе, лукавого
и злохитрейшего змея. Отрицаюся тебе, коварного, под
притворством дружества соделавшего всякое беззаконие и
произведшего в наших прародителях отступление от Бога.
Отрицаюся тебе, сатана, всякой злобы изобретателя и
споспешника.
5. Потом во втором слове научаешься
говорить: и всех дел твоих. Дела же сатаны – всякий есть
грех, которого и отрицаться нужно: подобно как от
мучителя кто, убежав, убегает всячески также и оружия
его. Итак, всякий род греха относится к делам диавола.
Впрочем, ведай, что все сказанное тобой, наипаче в этот
страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты
сему что-либо противное сделаешь, как преступник осужден
будешь. Поэтому ты отрицаешься дел сатанинских, всех,
говорю, деяний и помышлений, противных разуму.
6. Потом говоришь ты: и всея гордыни
твоея. Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и
конские бегания, ловли со псами и всякая такая суета, от
которой избавиться моля, святый пророк глаголет к Богу:
Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс.118:37). Да
не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где
ты увидишь наглости шутов, производимые с бесстыдством и
со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных
мужей плясания. Да не будет вожделенно тебе также
безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям, для
прихоти своей окаянной утробы. Такие, чтобы угодить
своему чреву яствами, сами по справедливости бывают
пищей зверей неукротимых. А правильнее сказать, они для
своего чрева, которое бог их (см. Флп.3:19), собственную
жизнь свою погубляют через единоборство. Убегай и
конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души,
потому что все это гордыня диавола есть.
7. Еще и то, что в идольских
празднествах приносимо было, мясо ли то, или хлебы, или
что другое, подобное этому, оскверненное призыванием
демонов нечистых, причитается к гордыне диавола. Ибо как
хлеб и вино Евхаристии, прежде святого призывания
поклоняемой Троицы, были простым хлебом и вином, по
совершении же призывания хлеб соделывается Телом
Христовым, а вино бывает Кровью Христовой, так равно и
эти брашна гордыни сатанинской, будучи по своему
естеству простыми, скверными делаются через призывание
демонов.
8. После этого ты говоришь: и всего
служения твоего. Служение же диаволу есть молитва,
совершаемая в капищах; все бывающее для чествования
бездушных идолов: зажигание свеч, или каждение при
источниках и реках, так как иные, прельщены быв
сновидениями или бесами, приходили на эти воды в надежде
обрести уврачевание и телесных недугов, или что иное
такого рода, – ты к этому не приобщайся. Птицегадание,
чарование, предсказывания, или привески на шее против
очес призора, или на листах написания, волхвования, или
иные злые хитрости и другие, этим подобные непотребства,
суть служения диаволу. Итак, бегай этого, ибо если ты в
это впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со
Христом, то испытаешь большую жестокость мучителя,
который прежде с тобой поступал как будто с домашним
своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно
преогорчен тобой: и Христа лишишься, и от сатаны большую
злобу к себе увидишь. Не слышал ли ты древнего
повествования о Лоте и его дочерях (см. Быт.19:15, 30)?
Не спасся ли он с дочерями, когда ушел в гору, а жена
его не превратилась ли в столп соляной, чтобы остаться
ей вечным памятником злого изволения и обращения взора
назад (см. Быт.19:26)? Внимай ты себе (см. Втор.4:23) и
не обращайся вспять, возложив руку свою на плуг (ср.
Лк.9:62), но беги в гору (см. Быт.19:17) ко Христу
Иисусу, ко этому камню, без рук отторгшемуся от горы
(Дан.2:35, 45) и исполнившему вселенную.
9. Когда же ты отрицаешься сатаны,
разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее согласие
с адом (см. Ис.28:15), тогда отверзается тебе рай Божий,
на востоке насажденный (см. Быт.2:8), откуда за
преступление изгнан был наш праотец (см. Быт.3:23).
Означая это, обратился ты от запада к востоку, стране
света. В то время тебе повелено сказать: верую во Отца,
и Сына, и Святаго Духа, и во едино крещение покаяния. О
чем в первых поучениях, сколько благодать Божия
споспешествовала, пространно тебе сказано.
