Правила Феофила архиепископа Александрийского
Канонические провозглашение архиепископа
Феофила при наступлении святых
Богоявлений в неделю...
1. И обычай и долг требуют от нас чтити
всякий воскресный день, и праздновати оный: понеже в сей
день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение
из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в
Священном Писании, что составляющий для нас начало
жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но
когда случилось в сей день быти посту пред святым
Богоявлением: то благоучредили оный, разсудительно
применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников,
мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня
воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно
воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго
собрания, которое в сей день, по изволению Божию,
совершается. Итак в сей день да собираемся в час
девятый. Его же наставление, данное Аммуну.
2. С бывшими в общении ариан, и доныне
удерживающим за собою церкви, да будет поступаемо по
обычаю, то есть таким образом, чтобы поставляемы были
другие, свидетельствуемые в православии, а они
оставались в общении, и чтобы распоряжения о них были
согласны с тем, как и в других городах поступили сущие в
Фиваиде православные епископы. Поставленные от епископа
Аполлона и бывшие в общении с арианами, имеющим церкви,
да подвергнутся епитимии, аще учинили сие по своему
произволению: аще же из послушания своему епископу,
тогда пребывают в общении, как неразумевшие, яко
неразумно поступили. Впрочем аще весь народ отвергнет их
с прочими: то да рукоположатся другие. Аще же приемлет
их купно с теми, с коими они вступили в общение: то и к
ним да будет применен обычай, которому следовали все
сущие в Фиваиде православные епископы.
3. О Висте, поставленном в пресвитера в
Ереве, изследованию быти подобает. Аще он некоей
отлучившейся от живаго мужа учинил насилие: то да не
будет попущено ему быти пресвитером, когда как не должен
он, и яко мирянин входити в церквоь, которая обыкновенно
таковых отлучает. Впрочем сие да не поставляется в
предосуждение епископу Аполлону, аще поставил его по
неведению: ибо святый собор повелел извергати
недостойных, которых преступление обличилось после
рукоположения.
4. О Суре, поелику епископ Аполлон
утверждает, яко отослал его и отчуждил от церкви, то да
будет тако, как определил епископ: но да будет ему
предоставлено принести свое исповедание, аще хощет, и не
доволен определением епископа.
5. О Пануфе, поставленном во диакона в
Луконе, подобает быти изследованию, и аще дознано будет,
яко он, будучи оглашенным, взял свою племянницу в
общение брака: то по крещении, быв введен в клир, да
пребудет в клире, аще токмо она скончалась, и он после
крещения не сообщался с нею. Аще же он, будучи верным,
взял свою племянницу в общение брака: то да будет чужд
клира. Но нет предосуждения епископу Аполлону, аще
поставил его по неведению.
6. О Иакове надлежит быти изследованию.
Аще он, будучи чтецом, явился виновным в преступлении
любодеяния и от пресвитеров извержен, а потом приял
рукоположение: то да извержется от своей степени,
впрочем по тщательном изследовании, а не по единому
подозрению происшедшему от наушничества и злословия. Аще
же не обрящется повинным: да пребудет в клире. Ибо не
должно внимати суетным нареканиям.
7. О имеющих рукоположитися сей да будет
устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да
изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с
согласием священства да совершит рукоположение среди
церкви, в присутствии народа, и при возглашении
епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем.
Тайно же да не бывает рукоположения. Ибо когда церковь
пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично
совершатися в церквах в присутствии святых. В местах же,
где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков,
рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании
от истинно православных священнослужителей, такожде в
присутствии епископа, и при провозглашении его к
присутствующему народу, токмо так, чтобы не последовало
некоего уклонения от праваго пути.
8. Приношения для безкровной жертвы, по
употреблении нужнаго для таинства, да разделяют между
собою принадлежащие к клиру: и да не яст и да не пиет от
оных оглашенный, но токмо принадлежащие к клиру, и сущие
с ними верные братия.
9. Понеже Иеракс глаголет: яко некто не
должен быть в клире, как обвиняемый в любодеянии; но
епископ Аполлон утверждал тогда, что ни единаго
обвинителя не явилось против него: то да произведется
изследование и о сем. И аще явится некий достоверный
обвинитель, и преступление доказано будет представлением
достоверных свидетелй, то да извержется от церкви: аще
же достоин клира, и имеет свидетельство о своем
целомудрии, то да пребудет в клире.
10. С согласия всего священства да
назначится другий иконом, на определение коего
соглашается и епископ Аполлон, дабы церковное достояние
употребляемо было на что должно.
11. Вдовицы и убогие, и странствующие
пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не
присвояет церковнаго достояния.
Его же к Афингию епископу о так
именуемых чистых.
12. Известило меня твое благочестие, яко
некоторые из именующих себя чистыми, желают
присоединитися к Церкви. А понеже великий собор
блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8:19),
определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему
уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших
присоединится к Церкви, аще токмо житие их
добородетельно, и нет никакого тому препятствия. Его же
Агафону епископу.
13. Максим утверждал, яко вступил в
незаконное супружество, по неведению законов Церкви: и
поелику его смущает отлучение его от собраний церковных,
то уверял, яко, учинив беззаконие по неведению, по
согласию воздержится от незаконнаго сожития, на что и
жена его согласна. И так, аще усмотришь, яко они делают
сие по согласию и не обманывают: то, поелику десять лет
уже прошло от их сочетания, аще заблагоразсудишь
поставить их с оглашенными, устрой тако. Аще же
примечаешь, яко хотят обманути, и потребна против них
еще строгость: сотвори, что Бог тебе внушит,
руководствуясь во всем осмотрительностию. Ибо находясь
на месте, лучше можешь знати расположение их.
Его же Мине епископу.
14. Законное дело соделали пресвитеры в
веси Гемине, аще истину глаголет принесшая писание
Евставфия: она сказует, яко Кирадию, причинявшую обиды и
нехотевшую прекратити неправду, они отлучили от собрания
церковнаго. Но поелику я удостоверился, яко она, врачуя
порок свой, желает принята быти в общение с Церковью: то
потщися расположити ее, да первее престанет от неправды,
и привести ее в покаяние, и таким образом, аще
уразумеешь, яко к Закону Божию обращается, желая быти в
церковных собраниях, то разреши ей быти в оных купно с
народом верных.
Святоотеческое наследие
|