Индусы просят рептилий, забравшихся в дом, уйти с миром
В честь змей в Индии возведены
величественные храмы. Высеченные из камня изображения
рептилий можно встретить у дорог, водоемов и деревень. При этом ежегодно от укусов змей
умирают до 60 тыс. индийцев. Это в 30 раз превышает число
жертв, погибших от нападения тигров, леопардов, пантер и
других животных, вместе взятых.
Культ змеи насчитывает в Южной Азии
более пяти тысяч лет, и его корни уходят в пласты доарийской
культуры. Например, в сказаниях Кашмира упоминается о том,
что рептилии властвовали над долиной, когда она еще
представляла собой бескрайнее болото. Впоследствии с
распространением буддизма мифы стали приписывать змее
спасение Будды. Произошло это событие на берегу реки
Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде
достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но
козни демона расстроила огромная кобра. Она семь раз обвила
тело Будды и защитила его от дождя и ветра.
Согласно древним космогоническим
представлениям индусов, опорой Вселенной являются
многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового
океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель Вишну. В
конце каждого космического дня, равного 2160 млн. земных
лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, которые творец
Брахма отстраивает заново. Другого могущественного змея
Васуки грозный разрушитель Шива постоянно
носит на себе в качестве священного шнура.
Шеша и Васуки – признанные цари нагов,
полубожественных существ со змеиными туловищами и одной или
несколькими человеческими головами. Они обитают в Нагалоке –
подземном царстве. Бхагавати – столица царства – обнесена
стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого
богатого города в четырнадцати мирах.
О змеях в Индии сложено бесчисленное
количество легенд и сказаний, с ними связывают самые
неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет собой
вечное движение, выступает воплощением души предка и
хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят на обе стороны входной двери.
Преднамеренное или случайное убийство
змеи – тягчайший грех. На юге страны над убитой змеей
брахман произносит мантры. Ее тело накрывают шелковой
тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья
сандалового дерева и сжигают на погребальном костре. Зато
благоприятной приметой является находка старой змеиной
шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки.
Обладатель заветной находки кладет ее кусочек в свой
кошелек, полагая, что она принесет ему богатство. По
приметам, кобра хранит драгоценности в капюшоне.
В старинных книгах змеи упоминаются
среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Им ведомы
средства и от собственных укусов, но их они тщательно
оберегают и открывают лишь суровым отшельникам.
Ежегодно в Индии торжественно отмечают
праздник змей – нагапанчами. Главных виновниц события
приносят из леса и выпускают прямо на улицу и во дворы. Их
приветствуют, осыпают цветочной пыльцой, щедро одаривают
деньгами и благодарят за спасенный от грызунов урожай. Люди
угощают змей молоком, топленым маслом, медом, куркумой
(желтым имбирем) и поджаренным рисом. К их норам ставят
цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.
Ползучих гадов в Индии можно встретить
не только в полумраке джунглей, у реки и искусственного
водоема, но даже посреди автострады или в номере
многозвездочного отеля. Никогда не забуду свой первый приезд
в Дели. Я остановился в уютном особняке Российского
культурного центра. Расположенный в черте нового города, он
окружен раскидистыми тропическими деревьями. Ночью меня
разбудил непонятный шорох. По коже пробежали мурашки. С
мыслью о кобре я поднялся и зажег свет. В помещении работал
кондиционер. Поток воздуха гонял по полу пластиковый пакет.
Утром я решил немного прогуляться.
Обойдя территорию культурного центра, я с наслаждением
растянулся на изумрудно-зеленой траве. Мимо проходил
садовник-индиец. Он с ужасом посмотрел на меня: "Сахиб!
Разве вы не знаете, что здесь полно змеиных нор. Там, где вы
отдыхаете, сегодня видели крайта!" Я подскочил как
ошпаренный. В свое время я читал, что яд крайта, змеи из
семейства аспидов, на редкость токсичен. От этого яда
умирают до половины укушенных крайтом, и им не помогает даже самая современная вакцина.
Бесконтрольная вырубка лесов в Индии и
замена их рисовыми полями привели к массовому
распространению грызунов. Полчища крыс и мышей наводнили
города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии. В
период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы,
гады находят убежище в жилищах людей. В это время они становятся весьма агрессивными.
Обнаружив рептилию под кровлей своего
дома, благочестивый индус постарается уговорить ее с миром
покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим
заклинателям змей. Их можно встретить на каждой улице. В
чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из
засушенной тыквы, они подолгу сидят над плетеными корзинами
в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии
дрессированные змеи поднимают головы из корзин, грозно шипят и раскачивают капюшонами.
В последние годы в телефонных книгах
публикуют номера служб, специализирующихся на отлавливании
ядовитых змей. Пойманных пресмыкающихся вывозят за черту
города и выпускают в характерные зоны обитания.
Самая опасная из змей, конечно, кобра.
Ее яд начинает действовать через несколько минут после
укуса. Сначала человека внезапно одолевает сон, потом
расстраивается речь, мутится сознание,
происходит паралич дыхательных мышц, и наступает смерть.
Кобра широко распространена в стране.
Это крупная бурая змея до двух метров в длину. В отличие от
обычной кобры королевская кобра достигает пяти-шести метров
и встречается в основном в штате Ассам. Ее тело отливает
серебром. На капюшоне кобры своеобразный рисунок,
напоминающий очки. Индусы трактуют его как усеченную
свастику – древний символ солнца, огня и вечного движения.
Из 230 видов змей, встречающихся в
Индии, ядовитыми являются 55 видов, а такого количества
вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный
индиец. Поэтому остается только уповать на милость богов и собственную осмотрительность.
Валерий Кашин НГ-Религии - 02.02.2006.
|