10. Итак, этими словами утверждаем
будучи, трезвися. Ибо противник ваш диавол, как недавно
читано, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить
(1Пет.5:8). Да и подлинно в прежние времена смерть
господствовала, но при святой бане пакибытия отъял Бог
слезы со всех лиц (Ис.25:8). Ибо ты более не будешь
плакать, совлекшись ветхого человека, но возрадуешься
(см. Ис.61:10), облекшись в ризу спасения, во Христа
Иисуса (см. Рим.13:14).
11. И это произошло с вами в преддверии
Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих
тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем
образы вещей, совершающихся там. Богу же Отцу слава,
держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки
веков. Аминь.
[О Крещении. На слова апостола из
Послания к Римлянам, от места: Неужели не знаете, что
все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его
крестились? До места: вы не под законом, но под
благодатью (Рим.6:3–14).]
1. Полезны нам повседневные тайноводства
и новейшее учение о вещах новейших, а особенно вам,
обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как
нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним
тайноводством, чтобы вы уразумели, какие вещи
изображаются тем действием, которое совершено вами во
внутреннем притворе.
2. Итак, немедля по входе вашем вы
сложили с себя ризу, и это значило: совлечься ветхого
человека с делами его (Кол.3:9). По сложении ризы вы
были наги, подражая и в этом Христу, на Кресте
обнаженному, через обнажение совлекшему Начала и Власти
и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними
(см. Кол.2:14–15). А поелику в членах ваших таились
противные силы, то и не подобает вам более носить ветхие
ризы, не эти, говорю, всеконечно, чувственные, но
ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
(Еф.4:22). В этого человека да не облекается вновь душа,
единожды этого совлекшаяся, но да повторяет слово,
которое в Песни Песней говорит невеста Христова: Я
скинула хитон Мой; как же мне опять надевать его?
(Песн.5:3). О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех
– и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного
Адама, который был наг в раю и не стыдился (см.
Быт.2:23).
3. Потом, совлекшись, вы были помазаны
елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и
соделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа. Ибо,
отсекшись от дикой маслины, вы прицепились к доброй
маслине и приобщилися туку доброй маслины. Итак,
заклинательный елей означал участие в умащении
Христовом, которое отражает всякий след сопротивной
силы. Как дуновение святых, подобно сильнейшему пламени,
палит и гонит бесов, так и заклинательный сей елей,
призыванием Бога и молитвой, такую приемлет силу, что не
только, попаляя следы грехов, очищает, но и все
невидимые лукавого силы изгоняет.
4. После этого вы были ведомы ко святой
купели Божественного Крещения, каким образом Христос от
Креста к предлежащему гробу. И вопрошаем был всякий из
вас, верует ли во имя Отца, и Сына, и Святого Духа? И вы
исповедали спасительное исповедание, и погружались
троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы
знаменательно изобразили тридневное погребение Христово.
Ибо как Спаситель три дни и три ночи пребыл во чреве
земли (см. Мф.12:40), так и вы первым из воды появлением
изобразили первый день, а погружением -первую ночь
Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более
не видит, а днем во свете обращается, подобно и в
погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в
появлении из воды как во дни были. И в то же время вы
умирали и рождались; и эта спасительная вода была вам и
гроб и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, это
и вам приличествует. Там сказал: время рождаться, и
время умирать (Еккл.3:2); о вас же, напротив: время
умирати и время раждатися. И единое время совершило и то
и другое: и смерть и рождение ваше вкупе сошлись.
5. О странное и чудное дело! Не истинно
мы умерли, не истинно погребены были, не истинно по
распятии воскресли, но в образе подражание, а в истине
спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен,
истинно и воскрес и все это дал нам по благодати, да
подобием приобщившись Его страданиям, самой истиной
приобрящем спасение. О человеколюбие непостижимое!
Христос на пречистых руках и ногах Своих принял гвозди и
претерпел страдание, а мне, хотя я не болел и не
страдал, спасение дарует по единому общению страстей
Его.
6. Итак, никто не помышляй, что якобы
крещение есть благодать оставления грехов только, каково
было Иоанново крещение; но оно есть и благодать
усыновления. Поскольку вы подлинно знаете, что оно есть
как оставление грехов и подаяние дара Святого Духа, так
и страстей Христовых изображение. Ибо для этого и Павел,
недавно вопия, говорил: Неужели не знаете, что все мы,
крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим.6:3–4).
Это говорил он к тем, которые полагают, что в крещении
хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не
бывает общения Христовых страстей в подобии.
