Ашвамедха - главная жена правителя должна
имитировать с трупом коня половой акт
Ашвамедха - самый значительный из
ритуалов, призванных обозначить и утвердить власть
правителя. Он известен нам в деталях, потому что
подробно описан в ведах, но чаще других приводят его
описание из четырнадцатой книги Махабхараты -
Ашвамедхикапарвы. В ней описана ашвамедха Дашаратхи.
Главное - этот ритуал может заказать (ну
и принять участие, естественно) только царь - хотя тут
без вариантов, из описания станет понятно, что это
безумно дорогое и хлопотное мероприятие. Причем не
просто царь - царь, претендующий быть чакравартином,
повелитетем мира. (Термин "чакравартин" - повернувший
колесо [нового временного цикла], возможно, происходит
от другого царского ритуала, когда правитель должен был
взобраться на высокий шест и дотронуться до укрепленного
на нем колеса) . Дословно "ашвамедха" переводится как
"жертвоприношение коня". Для этого берут жеребца, он
должен быть старше 24 лет, но моложе ста. Жеребца после
определенных ритуалов отправляют свободно пастись,
присоединяя силой оружия все земли, по которым он
проходит в течение года. Очевидно, такой цикл связан с
солярной символикой, тем более что конь в индийской
традиции был связан с богом солнца Сурьей. Кроме того,
ритуал часто проводился в момент, когда царю требовался
наследник, а срок беременности лошадей равен годовому
обращению солнца. По прошествии года после некоторых
ритуальных действий коня умерщвляли посредством
удушения. После этого сопровождаемая наложницами главная
жена правителя имитировала с трупом коня половой акт и
проводила с ним ночь в царском дворце. Поутру тушу
разделывают, жарят на огне и предлагают в качестве
ритуальной пищи богам.
История знает несколько подтвержденных
источниками ашвамедха. Ее проводил Самудрагупта I, и
даже выпустил памятные монеты на тот счет, и затем
раджпутские правители - знаменитый Притхвирадж Чаухан в
12 в. и Джай Сингх II в начале XVIII века.
Живой журнал - 13.09.2009.
|