Андрей Критский. Слово в неделю Ваий [1]
Память: 4 июля / 17 июля
Святитель Андрей Критский - великий
иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал
много богослужебных песнопений, и стал основателем новой
литургической формы - канона. Из составленных им канонов
более всего известен Великий покаянный канон, читаемый
Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного
чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от
немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь
лет исцеление после Причастия.
Святитель
Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая.
Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год
***
Приидите, возлюбленные, сретим Христа,
Который днесь возвращается из Вифании и добровольно
грядет на честную и блаженную страсть нашего ради
спасения. Ныне грядет во Иерусалим Тот, Кто для нас
сошел свыше, дабы нас, лежащих долу, возвысить с Собою
"превыше всякаго начальства, и власти, и силы,.. и
всякаго имене именуемаго" (Еф. 1:21), грядет же не
как ищущий славы и не с великолепием, но является
кротким и смиренным. Что смирнее подъяремника? Он же
(Христос Спаситель), седящий на херувимех, не устыдился
возсесть на жребя, как на трон, исполняя древний
пророческий глас: "рцыте дщери Сионове: се Царь твой
грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя сына
подъяремнича" (Зах. 9:9; Мф. 21:5). Приидите и будем
подражать изшедшим в сретение Господу, не одежды и ваия
распростирая по пути Его, но елико возможно, сами
распростираясь смиренным духом и правым сердцем и
приемля в себя грядущее Слово, вмещая в себя грядущее
Слово, вмещая в себе нигде невместимого Бога: ибо это
приятно Тому, Кто низшел ради нас, дабы тесным
соединением с нами совозвести нас с Собою. Поставим
самих себя у ног Христа облеченными, вместо одежд, в
благодать Его или в Самого Его: ибо (сказано) "елицы во
Христа креститеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3:27).
Будем ежедневно говорить священные слова, потрясая ваиями души: "благословен грядый во имя Господне Царь
Израилев" (Ин. 12:13). Куда и откуда грядый? – к нам
от Отца, ко кресту от чуда над Лазарем. Когда грядый и
ради кого? – по исполнении времен, ради нашего спасения:
поелику "единою в кончину веков" (Евр. 9:26) Он
добровольно избрал смерть за людей, – по избытку
человеколюбия Он стал человеком, дабы спасти человека.
Итак, последуем смирению Христову, объимем нищету, дабы
обогатиться; вкусим креста, дабы наследовать сладость
жизни. Разстелем у ног Господа, вместо одежд, желания
сердца, дабы, проходя по нас, Он был весь в нас и
показал всех нас в Себе и Себя всего в нас.
Хочешь ли, возлюбленный, светло
праздновать торжественный день и сретить Христа,
грядущего на страдания, и прилепиться к Нему? – начертай
образ бывшего тогда. Будь спутником Победителю, вместе с
толпой потрясая знамениями победы. Вместо ваий принеси
добродетельную жизнь; ветвями масличными соделай свои
руки, простертые к милостыне. Ризами подстели
"Покрывающему небо облаки" не плотские одеяния, но всего
себя предай верою всему Воплотившемуся ради тебя; облеки
Им всего себя, как одеждою, и прими всего Его, ради тебя
пришедшего и грядущего на страсть. Будь, если угодно,
жребятем, являя юношескую бодрость жребяти при
старческом уме: понеси Христа, грядущего во Иерусалим;
соделайся жребятем по простоте мысли. И как тот следовал
за посланными в Виффанию отрешить и привести его, нимало
не противясь, а лишь преклонившись пред ведущими его:
так и ты сам подчинись научающему тебя принять Христово
смирение, ни в чем не противясь, и будешь поистине жребя
Христов, освобожденный от скотского неразумения.
Уподобься детям еврейским: младенчествуй во зле.