7. Поэтому, чтобы мы уразумели, что
Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего
спасения претерпел, самой истиной, а не привидением, и
что мы бываем общниками Его страдания, Павел вопиял со
всякой известностью: Ибо если мы соединены с Ним
подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием
воскресения (Рим.6:5). Изрядно же сие слово, соединены;
ибо как здесь [1] насадился виноград истинный, то и мы,
приобщившись крещением смерти, сделались ему
сообразными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на
слова апостола. Ибо не сказал: как мы соединены с Ним
смертью Его, но: подобием смерти. Ибо истинно ко Христу
относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от
тела, и истинное погребение, потому что чистой
плащаницей повито было Его святое тело (см. Мф.27:59), и
все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и
страданий, а спасения не подобие, но истина.
8. Уразумевши это, сохраняйте в памяти,
молю вас, да и я, недостойный, скажу о вас: Хвалю вас,
братия, что вы все мое помните и держите предания так,
как я передал вам (1Кор.11:2). Силен же есть Бог,
Который представил вас Богу, как оживших из мертвых
(Рим.6:13), дать вам, ходить в обновленной жизни
(Рим.6:4), ибо Тому слава и держава, ныне и вовеки.
Аминь.
[О Миропомазании. На слова из Иоаннова
Соборного послания первого, от места: И вы помазание
имате от Бога и весте вся (ср. 1Ин.2:20) – до места: и
не посрамимся от Него в пришествии Его (1Ин.2:28).]
1. Во Христа крестившись и во Христа
облекшись (см. Гал.3:27), вы Сыну Божию сообразными (см.
Рим.8:29) учинились. Поскольку Бог, предопределивший
(см. Еф.1:5) вас в усыновление, учинил сообразными телу
славы Христовой (см. Флп.3:21). Соделавшись же
причастниками Христу (см. Евр.3:14), вы достойно
именуетесь христианами, то есть помазанными, и о вас Бог
сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс.104:15).
Помазанными же вы соделались, когда приняли тождеобразие
Святого Духа: и все на вас образно, то есть в подобии,
совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в
реке Иордане и преподав от пота Своего Божественного
благоухание водам, восшел от них, и было на Него
существенное наитие Святого Духа, когда на подобном
подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купели
священных вод, преподано помазание, сообразное тому,
которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о
Котором и блаженный Исаия в своем пророчестве говорил от
лица Господня: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь
помазал Меня благовествовать нищим (Ис.61:1).
2. Ибо елеем, или миром телесным,
Христос от человек не был помазан, но Отец, предпоставив
Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как
Петр говорит: как Бог Духом Святым и силою помазал
Иисуса из Назарета (Деян.10:38). И Давид-пророк вопиял,
вещая: Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл
царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел
беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем
радости более соучастников Твоих (Пс.44:7–8). И каким
образом Христос воистину был распят, погребен и воскрес,
а вы через крещение в подобии и сраспяться, и
спогребстись, и восстать с Ним удостоились, так и в
Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то
есть Духом Святым, который елеем радости нарицается,
потому что есть виновник духовной радости; вы же
помазались миром, сделавшись общниками Христу и
причастниками.
3. Но смотри не почитай этого мира
простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании
Святого Духа, не есть более простой хлеб, но Тело
Христово, так и святое миро не есть более простое, ни
обыкновенное по призывании, но дар Христа и Духа
Святого, присутствием Божества Его бывающий
действительным. Им знаменательно помазуются твое чело и
другие орудия чувств. И когда видимым образом тело
помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа
освящается.
4. И, во-первых, помазаны вы были на
челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый
преступник человек обносил повсюду (см. Быт.3:7–8). И
чтобы откровенным лицом вы славу Господню созерцали (см.
2Кор.3: 18). Потом на ушах, чтобы получить вам для
слышания Божественных таин ухо, о котором сказал Исаия:
пробуждает ухо Мое Господь, чтобы Я слушал (Ис.50:4). И
Господь Иисус в Евангелии: имеющий уши слышать, да
слышит (ср. Мф.11:15). После на ноздрях, чтобы вы,
Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Ибо мы
Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих
(2Кор.2:15). Далее на персях: да облекшись в броню
праведности, чтобы вам можно было стать против козней
диавольских (Еф.6:14, 11). Ибо как Христос по крещении и
по наитии Святого Духа, исшед, победил супостата (см.
