Кровавый
индуистский ритуал на севере Индии
Сегодня у человека есть выбор между
верой в себя, верой в научные возможности человечества и
верой в религию, которая хранит свои аргументы не в архивах
технических и гуманитарных библиотек, а в сердцах верующих.
Обладая прекрасным многообразием, религия до сих пор
подчиняет себе сознание людей.
Индия. Долина Куллу. Индуизм и поверья
местных колдунов сплелись здесь в особую форму религиозных
верований. Вопреки мировым тенденциям отхода от
жертвоприношений и смещения религиозных обрядов все больше в
область мышления, в городе Куллу, духовном, торговом и
административном центре долины Куллу, можно и сегодня стать
свидетелем кровавого публичного ритуала в день индуистского
праздника Дуссехра. Фестиваль посвящен победе царевича Рамы
над злым демоном Раваной, похитившим его супругу и увезшим
ее на свой остров Ланка (современное название острова – Шри-Ланка).
Долина Куллу, расположенная на севере
страны, в 400 км от Дели, – это единственное место в Индии,
где празднование Дуссехры приобретает подобный размах и
имеет подобную специфику. Только здесь победе Рамы над
Раваной придается столь большое значение. В других частях
Индии большей популярностью пользуется фестиваль Дивали,
который посвящен возвращению Рамы домой после удачного
освобождения своей похищенной супруги, а празднование
Дуссехры ограничивается лишь сжиганием чучела, которое
олицетворяет собой демона Равану. В Куллу же это одно из
главных событий в религиозном календаре.
В первый день фестиваля в городе
открывается большая ярмарка, где можно приобрести все: от
продуктов питания до автомобиля. В город стекаются тысячи
индийцев, а также бродячие артисты, которые устраивают
представления под натянутыми шатрами, погонщики слонов со
своими питомцами, огромное количество военных, призванных
следить за порядком в течение фестиваля. Однако несмотря на
всю популярность празднества у местного населения,
иностранный турист здесь большая редкость. Куллу – это не то
место, которое рекомендуют к посещению туристические
агентства, а празднование Дуссехры здесь – не то событие, на
которое будут приглашать сами индийцы. Иностранцу,
приехавшему на фестиваль "без приглашения", важно знать, что
фотографировать праздничные мероприятия запрещено. Турист,
нарушивший запрет, в лучшем случае отделается
предупреждением, а в худшем (а бывает и так), останется без
фотокамеры. Фестиваль Дуссехра – довольное интимное событие
в религиозной жизни индуистов, которое они предпочитают не афишировать.
Праздник начинается с появления в
городе пестрых, украшенных цветами, паланкинов, которые
приносят из храмов всех окрестных деревень, чтобы почтить
"духовного короля Куллу". Паланкин с многоликим индуистским
божеством довольно тяжелый, несут его четыре человека, а
рядом, держась за край паланкина рукой, бегут
единомышленники, готовые подменить уставших носильщиков.
День и ночь на улицах города не замолкают барабаны и
изогнутые медные трубы, сопровождающие обряды поклонения,
совершаемые у паланкинов: верующие в такт ударам барабана
раскачивают паланкины с божеством, с цветочного ожерелья
которого падают редкие оранжевые цветы. Тонкие струйки
благовоний крадутся вдоль земли и исчезают, растворяясь в
пропитанном сандалом воздухе. Вдоль дорог сидят молчаливые
"саду" (просвещенные) в оранжевых тюрбанах, предлагающие в
качестве своих услуг предсказания, благословление,
прокалывание носа и ушей и еще целый перечень обрядов,
направленных на улучшение кармы верующего. Рикши в Куллу в
дни празднования работают без остановки, и только листья
"бетеля", сильнодействующего природного стимулятора,
позволяют сохранить бодрость духа. От жевания "бетеля"
улыбка рикши приобретает наивный и несколько печальный вид,
а губы становятся розовыми от сока. В дни фестиваля у всех в городе много работы.
Часто индуистские праздники – это
точное театрализованное воссоздание событий из жизни
виновников торжества. В долине это действо воссоздается с
предельной точностью: "король Куллу", духовный лидер долины
Куллу, перевоплощаясь на время праздника в царевича Раму,
мечом отсекает голову годовалого бычка, который, в свою
очередь, на время фестиваля Дуссехра перевоплощается в
демона Равану. И потом, потрясая отрубленной головой под
восторженный гул собравшейся на праздник толпы, "король
Куллу" говорит, что теперь Рама пойдет домой как победитель,
завершая таким образом недельный фестиваль. Человек, не
подготовленный к зрелищу подобного рода, не ожидающий столь
буквальной постановки "Рамаяна", привыкший видеть в качестве
подношения индуистским богам максимум цветы и фрукты,
испытывает шок, когда после короткого выкрика пожилой
человек в белоснежных одеждах одним ударом отрубает голову
животному. До последнего не верится, до последнего думается,
что бычок был не настоящим. Но ты оглядываешься вокруг,
смотришь на лица взрослых и детей и видишь в них лишь
соучастие и согласие с происходящим – все произошло
по-настоящему, все так и должно быть. Тысячи верующих, один
за другим, медленно проходят мимо окровавленных останков,
чтобы лично убедиться в том, что враг Рамы повержен. Вечером
всех ждет праздничный концерт, где артисты из разных частей
Индии будут поздравлять жителей Куллу с победой Рамы.
После окончания фестиваля ровно сутки
будут лежать останки бычка. На следующее утро верующие вновь
поместят шесты паланкинов на плечи и отправятся в путь,
унося своих богов, расходясь по своим деревням. "Пока
танцует Шива и проводится "пуджа" (религиозная служба), мир
существует", – говорят "саду", собирая в мешок свои нехитрые пожитки...
Денис Косяков Turist.ru - 20.11.2006.
|