Перемени седину волос на кротость младенца: безполезна
седина, если нет простоты... Сопутствуй Господу с
народом, предшествуя народу. Восприими пророческие уста;
воспой, прославь Возводящего тебя от славы в славу;
стань Сионом, стань душею Иерусалима, действительным
градом Божиим, градом прославленным, дабы принять Христа
вселяющагося в тебя. "Се бо грядет к тебе кроток и
спасая", не величаясь благодеяниями. Разшири двери уст
твоих, воспой с детьми, взывая: "благословен грядый во
имя Господне, Царь Израилев!" Соделай сердце свое
горницею постланною, дабы принять Христа для вкушения
Ему у тебя вечери. Но, трапезуя со Христом, не подражай
Иуде. Вкушая трапезу таинственную, не опускай руки в
блюдо вместе со Христом; не будь безразсуден – замышлять
на учителя. Если ты слышишь: "един от вас предаст Меня"
(Ин. 13:21), не величайся. Смирись со смиренными, с
молчаливыми заботься о молчании. А если спросят тебя,
отвечай кротко Всеведущему и не мудрствуй, паче еже
подобает. Кто же уготовает сердце свое, как горницу, –
кто подражает "ослице" и принимает Христа? – Кто
окажется вечерею для Христа, предлагая жизнь свого в
пищу Изрекшему: "Мое брашно есть, да сотворю волю Отца
Моего, Иже есть на небесех" (Ин. 4:34). Кто имеет
столь пламенную веру, что желает претерпеть со Христом
вожделенную и блаженную страсть и, слыша предречение
ученикам: "се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий
предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на
смерть, и предадят Его языком на поругание и биение и
пропятие" (Мф. 20:18–19), отвергает всякое мирское
пристрастие; кто будет подражать своему Господу, ради
Него охотно перенося все, что Он добровольно претерпел
ради людей. Ибо Он страдал не за Себя Самого, но образ
давая нам и показывая предел мужества и смирения, дабы
мы не падали духом, когда приключится с нами что-либо
прискорбное.
Каким же это образом? Внимательно
выслушай, дабы понять значение сказаннoго.
Кто-либо оскорбил тебя словом, не
сердись: ибо и Христа, Который есть Господь Бог,
поносили. Ты получил тяжкую обиду от ближняго? Но
Христос перенес и заушения. Ты опозорен? Но Господь
претерпел и оплевания и носил хламиду – одежду
поругания. Ты в безчестии? Но и над Христом глумились,
что и предрек Исаия: "безчестно бысть (лице Его), и не
вменися" (Ис. 53: 3). Тебя ударили рукою? Но и Христа
ударяли по лицу, и Его главу били тростию. Тебя мучат?
Христос даже был распят: гвозди пронзили руки и ноги
Его; однакоже и пригвожденный ко кресту, Он молился за
распинателей Своих (Лк. 23:34). Насколько это тяжелее
того? Насколько страдания Христовы тягостнее наших?
Конечно, ничто прискорбное, что когда-либо случалось с
нами, не может сравниться со страданиями Христа: наши
страдания должны считаться весьма легкими и ничтожными,
как страдания только людей грешных и смертных, которые
подвержены изменениям, рождаются и умирают. А насколько
страдания Христовы превосходнее наших, сего не может
выразить никакое слово: поелику они суть страдания
Господа, всесвободнoго Бога, Который не подвержен греху,
– Бога неизменяемoго, безсмертнoго, "у Него же несть
пременение, или преложения стень" (Иак. 1:17). Но, без
сомнения, хотя Он "грехи наша носит, и о нас болезнует";
однако, Сам "беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть
во устех Его" (Ис. 53:4-9): ибо Он весь есть правда и
освящение, и избавление, и отгнатель всякoго греха. И не
взирай только на величие страданий Христовых, но почти
достоинство Терпящeго. Помысли, какая разница видеть
простoго человека повешенным на дереве и зреть Бога
посреди разбойников? Помысли, кто когда-либо восхотел
потерпеть такиe страдания, для перенесения которых
добровольно Христос явился в мир? И когда же это? –
после Божественных знамений, после исцелений, после
неслыханных врачеваний недугов, после благодеяний,
которыми Он никогда не преставал ущедрять приходивших к
Нему, немедленно разрешая должников, одним законополагая
отпущение, других изъимая от осуждения...
А как не привести на память тех
бедствий, которыe Господь испытал в конце, именно,
искушений, которыe Он перенес прежде креста – предания и
льстивoго лобзания, нашествия с оружием и дрекольми,
приведения к Каиафе, лживых свидетельств, допроса пред
судилищем, вопля, который подняли иудеи, возбуждая
толпу: "распни, распни Его" (Лк.23:21), бичеваний,
насмешек, заплеваний, заушений, терновoго венца, хламиды
червленной, отведения на Голгофу... Что еще было на
кресте? – Гвозди, пропятие на древе, оцет, желчь, копие,
жребий, брошенный об одеждах, разделение их, поругания
при кресте, когда одни, покивая главами, говорили такиe
слова: "иныя спасе, Себе ли не может спасти"
(Мф. 27:42), другие: "аще ты еси Христос, спаси Себе"
(Лк. 23:39): иные: "уа, разоряяй церковь и треми денми созидаяй
ю: спасися Сам, и сниди с креста" (Мк. 15:29–30);
другие: "остави, да видим, аще прииде Илия спасти Его"
(Мф. 27:49); иные: "аще Царь Израилев есть, да снидет
ныне со креста, и веруем в Него" (Мф. 27:42).