Мф.4:1 и след.), так и вы по Святом Крещении и по
таинственном Миропомазании, облекшись в оружие Святого
Духа, стали против силы супостата и ее побеждаете,
восклицая: Все могу в укрепляющем меня Христе (ср.
Флп.4:13).
5. Этого святого Миропомазания
удостоившись, вы называетесь христианами, оправдывая
возрождением и само имя. Ибо, прежде чем вы сподобились
этой благодати, вы этого наименования собственно
достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть
христианами.
6. Ведать же вам надлежит, что
Миропомазания этого прообразование находится в Ветхом
Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал
своему брату (см. Лев.8:1–2) и поставлял его в
первосвященника, то по измытии водой помазал его (см.
Лев.8:6, 12), и он был назван помазанником (Лев.4:5), то
есть от помазания образовательного. Так и Соломона,
возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе
(см. 3Цар.1:39, 45) Но все это происходило с ними, как
образы (1Кор.10:11). Вам же необразно, истинно, потому
что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего
спасения Христос, ибо Он истинно есть начаток, вы же –
целое. Если начаток свят, явствует, что и в целое
перейдет святость (ср. Рим.11:16).
7. (Это помазание) сохраните непорочно,
ибо оно само учит вас всему (1Ин.2:27), если в вас
пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна
говорящего и много об этом помазании любомудрствующего.
Ибо оно есть священие, телу духовное хранение и души
спасение. Об этом от древних времен блаженный Исаия,
предсказывая, говорил, что сотворит Господь всем народам
на горе этой (см. Ис.25:6); горой же называет он
Церковь, как и в другом месте, когда говорит: И будет в
последние дни, гора дома Господня будет поставлена во
главу гор (Ис.2:2). Испиют вино, испиют радость,
помажутся миром (см. Ис.25:6–7). И чтобы утвердить тебя,
слушай, что говорит он об этом мире, как о таинственном:
уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы,
покрывало, лежащее на всех племенах (Ис.25:7). Итак, вы,
этим святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе
непорочно и неукоризненно, успевая в добрых делах и
благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу,
Которому слава во веки веков. Аминь.
[О Теле и Крови Христовых. На слова из
Павлова Послания к Коринфянам: Ибо я от Самого Господа
принял то, что и вам передал и проч. (1Кор.11:23).]
1. Даже одно это блаженного Павла учение
довольно для того, чтобы удостоверить вас о Божественных
тайнах, которых сподобясь, вы соделались Христу
стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял апостол: что
Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите,
сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание (1Кор.11:23–24). И, взяв чашу и благодарив,
подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь
Моя (Мф.26:27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о
хлебе: сие есть Тело Мое, после этого кто уже осмелится
не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия
есть Кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет, что это не
Кровь Его?
2. Он в Кане Галилейской некогда воду
претворил в вино (см. Ин.2:1, 10), сходное с кровью, и
недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если
зван быв на брак телесный, совершил Он это преславное
чудо, не паче ли, сынам чертога брачного (Мф.9:15)
даровав Свое Тело и Кровь Свою в наслаждение, требует
исповедания нашего.
3. Почему со всякой уверенностью примем
это как Тело и Кровь Христовы. Ибо в образе хлеба дается
тебе тело, а в образе вина дается тебе кровь, чтобы,
приобщившись Тела и Крови Христа, соделался ты Ему
стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и
христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим
членам. Так, по словам блаженного Петра, соделаемся
причастниками Божеского естества (2Пет.1:4).
4. Некогда Христос, беседуя, говорил к
иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и
пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни
(Ин.6:53). Они же, не духовно услышав реченное, но
соблазнившись, отошли от Него (Ин.6:66), думая, что к
плотоядению склоняет их.
5. Были и в Ветхом Завете хлебы
предложения, но они, как относившиеся к Ветхому Завету,
отменены. А в Новом Завете существуют хлеб небесный и
чаша спасения (см. Пс.115:4), освящающие душу и тело.
Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе
приличествует.
6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не
разумей простыми, ибо Тело суть и Кровь Христовы, по
изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет
это, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о
вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты
сподобился Тела и Крови Христовых.
7. И объясняет тебе Давид сего
(Таинства) силу, говоря: Ты приготовил предо мною
трапезу в виду врагов моих (Пс.22:5). А слова его
означают сие: прежде Твоего пришествия трапезу человекам
бесы уготовляли, нечистую и скверную (см. Мал.1:7),
исполненную диавольской силы; но по Твоем пришествии, о
Владыко! Ты приготовил предо мною трапезу. Когда человек
говорит Богу: уготовал еси предо мною трапезу, – что
иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу,
которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного
противную и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо та
общение имела с демонами, а эта – общение с Богом.
Умастил елеем голову мою (Пс.22:5). Елеем умастил твою
главу на челе, через печать, которую ты имеешь от Бога,
чтобы ты был образом печати с надписью "Святыня
Господня" (Исх.28:36). Чаша моя преисполнена (Пс.22:5).
Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял
Иисус в руки, благодарил и сказал: ибо сие есть Кровь
Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов (Мф.26:28).
8. Почему и Соломон, об этой
гадательствуя благодати, в Екклесиасте говорит: иди, ешь
с весельем хлеб твой (Еккл.9:7) (то есть духовный хлеб.
И через слово прииди именует спасительное и
блаженнотворное призывание). И пей в радости сердца вино
твое, т.е. вино духовное. И да не оскудевает елей на
голове твоей (Еккл.9:8) (видишь ли, как и таинственное
назнаменовал Миропомазание?). Да будут во всякое время
одежды твои светлы, ибо Бог благоволит к делам твоим
(Еккл.9:7–8). Ибо прежде, чем приступил ты к благодати,
суета сует (Еккл.1:2) были дела твои. Когда же совлекся
ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит
во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим,
что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в
белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые
(т.е. духовные) нужно тебе одеваться, чтобы говорил ты с
блаженным Исаией: возвеселится душа моя о Боге моем; ибо
Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня
(Ис.61:10).
9. Об этом узнав и удостоверившись, что
видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но
Тело Христово и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу
так представляется, но Кровь Христова, как об этом
древле и Давид, воспевая, говорил: и хлеб, который
укрепляет сердце человека, и елей, от которого блистает
лице его (Пс.103:15), укрепляй сердце твое, причащаясь
того как духовного: умащай лицо души твоей. Имея его
откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню,
о, когда бы приходил ты от славы в славу (2Кор.3:18), о
Христе Иисусе! Которому честь, и держава, и слава во
веки веков. Аминь.
[Из Петрова соборного послания: Итак,
отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и
проч. (1Пет.2:1).]
1. По Божию человеколюбию, в прошедших
собраниях довольно вы слышали о Крещении, Миропомазании
и причащении Тела и Крови Христовых; ныне же к
последующему должно перейти нам и сегодня положить венец
духовному созиданию вашей пользы.
2. Итак, вы видели диакона, подающего
умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник
Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он
воду, не по этой причине. Ибо мы с плотскою скверною не
входим в Церковь. Но умовение знаменует, что надлежит
вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как
руки суть образ деяния, то через умовение их изображаем,
следовательно, чистоту и непорочность деяний. Не слышал
ли ты блаженного Давида, это тайноводственно
излагающего: буду омывать в невинности руки мои и
обходить жертвенник Твой, Господи (Пс.25:6)? Итак,
умывать руки, значит, быть неповинным осуждению за
грехи.
3. Потом вопиет диакон: обымите друг
друга, и друг друга целуем; не думай, чтобы это
целование одинакое было с теми лобзаниями, какие на
торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково это
лобзание: оно души взаимно соединяет и между собой
совокупляет непамятозлобием. Итак, целование это
знаменует соединение душ и отгнание всякого
памятозлобия. Посему-то сказал Христос: Итак, если ты
принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар
твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с
братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой
(Мф.5:23–24). Следовательно, лобзание есть примирение и
потому свято, как блаженный Павел вопиял, говоря:
Приветствуйте друг друга святым целованием (1Кор.16:20);
и Петр: лобзанием любви (1Пет.5:14).
4. После того иерей возглашает: горе
(имеем) сердца. Ибо воистину в тот страшный час надлежит
горе иметь сердце к Богу, а не долу к земле и к земным
вещам. Потому это возглашение то же есть, как бы
повелевал иерей, чтобы все в час оный оставили житейские
попечения и домашние заботы, а имели бы сердце на небе к
Человеколюбцу Богу. На это вы отвечайте: имамы ко
Господу, согласуясь на это повеление через ваше
исповедание. Итак, здесь никто не должен предстоять в
таком расположении, чтобы устами говорил: имамы ко
Господу, а умом бы помышлял о житейских попечениях. И
всегда надлежит помнить Бога, а если это ради
человеческой немощи невозможно, по крайней мере, в этот
час о том с любовью позаботиться должно.