Представляется ли это тебе малым для образца смирения?
Умолчал ли бы ты, если бы перенес даже один вид таких
страданий Христовых? Но Христос молчал, претерпевая все.
А сколь страшно и дивно то, что́ последовало за крестом!
Подумай: небо свыше омрачилось, солнце затмилось, луна
потускнела, земля потряслась, бездна смирилась, горы разселись, могилы извергли своих мертвецов, – и сколько
еще великoго случилось в это время! Обличенные сим и
наученные, что страдавший был Бог, иудеи, вследствие
столь необыкновенных событий, должны были бы, переменив
прежнее мнение, узнать должное; но от злобы они не
сделались лучшими и не престали (злодействовать), а
подвиглись на худшее. Скажу и о злодеяниях их после
погребения Христа: о страхе при гробе, о запечатании
камня, об измышлении касательно воскресения, о
распространенном обмане: "помянухом, яко льстец Он рече
еще сый жив: по триех днех востану. Повели убо утвердити
гроб до третияго дне" (Мф. 27:63–64), и затем:
"рцыте, яко ученицы Его нощию пришедше украдоша Его"
(Мф. 28:13)...
Помысли, человече, сколь велики
страдания Христа моего и Бога, которыми Он потребил мои
страсти! Сколько образовалось для меня источников
благодеяний, сколько спасительных врачеваний! Сколько в
течение двух дней перенес от иудеев тот добрый Пастырь,
который положил душу Свою за нас – овец! Сколько –
прежде страсти от дня явления Своего Израилю! То они
говорили: "беса имаши" (Ин. 8:48), – то: "ядца и
винопийца, друг мытарем и грешником" (Лк. 7:34);
иногда: "разрушает (Иисус Христос) закон", "разоряет
субботу", – иногда: "самарянин есть" и "сын тектонов" и
прочее, что содержится в Евангелиях. А что сказать об
искушениях и вопросах с целию уловить Господа: "достойно
ли есть дати кинсон кесареви, или ни" (Мф. 22:17)?
"коею властию сия твориши" (Мф. 21:23)? "кое знамение являеши нам, яко сия твориши" (Ин. 2:18)? "доколе
души наша вземлеши" (Ин. 10:24)? "аще ты еси Христос,
рцы нам не обинуяся" (Ин. 10:24)... Как много
предпринимали дерзкие и христоненавистные люди против
Кроткoго и Смиреннoго, против Того, Кто претворял для
них воду в вино, Кто вместе с ними вечерял, Кто призывал
самарян, оправдывал мытарей, блудниц обращал к
целомудрию, изсушал течение кровей, изгонял демонов,
очищал прокаженных, хромых, согбенных соделывал
прямоходящими, укреплял члены разслабленным, исцелял
сухую руку, подавал глухим слух, слепым – зрение, немым
– способность речи, ходил по морю, немногими хлебами
питал многия тысячи людей, словом возбуждал мертвецов!
О, если бы и нас, мертвых грехами и страстями
прельщения, Он сооживил в Себе, благодатию и милосердием
Своего человеколюбия! Чрез Него и с Ним слава, честь и
поклонение Отцу и благому, животворящему Его Духу, ныне
и присно и во все безконечные веки веков. Аминь.
Андрей Критский, святитель
Цитировано по:
Слово в неделю Ваий. Иже во святых отца
нашего Андрея,
архиепископа Критскаго. Церковныя
ведомости, издаваемыя
при Святейшем Правительствующем Синоде.
Еженедельное
издание, с прибавлениями. 1900. Первое
полугодие. – СПб.:
Синодальная Типография, 1900. – С.
523–527
Азбука веры
Примечание
1. В сокращении и переложении на русский
язык. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col.
985–1018, ср. "Торжественник" – рукопись Московской
синодальной библиотеки (284 – CCLXXI), лл. 239–250.
Уставом церковным чтение сего слова положено после
полиелея на утрени в праздник Входа Господня во
Иерусалим.
***
Молитва святителю Андрею Критскому:
- Молитва святителю Андрею, архиепископу
Критскому. Великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец.
Ему молятся о даровании покаянного чувства,
смирения, молитвенности, и также об исцелении от
немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия
Житийная и научно-историческая литература о святителе Андрее Критском:
Труды святителя Андрея Критского:
|