5. Далее говорит иерей: благодарим
Господа. Поистине долженствуем благодарить Бога, что
нас, недостойных, призвал в такую благодать; что, будучи
врагами, мы примирились с Богом (Рим.5:10); что удостоил
нас Духа усыновления (Рим.8:15). На это говорите вы:
достойно и праведно. Ибо, воссылая благодарение, мы
совершаем достойное и праведное дело; Бог же не по
правде, но выше правды действуя, облагодетельствовал нас
и таких благ сподобил.
6. Поэтому вспоминаем небо, землю и
море, солнце и луну, звезды и всю тварь, словесную и
бессловесную, видимую и невидимую, Ангелов, Архангелов,
Силы, Господствия, Начала, Власти, Престолы, Херувимов
многоочитых (см. Иез.10:21 и 1:6), как бы говоря с
Давидом: Величайте Господа со мною (Пс.33:4). Поминаем
же и Серафимов, которых Духом Святым видел Исаия,
стоящих окрест Божия Престола и двумя крылами
закрывающих лицо, двумя же – ноги, а двумя – летающих и
восклицающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф
(Ис.6:2–3). И для того преданное нам от Серафимов
богословие это повторяем, да соделаемся причастниками
песнопения вместе с премирными воинствами.
7. После этого, освятив себя духовными
этими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспошлет
Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо
тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всего, чего
коснется Дух Святый, освящается и прелагается.
8. Потом, по совершении духовной жертвы,
бескровной службы, при той же самой жертве
умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире церквей, о
благосостоянии мира, о царях, о воинах и сподвижниках, о
находящихся в немощах, об утомляемых трудами и вообще
обо всех, требующих помощи, молимся мы все и эту
приносим жертву.
9. После поминаем и прежде почивших,
во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников,
чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление
наше. Потом и о преставльшихся святых отцах и епископах
и вообще обо всех из нас, прежде почивших, веруя, что
превеликая будет польза душам, о которых моление
возносится в то время, как святая предлежит и страшная
жертва.
10. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я
знаю, многие говорят: какая польза душе с грехами или
без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в
молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему
в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы
ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им
облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших,
если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец
соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения,
приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца
Бога.
11. По окончании этого ту молитву,
которую Спаситель передал ученикам Своим, читаем, с
чистой совестью нарицая Бога Отцом и произнося: Отче
наш, Иже еси на небесех (см. Мф.6:9). О превеликое
человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились и
были в крайней против Него злобе, такое даровал забвение
оскорблений и причасти благодати, что и Отцом Его
называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же те
быть могут, которые носят образ небесного (1Кор.15:49) и
в которых Бог вселился и ходит (см. 2Кор.6:16).
12. Да святится имя Твое. Свято по
естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но
в согрешающих иногда оскверняется, по слову: Ибо ради
вас, как написано, имя Божие хулится у язычников
(Ис.52:5; Рим.2:24). Для того молимся, чтобы в нас имя
Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым,
начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым
делается, когда сами освящаемся и достойное святыни
делаем.
13. Да приидет Царствие Твое. Чистая
душа с дерзновением сказать может: да приидет Царствие
Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не царствует
грех в смертном вашем теле (Рим.6:12), и кто очищает
себя деянием, и мыслью, и словом, тот может сказать
Богу: да приидет Царствие Твое.
14. Да будет воля Твоя, яко на небеси и
на земли. Божественные и блаженные Ангелы Божий творят
волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: Благословите
Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие
слово Его (Пс.102:20). Посему ты, моляся, говоришь это в
таком значении: как в Ангелах Твоя бывает воля, так и на
земле во мне да будет, Владыко!
15. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей святой есть
насущный: вместо того чтобы сказать – на существо души
устрояемый. Этот хлеб не во чрево входит и из чрева
исходит (см. Мф.15:17), но во весь твой состав
разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь
–говорится вместо – на всякий день, как и Павел сказал:
доколе можно говорить: "ныне" (Евр.3:13).
16. И остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим. Ибо многие мы имеем
прегрешения. Потому что согрешаем словом и мыслью и
делаем очень многое, достойное осуждения. И если
говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя
(1Ин.1:8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем
условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы
ближним – долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы
получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг
другу. Бывающие нам оскорбления малы, легки и
удобопростительны, а от нас бывающие Богу велики и Его
только человеколюбия требующие. Итак, блюдися, чтобы для
малых и легких против тебя согрешений ты не затворил
самому себе от Бога прощение тягчайших твоих
прегрешений.
17. И не введи нас во искушение
(Господи)! О том ли Господь научает нас молиться, чтобы
нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в
одном месте, что человек неиспытанный, неопытен (см.
Сир.34:9–10) и в другом: С великою радостью принимайте,
братия мои, когда впадаете в различные искушения!
(Иак.1:2). Но войти в искушение не значит ли быть
поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть
некоему потоку, трудному для перехождения.
Следовательно, которые, находясь в искушениях, не
погружаются в них, те переходят, как искуснейшие
плаватели, не быв потопляемы ими; а которые не таковы,
те, вошедши, погружаются, как, например, Иуда, вошедши в
искушение сребролюбия, не переплыл, но, погрузившись,
утонул телесно и духовно. Петр вшел в искушение
отвержения, но, вошедши, не погряз, а, мужественно
переплыв, от искушения освободился. Послушай еще и в
другом месте, как всецелый лик святых благодарит за
избавление от искушения: Ты испытал нас, Боже,
переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в
сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на
главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на
свободу (Пс.65:10–12). Видишь ли их, дерзновенно
радующихся о том, что пришли, а не увязли? и Ты вывел,
говоря, нас на свободу (Пс.65:12). Войти им в покой –
значит освободиться от искушения.
18. Но избави нас от лукаваго. Если бы
не введи нас во искушение то значило, чтобы совсем не
быть искушаему, то не прибавил бы: но избави нас от
лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого
избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь
ты: аминь. Запечатлевая через аминь, что значит да будет
все, что в богоданной этой молитве содержится.
19. По совершении этого говорит иерей:
Святая святым. Святая суть предлежащие Дары, принявшие
наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа
Святого. Итак, Святая святым приличествуют. На это вы
говорите: един Свят, един Господь Иисус Христос. Ибо
поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы, но
не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве.
20. После того вы слышите певца, песнью
Божественной призывающего вас к причащению святых Тайн и
говорящего: Вкусите, и увидите, как благ Господь!
(Пс.33:9). Не телесному вкусу давайте судить об этом,
никак, но вере несомненной. Ибо вкушающим не хлеб и вино
вкушать повелевается, но противообразное, Тело и Кровь
Христовы.
21. И так приходя, не с простертыми
дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую
руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять,
и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи:
аминь. И так с опасением, освятив очи твои
прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь,
чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что
погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься.
Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не
стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня,
чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с
большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных
честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая
крупица не упала?
22. Потом, по причащении Тела Христа,
приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь
и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися
и Крови Христовой причастись. И когда еще находится
влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и
чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы,
благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств.
23. Держите эти предания непорочно и
беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя
не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих
священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит
вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей
целости да сохранится без порока в пришествие Господа
нашего Иисуса Христа (1Сол.5:23). Которому да будет
слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и
присно и во веки веков. Аминь.
1. Библия. Книги Священного Писания
Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с
параллельными местами и приложениями. Данилов мужской
монастырь. Даниловский благовестник, 2008. (Перепечатано
с издания Московской Патриархии.)
2. Библия. Книги Священного Писания
Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском языке с
параллельными местами. Российское библейское общество,
2005. Репринтное издание. (Санкт-Петербург, Синодальная
типография, 1900 г. По благословению Святейшего
правительствующего Синода.)
Кирилл Иерусалимский, святитель
Цитировано по:
Святитель Кирилл, Архиепископ
Иерусалимский.
Поучения огласительные и
тайноводственные. - М.:
Синодальная библиотека Московского
Патриархата,
1991. - С. 1-340. Репринтное
воспроизведение издания 1822 г.
Азбука веры
Примечание
1. Разумей гроб Господень, пред которым
святитель Кирилл преподавал учение.
***
Труды святителя Кирилла Иерусалимского:
|